Знаем! Помним! Гордимся!
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Мельникова Татьяна Ивановна

Разработка внеклассного мероприятич, посвящённого 68 годовщине прорыву ленинградской блокады  для учащихся старших классов детских школ искусств. Включает в себя статью, презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moudod_shkola_iskusstv_imeni_n.doc420.5 КБ
Файл shostakovich.prezentaciya..pptx1.12 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУДОД школа искусств имени Н. А. Римского – Корсакова, преподаватель дополнительного образования, Мельникова Татьяна Ивановна, 2012 год.

ОТКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ

КОНКУРС

ЗНАЕМ! ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ!

(Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 68 годовщине прорыву ленинградской блокады для учащихся старших классов детских школ искусств)

Автор:

Мельникова Татьяна Ивановна,

преподаватель дополнительного образования

МОУДОД школа искусств имени Н. А. Римского – Корсакова,

Тихвин 2012 год

 

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижёра,

Взмах палочки – и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою….

(Из поэмы Л. Поповой «Седьмая симфония»)

Вам, героическим защитникам Ленинграда,

Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Вам, пережившим страшную 900 – дневную блокаду,

Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых,

Тебе, дорогая мамочка, пережившая блокаду

ПОСВЯЩАЕТСЯ !!!

Война! 4 года! 1418 дней, 34 тысячи часов. Миллионы погибших советских людей. Мы живём в эпоху масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча км/час, миллионы тонн сырья…

Но – 26 миллионов погибших…Вы представляете, что это такое..Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.

Более 26 миллионов могил на две с половиной тысячи километров. Это значит, 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые два метра земли.

Более 26 миллионов на 1418 дней – это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек каждую минуту.

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город.

(В. Суслов)

Цель

*воспитывать историческую память

*познакомить учащихся с 7- ой Симфонией Шостаковича.

*воспитание гордости за свой народ, уважение к истории своей Родины.

Задачи:

*пробудить в детях чувство сострадания к своим согражданам за муки,         перенесённые в период блокады Ленинграда и во время всей Великой Отечественной войны.

*на основе создания гениального музыкального произведения познакомить детей со страшным временем в жизни города.

*расширить кругозор учащихся

*развитие образного восприятия мира через музыку и слово

Оборудование:

*музыкальное произведение-7 симфония Д.Д.Шостаковича

*проектор

*компьютер

*ауди фрагменты (главная тема, побочная тема, кода, реприза, нашествие, сопротивление)

*экран

*мультимедийная  презентация Power Point 2010г.

*DVD проигрыватель, диски, ПК

Ход мероприятия:

«Любовь к человеку, идеи  гуманизма всегда были  главной движущей силой искусства. Только  гуманистические  идеи  создавали  произведения, пережившие их творцов».

Д. Д. Шостакович

5 марта 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Прозвучала она далеко от берегов Невы -  в Куйбышеве, но создавалась симфония  в Ленинграде. Создавалась под свист и разрывы вражеских бомб и снарядов. Из зала Куйбышевского Дворца культуры симфония транслировалась на всю страну. Шостакович произнёс перед микрофоном  вступительное слово: «Нет более благородных и возвышенных задач, чем те, которые вдохновляют нас на борьбу с тёмными силами гитлеризма. И когда грохочут пушки, поднимают свой могучий голос наши музы».

До войны Дмитрий Дмитриевич жил в городе Ленинграде. Конечно, в первые дни войны не до сочинения музыки. Шостакович ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался  в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налётов. А в свободное от таких обязанностей время, он занимался организацией концертов, как и другие композиторы, он сочинял для фронтовых концертов песни, делал  разные переложения – ведь рояль в землянку не потащишь.

Когда композитору окончательно отказали послать его на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый город, Шостакович ощутил, что должен делать что – то более серьёзное. Он решил музыкой сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять свою Седьмую симфонию.

Вначале  большие листы партитурной бумаги просто лежали на краю стола, композитор делал только наброски. Работа продвигалась очень быстро, Шостакович почти не исправлял. Как будто его подстёгивало  всё, что происходило  вокруг. Музыка постоянно звучала у него в ушах и была как бы готова. Он просто словно записывал  то, что слышал внутри себя, листы с партитурой всегда были с ним.

Симфония была написана очень быстро, несмотря на вынужденные перерывы, связанные с эвакуацией в город Куйбышев. 27 декабря 1941 года была поставлена точка в конце четвёртой заключительной части. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Впервые симфония прозвучала в городе Куйбышеве. Когда симфония была закончена, с партитуры была снята фотокопия, и на военном самолёте была отправлена круговым путём через Африку в США, где её исполняли лучшие дирижёры мира. Но самое главное исполнение состоялось в осаждённом Ленинграде 9 августа 1942 года.

9 августа 1942 года шёл 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать 7 симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве. Дирижировал К. И. Элиасберг.

Своеобразным  вступлением к симфонии, создававшейся  в осаждённом Ленинграде и проникнутой верой в победу над фашизмом, явились раскаты батарей нашей дальнобойной артиллерии. Это не было случайным совпадением. Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров приказал огнём  батарей 42-й армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал», впрочем, не только в подавлении огня фашистских батарей проявилась забота военных об успехе концерта. В оркестр радиокомитета были включены военные музыканты, специально откомандированные из частей для участия в исполнении 7 симфонии.

Эта симфония, над которой Шостакович работал  в осаждённом Ленинграде, стала музыкальным памятником Великой Отечественной войне 1941-1945 г.. Её исполнение имело огромный  общественный резонанс, способствовало  сплочению международных антифашистских сил. «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию» - писал Шостакович в газете »Правда» (29 марта 1942).Композитор пронизал симфонию максимальной эмоциональной страстностью и духом истинного гуманизма.  Многие произведения Шостаковича последующих лет наполнены отголосками той антитезы, которая была с предельной выпуклостью выражена в первой части симфонии. Как образ Родины (заглавный, сквозной образ 7-й симфонии), так и жуткий плакатно – обобщённый машинизированный образ нашествия породили немало аналогий в сочинениях советских композиторов на военную тематику.

«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой? Эта музыка выражает мощь России так, как этого никогда не передаст слово». Так писала одна из американских газет того времени.

«В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника – дежурил на крыше консерватории. И таскал туда партитуру, не мог от неё оторваться. Знаете, иногда можешь всё-  таки оторваться, а вот тогда я не мог. Не люблю  такие слова про себя   говорить, но это была самая  моя  вдохновенная  работа».

 Д. Д. Шостакович.

«Работал быстро, много, напряжённо. Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни. О советских людях, которые не жалеют сил и жизни во имя победы над врагом».

Д. Д. Шостакович.

Дежурить шёл, надев комбинезон

И то и дело каску поправляя

С консерваторской крыши видел он

Весь Ленинград, до заводских окраин

Затишье страшно стиснуло виски.

Достал, спеша, огрызок карандашный

И чистые эскизные листки

И – на бумагу замысел вчерашний

На этот, в нотных контурах листок,

Как будто знак иного звукоряда,

Внезапно пепел неостывший лёг

Сгоревшего Бадаевского склада.

Такое чувство брезжило в душе,

Как будто в самом воздухе Седьмая

Жила неслышно до него уже,

А он лишь ловит звуки, ей внимая.

(из поэмы «Шостакович» Л. Болеславского).

В блокадном Ленинграде музыка помогала голодающим жителям выжить, не пасть духом, найти в себе силы на борьбу с лютым врагом и, наконец, победить!

Когда в 1941 году началась война, Дмитрий Дмитриевич вступил добровольцем в ряды народного ополчения. Он рыл окопы, в пожарной команде, нёс дежурства на крыше Консерватории. В то же время композитор давал концерты в филармонии. Он говорил: «Моим оружием была музыка». Шостакович видел, как фашисты обстреливают Ленинград. И он видел, как русские сражаются. В нём зарождалось произведение, которое показало противостояние врагу.

Впоследствии, узнав о дежурствах Шостаковича на крыше во время бомбёжек, Борис Филиппов, возглавлявший в Москве Дом работников искусств, высказал сомнение, стоило ли композитору так рисковать собой – «ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии», и услышал в ответ: «А может быть, иначе и не могло бы этой симфонии. Всё это надо было прочувствовать и пережить».

 Шостакович начал работать над Седьмой симфонией 19 июня 1941 год, а закончил 27 декабря в Куйбышеве.

16 сентября 1941 год город бомбили фашистские самолёты, и под гул зенитных орудий и разрывов бомб по Ленинградскому радио раздавался голос Д. Д. Шостаковича со словами: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если..удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение «Седьмой симфонией». Так страна узнала о рождении произведения, известного всему миру как «Ленинградская симфония».  Почему же Шостакович так назвал свою симфонию? Дмитрий Дмитриевич родился, учился, жил и работал в Ленинграде и начал писать симфонию в осаждённом городе. Он видел, как защищался героический город и его бесстрашные жители. Когда он закончил свою симфонию, он написал такие строки:

«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию».

«Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,

Простите, милый, но кому, дружище,

Сегодня ваша музыка нужна?

Солируют фугасы. Пули свищут.

Кромешный ад. Селения горят.

Прёт супостат. Не до гармоний вечных.

Когда, мой милый, пушки говорят,

Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Смолкают? Нет уж! Нет!

Молчать нельзя! –

Оборотясь, отрезал. За очками,

Казалось. Полыхнули не глаза.

А из души прорвалось пламя».

(из поэмы Л. Болеславского «Шостакович»)

Каждый человек искусства откликается на происходящее через свои сочинения. Музыкант и композитор передаёт свои чувства, конечно же, через музыку.

Шостакович закончил симфонию в Куйбышеве, куда был эвакуирован. Здесь же впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942года, а 29 марта  - в Москве. Музыка транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнения её в осаждённом Ленинграде. Возможно ли такое – симфония в блокадном городе?

Люди умирали с голоду. В день получали «125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам». Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – её можно было брать только из Невы. Перестали работать электростанции, в домах погас свет.

Шла к отцу и слёз не отирала:

Трудно было руку приподнять.

Ледяная корка застывала

На лице, отёкшем у меня.

Тяжело идти среди сугробов:

Спотыкаешься, едва бредёшь.

Встретишь гроб –

Не разминуться с гробом:

Стиснешь зубы и –

Перешагнёшь.

Друг мой, друг, и я, как ты,

Встречала

Сотни их, ползущих по снегам,

Я, как ты, через гробы шагала...

Память вечная таким шагам.

Память вечная, немая слава

Лёгкий, лёгкий, озарённый

Путь..

Тот, кто мог тогда перешагнуть

Через гроб, - на жизнь имеет право…

(Ольга Бергольц «Дневные звёзды»)

Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

(Ю. Воронов).

 

 В оркестре Радиокомитета в живых осталось только 15 человек, а нужно не менее 100. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно. Других вели под руки. Флейтиста привезли на санках  - у него не двигались ноги. Дирижёр Элиасберг, шатающейся от слабости. Обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.

Первая репетиция симфонии эта самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватало сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

Даже в таких условиях город продолжал жить, работать и бороться.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

Работали фабрики и заводы – выпускали снаряды, ремонтировали танки, шили обмундирование. Дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолёты сбрасывали на город. Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в неотапливаемых домах, погибали под бомбёжками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира. Шла битва – рабочая битва: женщины, старики, дети, все, кто мог на заводах и фабриках выпускали  и ремонтировали танки, самолёты, снаряды. По 12 – 15 часов стояли люди у станков, это был их трудовой фронт, их трудовой подвиг. Они своим самоотверженным трудом приближали победу и ждали с войны своих мужей, сыновей, отцов, братьев. Действовала «Дорога жизни», соединяющая Ленинград со всей страной. И всё это благодаря стойкости, героизму, мужественности ленинградцев.

Несмотря на голод, холод, болезни, ленинградцы не пускали врага в родной город.

 Почему именно в Ленинграде решили исполнить симфонию и именно 9 августа 1942 года?  Именно 9 августа немцы обещали занять Ленинград. Они даже заготовили пригласительные билеты в ресторан «Астория» на празднование взятия Ленинграда.

Надо было показать всей стране и миру, что город Ленина жив и борется, а этим поднять дух людям в осаждённом городе.

Премьера состоялась в воскресенье. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные. Почему это стало возможным можно ответить стихотворением Николая Савкова. Участника тех событий. Он написал стихи о «людях города – фронта» слушающих музыку Шостаковича:

И не знали они.

Что когда в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась –

Над краем передним

Как гром, величаво

Другая симфония раздалась:

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал.

Чтоб город Седьмую симфонию слушал!

И в зале – шквал,

И на фронте – шквал…

Николай Савков

 

В течение всего дня артиллерия вела ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам поднять головы. Операцией «Шквал» называлась операция артиллеристов, а сами войны ещё называли – «Артиллерийская симфония». До мельчайших деталей была разработана партитура огненной «симфонии». В течение июля проводилось уточнение координат фашистских батарей, наблюдательных пунктов, узлов связи, штабов, дополнительно завозились снаряды. Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают части симфонии.

Произведение написано  в четырёх частях с чётким музыкально-тематическим разделением на эти самые части.

Часть первая. Война. Её экспозиция, длящаяся около шести минут, изображает мирную и размеренную довоенную жизнь. Затем в среднем эпизоде возникает тема войны, музыкальное обрамление которой известно почти всем. С этой героико-воинственной и запоминающейся мелодией творчество Дмитрия Шостаковича и ассоциируется у широкого круга слушателей. Эта тема развивается по принципу крещендо почти целых семь минут, после чего уступает место длинному, торжественному, громкому, трагичному маршу-реквиему. Музыка становится действительно очень драматичной. Заключение первой части, однако, получилось лирическим и даже светлым, но в нём, тем не менее, угадываются и военные оттенки.

Часть вторая. Воспоминание.  Моя любимая часть 7-ой симфонии, посвящённая воспоминаниям  людей об их обычной  мирной жизни. Начинается  всё с задорного, но деликатного и лиричного скерцо. Всё это подёрнуто лёгкой дым кой грусти. Ближе к середине  возникают более мощные мелодии, в которых еле-еле улавливаются отголоски народной музыки. Середина второй части-Шостакович  во всей красе своего нетривиального  дара. Затем начинается постепенный спад, предваряющий третью часть. Мелодика окончания перекликается с начинавшем «Воспоминание» скерцо.

Часть третья. Родные просторы. Здесь речь идёт, как нетрудно догадаться, о природе. Патетическое адажио рисует картины, особенно близкие человеку  в тяжёлые военные годы. Описание природы проецируется на родственную тему-тему упоения жизнью

Часть четвёртая. Победа. Апофеоз всего творения. Начинается всё с краткого вступления, после которого следует бравурная, взволнованная тема, где впервые начинают появляться оптимистические нотки. Третью тему уже можно назвать торжественной, близость победы  чувствуется. Сам автор считает апофеозом именно эту тему заключительной части. Этот уверенно развивается и разрастается в конце в большое и торжественное звучание. Написать такое произведение не просто о войне, а о победе ж в 1941 году – это, согласитесь, невероятно сложно и даже где-то дерзко, в этом есть элемент пророчества. А теперь подробно разберём 1-ую часть Ленинградской  симфонии. Она написана в сонатной форме.    

Сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиции, разработки и репризы, которые обрамляются вступлением и кодой. Сонатная форма основана на контрасте основных тем экспозиции – главной и побочной. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мир созидания и разрушения, добра и зла. Симфония по содержанию и по форме новаторская. Картины мира и войны возникают и развёртываются в симфонии по законам  

остроконфликтной драматургии. Посмотрим две темы экспозиции – тему главной партии и побочной.

Главная тема по характеру величественная, энергичная, маршеобразная. Звучит у струнных, рисует образ героического народа.

Побочная же тема - лирическая, певучая, светлая, тихая, спокойная. Мелодия  у скрипок. А фон – альты и виолончели. Это показ мирной жизни нашего народа.

О Родина! Над горестным простором.

Где сто столетий, хмурых и немых,

Разъятых то раздором, то позором,

Сто пришлых татей и своих владык

Народу не давали ни на миг

Перевести дыханье, над раздором

Седой земли, где новое зверьё

Твой горизонт обводит хищным взором

Противовесом, двинувшимся сворам,

Да встанет снова Мужество твоё!

МУЖАЙТЕСЬ! ЭТО СТРАШНОЕ СРАЖЕНЬЕ –

Не просто смертный бой, а продолженье

Не тихнущей из века в век войны

Добра и зла. Мужайтесь!

Сведены в единоборство снова

Жизнь со Смертью,

Свет с Мраком и Жестокость с Милосердием.

Особенность построения  экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но нет противопоставления  их. Побочная продолжает линию главной. Шостакович как бы расширяет показ образа Родины. Разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Что появляется вместо разработки? Дальше идёт знаменитый эпизод – тема фашистского нашествия.

Звук.

Лёгкий далёкий звук,

Вдруг

Переходящий в стук,

Мягкий игривый стук,

Вдруг

Переходящий в шаг.

Мерный тяжёлый шаг,

Вдруг

Шумом сплошным в ушах

За каблуком каблук

Тысяч чужих сапог

Тысячью страшных мук

Через родной порог,

Жизнь, обращая в прах –

ВРАГ!

(из поэмы Л. Болеславского «Шостакович»).  

Музыка эпизода нашествия изображает надвигающуюся вражескую лавину. Она построена в форме вариации. Маршеобразная тема звучит 12 раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций). Первоначальную тему, на фоне мерной барабанной дроби, исполняют струнные. Последующие вариации звучат у разных инструментов. Меняется динамика, гармонии, регистры. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности. Мелодия эпизода в ходе вариаций не изменяется, что в данном случае может быть трактовано как проявление тупости и несгибаемости, характеризующие звериный облик жестокого врага. Первоначальная тема почти карикатурна: в ней звучит и ритм марша, и джазовые интонации, и мотивы пошлой песенки. Это неизменный «стержень» музыкальной характеристики фашистов, который постепенно, с каждой новой вариацией обнаруживает свою бездушную и страшную сущность. В музыке «Эпизода нашествия» целью образного развития является показ именно расширения, непомерного разрастания этой сущности, которую можно уподобить жуткому образу «машины смерти», лязг, визг, скрежет охватывает всё пространство звучания, рисуя образ врага огромной силы и мощности, которому может противостоять только поистине всенародное единение. «Пляской учёных крыс под дудку крысолова» аллегорически назвал эту мелодию Алексей Толстой. Конкретные ассоциации, возникающие в головах разных слушателей, могут быть различными, но несомненно, что в теме нашествия фашистов есть что-то от зловещей карикатуры. Шостакович обнажил и сатирически  заострил черты автоматической дисциплины, тупой ограниченности и педантичности, воспитанные у солдат гитлеровских войск. Ведь они должны были не рассуждать, а слепо подчиняться фюреру. В теме фашистского нашествия примитивность интонаций сочетается с «квадратным» ритмом марша: сперва эта тема кажется не столько грозной, сколько тупой и пошлой. Но в её развитии со временем раскрывается ужасная сущность. Послушные крысолову, учёные крысы вступают в битву. Марш марионеток трансформируется в поступь механического монстра, который топчет на своём пути всё живое. Евгений Петров так написал о теме нашествия: «Она обрастает железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то железное идёт по человеческим костям, и  вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас, - раз, два, раз, два. И вот, когда, казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда достигнут предел металлической мощи этого чудовища, неспособного мыслить и чувствовать, происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой симфонической литературе. Несколько нот в партитуре, - и на всём скаку (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления». Начинается битва со страшного напряжения. Вариационное развитие перетекает в разработочное. На железные мотивы нашествия набрасываются мощные волевые усилия. В душераздирающих пронзительных диссонансах слышатся стоны, боль, крики. Вместе всё это сливается в огромный реквием – плач по погибшим.

Именно так начинается необычная реприза. В ней и побочная, и главные темы экспозиции становятся заметно изменёнными – так же, как и люди, что вошли в пламя войны, исполнились гнева, испытали страдания и ужас. Талант Шостаковича имел такое редкое свойство: композитор умел передать в музыке великую скорбь, спаянную с огромной силой протеста против зла.  

 Что же противостоит  теме нашествия? На интонациях главной и побочной партий вырастает «тема сопротивления». Образу фашистов противостоит образ Родины. Это борьба добра и зла.

Испытало нас время свинцом и огнём,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернёмся. И радость вернём.

И сумеем за всё наверстать.

Несмотря к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край.

После долгих напастей недружной весны

Ждёт и нас ослепительный май.

 Далее идёт реприза. В чём необычность её построения? Идёт война. Гибнут люди. Музыка изменилась, она передаёт скорбь, страдание и в тоже время протест против зла. Звучит как реквием павшим, но не побеждённым героям. Первая часть завершается кодой. Тема главной партии звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире. При первом исполнении в Ленинграде после последнего аккорда..

 «Когда смолк последний аккорд, в зале наступила тишина. И в этой тишине подбежала  к эстраде совсем ещё молодая девушка с огромным букетом цветов. Она протянула его Карлу Ильичу Элиасбергу».  Участники

музея «Музы не молчали» при школе №235 спустя 30 с лишним лет отыскали эту девушку – ныне художницу Любовь Вадимовну Жакову. Она вспоминает: «Музыка – это жизнь, раз была музыка – мы чувствовали несмотря ни на что, жизнь есть».

Симфонию часто называют «хроникой», «документом», «Симфонией всепобеждающего мужества». Симфония  молниеносно  получила  всемирное признание. Только на американском  континенте за сезон 1942 – 43 года  симфония была исполнена 62 раза. Концертмейстер Надежда Дмитриевна Бронникова, супруга Элиасберга и тоже участница памятного исполнения,  вспоминает, как однажды, через много лет после войны к Карлу Ильичу подошли два немецких туриста: «Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш концерт и говорили между собой, если уцелеем, обязательно спросим,  как это им удалось в голодном, осаждённом городе создать такой великолепный оркестр»

«Моё глубокое убеждение, что со времени Бетховена ещё не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами», -  сказал американский дирижёр С. Кусевицкий.  

 

Симфония начиналась писаться в блокадном Ленинграде, и в первую очередь предназначалась для поднятия духа голодающих жителей. «Седьмая» была исполнена в городе 9 августа 1942год. Дирижировал Карл Ильич Элиасберг. В блокаду он дирижировал 85 концертов в филармонии, 254 концерта на радио, 54 спектакля. Сам Элиасберг был очень порядочным человеком. Все знающие его люди характеризовали его как гордого, честного, очень организованного и принципиального человека. Во время блокады он помог многим музыкантом.

В конце 1941 года началась регулярная работа Ленинградского симфонического оркестра во главе с Элиасбергом. Из-за голода и холода музыканты едва держались  на ногах, но постоянно давали концерты. Надо  быть очень мужественным человеком, чтобы совершать такие поступки. Не многие смогли бы давать концерты в таких условиях. Но в 1942 году из-за смерти большинства музыкантов оркестр прекратил выступления. Почти все музыканты болели дистрофией второй степени.

Сам Элиасберг был доставлен в стационар «Астории». Но в марте 1942 года дирижёр поправился и начал заново собирать оркестр. Вскоре в Ленинград через линию фронта смог прорваться экипаж советского самолёта во главе с лётчиком В.С. Литвиновым. Он привёз Седьмую симфонию Шостаковича. Оркестр начал упорные репетиции. Элиасберг не мог знать, как именно нужно исполнять симфонию, так как композитор Дмитрий Шостакович находился в эвакуации в Куйбышеве. От интерпретации дирижёра зависел  успех премьеры  в Ленинграде.

9 августа 1942 года состоялось выступление Ленинградского  симфонического оркестра. Многие  музыканты были в военной форме, сам Элиасберг – в чёрном фраке. Зал был полон жителями и военными. Зрители очень горячо приняли исполнение музыкантов, они поверили в победу над врагом. «Много раз потом в мире исполнялась Седьмая симфония Шостаковича – сытыми музыкантами. В тёплых концертных залах, может быть. Более профессионально, но так искренне, с такой самоотдачей не исполнялись нигде и никогда!», - писал Е. А. Линд в своей книге «Седьмая..»

Во время исполнения симфонии ни один вражеский снаряд не упал на площадь Искусств. Музыканты не знали, что во время концерта, артиллеристы Лен. фронта, вели непрерывный огонь по противнику. После исполнения симфонии  глава  Лен. фронта Л. Говоров сказал музыкантам: «Мы для вас сегодня славно поработали», но тогда никто не понял смысл его слов. Только спустя много лет музыканты узнали об этом поступке артиллеристов.

 Об исполнении симфонии писал В. А. Ходоренко (руководитель Ленинградского радио в дни блокады): «Музыкальная духовная победа не принесла наград, но она ясно и, безусловно, показала миру, что силы людей, верящих в справедливость, - неисчерпаемы». Спустя много лет, когда война давно  миновала, мы можем лишь поражаться той поистине  магической  силе музыки, способной воодушевить великое множество людей, вдохнуть в них веру в национальное достоинство и предать колоссальные силы, так необходимые в тяжелейшее военное время.

В наше время мы должны помнить и не забывать героические поступки людей, которые боролись за освобождение нашей Родины. Нужно отдать дань уважения и почтения мужеству жителей и музыкантов блокадного Ленинграда.

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребёнок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились.

Как Раковая опухоль земли.

Я не хочу. Чтоб вновь они ожили

И чью – то жизнь с собою унесли.

Хочу, чтобы раскаты канонады

Не слышали мы больше никогда.

Хочу. Чтоб пели и плясали дети,

И мирной наша жизнь была всегда.

Опять война. Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы и убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

(Ю. Воронов «Опять война»).

Нам нельзя забывать ту войну и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. Музыка была необходима людям во время войны, она придавала им силы и уверенность в себе.

«Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича, в котором она с момента её премьеры звучит каждый сезон, обычно ещё и не по одному  разу. Вот и в этом году исполнял симфонию маэстро Темирканов, дирижируя оркестром Ленинградской филармонии, который играл эту симфонию уж никак не меньше сотни раз. Сегодняшний концерт получился явно не рядовым – не технические элементы вышли на первый план, а сама музыка, за что необходимо отдать должное маэстро Темирканову. С первого и до последнего такта было слышно, что у Юрия Хатуевича есть свой уникальный замысел,  которому он неукоснительно следует. И если сначала у скептиков могли возникнуть сомнения из-за того, что Первая часть была сыграна в чуть более медленном темпе, чем указано у автора, то уже к концу все сомнения были развеяны. Ведь благодаря сдержанной скорости движения кульминация этой части получилась преисполненной высочайшего драматизма. Сегодня   Темирканов сложил блистательную мозаику, в которой каждый камень, стёклышко настолько плотно прилегали друг к другу, что усомниться в её целостности вряд ли кто-то посмеет.

Так получилось, что концерт в Филармонии состоялся на следующий день после съезда партии «Единая Россия»,  т.е. после 24 октября. На нём был определён курс, который возьмёт на ближайшие годы наша страна. В таком контексте музыка Шостаковича прозвучала как нельзя актуальней. И финал симфонии, в котором слышится непоколебимая вера в победу, говорит в очередной раз, что народ найдёт в себе силы справиться с новыми задачами и новая Россия встанет в ряд передовых государств мира.

Литература и интернет ресурсы:

1.Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко – фашистских захватчиков. М.,1945.С.2

2.http://festival/1september/ru/acticles/50845

3.графические объекты

*георгиевская ленточка

http://www.megaopt/news.html/?show

4.Д.Шостакович. О времени и о себе. - М. Сов. Писатель,1971

5.http://scenario.fomt.rrac-136.html

6.Кабалевский Д.Б.Несколькослов о Дмитрии Шостаковиче. - М.,Сов.   композитор,1967

7.http:www.muz-prosvet.com/vb/showthred.php?t=3228


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая Победа Великого народа Работа выполнена педагогом д ополнительного образования Мельниковой Т. И., МОУДОД ш кола искусств имени Н. А. Римского-Корсакова, город Тихвин 2012 год.

Слайд 3

Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 – 27 января 1944

Слайд 4

До этих дней я знал лишь мирный труд. Нынче я готов взять в руки оружие! Я знаю, что фашизм и конец к ультуры, конец цивилизации – однозначны. Историческая победа фашизма нелепа и невозможна. Но я знаю, что спасти человечество от гибели можно т олько сражаясь», 5 июля 1941 год «Ленинградская правда»

Слайд 5

С 8 сентября 1941 , когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда. Удар в направлении города был поручен группе армий «Север», к оторые должны были уничтожить Красную армию и к 21 июля овладеть Ленинградом. В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения г орода ( включая приблизительно 400 тыс. детей ) , 343 тыс.военных, з ащищавших город. 8 сентября1941 в результате авиационного налёта и в озникшего пожара сгорели продовольственные склады и мени А. Е. Бадаева.

Слайд 6

С 1 октября рабочие и инженерно – технические работники с тали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные по 200 г .

Слайд 7

Всё это время, когда шла блокад, не замолкало ленинградское радио, г де выступали поэты, писатели и музыканты. 2 июля 1942 года с Урала доставили п артитуру Седьмой симфонии Шостаковича, которая 9 августа 1942 года б ыла исполнена оркестром Радиокомитета в осаждённом н емцами Ленинграде.

Слайд 9

Домов затемнённых громады В зловещем подобии сна. В железных ночах Ленинграда Осадной поры тишина. Но лишь разрывается боем, сирены зовут на посты. И бомбы свистят над Невою Огнём обжигая мосты. Н. С. Тихонов

Слайд 10

5 марта 1942 года Ленинградская симфония п розвучала в Куйбышеве. 29 марта она прозвучала в Москве. 9 августа состоялась премьера в Ленинграде На протяжении августа её исполняли 6 раз. За границей Седьмая была впервые Исполнена в Англии дирижёром Генри Вудом. 19 июля 1942 года под управлением антифашиста Артуро Т осканини симфония прозвучала в США. Во время концертного сезона 1942/1943 года в США Симфония была сыграна 62 раза .

Слайд 12

Дорога жизни помогала с пасать ленинградцев о т голодной смерти.

Слайд 14

Снятие блокады Жертвы блокады Ленинграда От голода 640 тыс. человек От боевых действий 235 тыс. человек 27 января 1944 года блокада была окончательно п рорвана . В городе к этому времени оставалось 500 тысяч жителей – в 5 раз меньше чем в начале Блокады. Блокада Ленинграда стала самой к ровопролитной осадой в истории человечества.

Слайд 18

Список используемой литературы http : //www.walland.ru/photo.php?id=2996 http : //arma . at.ua/forum/12-1998-2 http : //botinok.co.il/node/66345 http : //video.sibnet.ru/video252680/scrshot/ http : //news.bcm.ru/gallery/11 http : //seventh.ucoz/ru/forum/44-264-1 http : //www.liveinternet.ru/users/3110342/quotes/hfge14.t/ http : /blogs.mail.ru/mail/nadezhda.pol/tag/ http : //int68-victory.narod.ru/stihi.htm http : //prazdnik-land.nnov.ru/news/regionalnyie-novosti/2010/2/23