" Квартет" конспект урока музыки 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Методическая разработка урока музыки для 5 класса по теме " Квартет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Квартет- урок по музыки 5 класс | 18.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки для 5 класса
« Квартет»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: а) узнать что такое квартет,
б) на каких инструментах чаще всего исполняется
квартет,
в) познакомиться со струнным квартетом А. П.
Бородина.
Образовательные задачи:
а) развивать интерес к классической музыке
б) развивать любовь к музыкальным инструментам
в) интерес к произведениям русских писателей
Воспитательные задачи:
а) воспитание эстетического вкуса
б) воспитание патриотизма
в) воспитание интереса к истории
Музыкальный материал:
Аладов «Мелодия», Чайковский отрывки из балета «Щелкунчик», Чайковский « Осенняя песня», « Волшебный смычок» норвежская народная песня.
Наглядность: портреты Крылова, Бородина, изображения музыкальных инструментов.
Ход урока:
1.Организация урока:
( Вход под музыку Аладова « Мелодия»)
-Здравствуйте, ребята! Что за музыка сейчас прозвучала?
( Правильно, это « Мелодия» Аладова из белорусской народной сказки « Музыкант чародей»).
-Сегодня мы посвящаем наш урок музыке, которая звучит не только в сказках, но ив баснях. Такие басни, в которых музыка является « главным действующим лицом» писал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов.
( Слайд- портрет)
- Может быть кто-то из вас назовет мне басню, где « главное действующее лицо» музыка?
( « Осел и соловей», «Скворец», «Кошка и соловей», « Кукушка и петух»).
2. Изучение нового материала:
- Но мы с вами остановимся на очень интересной для нас, можно сказать полезной басне И. А. Крылова, которая называется « Квартет».
- Квартет: это слово для вас новое. Возможно в литературе оно вам и встречалось, но в музыке вы еще не знаете что такое квартет.
( Запись в тетрадь)
- Квартет-это ансамбль из четырех исполнителей. Это значит, что инструменты могут быть разные, лишь бы количество было равно четырем. Например: четыре трубы- это будет что ? ( квартет) , а если фортепиано скрипка, виолончель и арфа- это будет тоже… квартет.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли в гости эти инструменты, квартет из которых звучит редко . Давайте с ними познакомимся.
(Входят дети с инсценированным рассказом об инструментах).
1 гость : это ФОРТЕПИАНО . ( Слайд и рассказ учителя об инструменте)
- Много есть на свете разных инструментов. Я вам расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на наших уроках. Вот оно перед вами. Скажу вам по секрету: этот инструмент мой самый лучший друг на свете. Почему? Да потому что он как никто другой умеет чувствовать, понимать и откликаться на мое настроение. Когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе и играю. Он утешает меня звуками нежными, тихими, ласковыми. Когда мне весело , он ликует и радуется вместе со мной. Мой друг умеет быть разным. Может быть поэтому у него есть еще одно имя- ФОРТЕПИАНО . По- русски его следовало бы назвать « Громко- тихо». Такое имя ему дали потому, что в отличие от своего предшественника и близкого родственника- КЛАВЕСИНА ( СЛАЙД), который был очень похож на пианино и имел почти такое же устройство, но издавал звуки только одинаковой силы и громкости, на фортепиано исполнитель мог играть громче и тише: f и p. Такой замечательный инструмент изобрел в 1711 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори. (Слайд) (Звучит муз. произведение в исполнении ф-но )
2 гость : АРФА ( Слайд)
Учитель:- Будьте добры, назовите ваше имя.
Арфа: - Меня зовут Арфа.
Учитель:- Сколько вам лет?
Арфа:- Я полагаю 5 или 10, а возможно и все 20 тысяч лет.
Учитель:- Не может быть! В таком почтенном возрасте вы выглядите просто по- королевски: педали сверкают золотом, на самом верху что-то вроде небольшой короны, прозрачная накладка из струн, и вся вы такая изящная, резная, будто крыло огромной золотистой бабочки.
Арфа:- Чему же тут удивляться! Ведь я раньше была божественным инструментом, моей игрой наслаждались боги Олимпа, по моим струнам пробегали их пальцы. Затем я стала инструментом аристократическим, т. е. для богатой знати. Меня украшали золотом, перламутром, мозаикой.
Учитель: -Да и голос у вас просто аристократический, такой нежный, прозрачный, серебристый, он сверкает и переливается будто струи фонтана.
( Звучит произведение в исполнении арфы)
Учитель:- Скажите, а где вас можно чаще всего встретить?
Арфа:- На концертах, конечно. Я люблю покрасоваться в симфоническом оркестре, при большом скоплении народа. Иногда выступаю в сольном концерте.
Учитель:- Благодарю вас за интересный рассказ.
Арфа:- Пожалуйста, мне очень приятно.
- Ребята, к нам пришли еще две гостьи. Давайте послушаем о чем они беседуют. (Инсценировка , слайды).
Виолончель:- Здравствуй, скрипка!
Скрипка:- Добрый день, Виолончель!
Виолончель:- Сотни лет знакомы, в каждом концерте играем вместе, а всякий раз я рада встрече с тобой.
Скрипка:- Мы же родственники. Смотри, как похожи друг на друга. Только ты большая и звук у тебя низкий, густой, благородный, а я маленькая и голос мой тоньше, нежнее, прозрачнее.
Виолончель:- Маленькая, да удаленькая. Ведь это тебя называют «королевой оркестра» . Ты , конечно изящней и стройнее, вон талия какая тонкая. Тебя держат горизонтально у плеча, а меня – вертикально, упираясь в пол металлическим шпилем. Но устроены мы все равно одинаково- у тебя четыре струны, и у меня тоже.
Скрипка:- Да… А помнишь, как все начиналось? Давным-давно первобытный охотник изобрел лук, пускал стрелы и слушал как звенит тетива. Но звук быстро угасал. Кому из первых гениев пришло в голову взять в руки два лука сразу и потереть тетивой о тетиву? От трения звук тянется дольше, инструмент « поет».
Виолончель:- А второй лук постепенно переделали в смычок- палочку с натянутыми на нее пучком конского волоса.
3. -Ребята, давайте все вместе споем норвежскую народную песню «Волшебный смычок».
( Распевка « У Лукоморья», исполнение песни, промежуточная оценка учащихся).
4. - Итак спасибо всем выступающим. Ребята, вы знаете басню Ивана Андреевича Крылова « Квартет»?
- На каких инструментах играют герои этой басни?
( Бас, альт, две скрипки). Вот на этих инструментах чаще всего исполняются квартеты.
- Крылов назвал виолончель « басом» , потому что виолончель самый низкий инструмент из этого квартета. Ну что ж давайте вместе вспомним , послушаем басню и вы мне скажите как играют герои этой басни.
( Слушание басни).
-Вот такая чепуха, бессмыслица, фальш получилась у этих горе музыкантов.
-А почему как вы думаете не получилось у них квартета?
( Потому что все они не знали музыкальной грамоты, не обладали ни музыкальным талантом, ни слухом.)
- А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов самая разнообразная музыка- медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.
5. - Вот сейчас мы с вами послушаем еще один квартет, тоже струнный ( две скрипки, альт и виолончель) но уже эти инструменты находятся в руках настоящих музыкантов профессионалов. Музыку этого « Квартета» сочинил русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, ( Слайд) не имея профессионального музыкального образования (он по профессии был химиком) Александр Порфирьевич вошел в историю музыки как замечательный композитор. Создал эпическую оперу « Князь Игорь», 3 симфонии, 18 романсов, 2 струнных квартета: один из которых мы и послушаем.
( Слушание произведения - Бородин « Второй квартет»)
-Какой характер этого произведения?
( Напевный, мягкий, лиричный, певучий).
6. Итог урока:
Игра « Исправь ошибки»:
( Указать стрелками правильные ответы.)
КВАРТЕТ АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ
ФОРТЕПИАНО « БОЖЕСТВЕННЫЙ» ИНСТРУМЕНТ
БОРОДИН ЧЕТЫРЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ
АРФА ТРОСТЬ
СКРИПКА « ГРОМКО-ТИХО»
ВИОЛОНЧЕЛЬ « БАС»
СМЫЧОК « КОРОЛЕВА ОРКЕСТРА»
Оценка учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...