Программа 9 класс
учебно-методический материал (музыка, 9 класс) по теме

Нечипоренко Татьяна Юрьевна
Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А
по музыке
Ульяновского гвардейского суворовского военного училища
для  9  класса на 35 часов
на 2012- 2013 учебный год
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzyka_9_klass.doc134 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         У Т В Е Р Ж Д А Ю

Директор Ульяновского гвардейского

                                   суворовского военного училища

В. Шкирков

         "_____"  ____________ 2011 г.

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по музыке

Ульяновского гвардейского суворовского военного училища

для  9  класса на 35 часов

на 2012- 2013 учебный год

                                                                      Обсуждено на заседании отдельной

                                                              дисциплины «МХК, искусства и

                            технологии»                                                          

                                                                 Протокол № ______ от  _________

                                                                  Председатель  ____Е. Хайрутдинов

                                                                    Утверждено педагогическим советом

                                                                      Протокол № ______  от___________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3

  1. Структура тематического планирования……………………………….5

  1. Содержание………………………………………………………….…...7

  1. Учебно-методическая литература для обучающегося и

     преподавателя …..………………………………………….…………….9

  1. Перечень WEB – сайтов для дополнительного образования по предмету………………………………….…………………………........10

  1. Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ

по предмету……………………………………………………………….11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Учебная программа по «Музыке» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» статья 322, Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования МО РФ, Концепции модернизацией российского образования на период до 2010 года, Федеральным базисным учебным планом и учебными планами.

Программа по  «Музыке» 9 класс рассчитана на 35 учебных часов

(из расчета 1 час в неделю),  составлена на основе авторской программы преподавателей ПМК музыки, пения и танцев УГСВУ, обсуждена и утверждена на заседании ПМК музыки, пения и танцев протоколом № 10 от 24.08.2010 г., утверждена методическим кабинетом  Ульяновского ИПК и ПРО, имеет рецензию методиста кафедры культурологи ОГБО ДПО УИПКПРО Е. Зайцевой от 25.02.2011 г.  

Главная цель курса 9 класса – способствовать духовному становлению суворовца как личности в будущем,  культурно-образованного офицера – защитника Родины, своего Отечества.

Данная программа направлена на установление внутренних связей между литературой, историей, живописью и музыкой. Все разделы программы по содержанию даны так, что изучение их опирается на знания и умения, полученные суворовцами на уроках истории, литературы, живописи  раннее.

Кроме теоретических знаний в области музыки необходимо осуществлять на уроках певческую исполнительскую деятельность: практический урок, урок-концерт. Это вносит в  учебный процесс живой интерес, способствует ощущению действенной силы музыки, формированию духовного мира личности суворовцев.

Требования к уровню знания, подготовленности суворовцев

9 класса по предмету «Музыка»

В результате изучения музыки на базовом уровне суворовец должен

знать/понимать

- основные виды и жанры музыкального искусства;

- шедевры зарубежной и русской музыкальной культуры;

- особенности музыкальных стилей и музыкальных направлений;

- проблемы правильного восприятия классической музыки.

уметь

- определять и сравнивать музыкальные стили и музыкальные направления;

- оценивать и объяснять классификацию жанровой музыки;

- применять на практике знания о жанрах и особенностях современной музыки;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

   Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- самостоятельного музыкального творчества.

СТРУКТУРА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

9 класс

№№

п/п

Название

темы

Кол-во

часов

1

2

3

Русская   классическая музыка

1.

Введение.

Народное музыкальное творчество (песни – календарные, трудовые, свадебные, хороводные, лирические, солдатские, рекрутские, танцы, инструментальная музыка).

2

2.

Музыкальное искусство России XVIII – первой половины XIX века. Хоровой концерт Бортнянского, Березовского, Архангельского. Расцвет русского романса в творчестве Алябьева, Гурилева, Варламова.

2

3.

М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. «Иван Сусанин». Вокально-инструментальная музыка.  «Камаринская»,«Вальс-фантазия»,романсы.

2

4.

А.С.Даргомыжский. «Русалка», вокальное творчество.

1

5.

Русская музыка 2-й половины XIX века. Новая русская музыкальная школа "Могучая кучка".

1

6.

Музыкальное наследие  М.А. Балакирева, Ц.И.Кюи.

1

7.

Творчество М. Мусоргского (опера "Борис Годунов", цикл "Картинки с выставки", романсы, песни).

2

8.

Творчество А.Бородина (опера "Князь Игорь", "Богатырская симфония", романсы, песни).

1

9.

Творчество Н.Римского-Корсакова (опера "Снегурочка", "Шахерезада")

1

10.

Контрольный урок (опрос, викторина, исполнение романсов, песен).

1

11.

Романтизм в творчестве русских композиторов XIX – первой половины            ХХ века. Особенности русского романтизма.

1

12.

П.Чайковский – выдающийся русский классик. «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Цикл «Времена года». Симфоническое и фортепианное наследие Чайковского. Концерт №1. Балет «Лебединое озеро»

4

13.

Музыкальное наследие «Серебряного века»: С.Рахманинов. И.Стравинский, А. Скрябин.

2

14.

Контрольный урок.

1

Советское музыкальное искусство

15.

Советское музыкальное искусство.

1

16.

С.Прокофьев – классик ХХ в.

1

17.

Д.Шостакович. Симфонизм – главный метод мышления композитора.

1

18.

Песни военных лет.

2

19.

Творчество А.Хачатуряна. Балеты "Спартак", "Гаянэ".

1

20.

Творчество Г.Свиридова (оратории, кантаты, «Метель»).

1

21.

Русский джаз. Творчество Л.Утесова.

1

22.

Эстрадная музыка ХХ века.

1

23.

Авторская песня: В.Высоцкий, Б.Окуджава.

2

24.

Исполнительская деятельность - суворовские песни.

1

25.

Контрольный урок

1

                                                                                                         

                                                                                             Итого:             35

СОДЕРЖАНИЕ

9 класс

Русская  классическая музыка

Тема 1: Введение. Народное музыкальное творчество. Песни: трудовые, календарные, лирические, хороводные, плачи, рекрутские, свадебные. Народные танцы: камаринская, гопак; инструментальные народные наигрыши и русские народные инструменты: гусли, гудок, свирель, дудочка, ложки (2 часа).

Тема 2: Музыкальное искусство России XVIII века. Хоровое пение. Русский хоровой концерт.  Высокие традиции народной хоровой музыки и новые черты в ее развитии. Новые жанры праздничной музыки – кантаты, гимны, канты.  Творчество Д. Бортнянского  и А. Березовского. Расцвет русского романса. Романс и его назначение. Вершины русского романса в творчестве Алябьева «Соловей», Варламова «Колокольчик», Гурилева «Грусть девушки», «Белеет парус одинокий», Булахова  «Нищая» (2 часа).

Тема 3: Основоположник русской классической музыки  М.И. Глинка. Оперное наследие:  героико-патриотическая тема в опере «Иван Сусанин» и  хор «Славься»; лирико-драматическая трактовка  оперы «Руслан и Людмила»; симфоническая сюита «Камаринская»;  А. Пушкин и  М. Глинка. Романс  «Я помню чудное мгновенье» (2 часа).

Тема 4: А.С. Даргомыжский. Социально-обличительная тема в  романсах «Титулярный советник», «Блоха», «Мельник»; опера» Русалка» (1 час).

Тема 5: «Могучая кучка». Новая русская музыкальная школа. В. Стасов и «балакиревский» кружок (1 час).

Тема 6: Музыкальное наследие М.Балакирева и Ц. Кюи. М.А. Балакирев – русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный деятель. Симфонические поэмы «Русь», «Король Лир» (по выбору); оперное и романсовое творчество Цезаря Ивановича Кюи: «25 стихотворений А.С. Пушкина»,  «21 стихотворение Н Некрасова» (1 час).

Тема 7: М.П. Мусоргский.  История России «смутного» времени и оперное наследие: «Борис Годунов», «Хованщина». Цикл «Картинки с выставки»; песни, романсы (2 часа).

Тема 8: А.П. Бородин.  Памятник русской литературы X11 века «Слово о полку Игореве» и опера «Князи Игорь». Богатырская тема в творчестве Бородина и его «Богатырская симфония» (1 час).

Тема 9: Н.А. Римский-Корсаков. Сказочно-эпическая тема в творчестве композитора. Оперное наследие «Снегурочка», Садко», «Сказка о царе Салтане»; симфоническая сюита «Шахерезада» (1 час).

Тема 10: Контрольный урок. Опрос теоретического материала по изученным темам, слушание музыки. Исполнение хоровых фрагментов (1 час).

Тема 11: Романтизм в творчестве русских композиторов. Романтизм – идейное и художественное направление в музыке. Особенности русского романтизма (1 час).

Тема 12: Гений П.И. Чайковский. Оперное наследие «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; цикл «Времена года», симфоническое  и фортепианное творчество композитора «Детский альбом», концерт для фортепиано  с оркестром №1, симфония №5, 6; балетное творчество «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», кантата «Москва»  (4 часа)

Тема 13: Музыкальное наследие «серебряного» века русской культуры. Фортепиано творчество С. Рахманинова, прелюдия до диез минор, концерт для фортепиано с оркестром №2; И. Стравинский «Петрушка», «Весна Священная», Идея синтеза музыки и света А. Скрябина.  Поэма «Прометей» (поэма огня) (2 часа).

Тема 14: Контрольный урок. Повторение, закрепление знаний. Слушание музыки. Опрос, музыкальная викторина (1 час).

Советское музыкальное искусство

Тема 15:  Советское музыкальное искусство. Особенности музыкального       искусства  советского времени (1 часа).

Тема 16: С. Прокофьев. Музыкальное наследие классика XX века: опера «Война и мир», кантата «Александр Невский» (1 час).

Тема 17: Д.Д. Шостакович. Особенности музыкального симфонизма Д. Шостаковича. Симфония №7 «Ленинградская», №№13, 14, фортепианное и песенное  творчество композитора (1 час).

Тема 18: Песни военных лет. Песни, которые молчат,  становятся  оружием: «Священная война», «В землянке», «Огонек», «Катюша», «Темная ночь», «Смуглянка». Фронтовой фольклор (2 часа).

Тема 19: Творчество А. И. Хачатуряна.  Балетная музыка XX века.  «Спартак», «Гаянэ» (1 час).

Тема 20: Г. Свиридов. Инструментальное творчество композитора «Метель»; «Время вперед»; вокально-хоровое наследие композитора (1 час).

Тема 21: Русский джаз. Традиции и новаторство Л Утесова.  «Веселые ребята». Русский джаз и его особенности (1 час).

Тема 22: Эстрадная музыка XX века. Популярные ВИА: «Верасы», «Сябры», «Веселые ребята», «Поющие гитары»; эстрадные исполнители советской песни (1 час).

Тема 23: Авторская песня. История зарождения жанра. Характерные черты исполнения «бардовской» музыки. Исполнитель - композитор, поэт В. Высоцкий, Б. Окуджава. Авторская песня О. Митяева, М. Ножкина, Ю.Визбора и др. (2 часа).

Тема 24: Исполнительская деятельность.  Дыхание, дикция, фразировка, орфоэпия в хоровом исполнительском искусстве. Современные суворовские песни. (1час).

Тема 25: Контрольный  урок. Закрепление, коррекция знаний. Слушание музыки. Вокально-исполнительская деятельность (1 час).

Учебно-методическая литература для обучающегося

  1. Г.Боффи. Большая энциклопедия музыки. М., «Астрель», 2008 г.
  2. Энциклопедический музыкальный словарь/ авт.-сост. Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский – М., Советская энциклопедия, 1966

Учебно-методическая литература для преподавателя

  1. Закон РФ «Об образовании» статья 322.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования МО РФ
  3. Федеральный базисный учебный план
  4. О.П. Власенко. Поурочные разработки по музыке. Волгоград, «Учитель», 2008 г.

Список литературы для обучающегося:

  1. Г. Боффи. Большая энциклопедия музыки. М., «Астрель», 2008 г.
  2. В. Конен. История зарубежной музыки. М., 2004 г.

Список литературы для преподавателя:

  1. Учебник «Музыка» для 8 класса Т.И. Науменко, В.В. Алеев, М., Дрофа, 2003 г.
  2. Учебное пособие для преподавателя «Музыка» 5-8 классы по учебникам Т.И. Науменко, В.В. Алеева, автор-составитель В.М. Симигулина «Учитель», г. Волгоград, 2006 г.
  3. В. Галацкая. Музыкальная культура зарубежных стран. В – V, М., Музыка, 2008 г.
  4. Журнал «Искусство и образование», 2012 г.

Перечень WEB – сайтов для дополнительного образования по предмету

  1. Музыкальная энциклопедия. Not-only-3d.ru/music.html
  2. Музыкальная энциклопедия и словарь www.musik-dik.ru
  3. Культурно-образовательный портал для музыкантов www.retroportal.ru
  4. Музыкальный справочник mus-info/ru

Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету

  1. «Страдиварии – скрипичных дел мастер»
  2. «Джазовый альбом Каунта Бетси»
  3. «Музыкальный мир импрессионизма»
  4. «Рок – музыка. Классика и современность»
  5. «Ансамбль песни и пляски им. А.Александрова. Прошлое и настоящее»

ПЕРЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

  1. А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилев. Русские романсы на стихи русских поэтов.
  2. А.Архангельский. Хоровой концерт.
  3. А.Бородин. Опера «Князь Игорь», Симфония №2 «Богатырская».
  4. Д.Бортнянский. Хоровой концерт, инструментальная музыка.
  5. Высоцкий. Избранное.
  6. А.Глазунов. Балет «Раймонда».
  7.  М.Глинка. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Вальс-фантазия», романсы.
  8.   А.Даргомыжский. Романсы.
  9.    М.Мусоргский. Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Картинки с выставки», романсы.
  10.  Б.Окуджава. Песни.
  11. С.Рахманинов. Фортепианные концерты №1, 2, Рапсодия на тему Паганини, романсы, фортепианные прелюдии, «Всенощное бдение», опера «Алеко».
  12.  Н.Римский-Корсаков. Оперы «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Дубинушка», сюита «Шехеразада», романсы Дж.Россини. Оперы «Севильский цирюльник», «Вильгельм Телль».
  13.   А.Скрябин. Этюд №12, «Поэма экстаза», фортепианные пьесы.
  14.  И.Стравинский. Балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».
  15.  П.Чайковский. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Симфонии №4, 5, 6, цикл «Времена года», романсы, Концерт №1 для фортепиано с оркестром.
  16.  Джазовая музыка: Л. Армстронг, Э.Фицджеральд, А. Цфасман, Л.Утёсов и др.
  17.  Песни народов мира (по выбору).
  18.  Песни советских и современных композиторов: Я. Дубравин, М.Таривердиев, А. Пахмутова, М. Минков, В. Шаинский, В. Баснер, М.Дунаевский, И.Дунаевский и др.
  19.  Современные суворовские песни: В. Дроздов, Ю. Формин.

  1. И Груббер. Всеобщая история музыки – Гос. изд. М., 1996 г.
  2. Т. Попова.  Русская музыкальная литература М., Музыка, 1997 г.
  3. В Галацкая.  Музыкальная культура. В –V, М., Музыка, 2008 г.
  4. Г.Боффи. Большая энциклопедия музыки: М.,АСТ, 2006 г.
  5. Ю.Вайнкоп, И.Гусин. Краткий биографический словарь композиторов, «Музыка»,2006 г.
  6. В.Панкратова, Л.Полякова. Оперные либретто, М., Музыка, 1981 г.
  7. Журнал «Искусство и образование»

  Преподаватель                                                                            Т.Нечипоренко

 Руководитель отдельной дисциплины

 ( МХК, искусства и технологии)                                               В. Егоров

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какой великий русский композитор был известным учёным-химиком?

2. Какой великий русский писатель был хорошим пианистом, написавшим несколько фортепианных пьес?

3. Какие композиторы входили в балакиревский кружок, названный критиком В. Стасовым «Могучей кучкой»?

4. Какие мужские роли и в каких операх исполняют женщины?

5. Какие инструменты составляют деревянную духовую группу симфонического оркестра?

6. Какой великий композитор написал много музыкальных произведений и после потери слуха?

7. В каком балете П.И.Чайковского использована его же «Неаполитанская песенка» из детского альбома?

8. Что такое тембр голоса или музыкального инструмента?

9. Какие музыкальные инструменты входят в медную группу симфонического оркестра?

10. Какой русский композитор написал много опер на сказочные сюжеты?

11. Что такое увертюра?

12. Что такое вариация и вариации?

13. Вспомни имена выдающихся русских музыкантов – родных братьев, которые явились основателями Московской и Петербургской консерваторий?

14. Какие программные произведения вам известны?

15. Помогает ли «программность» лучше понять музыкальное произведение или, наоборот, она усложняет его восприятие?

16. Какие темы, по-вашему, не могут быть отражены в музыке?

17. Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки?

18. Для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки? Назовите такие произведения.

19. Из каких музыкальных средств складывается форма произведения?

20. Почему музыкальные произведения, написанные в одной форме, часто совсем не похожи друг на друга?

21. Назовите известные театры оперы и балета России.

Руководитель отдельной дисциплины

«Искусство, МХК и технологии»            ________________ В. Егоров

                                     Преподаватель       _______________   Т. Нечипоренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Класс гитары"

Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха.     Программа рассчитана на 2 года обу...

Воспитательная программа класса"Мы вместе"

Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...

Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"

Программа  представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"

Программа деятельности  классного руководителя  "Я - среди людей"  на районный конкурс "Самый классный "классный"....

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"

Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Воспитательна программа класса "Содружество"

Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...

Воспитательная программа класса

Воспитательная программа класса...