конспект урока музыки
план-конспект урока по музыке по теме

Селиванова Инга Петровна

"Япония. Страна восходящего солнца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_4_klasse_selivanova_inga_petrovna.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Музыкальная культура стран Востока. Япония "

ЭПИГРАФ: "Мир - всему миру!"

Цель урока: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.   На примере искусств (музыки и оригами) русского и японского народов показать, что между искусством разных народов мира нет непереходимых границ.

Задачи:     

   Образовательные:

-Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов.                                                                                                                                  -Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения.                                                                                                                                                             -Продолжать знакомство учащихся с творчеством композитора  Д. Кабалевского, с искусством японского народа - оригами.

Развивающие: 

-Развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям

-Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.

 -Развивать творческое нестандартное логическое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей изобразительным искусством, географией, вокально-исполнительские навыки хорового пения, совершенствование глазомера, координации движения. 

Воспитательные:

- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям.

-воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Тип урока: урок-путешествие

Изобразительный ряд: презентация урока.

Музыкальный ряд: “Вишня” японская народная песня; вариации на японскую народную тему Д. Кабалевского;  «Пусть всегда будет солнце» А. Островского, слова Л. Ошанина. "Летите, голуби» И. О. Дунаевского.

Оборудование: компьютер, проектор, баян.

Приемы: беседа, слушание музыки, исполнение произведений.

Ход урока.

Вход. Песня И. О. Дунаевского "Летите, голуби».

/Презентация - показ слайдов № 1,2,3 /

Музыкальное приветствие.

I. Организационный момент.

Разминка “Хорошее настроение”

– Здравствуйте, ребята! У некоторых из вас я вижу тревогу в глазах. Чтобы она исчезла, проведем разминку “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок!

Учитель:  Ребята, под какую музыку Вы вошли в класс? (песня, танец, марш)

Дети: Это песня, она плавная, напевная.

Учитель: О чем эта песня рассказывает?

Дети: О птице голубе.

Учитель: А что Вы знаете о голубе, что это за птица?

Дети: Белый голубь - это олицетворение мира на всей нашей земле.

Учитель: Эту песню написал советский композитор И.О. Дунаевский.

/Презентация - показ слайда№4 /

Учитель: (Берет в руки белого бумажного голубя) Белый голубь - символ мира, знак добрых отношений между людьми разных стран мира. И этот символ мира будет нас сопровождать по всем странам, по которым мы с Вами будем путешествовать. Впереди нас ждет много интересного. Сейчас мы  отправимся в дальний путь, путешествуя по разным странам, по морям и океанам.

 Страну, в которую мы отправляемся сегодня, часто называют “Страной восходящего солнца” потому, что именно там по времени начинается новый день. Государственный флаг Японии несет в себе это название. Он представляет собой белое полотнище с ярко-красным Солнцем посередине. (Демонстрация флага Японии).

Учитель:  Как вы думаете, что здесь изображено? (Солнце)

/Презентация - показ слайдов № 5,6 /

 Учитель: Кто уже догадался, о какой стране идёт речь? (Япония)

Учитель: Наш путь лежит на Восток.

- Что Вы знаете о Японии?

- Чем привлекает эта страна многочисленных туристов?

- Что необычного в этой стране?

Учитель: Современная Япония известна своими высокими технологиями. Однако традиции и обычаи очень чтят в этой маленькой стране. Среди шумных улиц и небоскребов туристы могут встретить старинные японские храмы. Японцы очень гостеприимный народ и всегда своим гостям предлагают поучаствовать в чайной церемонии, а в дар преподносят сувенир – национальную куклу хаката. (Демонстрация куклы хаката).

/Презентация - показ слайда№7 /

- А в России, какая кукла является национальной игрушкой-сувениром?

 Дети: (Матрешка).

В японском искусстве все просто, скромно. Японцы умеют видеть чудо, красоту и показать её окружающим.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с   японским искусством - ОРИГАМИ. Кто знает, что такое оригами.

 - ученица читает стихотворение "Что такое оригами".

/Презентация - показ слайда№8 /

Стихотворение "Что такое Оригами"

Что такое оригами?
В этом классе мы узнали
Это птицы и жуки.
Это зайцы и слоны.

Это детские улыбки
Это письма и открытки
Это праздничный шабаш
Наш бумажный Ералаш!

В этой сказочной стране
Хорошо тебе и мне
И поверьте мне друзья,
В эту сказку верю я!!!

Учитель: А вы знаете, что символом мира в Японии считается журавлик

Показ детям журавлика, сделанного из листа бумаги

/Презентация - показ слайдов № 9,10,11,12,13 /

Учитель:  В Японии много садов. Сады очень разные и необычные. Вслушайтесь в эти названия “Сад Воды”, “Сад Камней” и такого чуда нет больше нигде в мире.

- Зачем люди создают такие сады? (для души, для созерцания).

- А в “Саду Деревьев”, что будет являться главным? (дерево).

А какое дерево считается символом России?

 Дети: Берёза

/Презентация - показ слайда№14 /

Исполнение песни «Во поле берёза стояла» 1 куплет ( без музыки)

Учитель: В нашей стране знают и любят японскую музыку, особенно японские народные песни. Эта песня про самое любимое, очень красивое дерево, которое любят, берегут и почитают, японцы называется сакура. Повторите, пожалуйста, вместе со мной это слово.

        Ребята, а на какое дерево, которое растет у нас, похожа сакура?

Дети: (Вишня).

/Презентация - показ слайда№15 /

И действительно, сакура в переводе обозначает вишня.

- Какого цвета лепестки его цветов?

- Какой аромат?

- Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку сочинили? (Легкая, неторопливая).

Давайте послушаем японскую народную песню « Вишня»

/Презентация - показ слайда№16 /

Учитель: Что можно сказать о музыке?

Учитель: Необычное для нашего уха звучание, мы привыкли слушать и петь в каких ладах? Мажор, минор. В звуковой системе народов востока, в частности в Японии, используется  пентатоника – пяти ступенчатая звуковая система, не содержащая полутонов. Если на фортепиано нажимать подряд только черные клавиши мы услышим пентатонику.

Запомним термин   пентатоника

Какая это музыка композиторская или народная?

 - Мелодия простая, певучая, значит народная.

        Учитель: Понравилась вам песня?

        Дети: ответ (Да).

        Учитель: О чем поется в этой песне?

        Дети: ответ (О красивом вишневом дереве).

        Учитель: Что вы представили, слушая ее?

        Дети: рассуждение детей.

        Учитель: Какой характер музыки?

        Дети: ответ (Нежная, лирическая, светлая, мягкая, спокойная).

        Учитель: Складывается ли ощущение законченности песни?

        Дети: рассуждение детей.

        Учитель: Ее хочется продолжить. Это и есть особенность японской песни.

В каком ладу написана песня?

        Дети: ответы.

        Учитель: кто-то думает, что эта песня грустная, но это не грусть, а восхищение, зачарованность светлой красотой цветущей вишни.

Давайте приступим к разучиванию песни «Вишня». Ребята, прочитайте пожалуйста, слова песни «Вишня».

/У каждого ученика на столе слова песни «Вишня»/

/Презентация - показ слайда№17 /

Всюду вишня в цвету!
И куда не кинешь взгляд -
- под весенним небом сад.
Бродит ветер по нему,
словно в розовом дыму…
Это вишня в цвету!

Разучивание японской народной песни "Вишня"

  1. Напоминание о правильной осанке
  2. Взятие дыхания по руке учителя
  3. Разучивание японской народной песни "Вишня" по музыкальным фразам, работа над вокальным исполнением
  4. Исполнение выученного произведения
  5. Сейчас при исполнении песни попробуйте показать своим голосом розовую дымку, дуновение ветерка можете помогать себе руками. (Исполнение песни “Вишня”).

Учитель: Композиторы, как и мы с Вами тоже очень любят путешествовать. Они интересуются музыкой, живописью, литературой других народов, их жизнью, историей. Ездили композиторы по странам мира, слушали песни, записывали мелодии этих песен, любовались природой.

/Презентация - показ слайда№18 /

        Учитель: Русский композитор Д.Б. Кабалевский побывав в Японии, был восхищен красотой розовых вишневых рощ и красотой японских народных песен. На мелодию японской песни «Вишня» он сочинил для фортепиано вариации.

        Давайте вспомним, что такое вариации?

        Дети: ответ (В музыке вариациями называется такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере).

                Учитель: А сейчас послушаем «Вариации на тему японской народной песни «Вишня».

        Прошу внимательно следить за развитием темы. Ответьте на следующие вопросы:

        1. Сколько всего вариаций?

        2. Изменился ли характер песни?

/Слушание «Вариации на тему японской народной песни «Вишня» Д.Б. Кабалевского/

/Презентация - показ слайда№19 /

Беседа по окончании слушания по заданным вопросам

        Учитель: Сколько вариаций?

        Дети: ответ (Четыре).

        Учитель: Как изменился характер песни?

        Дети: ответы (Была лирической, мягкой, светлой, нежной, становится напряженной, драматической).

Учитель:  Как Вы думаете, ребята, о чем хотел рассказать композитор? О чем поведать?

Дети: Я думаю, что он показал цветение вишни, а потом что-то случилось, музыка изменилась. Словно катастрофа произошла или война.

/Презентация - показ слайдов№20,21,22 /

Учитель:  Сейчас мы с Вами вернемся немного в прошлое в 1945 год. В конце Великой Отечественной войны на два города в Японии Хиросиму и Нагасаки американские летчики сбросили атомную бомбу, чтобы показать всему миру свое превосходство. Это было ранним утром, когда ничто не предвещало беды. Ребята, скажите, а что общего между историей японского народа и русского народа. Когда началась Великая Отечественная война?

Дети:  Война в нашей стране тоже началась рано утром.

 Учитель:  В СССР война началась в 4 часа утра, когда мирное население спало и тоже ничего не предвещало беды. В первые дни войны, от бомбежок в России погибли люди. Есть за что бороться этим двум народам, которые не понаслышке знают, что такое война!

 Дети:  Люди этих стран должны вместе бороться за мир на земле, это их общее дело.

/Презентация - показ слайдов№23,24,25 /

Учитель:   Люди увидели огромное облако, которое по форме напоминало огромный гриб. Не сразу люди сообразили, что это ядерный взрыв. От людей остались одни тени на асфальте. Почти все погибли. Трагедия, страшные события в такой прекрасной стране. Земля была поражена на многие километры. На ней долгое время ничего не росло. Японцы не стали восстанавливать разрушенный город, а невдалеке построили Новый город Хиросима, а старый оставили в знак трагедии как память, чтобы люди помнили, насколько страшна война. В день поминовения в Японии зажигают свечи в честь погибших. А в России как поминают погибших?

Дети: Тоже зажигают свечи, читают молитвы.

Учитель:   Похожи традиции русского народа и японского?

 Учитель:   можно здесь провести границы между народами?

Дети:  Я думаю, что нет. Границы могут быть только на земле, между государствами.

Учитель:  Как Вы думаете ,почему нельзя забывать о страшных событиях?

Дети:  Потому что погибают дети и люди, может все это повториться, сейчас много оружия, разных бомб.

Учитель:  Вот как композитор Кабалевский рассказал об этом в своем произведении. Он был потрясен увиденным.

/Презентация - показ слайда№26 /

Учитель:  Война прошла. Но зараженные частицы радиации остались в воздухе. В Японии жила маленькая девочка Сасаки, которая пострадала от атомного взрыва. Она была тяжело больна. Девочке было тяжело бороться с болезнью. Она была маленькой и слабой, а болезнь была большой и сильной. Однажды ей приснился сон, что она обязательно выздоровит, поправиться и будет жить долго, долго, если она сделает тысячу белых бумажных журавликов. Она спросила у доктора: «Правда это?» Доктор ответил: «Правда, девочка». Сасаки принялась за дело.

        Она работала каждый день. Но она была очень слаба. Сделать тысячу журавликов ей было очень тяжело. Тогда доктор рассказал детям города Хиросимы о журавликах Сасаки, и они решили ей помочь. Дети стали приносить бумажных журавликов в больницу. Белые журавлики сидели на подоконнике, на полу, на столике. В этой стаи было больше тысячи журавликов.

        Весть о болезни японской девочки долетела и до Москвы. Тогда московские школьники решили послать в далекий город Хиросиму своего бумажного журавлика.

        Но, к сожалению, белые журавлики не в силах победить страшную болезнь. Своими слабыми бумажными крыльями они не смогли заслонить Сасаки от смерти и спасти ей жизнь.

        Хиросимской девочке, умершей от последствий атомного кошмара, поставлен памятник.

/Презентация - показ слайда №27 с изображением памятника Сасаки/

Учитель: В память о японской девочке я хочу подарить вам бумажных журавликов. Пусть эти журавлики оберегают вас и принесут вам счастья, покой и мир вашему дому и всей планете.

/Учитель раздает детям журавликов/.

– Ребята, давайте мы тоже пошлем в Японию подарок.  

Я - ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, …
(песня)

/Презентация - показ слайда№28 /

Учитель: В заключение нашего урока предлагаю исполнить песню «Пусть всегда будет солнце» А. Островского, слова Л. Ошанина.

Закрепление материала.(если позволит время)

Проводится игра. “Исправьте мои ошибки”. (Подготовить плакат, на котором дети стрелками указывают правильные ответы)

Молдавская народная песня

Реве та стогне Днипр широкий

Грузинский народный танец

Симфония №4

Украинская народная песня

Молдовеняска

Русская  народная песня

Лезгинка

ВЫВОД: Наша планета - наш общий дом. Природа, атмосфера, воздух, которым мы с вами дышим - все это общее. А радиационные осадки, которые могут выпасть на любой территории независимо от государства, от этого страшного оружия могут погибнуть очень много ни в чем невинных людей, поэтому никому не должно быть безразлично, что делается далеко за пределами нашего государства.

Учитель:  Что мы с вами узнали на сегодняшнем уроке?

 Дети:   Народы разных стран похожи своими традициями. У каждого народа есть свое любимое дерево и свой символ мира это птицы, свое искусство. Народам надо дружить, чтобы не было больше войны и не умирали люди.

Учитель:  Молодец! Русский композитор интересовался музыкой японского народа и пытался донести до нас о страшной трагедии, а в Японии в столице Токио даже есть клуб любителей песни, где собирается молодежь и поет песни разных народов мира, в том числе и наши русские.

Когда Д.Б. Кабалевский вошел в этот клуб, ему дали маленькую книжечку, там были написаны слова песен самых разных народов мира.

 И урок я бы хотела закончить стихотворением.

/Презентация - показ слайда№29/

“В каком бы краю вы, ребята, не жили,
Вас голуби крепкою дружбой сдружили.
Как вестники мира пускай пролетают
Над каждой страной голубиные стаи”.

(А.Митяев)

МБОУ «Яншиховская начальная школа-детский сад

                                    им. П.А.Сидорова»

Конспект урока музыки

по теме «Музыкальная культура стран Востока. Япония»

для учащихся 4-го класса

        Составила:

                                         Селиванова Инга Петровна,

учитель музыки.

Яншихово

2013г.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...