Программа по предмету "Эстетическое воспитание".
рабочая программа по мхк (9 класс)

Тиукова Людмила Анатольевна

Программа по предмету "Эстетическое воспитание".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное   учреждение «Санкт-Петербургское специальное учебно-воспитательное              учреждение закрытого типа» (Санкт-Петербургское СУВУ)

«ПРИНЯТО»

Решением педагогического совета

Протокол № 4

от 28.06.2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

Санкт-Петербургского СУВУ

№ 356 от 30.06.2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

профессионального обучения  

по программе «Эстетическое воспитание»

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(интеллектуальные нарушения)

по профессии

                                 18880 «Столяр строительный»

                               Форма обучения – очная

                 Нормативный срок обучения – 10 месяцев

                         Уровень квалификации – 2 - 3 разряд

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                        стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

2. ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Эстетическое воспитание.

  1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы для подростков с девиантным поведением и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальных учебно-воспитательных заведениях.  

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы – общие профессиональные дисциплины ОП.04 «эстетическое воспитание».

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.

Цель программы – развитие личности подростка в единстве духовного, нравственного, эстетического и социально-педагогического аспектов; воспитание в подростке любви к его малой Родине, ее святыням, любви к Отечеству на основе традиционных этических ценностей.

Целью инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является полноценное развитие и самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально - типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- нравственные и этические нормы, принятые в российском обществе;

- основы духовной культуры нашего народа;

- основные памятники отечественной и зарубежной художественной культуры;

- а также чтить память предков;

-  быть патриотом своего Отечества.

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины – максимальная учебная нагрузка – 80 часов, в том числе – 30 часов практических занятий (усвоение навыков светского и церковного этикета, посещение музеев, паломнические поездки, встречи с молодежью и ветеранами, различные вечера и конференции и пр.).

Итоговая аттестация проводится в форме зачёта.

Пояснительная записка.

 «Цель эстетического воспитания – в приспособлении человека к жизни в обществе. Эстетическое воспитание увеличивает способность к наслаждению. Руководство же в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии. И та, и другая требуют от человека духовной работы»

Н.С.Гумилев

«Истинность Добра и Красоты, доброта Истины и Красоты, красота Истины и Добра»

Л.Н.Столович

«Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли»

                                                                    Н. И. Пирогов

«Знание не должно упреждать опыт, а соответствовать тому опыту, который есть в детях»

                                                   О.Николай (Парамонов)

Настоящая программа «Подросток в мире культуры» составлена на основе программы «Культура и человек» для профессионально-технических училищ (автор программы – Соловьева Т.Е.) и программ «Художественная культура древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения» (6-8 кл.) и «Мировая художественная культура» (9-11 кл.) (авторы программы – Солодовников Ю.А. и Предтеченская Л.М.) и скорректирована с учетом интересов, психологических особенностей и возможностей подростков 12-18 лет, нуждающихся в специальных условиях воспитания, находящихся в закрытом учебном заведении и имеющих ограниченные возможности здоровья.

Структурно-содержательное построение программы, отбор тем, их емкость и распределение часов определялись особенностями возрастной психологии и интересамии потребностями воспитанников СУВУ на основе многолетнего опыта преподавания этих курсов в Специальном профессиональном училище и общеобразовательной школе.

В программе уделяется внимание развитию культуры личности в единстве духовного, нравственного, эстетического и социально-педагогического аспектов. Стержнем программы, рассчитанной на  80 часов в год, является культурная среда, в которой формируется человек. Конечная цель обучения – побудить учащихся к самостоятельному, на основе полученных знаний и умений, освоению культуры, к определению своего места в жизни. Важнейшая задача обучения – сформировать в сознании учащихся основы духовного, нравственного и эстетического поведения, приобщить к ценностям мировой и отечественной культуры. Знания, полученные учащимися, не должны опережать их опыта, а соответствовать тому опыту, который ими приобретен.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Программа носит культурологический характер, но приоритетным направлением ее является воспитание человека в духе высокой нравственности с учетом отечественного опыта и традиций. Обращение во внеклассной работе к сокровищам древнерусского искусства позволяет решать не только образовательные задачи, но и существенно влиять на поведение подопечных.

     Актуальность данной программы состоит в разработке практических способов перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей средствами отечественной культуры.

Программа посвящена актуальной теме – роли духовных ценностей Православной Церкви в образовании подрастающего поколения. В связи с тем, что у большинства людей, населяющих Россию, утеряно глубокое понимание важности и необходимости детского православного религиозного воспитания, страдают традиционные основы русской семьи и жизни. В результате, молодое поколение, не имея крепкой и благополучной христианской семьи, не имеет и никакой внутренней защиты от разрушающей силы различных пороков и страстей.

При остро поставленной представителями сферы образования и духовенства проблеме духовной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в настоящее время еще не хватает практического инструментария, методических разработок по их перевоспитанию.

      Новизна данной программы заключается как в ее содержании (привлекается опыт, знания и принципы православной педагогики и психологии, долгое времяне использовавшиеся на практике), так и в формах ее реализации. Большую часть занятий планируется проводить вне стен училища: паломнические поездки по святым местам, участие в церковных богослужениях, сотрудничество с воскресной школой, экскурсии и др.

    Отличительной особенностью программы является то, что проблема духовной реабилитации трудных подростков переводится в ней на язык практико-педагогической задачи и находит свое решение в конкретных проявлениях.

Сложный научно-богословский и культурологический материал адаптирован к педагогическим условиям специального профессионального училища для детей с девиантным поведением. Теоретические знания по истории Отечества, этнологии и этнографии, богословию и литургике, иконографии и теории искусства, а также церковному и светскому этикету, преподаются с учетом образовательного и психологического уровня воспитанников.

Вовлечение подростков в интересную жизнь за пределами закрытого заведения, общение с людьми духовно и нравственно крепкими открывает перед ними светлую сторону жизни. Встречи с православными святынями и художественными памятниками Отечества делают пребывание подростков в училище более радостным, оптимистичным и осмысленным. Приобретение положительного опыта поможет им в дальнейшей самостоятельной жизни.

           Программа состоит из трех разделов:

  1. Культура и человек: духовное, нравственное и эстетическое воспитание.
  2. Человек в мире прекрасного: эстетическое и художественное воспитание.
  3. Опыт мировой и отечественной культуры в постижении Истины, Добра и Красоты.

В первом разделе решаются проблемы эстетического, нравственного и духовного воспитания на материале жизненного опыта подростков и привлечения в качестве иллюстраций памятников мировой художественной культуры (художественная литература, музыка, изобразительное искусство) и религиозного опыта. Широко используются материалы видеофильмов, отражающие современные проблемы молодежи. Изучаются такие понятия, как психологические, физиологические и духовные основы личности, межличностные отношения. Здесь отрабатываются навыки культурного общения, владения этикетом. В этом разделе закладываются основные предпосылки для развития образовательных и воспитательных процессов.

Первый раздел программы является приоритетным, так как духовно-нравственные и воспитательные задачи для воспитанников нашего училища требуют первоочередного решения.

Главнейшим вопросом первого раздела, проходящим красной нитью через последующие разделы программы, является вопрос о смысле и назначении человеческой жизни. Природа преступлений, наркомании, насилия и жестокости сравниваются с уникальностью и ценностью человеческой личности.

Во втором разделе программы «Человек в мире прекрасного» решаются задачи эстетического и художественного воспитания учащихся, развиваются способности в понимании художественно-выразительного языка разных видов искусства, воспитывается эстетический вкус.

Искусство, красота являются мощной силой, формирующей человека, его отношение к миру. Вместе с духовным и нравственным воспитанием они необычайно сильно воздействуют на человека. Чтобы наслаждаться искусством, обогащать свой внутренний мир, необходимо понимать язык разных видов искусства. Второй раздел программы является мостиком, соединяющим внутренний мир подростка с огромным миром культуры, в котором отражен опыт  поиска смысла жизни (Истины, Добра и Красоты). На занятиях учащиеся знакомятся с творчеством отечественных и зарубежных художников, архитекторов, композиторов, режиссеров, писателей и поэтов.

Наиболее насыщенным и объемным является третий раздел - «Опыт мировой и отечественной культуры в постижении Истины, Добра и Красоты». В нем концентрируются и по-новому преломляются те понятия, которые уже рассматривались в предыдущих разделах.

Теперь главным героем становится человек разных времен и национальностей, внутренний мир которого, опыт поисков смысла жизни преломляются в памятниках культуры. А сами памятники выступают как свидетельства духовных поисков человечества в постижении Истины, Добра и Красоты. Большее внимание в этом разделе уделяется знакомству с памятниками культуры, традициями и духовными ценностями нашего Отечества.

Успех реализации программы зависит не только от образования учителя в области психологии, эстетики, этики и искусствознания, религии и культурологи, но, прежде всего, от его отношения к личности подростка, от позиции учителя, рассматривающего нравственно-эстетическое воспитание как процесс глубоко интимный, психологически содержательный, в котором учительская открытость, искренность заставляют предъявлять к себе высокие нравственные и эстетические общечеловеческие требования.

В качестве иллюстративного материала используются слайды и репродукции произведений изобразительного искусства, видеофильмы (документальные и художественные), записи музыкальных произведений. В качестве дидактического материала используются карточки, игры, викторины, кроссворды, проводятся практикумы по общественному этикету. В течение года проводятся срезы работ, позволяющие определить начальный культурно-образовательный уровень подростков и проследить динамику его развития и результат. В качестве зачетной работы по курсу предлагается тестирование и доклад по одной из тем курса. Одной из форм зачетной работы может являться составление сценария, подготовка и участие в тематических спектаклях, литературно-художественных композициях, посвященных отдельным разделам курса.

Уроки эстетического воспитания могут выходить за рамки кабинета проводиться в музеях Санкт-Петербурга (Эрмитаж,  Александро — Невская Лавра и др), Старой Ладоги, Пскова, Тихвина, Великого Новгорода, Старой Руссы, в паломнических поездках (Валаам, Антониево — Дымский и др. монастыри).

 Учитывая личностные особенности воспитанников, проводящих все свое время в стенах училища, занятия по предмету рекомендуется проводить не в академической форме, а в непринужденной, домашней обстановке, нередко за чашкой чая, создавая атмосферу уважения к культурным ценностям, чтобы общение с прекрасным давало ребенку заряд оптимизма на преодоление трудностей сегодняшнего и последующих дней.  

Учитель, подходя творчески к выполнению программы курса, оставляет за собой право жертвовать некоторыми темами разделов для решения текущих, вызванных особенностями данного заведения (конфликтные ситуации, психические срывы, горе в семье, изменения в расписании занятий и т.п.) насущных задач по реабилитации личности трудных подростков, в том числе имеющих ограничения развития по состоянию здоровья.

2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эстетическое воспитание».

 Наименование тем

Содержание учебного материала

Объём часов

(час)

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

1

Введение.

Понятие о культуре. Многообразие форм культуры. Эстетическое воспитание. Цель и задачи курса.

1

Тема 2

3

Личность.

Определение личности. Строение личности. Психологические особенности: темперамент, воля, характер. Индивидуальность и уникальность личности. Роль труда в формировании личности.

1

1

2

Тема 3

1

Юность – пора становления личности.

Этапы развития личности. Легко ли быть молодым? Проблемы молодежи в истории мировой культуры. Проблемы переходного возраста. Проблемы досуга.

2

2

 

Тема 4

2

Мужчина и женщина.

Особенности физиологических и психологических характеристик мужчины и женщины. Мужественность и женственность. Смысл половой дифференциации. Сублимирующая сила любви. Культура поведения влюбленных.

2

Тема 5

2

Нравственная культура личности.

Тень добрачных отношений. Семья – источник формирования нравственной культуры личности.

2

2

Тема 6

4

Культура поведения человека в обществе.

Вежливость на каждый день. Практические навыки этикета. Светский и церковный этикет. Как обходиться без конфликтов?

2

Тема 7

3

Духовная культура личности.

Аксиология – культура о ценностях. Истина, Добро и Красота. Сакральный и профанный мир; их соотношения в жизни человека. Совесть – внутренний закон личности. Вера и нравственность. 10 заповедей Моисея – нравственный кодекс человечества.

2

 

Тема 8

2

Эстетическая культура личности.

Эстетическое чувство и вкус. Техническая эстетика и дизайн. Прекрасное и безобразное.

2

Тема 9

9

Художественная культура.

Понятие «искусство»; виды искусства. Художественный образ. Изобразительные искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Музыкальные искусства. Искусство театра и кино. Литература.

2

Тема 10

1

Художественная культура первобытного мира.

Происхождение религии и искусства. Первобытная архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи.  Культурный синкретизм – важнейшая черта первобытного искусства.

2

Тема 11

8

Художественная культура древних цивилизаций.

Египет. Боги древних египтян. Пирамиды как сакральное и художественное выражение мироощущения древних египтян. Иероглифы. Первое чудо света.

Древнейшие государства Междуречья. Вавилонская башня: миф и реальность. Клинопись. Висячие сады Семирамиды – Второе чудо света. Сотворение мира. Библия как величайший памятник человечества. Научная и религиозная картина мира. Сотворение человека. Адам и Ева. Происхождение зла. Грехопадение. Библейские сюжеты в искусстве.

2

Тема 12

3

Художественная культура Древней Греции.

Мифология и религия древних греков. Величайшие образцы античного искусства: Парфенон, Семь чудес света, скульптура и др.

2

Тема 13

2

Художественная культура Древнего Рима.

Легенда о Ромуле и Реме. Особенности римской культуры – религиозный и художественный синкретизм. Античность среди нас.

2

Тема 14

5

Рождение христианской культуры.

Происхождение христианства. Библейские пророчества о Мессии. Возникновение и развитие христианского искусства.

Тема 15

3

Художественная культура  средневековой  Европы.

Образование Византийского государства. Константинополь – центр Православия. Собор Святой Софии. Храм – модель мира. Происхождение и смысл иконы.

Происхождение монашества. Католицизм и художественные стили Западной Европы: романский, готика.

2

Тема 16

13

Традиционная духовная и художественная культура русского народа.

Культура и религия древних славян. Збручский идол. Принятие христианства. Влияние Византии. Архитектура: Киевская, Полоцкая и Новгородская Софии. Древнерусская икона – вершина русского искусства. Иконописные школы. Язык иконы. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и их творчество. Русские святые: Борис и Глеб, Св. Александр Невский, Преп. Сергий Радонежский и др.

2

Тема 17.

2

 Культура ислама.

Возникновение ислама. Шариат. Коран – священная книга мусульман. Художественная культура и ислам.

2

Тема 18

1

Художественная культура эпохи Возрождения.

Величайший переворот. Гуманизм как определяющее мировоззрение Западноевропейской культуры. Титаны Возрождения: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микельанджело. Особенности Северного Возрождения. Питер Брейгель.

2

Тема 19

1

Художественная культура Европы  Нового времени

Появление новых стилей: барокко. Классицизм. Формирование реализма. Рембрандт – голландский гений. «Возвращение блудного сына».

2

Тема 20

1

Художественная культура эпохи Просвещения в России.

       Эпоха преобразований Петра Великого и Екатерины Великой. Санкт-Петербург - новая столица Российской империи. Влияние западных традиций на древнерусское искусство.

2

Тема 21

1

В предчувствии  потрясений.

       «Серебряный» век русской культуры и «красный» октябрь. Творчество поэтов — символистов. А. Блок. Акмеизм: О. Мандельштам. В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак и др.

Дыхание времени в творчестве поэтов:

«А по набережной легендарной
Приближался не календарный,
Настоящий двадцатый век…», - А. Ахматова.

      Революция и культура. Тоталитаризм и фашизм в искусстве. Социалистический реализм.

2

Тема 22

8

Новомученики и исповедники Церкви Русской.

 

      Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, исповедник.

     Аполитичность Церкви. Борьба против обновленчества.

2

Тема 23

3

Россия – родина моя!

    «День Победы порохом пропах!» Значение Победы над фашизмом в духовном возрождении русского народа и отражение ее в искусстве. Художественный фильм «Обыкновенный фашизм» Блокадный Ленинград — образец несгибаемой силы духа русского народа. Искусство в годы Великой отечественной войны. «Бессмертный полк».

2

Тема 24

1

  Значение современной и традиционной культуры.  

   Подведение итогов курса. Обмен мнениями, впечатлениями, пожеланиями. Просмотр творческих работ, фотоальбомов, отражающих совместную деятельность на уроках эстетического воспитания.

2

 

итого

80 часов

 

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Для текущего контроля применять фонды оценочных средств (ФОС) (таблица).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять навыки этикета на практике,

- понимать художественный язык иконы и некоторых видов искусств;

Тестирование на практических занятиях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные нравственные ценности и нормы поведения,

- основы отечественной и зарубежной культуры.

Тестирование, устные опросы, письменные зачеты.

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета эстетического воспитания.

Оборудование учебного кабинета:

1. рабочий стол преподавателя,

2. стул,

3. стулья и парты для обучающихся (8 комплектов),

         4. компьютер преподавателя,

           5.  телевизор,

         6. видеомагнитофон,

         7. DVD-плейер,

  8. цветы, вазы,

          9. произведения искусства, (картины, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства); книги, журналы и альбомы по искусству, фотоальбомы, открытки, репродукции,        

          10. Игры, карточки, конструкторы, пазлы, книги-раскраски.        

           11. Листы ватмана, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, ножницы,    клей.

           12. Бумажные и полотняные скатерти и салфетки, столовые приборы, чайный сервиз, электрочайник, столовая посуда.                              

Технические средства обучения:

- интерактивная доска,

- компьютер с выходом в сеть Интернет;

- телевизор.

4.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, дополнительной литературы

  1. Человек и культура. Введение в курс «Мировая художественная культура». СПб: Спецлит, 2000.
  2. Я умею. Этикет и сервировка стола. М.: 2002.
  3. Рольф М. Энциклопедия «Этикет». М.: 2003.
  4. Библия. Книги Ветхого и Нового Заветов в синодальном переводе.

5. Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника. М.: Зачатьевский монастырь, 2002.

  1. Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТГУ, 1999.
  2. Как различать духовенство по чинам и званиям. М.: «Благо», 1999.
  3. Закон Божий. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Репринтное издание. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
  4. Закон Божий для самых маленьких. М.:1997.
  5.  Библейские сюжеты. Русские художники XIX в. СПб: «Художники России», 1994.
  6.  Митрополит Кирилл. Слово пастыря. Беседы о православной вере. М.: 2004.
  7. Закон Божий. М.: «Ковчег», Сретенский монастырь, 1998.
  8. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие, курс лекций. М, 1997.
  9. Иерей Олег Давыденков. Катехизис, курс лекций. М, 1998.

15.Закон Божий. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Репринтное издание. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.Закон Божий. М.: «Ковчег», Сретенский монастырь, 1998.

  1. Русский народ, его обычаи, обряды, предания и, суеверие и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М.: «Книга Принтшоп», 1990.

17. Янушкявичюс Р., Янушкявичене Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.,1998.

 18.  Склярова Т. В. Возрастная психология и педагогика. М.: ПСТГУ, 2005.

  1. Непознаваемый мир веры. М.: Сретенский монастырь, 2003.
  2. Супрун В. И. Православия святые имена. Учебное пособие. Волгоград, 1996.                                                                                                                                                                          
  3. Русские святые. Санкт-Петербург. Издание «Азбука», 2001.
  4. Нечволодов А. Сказание о русской земле. Репринтное издание в четырех книгах, М.: «Православная книга», 1992.
  5. Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России VIII-XV вв. Учебник для учащихся VII класса, М.: «Издатель», 1995.
  6. Жития святых. Составил святитель Димитрий Ростовский. М.: 1994-1997.
  7. Алпатов М.В. Распятие Дионисия. Этюды по всеобщей истории искусств. Труды. М., 1979.
  8. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993.
  9. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995.
  10. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991.
  11. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М.: Мысль, 1992.
  12. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1999.
  13. Икона. Секреты ремесла. М.: Стайл А ЛТД, 1993.
  14. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М.: Арт. БМБ, 2002.
  15. Карелин Рафаил, архимандрит. О языке православной иконы. Сборник: Православная икона. Канон и стиль. К богословскому раскрытию образа. М., 1998.
  16. Карелин Рафаил, архимандрит. Мистика земного времени. СПб, 1997.
  17. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождении. М.: Паломник, 1999.
  18. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М, 1993.
  19. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV вв. Ленинградское отд.: Искусство, 1986.
  20. Лосский В. Богословие образа. Богословие и боговидение. Сборник. М., 2000.
  21. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 2001.
  22. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб.: Лига Плюс, 1999.
  23. Припачкин И.А. Иконография Господа нашего Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001.
  24. Райгородский Л.Д. Беседа о русских иконах. СПб.: Глагол, 1996.
  25. Сурова Л.В. Православная икона сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996.
  26. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Ярославль: Верхняя Волга, 1997.
  27. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы (репринт.). М., 1904.
  28. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Изд-во Православного братства свт. Филарета Дроздова, 1999.
  29. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Сборник: Философия русского религиозного искусства. М.: Прогресс, 1993.
  30. Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. М.: Паломник, 2001.
  31. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1997.
  32. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996.
  33. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975.          
  34. Аверинцев С.С. Красота изначальная. Наше наследие. №4. М., 1988.
  35. Русский народ, его обычаи, обряды, предания и, суеверие и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М.: «Книга Принтшоп», 1990.

54. Где святая София, ту Новгород. Поселок Тесово-Нетыльский: «Ксеньюшка», 2000.

  1. Софийский собор Великом Новгороде. Поселок Тесово - Нетыльский: «Ксеньюшка», 2000.
  2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Тула: 2003.
  3. Новгород. Памятник Тысячелетия России. Ленинград, 1983.
  4. Старая Ладога. СПб: 2003.
  5. Суздальский Свято-Покровский женский монастырь. М.: «Лето», 2002.
  6. Тайны мощей чудотворца Александра Свирского. М.: «Даниловский благовестник», 2004.
  7. Народный месяцеслов. М.: 1992.
  8. Головкова Л. А., Хайлова О. И. Пострадавшие за веру и Церковь Христову: 1917–1937 / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
  9.  Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. В 7 книгах. Тверь: Булат, 1992–2002.
  10.   Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. [В 9 кн.]. Тверь, Булат, 2002–2006.
  11.  Канонизация святых в ХХ веке. М.: Комиссия Священного Синода РПЦ по канонизации святых, Изд-во Сретенского монастыря, 1999.
  12.  Мазырин А., свящ. Смысл и значение подвига новомучеников и исповедников Российских [Электронный ресурс] Сайт ПСТГУ. URL: http://pstgu.ru/news/life/science/2011/05/10/29723/(дата обращения 9.12.2015).
  13.  Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917–1937. М.: Издательство ПСТГУ, 2013.
  14.  Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2000.
  15.  Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
  16. Деяния о канонизации. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 13–16 августа 2000 г.: Материалы. М., 2001.
  17.  Филиппов Б. А. Путеводитель по истории России 1917–1991: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
  18.  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг.Сос т. М. Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.
  19.  Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг.: в 2 кн./ Подг. издания Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова. Новосибирск: Сибирский хронограф; М.: РОССПЭН, 1997–1998.
  20.  Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008.
  21.    Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994.
  22.  Волков О. В. Погружение во тьму. М., 1989.
  23.  Воспоминания соловецких узников. Отв. ред. свящ. В. Умнягин. Соловки: Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, 2013–2015.
  24.  Все вы в сердце моем: Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. Сост. И. Г. Меньковой.  2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
  25.  Галкин А. К., Бовкало А. А. Избранник Божий и народа: Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. СПб.: «Блокадный храм», 2006.
  26.  Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия в начале ХХ века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. М.: Издательство «Мартис», 1999.
  27. Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. (Январь–июль). Тверь: Булат, 2005–2016.
  28. Допрос Патриарха. Сост. А. Нежный. М.: Грааль, 1997.
  29.  Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений ХХ века. М., 2004.
  30.  За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Книга первая. М.: ПСТГУ, 2015.
  31. Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. (Б-ка журнала «Альфа и Омега»).
  32.  Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики. М.: ПСТГУ, 2006.
  33.   Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917–1922). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2005.
  34.  Кифа – Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
  35.  Книга памяти «Бутовский полигон». М., 2004.
  36. Козаржевский А. Ч. Церковноприходская жизнь Москвы 1920–1930 гг. Воспоминания прихожанина // ЖМП. 1992. № 11–12; Журнал «Москва». 1996. № 3.
  37. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории Русской Церковной смуты. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.
  38. Лобанов В. В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925 гг.). М.: НП ИД «Русская панорама», 2008.
  39. Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. М.: ПСТГУ, 2006.
  40.    Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви: 1900–1927. СПб: «Сатис», 2002.
  41. Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. Сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.
  42.  Мраморнов А. И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858–1918). Саратов: Научная книга, 2006
  43. Неколебимый камень Церкви: Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский) священномученик, на фоне русской церковной истории XX века. СПб: Наука, 1998.
  44. Островский К., прот. Святые ХХ века. Краткие жития для детей. Красногорск: Успенский храм, 2012.
  45. Польский М., прот. Новые мученики российские. В 2 т. М., 1993.
  46.  Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.
  47.  «Приспело время подвига…»: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь/сост., автор статьи Кривошеева Н. А.. М.: ПСТГУ, 2012.
  48. Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское лужение святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника.Сост. Менькова И. Г.. В 2 книгах. М.: ПСТГУ, 2005–2006.
  49. Русская Православная Церковь 988–1988: Очерки истории 1917–1988 гг. Вып. 2. М.: Изд-во МП, 1988.
  50. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М.: ББИ, 1996.
  51. Русская Православная Церковь. ХХ век.  Беглов А. Л., Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
  52. Сафонов Д., иерей. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время». М., «Покров», 2013.
  53. Сафонов Д., свящ. Жизнь и архиерейское служение святителя Илариона [Электронный ресурс]. Официальный сайт Московской духовной академии. URL: http://www.mpda.ru/site_pub/116836.html (дата обращения 9.12.2015).
  54. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов Центрального архива ФСБ РФ. М.: ПСТБИ, 2000.
  55. Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский)/ Автор-составитель Сергей Фомин. М.: Правило веры, 2003.
  56. Страсти по мощам: из истории гонений на останки святых в советское время. СПб: Общество свт. Василия Великого, 1998.
  57.  Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания: Записки Соловецкого узника. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995
  58.  Материалы Рождественских чтений 2005 года. http://www.prokimen.ru

Электронные ресурсы

1.Православная Энциклопедия. Электронная версия: http://www.pravenc.ru/

2.База данных (ПСТГУ) «За Христа пострадавшие»: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans

3.Интернет-проект Соловецкого монастыря «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке»: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/

4. Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»: http://www.fond.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания

Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Программа по патриотическому воспитанию "Воспитание историей"

Эта программа нацелена на воспитание патриотизма средствами краеведения.В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно...