Коммуникативные аспекты музыки: музыкальная деятельность и музицирование
статья по музыке по теме

Абоева Наталья Андреевна

Из опыта учителя музыки Абоевой Н.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_internet.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     

             Государственное общеобразовательное учреждение

                   средняя общеобразовательная школа № 507

                    Московского административного района

              «Коммуникативные аспекты музыки: музыкальная

                             деятельность и музицирование»

                                  (из опыта учителя музыки Абоевой Н.А.)

          Музыка, как и язык, тесно связана с человеком и в этом смысле естественна так же, как естествен словесный язык. Вне музицирования, вне музыкальной деятельности и музыкальной среды так же немыслим, как и вне языка. Музыка, как язык, неотъемлема от социокультурного опыта человека. Как невозможно помешать ребенку освоить самую подвижную и информативную систему – словесный язык, так невозможно помешать ему освоить навыки естественного музицирования, и, прежде всего пения. Через привычку к пению и его восприятию музыка усваивается человеком как компонент и форма социокультурного опыта. Коммуникативный строй музыки выглядит как идеальная модель общения, язык-общение, где человек музицирующий – одновременно «адресант», «адресат» и «аудитория».

          Важное и исключительное значение надо отдать песни и музыки для дальнейшего облагораживания характера ребенка и для стимулирования конкретных школьных предметов. Я убеждена в том, что музыка приносит и чистую радость, и практическую пользу. Песня – первая ступень образования, все остальное присоединяется к ней и передается через песню. Простейшее наслаждение и простейшая учеба оживают благодаря песне. Даже знание о вере и обычаях, передающееся из поколения в поколение, постигается через песню.

          Особую радость младшие ученики нашей школы испытывают, когда музицируют на свирели. Именно духовые инструменты хорошо подходят детям, так как свирель не требует той меры координации движений пальцев и степени независимости левой и правой рук, которые нужны, например, для игры на рояле. Духовой инструмент создает непосредственную взаимосвязь дыхания, рта, тела, легких и мышц живота, столь важную для детских форм познания. Музицирование на свирели дает возможность движения во время игры. Можно ходить и играть и, со свойственным детям аналоговым восприятием, ощущать, как звуки опускаются через тело в ноги. «Я двигаюсь – и учусь!»

          Да и в самой детской культуре заложен аргумент в пользу духовых инструментов. Детская игра неоднократно давала возможность документально подтвердить детское любопытство  разного рода свистящим звукам. Мы и сами помним это по собственному детству: свист, дутье через соломинку, свистульки из стручков, свист в бутылку. Это все  мы используем с ребятами на уроках и в музыкально-театральных постановках. Такой подход открывает возможность для множества путей, приводящих к единству ребенка и музыки. А для многих детей свирель оказалась тем первым и единственным  инструментом, к которому им довелось прикоснуться за свою жизнь.

          Положительный эффект от музыкальных занятий очевиден, если верно подобран музыкальный репертуар. Естественно, на уроках музыки нам необходимы Бах, Моцарт, Брамс, Шуман, Вивальди и Шопен. Мир стал бы беднее и бледнее без их шедевров. К сожалению, самое скромное место в программе по музыке отводится современным композиторам, Мне же представляется особенно важным, чтобы в процессе преподавания именно современной музыке уделялось внимания больше, чем это принято сегодня. Дети с присущей им способностью, фактически потребностью, выходить за определенные традициями рамки, должны почувствовать дыхание современности, в которой музыка не только утверждает и радует, но и потрясает, открывает нечто новое. Да, в программе существует стандартный репертуар, включающий песни, баллады и поп-музыку. Этот материал также отражает современную жизнь – в музыке и текстах, хотя и подходит к современности и модернизму с критериями, отличными от тех, которыми оперирует традиция «серьезной музыки». Дети порой лучше разбираются в этой музыке. И я убеждена, что в этом нет угрозы авторитету учителя. Наоборот этому рада, так как на уроках происходит музыкальный обмен в результате подлинного интереса.

          Ежегодно в конце учебного года мы с ребятами проводим викторины, слуховые тесты, проводим «Музыкальные гостиные», уроки-концерты, обсуждаем и анализируем то, что узнали нового за год. Для себя я отметила важные результаты в музыкальном воспитании, в частности, следующее:

           - общий рост творческих способностей;

           - увеличение словарного запаса у первоклассников;

           - улучшение навыков разговорной речи;

           - укрепление мыслительной способности;

           - хорошая мотивация к учебе от занятий в музыкальном театре;

           - укрепление социальной интеллигентности, группового чувства и осознания самого                

              себя благодаря участию в классных, школьных концертах, участие в музыкальных

              конкурсах и олимпиадах.

            «Музыкальные проявления, пишет Э.Алексеев,- …сопутствующие человеку на самых разных этапах его истории, уже в силу этого оказываются причастны к становлению человеческой психики, и к формированию его мышления» /Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование. М., 1986./

           Вопрос о роли музыкального воспитания в школе очень важен. Например, в прежние времена христианство требовало отношения к музыке, как к ведущему школьному предмету. Христианство в духе Лютера. Пение псалмов должно было обратить ребенка к Богу. По мере приближения к ХХ столетию практическое использование школьных предметов становилось более важным требованием, в силу чего музыка отступала все дальше и дальше в тень. В рамках школьного воспитания, ориентированного на практическую пользу, важно понимать, что музыка как предмет полезна для обучения на всех уровнях, так как музыка – коммуникация, которая подключает, а не отключает. Нельзя пренебрегать основной пользой, которая приносит музыка, являющаяся глубочайшим источником человеческой радости, переживаний как основного ресурса более насыщенной цельной и творческой жизни. Большей пользы, чем создание платформы для появления, наполненных радостью, а потому более стойких человеческих жизней, не может быть ни от какого предмета.  

             

           

 

           

                                                                                                                                                                   

             

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....

Сценарий музыкального развлечения для детей логопедической старшей группы по теме: «Восприятие музыки в различных видах музыкальной деятельности»

Предлагаю вашему вниманию сценарий, который я написала для методического объединения музыкальных руководителей детских садов г. Новосибирска. Сценарий наглядно показывает, как дети могут ориентировать...

Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности на школьном уроке музыки

Игра на детских музыкальных инструментах в современной педагогике музыкального образования рассматривается как один из ведущих видов музыкальной деятельности на школьном уроке музыки, в особенности в ...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального исполнительства "Музыкальный инструмент (фортепиано)", музицирование (ансамбль, подбор, чтение)

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и предназначена для реализации на отделении музыкального исполнительства (фортепиано).Программа составлена на основании Федерально...