«А.П.Бородин – «могучая» личность XIX века »
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Заключительный урок темы, который подводит итог и даёт понять и осознать значимость А.П.Бородина, как «могучей» личности XIX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_muzyki_v_6.docx | 41.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока музыки в 6-ом классе
учителя музыки Кожановой Оксаны Владимировны
ГБОУ школа №120 Выборгского района С-Пб
Дата урока: 09. 04. 2011 года
Тема урока: «А.П.Бородин – «могучая» личность XIX века »
Место урока в системе уроков: заключительный
Цель урока: Понять и осознать значимость А.П.Бородина, как «могучей» личности XIX века.
Задачи урока:
- познакомить с основными событиями творческой биографии А.П. Бородина;
- познакомить с инструментальными и вокальными произведениями
А.П. Бородина;
- формировать стремление к разностороннему развитию личности на примере творческой личности А. П. Бородина;
- развивать интерес к русской художественной культуре XIX века;
- развивать у детей умение чувствовать характер музыки,
- развивать у учащихся чувство кантилены, округленности звука в работе над песней Е.Крылатова «Ты человек».
- развивать творческие способности учащихся: память, внимание;
- развивать музыкальный кругозор;
- воспитывать любовь к родине, к красоте русской природы, на примере музыки А.П.Бородина.
- способствовать воспитанию любви к вокально-хоровому исполнительству;
- воспитывать умение работать в коллективе и в группах, уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса
- воспитание трудолюбие и патриотизма;
Тип урока: творческая мастерская
Методы урока: исследовательский и репродуктивный
Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, самостоятельная
Возрастная категория: 6 класс
УМК:
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина: «Музыка 6 класс» -
М.:Просвещение, 2010.
- Г.П Сергеева., Е.Д Критская., Музыка. Хрестоматия музыкального материала –
М.: Просвещение, 2005.
- Технические средства обучения
Музыкальный материал:
- «Богатырская симфония» А.П.Бородин
- «Струнный квартет № 2» А.П.Бородин
- Опера «Князь Игорь» А.П. Бородин, ария Князя Игоря
- Е.Крылатов «Ты – человек»
Оборудование: фортепиано, телевизор, DVD, компьютер, музыкальный центр.
Технология:
- Технология работы с кейсом
План урока:
1. Приветствие.
2. Слушание музыки.
3. Выступление и дискуссия групп экспертов.
4. Творческое задание.
5. Слушание музыки.
6. Исполнение песни.
7. Обобщение. Вывод.
Ход урока:
Слушание музыки:
Богатырская симфония. А.П.Бородин.
Учитель: Сегодня я вас приветствую на музыкальном конгрессе. Который посвящен могучей личности 19 века, автору только что прозвучавшей музыки - Александру Порфирьевичу Бородину. Уважаемые члены конгресса, что вы можете добавить об этом произведении? (Слайд 1)
Учащиеся: Это «Богатырская симфония»
Учитель: Что несёт в себе эта музыка?
Учащиеся: Силу, мощность, монументальность, фундамент. Бородин стал создателем нового типа русского классического симфонизма – эпического.
Учитель: Почему Бородина называют новатором?
Учащиеся: Новаторство Бородина состоит и в том, что он впервые дал симфоническое воплощение образов народного эпоса, богатырских образов и русского пейзажа.
Учитель: Мне бы хотелось услышать ещё о контрасте главной и побочной темы
Учащиеся: В главной мелодии. симфонии ощущаются люди сильные, могучие, люди– богатыри. Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре у струнных главная тема, вызывая представления о неодолимой, “великанской” силе легендарных героев. Это ощущение не исчезает, несмотря на 2 мелодию, более плавную и лирическую, она широкая, светлая, мажорная. Проникнута русскими песенно-напевными интонациями. Вторая тема как бы вводит слушателей в “место действия”. Мягко звучат виолончели, описание природы.
Учитель: Пришло время представить наши группы экспертов.
1 группа точные факты проверенные временем;
2 группа эксперты в области музыки;
3 группа эксперты в области химии;
4 группа эксперты оперы «Князь Игорь».
(Слайд 2) Мы живём в великом и прекрасном городе Санкт-Петербурге, где и начался жизненный путь великого человека А.П.Бородина. Слово для выступления предоставляется второй группе экспертов.
Учащиеся 2 группы:
31 октября (12 ноября по новому стилю) 1833 года в Петербурге, в доме №9 по Гагаринской улице родился Александр. Отец Лука Степанович Гедианов был князем, мать солдатская дочь Авдотья Константиновна Антонова. По ряду социальных причин Лука Гедианов не мог записать Александра как своего сына, а поэтому его распорядились записать законным сыном дворового человека Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Но жил мальчик с матерью.
В 1843 году произошли многие перемены в семье Бородина. Умер князь Гедианов, подписав перед смертью вольную - Александр Порфирьевич стал вольноотпущенным. Они с матерью переехали в новый дом, возле военных казарм, где часто звучала духовая музыка. Мать наняла для него учителя по флейте. Вскоре Бородин неплохо играл на многих деревянных духовых инструментах. Александр начинает обучаться вместе со своим сверстником Михаилом Щеглёвым различным наукам: русский и французский, латинский, английский языки, история и география, математика и черчение. Но
особую любовь вызывала музыка, в 10 лет сочиняет своё первое произведение польку для фортепиано «Элен».
Учитель: Я прошу прощения, хотят что-то добавить эксперты третей группы, в области химии.
Учащиеся 3 группы: (Слайд 3)Любовь вызывала не только музыка, но и химия. Бородин проводил самые простые опыты в домашней лаборатории и даже мог делать фейерверки. Во время одного из
таких экспериментов он чуть не сжег весь дом. В 1850 году принят в число вольнослушателей
I курса Медико-Хирургической Академии, через 6 лет Александр Порфирьевич с отличием закончивает академию и поступает на службу ординатором во 2-й военно-сухопутный госпиталь, где занимается практической и педагогической деятельностью.
Учащиеся 2 группы: Можно я продолжу.
Учитель: Пожалуйста.
Учащиеся 2 группы: (Слайд 4) Вместе с Мишей они часто играли ансамбли, переложение которых делает сам Александр. Мальчики ходили слушать концерты симфонического оркестра при Павловском вокзале, где слушали произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона; посещали оперу, переписывали ноты. В конце 40-х годов в журналах Петербурга появляются публикации первых произведений Бородина.
Учитель: (Слайд 5) Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Кто же он композитор или химик? Слово предоставляется первой группе экспертов
Учащиеся 1 группы:
– Пожар! Этот ребенок невозможен! Я покидаю вас! – воскликнула гувернантка.
– А я вот что вам показать хотел, – сказал Саша матушке. – Вы такого и не видывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллы соли меди.)
– На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят, что бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие махонькие?
– Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы. Сама природа сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.
– Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, об одном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.
– В химии, матушка, и вонь-то от Бога, – сказал с важностью Александр.
Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом в лабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселилась чудная, непонятно для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнуть размягчившееся стекло, превращать жидкость в кристаллы, из одного точно волшебством делать другое, ничуть не похожее. Рождать мановением руки из холода пламень, из тепла лед.
Учитель: Творить, создавать то, чего не было только что и вдруг стало, как творится музыка из ничего, из воздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты. Ещё одна история?
Учащиеся 1 группы : ( Слайд 6) Гувернантка однажды повела Сашу гулять на Семеновский плац. От звучания полкового оркестра у него было потрясение чуть не до обморока. У него что-то случилось с коленями, они подогнулись, когда грянул марш, а мир изменился. Иначе выстроились и осветились дома, другим стал воздух, раздалось вширь и вглубь небо. Вернувшись, домой, он, такой мягкий и кроткий, наотрез отказался от обеда, сказав: «Не мешайте мне!» – по-русски, по-немецки, по-французски. Часа три голодный и неузнаваемый
сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл военный марш, который слышал на площади.
Учитель: В 20 лет происходит знакомство Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым.
Учащиеся 3 группы: Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».
Учитель: Перед Бородиным встал вопрос выбора.
Слушание музыки:
под музыку струнного квартета №2, А.П.Бородина:
Бросить музыку – все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из
трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, как ему казалось.
Учащиеся 2 группы: (Слайд 7) Владимир Васильевич Стасов сказал: «Главные качества его таланта – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённая с изумительной страстностью, нежностью и красотой»
Учитель: Работая с различными печатными источниками, я натолкнулась на летопись жизни А.П.Бородина, но, к сожалению, от времени бумага истощалась и некоторые места в тексте отсутствуют. Уважаемые эксперты помогите восстановить пробелы. У вас всего три минуты
(Слайд 8) Приложение 1 (задание: заполнить пропущенные слова,
биографические данные о А.П.Бородине)
Учитель: Музыкой можно сказать все, не стыдясь и не скрывая, – вот он я, вот мир и моя страна, как я их вижу. Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь». Я предоставляю слово 4 группе экспертов. (Слайд 9)
Учащиеся 4 группы: Сюжет взят из «Слова о полку Игореве» – первого русского литературного произведения, в котором рассказано о богатырской юности Руси, в нем грандиозная мысль о ее единстве. В «Слове» Русь и Восток – вечное столкновение, вечное соседство, две стихии, которые не разъединить, и обе в натуре Бородина. Дело в том, что среди его предков был князь Гедея, который пришел из орды при царе Иване Грозном, принял святое крещение и был наречен князем Николаем.
Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов.
Учитель: Уважаемые эксперты, я предлагаю окунуться в музыкальный мир оперы «Князь Игорь» и послушать арию князя Игоря, конечно же, главного героя оперы.
Слушание музыки:
Ария князя Игоря.
Видеофрагмент оперы«Князь Игорь» («Ни сна, ни отдыха»).
Учитель: Что такое ария?
Учащиеся: Музыкальная характеристика героя, его музыкальный портрет..
Учитель: (Слайд 10) Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? Обратите внимание на характер, фактуру, певческий голос, форму.
Учащиеся 4 группы : Вступление вводит в состояние глубокого раздумья. Струнные звучат в низком регистре, фактура аккордовая, голоса развиваются в расходящемся движении. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный патриот и в тоже время очень любящий супруг.
Учитель: В какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то поясняю, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют трехчастную форму).
Учащиеся: Трёхчастная.
Учитель: Какой тембр голоса у героя?
Учащиеся: Баритон.
Учитель: К кому обращается Игорь? (к Ярославне)
Учащиеся: К Ярославне.
Учитель: Музыка оперы основана на интонациях народных песен – русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены. Творчество Бородина составило одну из наиболее самобытных глав истории музыки и оказало плодотворное воздействие на русских и зарубежных композиторов. (Слайд 11) Александр Порфирьевич Бородин умер мгновенно, от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире.
Про него можно сказать человек с большой буквы. Дорогие мои эксперты в жизни перед нами всегда будет стоять выбор, сделайте его достойным и правильным. Будьте людьми с большой буквы. И песня Е. Крылатова, которую мы с вами выучили, подтверждение этому.
Исполнение песни:
Е.Крылатов «Ты – человек».
Учитель: Эксперты 1 группы просят слова.
Учащиеся 1 группы: Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили: «Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?» Тот удивился: «Как это куда? Домой! Уже поздно, а у меня завтра лекция...»
Учитель: Могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования - ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Наш музыкальный конгресс завершается, эксперты справились, но для всех есть ещё одно испытание: кроссворд.
(Ребята выполняют задание, приложение 2)
Учитель: До свиданья!
Учащиеся: До свиданья!
Интернет ресурсы:
- http://ru.wikipedia
- http://funeral-spb.narod.ru/
- http://www.kkovalev.ru/
- http://festival.1september.ru/
- http://dic.academic.ru/
- http://images.yandex.ru/?lr=2
- http://www.belcanto.ru/
- http://www.bestpeopleofrussia.ru/
- Hot Potatoes, version 6/ JCross
- Hot Potatoes, version 6/ JCloze
Приложение:
Приложение 1
Летопись жизни А.П.Бородина
______________________ Порфирьевич Бородин – великий ______________ композитор. Родился в городе _______________ в _______ году. Любимыми его предметами были музыка и ____________. В _______ году Александру была дарована вольная и он решает поступить в М______________-Х____________А_______________, в которой после обучения будет работать профессором. Первым произведением Бородина была ____________________ для фортепиано «______________». Его творчество было связано с деятельностью содружества композиторов «_________________ __________». Наследие композитора представлено различными жанрами. Александр Порфирьевич – автор оперы «__________ _________», оперы-фарс «Богатыри», симфонической картины «__ ______________ _________», романсов, симфоний, кварт______. Симфония №2 под названием «_______________________» была завершена в _________ году. А.П.Бородин занимался активной музыкальной, научной и общественной деятельностью. Умер композитор в ________ году. Оперу «Князь Игорь» завершили ___________________________________ и __________________________.
Слова для справок: Петербург, "Могучая кучка", "Князь Игорь", Александр, химия, полька, "Элен", "В Средней Азии", квартетов, Римский-Корсаков, Глазунов, русский, 1833, 1843, Медико-хирургическая академия, 1887, 1876, "Богатырская".
Приложение 2
А.П.Бородин - "могучая" личность XIX века.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «Самоактуализация школьника как один из этапов становления конкурентноспособной личности посредством формирования умений и качеств XXI века».
ДАННАЯ РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ САМОПОЗНАНИЯ, ПСИХОЛОГИИ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ. ОсНОВНЫ...
Две стороны личности А.П.Бородина(проэкт учительская разработка)
Планирование интегрированного урока музыки и химии.Тема «Бородин. «Разум ученого и гений музыканта».Цель:Формирование общечеловеческих ценностей. Присвоение духовного опыта человечества на основ...
"И славили Отчизну меч и слово.Могучее, лихое племя" Презентация-проект к уроку (М.Ю.Лермонтов "Бородино").
Литературно-исторический проект "Могучее, лихое племя" (по материалам стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", на основе исторических сведений о героях 1812 года).Автор проекта: Панченко Варвара...
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...
Воспитание Оренбуржца 21 века "Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения"
Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности классных руководителей Номинация «Школа ...
Интервью для районной газеты «Сельские зори»: «Воспитать личность 21 века»
В интервью затрагиваются вопросы, которые волнуют родителей учащихся начальной школы при обучении по новым стандартам....