программа по эстетическому воспитанию в музыкальной школе
рабочая программа по музыке по теме

Лебедева Ирина Валентиновна

Дорогие коллеги! Помещаю программу по дополнительному эстетическому воспитанию (самоокупаемое отделение) для учащихся музыкальных школ. Эта программа расчитана на о 4-летнее обучение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx44.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт - Петербургское бюджетное образовательное

Учреждение дополнительного образования детей

«Санкт – Петербургская детская

музыкальная школа № 37»

ПРОГРАММА

ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ
УЧАЩИХСЯ
ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ШКОЛ

Составитель: Лебедева Ирина Валентиновна

старший преподаватель «фортепиано» на хоровом отделении

Санкт – Петербург

2012 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы:

заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальности ребёнка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Цели программы:

приобщить учащихся к сокровищнице музыкального искусства;

сформировать у детей эстетические вкусы на лучших образцах русской и зарубежной музыки, а также произведений современных российских композиторов;

научить детей слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы;

воспитать активных участников художественной деятельности.

Задачи  программы:

освоение нотной грамоты;

развитие у детей навыков чтения нот с листа;

обучение подбору мелодий по слуху;

обучение транспонированию мелодий;

формирование у ребенка естественных и целесообразных приёмов звукоизвлечения на основе активного звукового контроля: непринуждённая прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, чёткое ощущение клавиатуры.

Работа над выразительностью исполнения, развитие слухового контроля, качеством и разнообразием звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всего курса обучения. Необходимо добиться гармоничного развития художественных и технических навыков в широком смысле этого слова (пальцевая беглость, чёткость и т.д.). Важно научить ребенка самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, бегло читать с листа. Особое внимание следует обратить ансамблям, что поможет развить чувство партнёрства, воспитать ответственность за общий результат исполнения.

Настоящая программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учётом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 6–16 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 4 года.

Формы и режим занятий - индивидуальный.

Количество часов в неделю на одного ученика – 1 ч в неделю.

Ожидаемые результаты: уверенное, осмысленное, эмоциональное исполнение выученных произведений, умение работать самостоятельно.

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы:

индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении выученных произведений;

академические концерты (исполнение 1-2 разнохарактерных пьес);

клубные дни;

отчетные концерты;

заключительный Академический концерт (исполнение программы из 4 произведений)

 

II Содержание программы:

1. Знакомство с инструментом. Знакомство с учеником, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные упражнения для рук.

2. Работа над гаммами и упражнениями.

В течение года ребёнок должен пройти: 2-3 мажорные гаммы в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по три звука каждой ракой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы).

3. Работа над этюдами.

Работа над этюдами - это продолжение работы над техникой (пальцевой беглости, чёткости и так далее). Чёткое осознание работы над упражнениями и этюдами для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и д.р. Навыки, приобретённые при изучении гамм, дают полную возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально-пианистическим заданиям, лаконичные, легко запоминаемые этюды. Ученик извлекает наибольшую пользу из каждого этюда, если доведёт исполнение до законченности в подвижном темпе. Этюды помогают развивать в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приёмов.

4. Работа над пьесами.

Работа над пьесами - важнейшее средство музыкального воспитания, развития эстетического вкуса. Важно иметь разнохарактерные пьесы, в которых ребёнок учится передавать своё отношение к произведению и пытается донести его (отношение) до слушателя. Работа над пьесами важна для концертной программы, где ребёнок может показать себя с хорошей стороны.

5. Работа над полифонией.

Работу над пьесами с элементами полифонии следует включить на начальной стадии обучения. Работая над полифоническими мелодиями, ребёнок учится хорошо слушать себя, контролировать голосоведение, развивает у него гармонический слух.

6. Работа над произведениями крупной формы.

Работа над крупной формой учит воспринимать объёмное, разноплановое произведение как одно целое. Следует брать в работу небольшие сонатины и вариации. Исполнение разных по характеру, настроению, темпу, вариаций, тем и т.д. в едином ключе учит анализировать произведение, выделять главную мысль и вести её через всё произведении, добиваясь цельности звучания.

7. Ансамбли.

Одним из важнейших разделов является работа над ансамблем. Ребёнок учится слышать партнёра, контролировать соотношение звучания партий, добиваться единства исполнения.

Очень важным является умение чтения нот с листа. Эти навыки помогают при разборе новых произведений, концентрируют внимание, активизируют умственную деятельность, развивают способность схватывать главное в музыкальной ткани, непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок, вырабатывается уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, свободная ориентировка на клавиатуре, аппликатурная находчивость. Пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых пьес по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а также популярные пьесы. Чтение нот с листа должно носить систематический характер.

9. Подбор по слуху.

Подбор по слуху мелодий, транспонирование способствует возникновению чётких музыкальных представлений. Подбор в различных тональностях помогает быстрее освоить клавиатуру, не бояться её и легче ориентироваться в тональностях.

Контроль и учет успеваемости

Успеваемость учащихся в обучении  игры на фортепиано учитывается  на различных выступлениях:  экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а  также  открытых концертах, конкурсах и т.д.

В Школе установлена следующая система оценок при промежуточной аттестации: десятибалльная, зачетная. При итоговой аттестации применяется десятибалльная система: 2, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+.

Оценка «2» при аттестации учащегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету.

Формы промежуточной аттестации: академическое прослушивание, контрольный урок, зачет, экзамен. Порядок и периодичность промежуточной аттестации определяется учебными планами Школы.

Проверка технической подготовки учащихся, а также умение читать с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении на доступном для учащегося уровне  осуществляется преподавателем во время классных занятий на протяжении всего ученого года и на контрольном уроке в течение учебного года в классе в присутствии двух – трех преподавателей  отдела.

Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оценивается словесной характеристикой ; при этом кратко отмечаются  достигнутые   учеником  успехи и имеющиеся недостатки

При выведении  итоговой оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

- оценка ученика за выступление на академическом концерте, а также результаты контрольных роков;

- другие выступления  ученика в течение учебного года.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации к требованиям Первого года обучения

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 15 – 20  музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более продвинутых учащихся)  - легкие сонатины и вариации.

Простейшие упражнения по чтению нот с листа. Приобщение  ученика к ансамблевому  музицированию  (исполнение с преподавателем простейших пьес в четыре руки).

Вовлечение  ученика в область художественного  творчества, выявление его индивидуальных склонностей.

Упражнения в виде различных  последований пальцев (non legato, legato) в пределах позиции рук от разных звуков и с перемещением по октавам.

Гамма  До мажор в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками, а также тоническое трезвучия аккордами по 3 звука без обращений каждой рукой отдельно.

Годовые требования для учащихся Второго года обучения

На первом плане остаются такие же разделы:

 - организация игрового аппарата;

- подбор по слуху;

- чтение с листа;

- развитие самостоятельных  и творческих  навыков;

- освоение элементов терминологии;

- исполнение в ансамбле;

- тщательное изучение намеченных произведений  учебного репертуара.

В течение учебного года педагог должен проработать 10 музыкальных  произведений ( в том числе пьесы для ознакомления);

- 2 полифонических произведения или ( пьесы с элементами полифонии);

- 1 произведения крупной формы (вариации или части легких сонатин);

- 3 пьесы ;

-3 пьесы в порядке ознакомления ( в том числе ансамбли);

 - 2 этюда.

Гаммы Соль мажор  (1 полугодие) и   Ля минор ( 11 полугодие). Гаммы исполняются в две октавы в мажоре и в гармоническом, мелодическом миноре в прямом движении двумя руками, аккорды, хроматический вид двумя руками.

В программу включаются произведения, исполняемые в ансамблях ( 2-3 произведения).

Годовые требования для учащихся Третьего года обучения

Дальнейшая работа над пианистическим аппаратом; чтение с листа пьес различного характера и жанра; дальнейшее изучение музыкальной терминологии; тщательное изучение намеченных произведений из репертуара; разнообразные формы музицирования.

Продолжается развитие индивидуальности, характера; воспитание направленного внимания; осознание связи слуховых и двигательных ощущений.

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 10-12  музыкальных произведений  (см. Требования для 2 года обучения).

Гаммы Ре мажор (1 полугодие) и Фа мажор и Ре  минор  (11 полугодие). Исполнение в прямом, противоположном движении  в 4 октавы двумя руками;  (возможно и в две октавы); хроматический вид; короткие арпеджио и длинные арпеджио двумя руками в две октавы; (возможно и исполнение каждой  рукой отдельно);  аккорды; простейшие кадансы.

Чтение с листа пьес различного характера. Игра в ансамбле.

Годовые требования для учащихся Четвертого года обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 10-14  различных музыкальных произведений, в том числе и несколько в порядке ознакомления. (См.Требования для учащихся Второго года обучения)

Чтение с листа постепенно усложняется.

Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле.

Гаммы Ля мажор и Ми мажор (1 полугодие) и  До минор (11 полугодие). Прямое и противоположное движение в 4 октавы; хроматический вид; аккорды; арпеджио короткие и длинные; развернутый каданс.

Продолжается работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.

Требования для учащихся «Эстетического отделения»

  1. Учащиеся 1 года обучения:

Ноябрь-Декабрь: Академический концерт:

а) пьеса с элементами полифонии;

б) характерная пьеса.

Апрель-Май: Академический концерт:

а) пьеса с элементами полифонии;

б) вариации или часть легких сонатин;

в) характерная пьеса;

г) этюд.

  1. Учащиеся 2-3 года обучения:

Октябрь: Технический зачет

Исполняют 1 гамму по программе класса (1 полугодие) и этюд.

Декабрь: Академический концерт

а) полифоническое произведение  (или произведение крупной формы);

б) характерная пьеса.

Февраль: Технический зачет

а) 1 гамма по программе класса (11 полугодие);

б) чтение с листа;

в) музыкальная терминология.

Май: Академический концерт

а) полифоническое произведение;

б) вариации или части сонатин;

в) характерная пьеса;

г) этюд.

  1. Учащиеся 4 года обучения (заключительного):

Октябрь: Технический зачет

Гаммы по программе класса (1 полугодие).

Декабрь:  Первое прослушивание программы

а) полифоническое произведение;

б) характерная пьеса.

Февраль: Технический зачет

Гаммы по программе класса (11 полугодие).

Март: Второе прослушивание программы

а) крупная форма;

б) этюд.

Май: Заключительный Академический концерт

а) полифоническое произведение;

б) крупная форма;

в) характерная пьеса;

г) этюд.

Составление индивидуального плана и выбор репертуара

Успеваемость  учащегося во многом зависит от  целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Важным средством воспитания и развития эстетического вкуса у ученика является выбор репертуара.

Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре.

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, изучается ряд разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершенности работы над ними.

В последние годы стала очевидной необходимость использования в практике у учащихся эстетического отделения – произведений эстрадно - джазового стиля. Эстетическая и методическая ценность этих произведений велика.

- Эти произведения расширяют кругозор, удовлетворяют интерес к музицированию;

- воспитывают и развивают многие необходимые музыканту качества: слух, гибкость, ритмическую упругость, умение импровизировать;

- помогают зачастую осваивать трудности классического репертуара;

- помогают воспитывать вкус учащегося;

- позволяют свободно и творчески обращаться с нотным материалом (что непозволительно в классике)6 делать переложения, облегчения, упрощения.

Система оценки и контроля успеваемости

Содержание работы:

- работа над свободой движения, слуховой контроль;

- изучение гамм, упражнений, этюдов.

- чтение с листа;

- ансамблевое музицирование;

изучение произведений разных жанров и стилей;

- работа над развитием слуха, ритма, памяти;

- посещение концертов;

- слушание музыки.

Форма занятий – урок по фортепиано (продолжительность занятия-1   учебный  час -45 минут – один раз в неделю).

Форма контроля успеваемости:

- контрольный урок (с краткой словесной характеристикой: достижения - неудачи);

- академический концерт (с оценкой);

- школьные концерты.

В нашей «Программе» предлагается примерные репертуар, рассчитанный  на различную степень подготовки и продвинутости учащегося. Преподавателю предоставляется право дополнять его в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося.

III ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ И РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

Первый год обучения

А.Александров «Дождик накрапывает»

И.Беркович «Ехал казак на войну», «Мазурка», «Танец»

В.Волков «Песенка»

А.Гедике «Заинька», «Русская песня», «Ригодон», «Танец»

А.Гречанинов «Марш», «Протяжная»

А.Дюбюк «Русская песня с вариацией»

И.Кореневская «Дождик», «Песенка», «Танец»

М.Крутицкий «Зима»

Д.Кабалевский «Ежик»

С.Майкапар «Дождик»

А.Руббах «Вальс», «Воробей»

Ю.Левитин «Пастушок»

К.Сорокин «Пастухи играют на свирели»

И.Филипп «Колыбельная»

П.Хаджиев «Светляки»

Д.Томпсон Пьеса»

В.Игнатьев «Песенка – марш Барбоса», «Негритянская колыбельная»

О.Бер «Темный лес»

Д.Штейбельт «Адажио»

М. Шмитц «Маш гномиков», «Прыжки через лужу»

«Фортепианная игра», под общей ред. А.Николаева, ч.1 (этюды по выбору)

«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих», сост. С.Ляховицкая ч.1 (этюды по выбору)

О.Геталова «В музыку с радостью»

«Фортепиано» 1 класс. Ред. Милич. Изд-во «Музична Украина»

«Начинаю играть на рояле» сост. Березовский, С- П, 1992

«Сборник пьес для фортепиано для ДМШ» 1 -2  классы, «Феникс», Ростов –Дон, 1998

«Первая встреча с музыкой», А. Артоболевская. Изд- во «Советский композитор», М., 1985

«Юный пианист», сост. Л.Ройзман и В.Натансон, ч.1

«Сборник фортепианных пьес для начинающих по нотной тетради Леопольда Моцарта», под ред. А.Руббаха.

Примерные программы академических концертов

I

1.И.Кригер  «Менуэт»

2. А.Дюбюк «Русская песня с вариацией»

3. С.Майкапар «Дождик»

4. И.Беркович «Этюд» ля минор

II

  1. Тюрк  «Ариозо»
  2. Д.Штейбельт «Адажио»
  3. Б.Берлин  «Марширующие поросята»
  4. Е.Гнесина «Этюд» № 15

III

  1. Ж.Рамо «Ригодон» ми минор
  2. И.Беркович «Вариации на тему «Во саду ли»
  3. Д.Кабалевский «Песенка»
  4.  А.Гедике «Этюд» № 24, соч. 32

Второй год обучения

Этюды

Г.Беренс «Этюды» соч.70

А.Гедике «Этюды» соч.47 (по выбору)

Ф .Лекуппе «Азбука» (по выбору)

А.Лемуан «Этюды» соч. 37 (по выбору)

К.Черни(Гермер) «Избранные фортепианные этюды» ч.1(по выбору)

К. Черни «Этюды» соч. 599 (по выбору)

Ф.Бургмюллер «Этюды» соч. 100 (по  выбору)

Полифонические произведения

«Сборник полифонических пьес для фортепиано» сост. С.Ляховицкая (по выбору)

А.Александров «Кума»

И.С.Бах («Нотная тетрадь А.М.Бах») – «Менуэт», «Полонез», «Волынка», и т.д.

И.Гуммель «11 легких пьес» (по выбору)

И.Кирнбергер «Менуэт» соль минор

Г. Перселл «Менуэт» соль мажор

Я. Сен- Люк «Бурре» соль мажор

Д.Тюрк «Приятное настроение»

А.Лядов «Подблюдная»

С.Павлюченко «Фугетта» ля минор

Щуровский «Канон»

Крупная форма

И.Беркович «Сонатина» соль мажор

А.Гедике «Сонатина» до мажор

А.Гедике «Тема с вариациями»

А.Жилинский «Сонатина» ч.ч. 11 и 111

И.Андре «Сонатина» сольмажор ч.1

Л.Бетховен «Сонатина» соль мажор

Т.Хаслингер «Cонатина» № 1, ч.1

Д.Штейбельт « Сонатина» до мажор

Л.Лукомский «Вариации» ля минор

М.Клементи «Сонатина» до мажор

Пьесы

А.Гедике «20 маленьких пьес для начинающих» (по выбору)

А.Гречанинов « Колыбельная», «На лужайке», «ВВерхом на лошадке», «Танец», «Необычайное происшествие».

А.Гречанинов «Моя лошадка»

Б.Дварионас «Прелюдия»

А.Жилинский «Детская полька»

Д.Кабалевский «Старинный танец», «Ночью на реке»

Д.Кабалевский «Вальс», «Клоуны»

Н.Любарский «Песня», «Плясовая»

С.Майкапар «Сказочка», «Мимолетное видение», «Маленький командир», «Мотылек», «Вальс»

Д.Львов- Компанеец «Полька», «Русская песня»

П.Чайковский « Старинная французская песенка», «Болезнь куклы»

Э.Накада «Танец дикарей»

Цильхер «У гномов»

Д.Шостакович «Марш»

«Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся 1-11 классов»

К.Эйгес «Грустная песня»

Л.Бетховен «Два экосеза»

Р.Шуман «Солдатский марш»

«Музыкальный салон», пособие по ОКФ для учащихся 1-3 классов. Сост. Т.Арамович «Союз художников»,1999 г.

«Музыкальная мозаика для фортепиано» сост. Бондарь, Р-Д, «Феникс», 1989 г.

«Хрестоматия педагогического репертуара для ОКФ Детских музыкальных школ» Тетради 1-4 . Сост. Станг. Изд-во «Композитор», С- П., 2003 г.

Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для ф-но, для ДМШ. Вып.1.Л., 1986 г.

Примерные программы академических концертов

I

  1. Л.Моцарт «Менуэт» соль мажор
  2. И.Беркович « 4 сонатина» до мажор
  3. К.Эйгес «Грустная песня»
  4.  К.Черни (Гермер) «Этюд» № 15

II

  1. Я.Сен –Люк «Бурре» соль мажор
  2. Л.Бетховен «Сонатина» соль мажор, ч.1
  3. П.Чайковский «Старинная французская песенка»
  4.  Ф.Лекуппэ «Этюд» № 3

III

  1. Ж.Ф.Рамо «Старофранцузский танец»
  2.  Д.Штейбельт «Сонатина» до мажор
  3. А.Гречанинов «Моя лошадка»
  4. А.Лемуан «Этюд» соч. 37, № 17

             

Третий год обучения

Этюды

А.Гедике «Этюды» соч. 6(по выбору)

А.Гедике «Этюды» соч. 32 (по выбору)

А.Гедике «Этюды» соч. 59 (по выбору)

Ж.Дювернуа «Этюд» соч. 176 №24

Т.Лак «Этюды» соч. 172 (по выбору)

А.Лемуан «Этюды»  соч. 37 (по выбору)

А.Лешгорн  «Этюды» соч. 65 (по выбору)

К.Черни (Гермер) «Избранные этюды» , тетр. 1 № № 17, 18,21, 22, 23, 24, 30, 32, 36.

К.Черни «Этюды» соч.596 (по выбору)

Л.Шитте «Этюд» «Странствующие цыгане»

Л.Шитте «Этюды» соч. 108 (по выбору)

«Избранные этюды зарубежных композиторов» 2-3 класы ДМШ, Сост. Волошинова. Изд-во «Союз художников», С-П., 1998 г.

 Ф.Бургмюллер «Этюды» соч. 100 (по выбору)

Полифонические произведения

А.Гедике «Инвенция»

С.Майкапар «Прелюдия и фугетта»

С.Павлюченко «Фугетта» ля минор

И.С.Бах «Менуэт» до минор, «Менуэт» фа мажор

И.С.Бах «Ария» соль минор

И.С.Бах «Прелюдия» соль минор («Маленькие прелюдии и фуги», тетр.1)

Ф.Э.Бах «Менуэт»

В.Ф.Бах «Аллегро»

Г.Гендель «Две сарабанды»

А.Корелли « Сарабанда» ми минор

И.Кребс «Паспье»

Л.Моцарт «Бурре» до минор

Г.Свиридов «Колыбельная песня»

Крупная форма

А.Гедике «Сонатина» до мажор

Е.Гнесина «Тема и шесть маленьких вариаций»

Ванхаль «Рондо»

Д.Диабели «Сонатина» ре минор

Душек «Сонатина»

Д.Кабалевский «Легкие вариации на тему русской народной песни»

Н.Любарский «Вариации на тему русской народной песни»

В.Моцарт «Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Д.Некрасов «Маленькая сонатина»

Д.Миклашевский «Сонатина» №2

Ф. Кулау «Вариации»

Д.Чимароза «Соната» ре минор

М.Клементи «Сонатина» до мажор , ч.1, соч.31 №1

Рейнеке «Сонатина си ьмажор

В. Моцарт «Легкие вариации»

Л.Бетховен «Сонатина» фа мажор. Ч.1

Л.Бетховен «Сонатина для мандолины» до минор

Пьесы

Р.Глиэр «Маленький марш»

А.Гедике «20 маленьких пьес для начинающих»

А.Гедике «Юмореска», «Мазурка»

Е.Гнесина «С прыгалкой», «Маленькая полька»

А.Гречанинов «Грустная песенка»

М.Глинка «Чувство»

Д.Кабалевский «Воинственный марш», «Токкатина»

В.Косенко «Скерцино», «Старинный танец»

К.Караев «Веселое происшествие», «Волчок»

Н.Ладухин «Интермеццо», «Маленькая пьеса»

С.Майкапар «Тревожная минута», «Весною», «Эхо в горах»

А.Маргусте «Кусочек орехового шоколада»

Э.Мегюль «Охота»

А.Парцхаладзе «Танец»

Г.Перселл «Матросский танец»

С.Прокофьев «Сказочка»

Н.Раков «Полька»

Д.Скарлатти «Ария»

В.Селиванов «Шуточка»

В.Стоянов «Песня»

А.Хачатурян «Андантино»

Ц.Франк «Жалобы куклы»

Р.Фрике «Мазурка»

П.Чайковский «Новая кукла», «Мазурка», «Полька», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка»

Р.Шуман «Первая утрата», «Сицилийская песенка»

К.Эйгес «Маленький романс», «В сумерки»

А.Эшпай «Русская хороводная»

«Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся 3-4 классов». Изд-во «Союз  художников», С-Петербург,2000 г.

«Звуки мира». Выпуск № 9.М, «Советский композитор», 1982 г.

«Фортепианные ансамбли» 2-4 годы обучения.

«Звуки музыки» Р.Роджерс. Изд-во «Союз художников», 1988 г.

«Фортепианные джазовые пьесы для детей и юношества». Выпуск № 1.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ

I

  1. И.Кирнбергео «Менуэт»
  2. Е.Гнесина «Тема и шесть маленьких вариаций»
  3. К.Караев «Веселое происшествие»
  4. Б.Барток «Этюд» до мажор

II

  1. Д.Караманов «Канон»

               2.В.Моцарт «Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

               3.И.Беркович «На опушке»

               4. К.Черни «Этюд» соч. 596 фа мажор

III

  1. Ф.Э.Бах «Фантазия» ре минор
  2. Д.Некрасов «Маленькая сонатина»
  3. Накада «Танец дикарей»
  4. А.Бертини «Этюд» № 8 , соч.29

Четвертый год обучения

Этюды

А.Гедике «Этюд» №12, соч.59

Е.Гнесина «Волчок»

Д.Кабалевский «Этюд» ля мажор, № 3, соч.27

А.Парцхаладзе «Этюд» соль минор

А.Хачатурян «Этюд» до мажор

Г.Беренс Этюды» соч.61 (по выбору)

А.Бертини «Этюды» соч.29 (по выбору)

А.Бертини «Этюды» соч. 32 (по выбору)

С.Геллер «Этюды» соч. 45 (по выбору)

А.Лешгорн «Этюды» соч.66 (по выбору)

К.Черни (Гермер) «Избранные этюды» (тетрадь 2) –по выбору

Л.Шитте «Этюды» соч.68 (по выбору)

Ф.Бургмюллер «Этюды» соч.100

Полифонические произведения

А. Гедике «Прелюдия» ля минор

Н.Леонтович «Две украинские народные песни»

Н.Мясковский «Элегическое настроение», «Фуга»

С.Майкапар «Песня моряков»

И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги», Тетр.1 №5, 7,8,12; тетр.2 №1,2,3,6

Ф.Э.Бах «Фантазия»

Г.Гендель «Фугетта» до мажор», «Куранта» фа мажор

Г.Гендель «Сарабанда с вариациями»

И.Гуммель «Анданте», «Жига»

И.Кирнбергер «Шалун»

Л.Моцарт «Ария» соль минор

Ж.Рамо «Две сарабады»

Д.Циполи «Фугетта»

Д.Щуровский «Степная песня»

Крупная форма

Й.Гайдн «Соната» до мажор

Г.Грациоли «Соната» соль мажор

И.Гуммель «Вариации на тирольскую тему»

И.Дюссек «Сонатина» соль мажор

Д.Кабалевский «Легкие вариации на тему словацкой народной песни»

М.Клементи «Сонатина» соч.36, №3 до мажор 1.ч.

М.Клементи «Сонатина» соч.36, №  фа  мажор (вся)

М.Клементи «Сонатина» соч.36, № 5 ч.3

Ф. Кулау «Вариации» фа  мажор

Ф.Кулау «Сонатины» (по выбору)

В.Моцарт «Сонатины» №№ 1, 2, 3, 4, 5

Ю.Рожавская «Сонатина» ля мажор

Д.Чимароза «Сонаты» (по выбору)

Р.Шуман «Детская соната» соль мажор

Пьесы

А.Александров «12 легких пьес по бетховенским обработкам шотландских народных песен»

Ф.Амиров «Баллада»

М.Вейнберг «Бабушкина сказка»

А.Гедике «Миниатюры»

Р.Глиэр «Русская песня», «В полях», «Колыбельная»

М.Глинка «Прошальный вальс»

А.Гречанинов «Осенняя песенка»

А.Грибоедов «Два вальса»

Е.Голубев «Игра в мяч»

А.Даргомыжский «Вальс-табакерка»

К.Дебюсси «Маленький негритенок»

М.Дремлюга «Лирическая песня»

М.Жербин «Веселая игра»

В.Косенко «Петрушка», «Дождик», «Юмореска», «Сказка», «Мелодия»

С.Майкапар «Романс», «Всадник в лесу», «Скерцино»

Г.Пахульский «В мечтах»

В.Ребиков «Грустная песенка»

Н.Раков «Полька»

Ш.Тактакишвили «Танец», «Мелодия»

П.Чайковский «Зимнее утро», «Вальс» «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»

Д.Шостакович «Гавот»

А.Эшпай «Перепелочка»

В.Ф.Бах «Весна»

Л.Бетховен «Элегия»

Й.Гайдн «12 легких пьес»

И.Гуммель «Скерцо»

Р.Шуман «Маленький романс», «Охотничья песенка», «Смелый наездник», «Песенка жнецов»

«Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса фортепиано».Тетради 1-4. Изд-во «Композитор», С-П., 2003 г.

«Сонатины, рондо, вариации». Сост.Якименко Изд-во «Лань», С-П., 1999 г.

«Современная фортепианная музыка для детей». Сост.Копчевский. Изд-во «Советский композитор»

«Играем джаз». Сост. Н.Платонова

«Звездный калейдоскоп». Изд-во «Союз художников»

«Сборник пьес для фортепиано для ДМШ 3-4 классы». Сост.Л.Барсукова .Изд-во Р-Д «Феникс», 1998 г.

«Альбом фортепианных пьес» ч.1-2, под ред. О.Мартьяновой и Т.Волковой. Изд-во С-П., 1996 г.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ

I

  1. И.С.Бах «Маленькая прелюдия» до мажор
  2. С.Майкапар «Маленькое рондо»
  3. А.Маргусте «Кусочек орехового шоколада»
  4. С.Геллер «Этюд» №1,соч.15

II

  1. И.Пахельбель «Сарабанда»
  2. Ф.Кулау «Вариации»
  3. Ж.Металлиди «Утро в горах»
  4. А.Бертини «Этюд» № 8, соч. 29

III

  1. И.Кирнбергер «Шалун»
  2. Л.Бетховен «Сонатина» фа мажор
  3. А.Хачатурян «Андантино»
  4. Ж.Дювернуа «Этюд» соч. 176, № 24 до мажор

IV СПИСОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Начинающему пианисту» под ред. Б.Милича, С-П, 2000 г.

«Фортепианная игра» под общей ред. А.Николаева, М., «Музыка», 1991 г.

«Первые шаги маленького пианиста». М, «Музыка»,1984 г.

«Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Ч.1. Сост. С.Ляховицкая.  Л., «Музыка», 1986 г.

А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Изд-во «Советский композитор», М., 1986 г.

О.Геталова «В музыку с радостью». Изд-во «Композитор», С- П.,  1997 г.

«Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся 1-2 классов». Изд-во «Союз художников», 2000 г.

«Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся 3-4 классов». Изд-во «Союз художников», 2000 г.

«Альбом фортепианных пьес. Ч.1-2 под ред. О. Мартьяновой и Т. Волковой. Изд-во «Композитор» С-П, 1996 г.

Ф.Бургмюллер «25 этюдов» соч.100

«Фортепианные ансамбли» 2-5 годы обучения

Р.Роджерс «Звуки музыки».Изд-во «Союз художников», 1998 г.

«Фортепианные джазовые пьесы для детей и юношества» Выпуск 1. Изд-во «Союз художников», 1998 г.

«Современная зарубежная музыка». Изд-во «Союз художников». С-П., 2002 г.

«Вальсы для фортепиано». Золотой фонд. Изд-во «Союз художников». С-П, 2005 г.

А. Петров «То, что хочется играть в четыре руки». Песни и романсы из кинофильмов. Изд-во «Союз художников». С-П., 2003 г.

«Мое концертное выступление» Вып.4. Изд-во «Композитор», С-П., 2001 г.

«Вместе весело играть» Сборник фортепианных ансамблей.

«Альбом фортепианных пьес». Сост. Иванов, Ляховицкая. Издание 4. 1958 г.

«Юному музыканту - пианисту». Хрестоматия для фортепиано для ДМШ. Изд-во «Феникс». Р-Д. 2004 г.

Т.Юдовина – Гальперина «Большая музыка маленькому музыканту». Изд-во «Композитор». С-П., 2004 г.

«Музыкальный букет». Сборник фортепианных пьес. Изд-во «Союз художников». С-П. 2001 г.

«Монплезир». Популярные произведения в облегченном переложении для фортепиано. Изд- во «Гармония». С-П. 2005 г.

О.Хромушин «В джазе только дети». Этюды в манере джаза для маленьких и очень маленьких. Изд-во «Союз художников». С-П. 2001 г.

Содержание

Пояснительная записка                             3-4

Содержание программы                             4-7

  1. Знакомство с инструментом;
  2. Работа над гаммами и упражнениями;
  3. Работа над этюдами;
  4. Работа над произведениями;
  5. Подбор по слуху;
  6. Чтение с листа.

                           Контроль и учет успеваемости                  6-7

Основная часть образовательной программы                  7-13

                          Методические рекомендации к требованиям для учащихся:

                           Первого года обучения

                            Второго года обучения

                            Третьего года обучения

                             Четвертого года обучения

                            Годовые требования для учащихся «Эстетического отделения»

                           Индивидуальные планы и выбор репертуара

                           Оценка и система контроля успеваемости

               Примерные программы по классам и репертуарные списки произведений                                                               13-26

                Список рекомендуемой литературы                      27-29

                   

Список используемой литературы

Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград. Всесоюзное изд. Советский композитор, 1988.

Беленькая М., Ильинская С. Первые шаги к мастерству. Пособие по развития навыков транспонирования. Этюды. Изд. союз художников. С-Петербург, 2000.

Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. - М: Изд. объед. "Композитор", 1993.

Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. - М.: Музыка, 2003 .-26 с.

Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с: нот., ил. - (б-ка учителя музыки).

Минько Н.Г. Программа по дополнительному образованию детей. Музыкально-эстетическое направление. - М.: 2000.

Миньно Н.Г., Шуклина М.А. Сборник примерных образовательных программ по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40, часть I, М. 2004.

Николаев А. Школа игры на фортепиано (Под общей редакцией А. Николаева). Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. - М.: Музыка, 2004. - 199 с.

Соколова Н. Ребёнок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки, с пением. С-Петербург, Изд. Лань, 1997.

Программа для детских музыкальных школ. Класс специального фортепиано. –М.: 1973.

Бакулова А., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано. – Москва. “Музыка”. 1991.

Хереско Л. Музыкальные картинки. Л. “Советский композитор”. 1985.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. “Музыка”, 1987.

Гиндин Р.С. Этюды. М.: “Музыка”, 2000.

Олешко Т.Н. Избранные пьесы для младших классов –М.: Музыка, 2002.

Ляховицкая С. Маленькому любителю музыки. Л.: “Музыка”, 1993.

Бакулов А., Сорокин К. “Калинка” Альбом начинающего пианиста. – М.: “Советский композитор”, 1991.

Любомудрова Н., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано – М.: “Музыка”, 2000.

Майкапар С. Первые шаги. – М.: “Музыка”, 2000.

Денисов Э. “Альбом для фортепиано” – М.: Музыка, 1999.

Ройзман Л. И., Натансон В. А. Юный пианист. – М.: Всесоюзное изд-во Советский композитор, 1985.

        

VI. Рекомендуемая литература.

А.Артоболевская “Первая встреча с музыкой”. М., 1985 г.

Л.Баренбойм “Путь к музицированию”.Л., 1973 г.

О.Геталова “В музыку с радостью”. С-Петербург, 1997 г.

“Из истории музыкального воспитания”. М., “Просвещение”, 1990г.

А. Малинковская “Современные зарубежные композиторы в репертуаре ДМШ”. М., 1974 г.

О. Рафелович ”Транспонирование в классе фортепиано”. М.,1963 г.

Н.Соколова “Ребенок за роялем”.Л., 1983 г.

И.Страхов “Психология творчества”. Саратов, 1968г.

Е.Тимакин “Воспитание пианиста”.М., Советский композитор”, 1989г.

Г.Тихомиров “Мелодия и аккомпонемент”.М., “Советский композитор”, 1963 г.

Э.Тургенева “Пианист-фантазер”. М., 1987 г.

М.Фейгин “Индивидуальность ученика и искусство педагога”. М., 1975 г.

Г.Цыпин “Обучение игре на фортепиано”. М., 1987 г.

А. Шмидт-Шкловская “О воспитании пианистических навыков”. Л., 1971 г.

“Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста”. Общая ред. Л.Баренбойма. М., 1971 г.

“Формирование музыканта в классе общего фортепиано”. Вып. 2.

С-Петербург, 1992 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе с элементами патриотического воспитания...

Программа по патриотическому воспитанию в "ОГКОУ Школа №19"

Программа по патриотическому воспитанию в школе...

Статья «Научно исследовательская деятельность учителя музыки в эстетическом воспитании обучающихся в школе в контексте профессионального стандарта»

Музыка, как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает их, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к приро...

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ в МБУДО «ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА имени М.И

Аналитическая справка  о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения  обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных прог...

ИНФОРМАЦИЯ по реализации программы «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе «Я – гражданин своего села, своей страны».

Информация по реализации программы "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе"....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности студии музыкального развития «Мы вместе» модуль№2 «Веселые нотки»

Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки....

ПРОГРАММА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «МАЛЕНЬКАЯ ЛЕДИ»

ПРОГРАММА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «МАЛЕНЬКАЯ ЛЕДИ»...