Музыкальный образ
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

данилова-зинаида-фёдоровна

Слушая эпизод фашистского нашествия из симфонии №7 Д.Шостаковича обучающиеся смогут отметить средства выразительности, особенности развития образа в симфонической музыке,  сравнить с уже известным произведением с подобным развитием, отметить сходство и различия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_obraz.doc102 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА  УРОКА  «МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ОБРАЗ».

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с произведениями мировой музыкальной                                               культуры; слушая «Эпизод фашистского нашествия» из симфонии №7    Д.Шостаковича,  помочь учащимся разобраться в характере этой музыки, в её жизненном содержании и особенностях её построения.

Оборудование урока:

-компьютер

-мультимедиа

-христоматия

- картины:

О.Дикс –       « Раненый солдат»

К.Кольвиц – « Автопортрет»

                      « Семена для посева»

                      « Добровольцы»

ХОД  УРОКА

1.ЭКСПОЗИЦИЯ:

Литературный эпиграф: «Какой дьявол может победить народ, способный                          создавать музыку, подобную этой…»

Музыкальный эпиграф: «Сады под дождём»- К.Дебюсси.

-Мы начинаем наш урок с произведения французского композитора К.Дебюсси, название узнаем позже, Прошу вас, послушав его, сказать:

-что возникает в вашем воображении?

                               -что почувствовали, представили?

                               -какие ассоциации  вызывает  эта музыка?

(СЛУШАНИЕ)

-Постарайтесь кратко высказывать свои ощущения (ответы учащихся: вода журчит, весна и т.д.)

-Ваши ответы были близки к названию этого произведения «Сады под дождём».

-Как вы думаете, откуда композиторы берут темы для своих произведений  (из жизни).

2.Постановка проблемы.

-Скажите, может быть произведение красивым, но ни о чём?

(рассуждения уч-ся)

-Правильно, даже если произведение без названия, то, слушая его,  мы можем понять какое настроение, чувство передаёт композитор. Значит, содержанием произведения будет какая-то эмоция.

3. Разработка.

- Сейчас я наиграю мелодию, а вы постарайтесь узнать произведение.

(Эх, дороги - А.Новиков, Л.Ошанин)

-Назовите авторов произведения и название (ответы уч-ся).

-Определите характер и  содержание музыкального образа (лирический, воспоминание о дорогах войны), лад(минорный).

-Проговорим слова в характере музыки;

-Настроимся, споём минорный звукоряд, главные ступени.

а)ИСПОЛНЕНИЕ песни

-Я думаю, что эта песня настроила нас на разговор о произведении, которое прозвучит сегодня на уроке. Это седьмая   симфония Д.Шостаковича - одно из лучших произведений мировой музыкальной культуры.

(Ребятам было дано задание подготовить выступления о творчестве композитора, об истории создания симфонии.)

- послушаем, что узнали ребята об этом произведении?

(выступление уч-ся с сообщениями)

 4.Кульминация №1  -    СЛУШАНИЕ «Эпизода фашистского нашествия» из симфонии №7

.

-Я вижу, что музыка заставила вас задуматься. Постараемся разобраться в содержании музыкального образа. 

На доске:

-характер мелодии

-ритм

-динамика

-состав исполнителей

        (записывают ответы после прослушивания)

-Что почувствовали, что смогли представить? (ответы уч-ся: борьба, неумолимо движется машина смерти).

-В первую очередь обратим внимание на мелодию, она записана на доске:

-Давайте её споём:

-Теперь споём без пауз (мелодия стала плавная, песенная).

-Какую роль  играют паузы, как вы думаете?

-С паузами мелодия звучит отрывисто, чётко, характер маршевый.

-Ритм переменный или постоянный? (постоянный)

-Динамика? (постепенно усиливается)

-Состав исполнителей? (оркестр постепенно разрастается)

-Мелодия повторяется много раз, немного изменяется. Как называется такое развитие? (вариации)

-В каком произведении мы ещё наблюдали такой принцип развития? («Болеро» М.Равель)

-А в чём вы видите принципиальное различие?

(«Болеро»-танцевальный характер;

«Эпизод фашистского нашествия» – маршевый характер).

-Для чего же композитор использует такие средства выразительности?

-Какой образ создаёт?

(Образ неумолимо надвигающейся машины смерти).

-Один американский критик сказал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…»

-А теперь назовите мне композитора и исполнителя, который создал в своих песнях образ борца за мир (Пит Сигер).

-Завершим наш урок  его песней «О молоте».

5.Кульминация №2 –ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ (стоя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы"

Методические приемы и наработки как  существенно развить у младших школьников навыков восприятия музыкального образа....

Музыкальная викторина "Мир музыкальных образов". 6 класс

Цель музыкальной викторины "Мир музыкальных образов": определение основных изученных музыкальных понятий и произведений, особенностей творчества композиторов.Викторина содержит три раздела. Первые два...

Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...

Музыкальный образ как смысловое выражение в вокальном и музыкально-драматургическом жанрах.

Музыкальный образ – является основой музыкального искусства и входит в структуру художественного образа, который определяется как всеобщая категория художественного творчества, способ и форма ос...