" Квартет" конспект урока музыки 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Калуцкая Елена Викторовна

Методическая разработка урока музыки для 5 класса по теме " Квартет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квартет- урок по музыки 5 класс18.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект  урока музыки для 5 класса

                                    « Квартет»

Тип урока:       комбинированный.

Цели урока:    а) узнать что такое квартет,

                            б) на каких инструментах чаще всего исполняется    

                                 квартет,

                            в) познакомиться со струнным квартетом А. П.

                                   Бородина.

Образовательные задачи:

                               а) развивать интерес к классической музыке

                               б) развивать любовь к музыкальным инструментам

                                в) интерес к произведениям русских писателей            

                                 

Воспитательные задачи:

                        а) воспитание эстетического вкуса

                        б) воспитание патриотизма

                         в) воспитание интереса к истории

Музыкальный материал:

                        Аладов «Мелодия», Чайковский отрывки из балета «Щелкунчик», Чайковский « Осенняя песня», « Волшебный смычок» норвежская народная песня.

Наглядность: портреты Крылова, Бородина, изображения музыкальных инструментов.

   Ход урока:

1.Организация урока:

( Вход под музыку Аладова « Мелодия»)

-Здравствуйте, ребята! Что за музыка сейчас прозвучала?

( Правильно, это « Мелодия» Аладова из  белорусской народной сказки          « Музыкант чародей»).

-Сегодня мы посвящаем наш урок музыке, которая звучит не только в сказках, но ив баснях. Такие басни, в которых музыка является « главным действующим лицом»  писал великий русский баснописец Иван Андреевич  Крылов.

( Слайд- портрет)

- Может быть кто-то из вас назовет мне басню, где « главное  действующее лицо» музыка?

( « Осел и соловей», «Скворец», «Кошка и соловей», « Кукушка и петух»).

 

2. Изучение нового материала:

- Но мы с вами остановимся на очень интересной для нас, можно сказать полезной басне И. А. Крылова, которая называется « Квартет».

- Квартет: это слово для вас новое. Возможно в литературе оно вам и встречалось, но в музыке вы еще не знаете что такое квартет.

( Запись в тетрадь)

- Квартет-это ансамбль из четырех исполнителей. Это значит, что инструменты могут быть разные, лишь бы количество было равно четырем. Например:             четыре трубы- это будет что ? ( квартет) , а если фортепиано скрипка, виолончель и арфа- это будет тоже… квартет.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли в гости эти  инструменты, квартет из которых звучит редко . Давайте с ними познакомимся.

(Входят дети с инсценированным рассказом об инструментах).

1 гость : это ФОРТЕПИАНО .  ( Слайд и рассказ учителя об инструменте)

- Много есть на свете разных инструментов. Я вам расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на наших уроках. Вот оно перед вами. Скажу вам по секрету: этот инструмент  мой самый лучший друг на свете. Почему? Да потому  что он как никто другой умеет чувствовать, понимать и откликаться на мое настроение. Когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к  нему поближе и играю.  Он утешает меня звуками нежными, тихими, ласковыми. Когда мне весело , он ликует и радуется вместе со мной. Мой друг умеет быть разным. Может быть поэтому у него есть еще одно имя- ФОРТЕПИАНО . По- русски его следовало бы назвать « Громко- тихо». Такое имя ему дали потому, что в отличие  от своего предшественника и близкого родственника- КЛАВЕСИНА ( СЛАЙД), который был очень похож на пианино и имел почти такое же устройство, но издавал звуки только одинаковой силы и громкости,  на фортепиано исполнитель мог играть громче и тише: f и p. Такой замечательный  инструмент изобрел в 1711 году  итальянский  мастер Бартоломео   Кристофори. (Слайд)  (Звучит муз. произведение  в исполнении ф-но  )

2 гость :  АРФА ( Слайд)

Учитель:- Будьте добры, назовите ваше имя.

Арфа: - Меня зовут Арфа.

Учитель:- Сколько вам лет?

Арфа:- Я полагаю 5 или 10, а возможно и все 20 тысяч лет.

Учитель:- Не может быть!  В таком почтенном возрасте вы выглядите просто по- королевски: педали сверкают золотом, на самом верху что-то вроде небольшой короны, прозрачная накладка из струн, и вся вы такая изящная, резная, будто крыло огромной золотистой бабочки.

Арфа:- Чему же тут удивляться! Ведь я раньше была божественным инструментом, моей игрой наслаждались боги Олимпа, по моим струнам пробегали их пальцы. Затем я стала инструментом аристократическим, т. е. для богатой знати. Меня украшали золотом, перламутром, мозаикой.

Учитель:  -Да и голос у вас просто аристократический, такой нежный, прозрачный, серебристый, он сверкает и переливается будто струи фонтана.

( Звучит произведение в исполнении арфы)

Учитель:- Скажите, а где вас можно чаще всего встретить?

Арфа:- На концертах, конечно. Я люблю покрасоваться в симфоническом оркестре, при большом скоплении народа. Иногда выступаю в сольном концерте.

Учитель:- Благодарю вас за интересный рассказ.

Арфа:- Пожалуйста, мне очень приятно.

- Ребята, к нам пришли еще две гостьи. Давайте послушаем о чем они беседуют. (Инсценировка ,  слайды).

Виолончель:- Здравствуй, скрипка!

Скрипка:- Добрый  день, Виолончель!

Виолончель:- Сотни лет знакомы, в каждом концерте играем вместе, а всякий раз я рада встрече с тобой.

Скрипка:- Мы же родственники. Смотри, как похожи друг на друга. Только ты большая и звук  у тебя низкий, густой, благородный, а я маленькая и голос мой тоньше, нежнее, прозрачнее.

Виолончель:- Маленькая, да удаленькая. Ведь это тебя называют        «королевой оркестра» . Ты , конечно изящней и стройнее, вон талия какая тонкая. Тебя держат горизонтально у плеча, а меня – вертикально, упираясь в пол металлическим шпилем. Но устроены мы все равно одинаково- у тебя четыре струны, и у меня тоже.

Скрипка:- Да… А помнишь, как  все начиналось? Давным-давно первобытный охотник изобрел лук, пускал стрелы и слушал как звенит тетива. Но звук быстро угасал. Кому из первых гениев пришло в голову взять в руки два лука сразу и потереть тетивой о тетиву?  От трения звук тянется дольше, инструмент « поет».

Виолончель:- А второй лук постепенно переделали в смычок- палочку с натянутыми на нее пучком конского волоса.

 3.   -Ребята, давайте все вместе споем  норвежскую народную песню «Волшебный смычок».

 ( Распевка « У Лукоморья»,  исполнение песни, промежуточная оценка учащихся).

 4.   - Итак   спасибо всем выступающим. Ребята, вы знаете басню Ивана Андреевича Крылова « Квартет»?

- На каких инструментах играют герои этой басни?

( Бас, альт, две скрипки). Вот на этих  инструментах чаще всего исполняются квартеты.

- Крылов назвал виолончель « басом» , потому что виолончель самый низкий инструмент из этого квартета. Ну что ж давайте вместе вспомним , послушаем басню и вы мне скажите как играют герои этой басни.

( Слушание басни).

-Вот такая чепуха, бессмыслица, фальш  получилась у этих горе музыкантов.

-А почему как вы думаете  не получилось у них квартета?

( Потому что все они не знали  музыкальной грамоты, не обладали ни музыкальным  талантом, ни слухом.)

- А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов самая разнообразная музыка- медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

5.   - Вот сейчас мы с вами послушаем еще один квартет, тоже струнный ( две скрипки, альт и виолончель) но уже эти инструменты находятся в руках настоящих музыкантов  профессионалов. Музыку этого « Квартета» сочинил русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, ( Слайд) не имея профессионального музыкального образования (он  по профессии был химиком) Александр Порфирьевич вошел в историю музыки как замечательный композитор. Создал эпическую оперу « Князь Игорь», 3 симфонии, 18 романсов, 2 струнных квартета:  один из которых мы и послушаем.

( Слушание  произведения  - Бородин « Второй квартет»)

-Какой характер этого произведения?

( Напевный, мягкий, лиричный, певучий).

6.   Итог урока:

Игра « Исправь ошибки»:

( Указать стрелками правильные ответы.)

КВАРТЕТ                            АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ

ФОРТЕПИАНО                 « БОЖЕСТВЕННЫЙ»  ИНСТРУМЕНТ

БОРОДИН                          ЧЕТЫРЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ

АРФА                                   ТРОСТЬ

СКРИПКА                           « ГРОМКО-ТИХО»

ВИОЛОНЧЕЛЬ                   « БАС»

СМЫЧОК                             « КОРОЛЕВА ОРКЕСТРА»

 

Оценка учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...