Исследовательская работа "Бетховен. Испытание судьбой"
проект по музыке (7 класс) по теме

 

Автор работы обращается к очень актуальной теме нашего времени, связанной с проблемой противостояния судьбе и преодолению физических недугов. В работе авторы удачно отобразили структуру своего исследования, кратко и конкретно сформулировали актуальность проблемы, цель и задачи реферата, названия его глав, выводы и итоговое обобщение в разделе «Заключение».

Так, во введении  актуальность взятой к изучению проблемы они выразили в том, что наше время знаменуется упадком духа и силы воли к жизни. В настоящее время необходимы живые примеры людей, преодолевших кризис жизни и сумевших продолжать жить и творить. Цель работы – проследить влияние условий жизни на формирование и становление великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена как личности и композитора. Задачи заключаются в том, чтобы проследить основные этапы творчества и проанализировать самые известные сочинения, в которых отразились личность и взгляды Бетховена, выяснить, как мог абсолютно глухой композитор сочинять гениальную музыку.       

В первой части  исследования рассказывается о детстве, юности и расцвете творчества Бетховена. Во второй части делается попытка проанализировать самые известные сочинения, которые были написаны вопреки недугу. Далее в работе говорится о том, как Бетховен сумел противостоять ударам судьбы. В практической части работы представлены творческие работы учащихся, написанные под влиянием услышанной музыки Бетховена.

В разделе «Заключение» авторы грамотно и глубоко обобщили выводы и пришли к следующему: работа над данной темой показала наличие проблемы и необходимость её разрешения, так как наше время характеризуется всеобщим упадком духа и силы воли к жизни. Жизнь великого композитора может быть примером для современной молодёжи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_betkhoven.doc118 КБ
Файл npk_betkhoven.rar37.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

I.Введение

Бетховен – это слава и гордость

 всего цивилизованного человечества.

Его помыслы и чувства близки и 

дороги всем народам мира.

Д.Шостакович

Порой мы сетуем на судьбу, недовольны нашей долей, несмотря на то, что имеем всё для жизни. Инфантильность и нежелание  что-то создавать  или менять – характерные черты нашего времени. Но есть  примеры людей, которые, не имея полноценных возможностей реализовать себя,  преодолевая и  превозмогая  физические недуги,  наперекор судьбе смогли состояться не только как личности, но и не переставали создавать гениальные произведения искусства: художник Борис Кустодиев, писатель Александр Островский и др.

Для нас одним из таких ярких личностных примеров стала  судьба великого немецкого композитора Людвига Ван  Бетховена.

Таким образом, выбор темы исследования неслучаен и актуальность его очевидна, поскольку такие личности, как Бетховен могут служить образцом духовного и физического подвига.

Известно, что жизнь Бетховена представляла собой бесконечную цепь страданий, но он среди страданий находил подлинное счастье в служении людям. Слушая игру одиннадцатилетнего Ференца Листа, он произнес слова, определяющие цель его собственной жизни: «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям»[1].

 Музыка Бетховена волнует сердца слушателей до настоящего времени, и мы понимаем,  что она исходила из глубины души композитора. Как сказал Ж. Ж. Руссо, «в сердце войдет лишь то, что исходит из души». Нам захотелось проникнуть в мир души Бетховена через его музыку.

Но  поскольку рамки школьной  программы ограничены и нет возможности подробно познакомиться с творчеством этого  мужественного человека,  мы попытались самостоятельно изучить его биографию, проследить этапы его творчества и ступени восхождения к славе. Но мы попытались также показать в Бетховене личностные качества: любовь к жизни, страдания, борьбу с недугом и противостояние судьбе. В этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы: проследить влияние условий жизни на формирование и становление  Бетховена как личности и композитора.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  • Проследить основные этапы творчества композитора.
  • Проанализировать музыкальные произведения, в  которых ярко отразилась личность и взгляды Бетховена.
  • Сосредоточить внимание на личности великого композитора.

Таким образом, проблемой нашей работы является неисчерпаемость человеческих возможностей, если ты служишь людям.

Обьектом исследования стали труды исследователей жизни и творчества  композиторов: Ромена Роллана, Арнольда  Альшванга, Гектора Берлиоза, а также письма Бетховена. Предмет  исследования – жизнь и творчество  Бетховена.

Практическая значимость данного материала, на наш взгляд в том, что эту работу можно использовать на уроках МХК и музыки при изучении тем, связанных с творчеством Людвига Ван Бетховена.

II. Основная часть

2.1. Детство и  юность

Бетховен родился в эпоху, которая как нельзя лучше соответствовала его натуре. Это эпоха, богатая великими общественными событиями, главное из которых – революционный переворот во Франции. Великая французская революция, ее идеалы оказали на композитора сильнейшее воздействие - и на его мировоззрение, и на творчество. Главным героем бетховенского творчества становится герой - борец за свои идеалы. «Наше время нуждается в людях с мощным духом» – говорил композитор[2]. Революция придала огромную духовную силу Бетховену, благодаря которой он прошел через все испытания, «через страдание к радости».

Однако не только общественные события, но и личная жизнь композитора способствовала тому, что героическая тематика выдвинулась на первое место в его творчестве.

Природа одарила Бетховена пытливым, деятельным умом философа. Его интересы всегда были необычайно широкими, они распространялись на политику, литературу, религию, философию, естественные науки. Но всему этому противостоял страшный недуг – глухота, способная, казалось бы, навсегда закрыть путь к музыке. Бетховен нашел в себе силы пойти против судьбы, - и идея преодоления стал главным смыслом его жизни.

Музыкальным воспитанием Людвига занимались часто менявшиеся, «случайные» учителя,  которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке. Обнаружив редкий музыкальный талант сына, отец хотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» – источник больших и постоянных доходов.  Его заставляли упражняться за фортепиано даже по ночам; однако первые публичные выступления юного музыканта не оправдали коммерческих планов его отца (приложение №1).

 Вундеркиндом  Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование.

Рано  стал  маленький  Людвиг  опорой  семьи,  трудился,  не  зная  отдыха: переписывал  ноты,  сочинял  по  заявкам. Был  он  хмур,  неразговорчив,  с  выразительным  взглядом.

        Первый  концерт  был  дан  в  Кёльне,  где  восьмилетний  мальчик,  в  рекламных  целях,  был  назван  шестилетним. Но  выступление  не  дало  ожидаемых  доходов.

        После  смерти  матери, а позже и отца  мальчик  становится  главой  семьи. Из-за бедности он был вынужден очень рано поступить на службу. Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Но  жестокие  удары  судьбы  не  сломили  сильного  духом  юношу.  Благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

         В свободные минуты между репетициями, концертами и уроками он сочинял. Первое известное нам произведение Бетховена — вариации для фортепьяно на тему марша Э.Дресслера - создано им в двенадцать лет. Это простенькое  жизнерадостное сочинение, в  котором угадывается детская непосредственность и любовь к жизни.

 За  годы  упорной  работы,  Бетховен  становится  заметной  фигурой  в  музыкальном  мире  города. Молодой  музыкант  мечтает  о  признании  великих  музыкантов,  о  занятиях  с  Моцартом (приложение № 2). 

Преодолев  всевозможные  трудности,  17 – летний  Людвиг  приезжает  в  Вену – центр музыкального искусства того времени.  Он хочет встретиться  с  Моцартом.  Прослушав импровизацию юноши, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Но стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: из-за смертельной болезни матери он был вынужден срочно вернуться обратно в Бонн.

Как  музыкант  Бетховен  давно  уже  стал  настоящим  виртуозом,  он  стоял  на  одном  уровне  с  крупнейшими  пианистами  Европы (приложение №3).

 Слушатели, затаив дыхание, упивались его импровизациями на фортепиано, многих они трогали до слез: «Он вызывает духов и из глубин, и с высот». Но творил Бетховен не для денег и не для признания: «Что за бессмыслица! Я никогда не думал писать для известности или для славы. Нужно дать выход тому, что у меня накопилось на сердце, - вот почему я пишу».

Как  композитору  ему  было  необходимо  совершенствование  своего  таланта,  новые  идеи,  чувства,  впечатления – всё  то,  чего  он  не  мог  получить  в  Бонне.

К  22  годам  жизни  Людвига  Ван  Бетховена  закончился  так  называемый  Боннский  этап  жизни  композитора. В течение четырех лет – с 1788 года до отъезда из Бонна в 1792 году – Бетховен прошел превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все популярные оперы того времени.

2.2. Расцвет творчества

В  1792  году – 22-летним  молодым  человеком,  опытным  в  творчестве  и  исполнительстве, - он  смог  переселиться  в  Вену,  навсегда  полюбив  этот  город  волшебной  музыки.

        Вскоре  молодой  Бетховен  становится  одним  из  первых  виртуозов  Вены,  игра  его  потрясающа! Лестные  отзывы  несутся  со  всех  сторон,  его  считают  одним  из  самых  перспективных  музыкантов. Характер  исполнения  даже  называют  революционным,  он  играет  совершенную  музыку.

К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием, как безусловно первый композитор своего времени.

        - Правила  запрещают  такую  последовательность  аккордов …

        - А  я  её  разрешаю, - возражает  молодой  вольнодумец.

        Музыка – это  фантазия,  положенная  на  ноты. Какие,  к  чёрту,  правила?! Разве  возможно  воображение  гения  загнать  в  какие-то  рамки, навешать  ярлыков,  оградить  глупыми  предрассудками?![3] 

        Первые  несколько  лет,  прожитых  в  Вене,    стали  для  Людвига  счастливейшим  временем  в  его  жизни. Он  с  успехом  выступал  перед  знатной  публикой и  привлёк  внимание  профессионалов (приложение № 4).

Первым  учителем  Бетховена  в  Вене  стал  Гайдн. Он  писал: «И  знатоки,  и  несведущие  должны  по  этим  пьесам  беспристрастно  признать,  что  со  временем  Бетховен  займёт  место  одного  из  величайших  композиторов  Европы,  а я  буду  гордиться,  правом  называть  себя  его  учителем». Гайдн  говорил  своему  молодому  ученику:

 - «В ваших  сочинениях  будут  находить  много  прекрасного,  даже  удивительного,  но  кое - что  покажется  тёмным  и  странным,  потому,  что  вы  сами  человек  странный  и  мрачный,  а  стиль  композитора – это  он  сам»[4].

2.3. В поединке с судьбой

Страждущие души, благородные души!

Возьмите себе в спутники этого человека!

Ромен Ролан

Традиционное мнение рисует жизнь Бетховена с исключительно мрачной стороны, видя в нем пораженного страшнейшим для музыканта недугом — глухотой и преследуемого непрерывными ударами судьбы. Между тем, проверяя факты из его жизни, убеждаешься, что во многом Бетховен был счастливее других и больше,  чем кто бы то ни было, был признан современниками.

В 1797 году появились признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты, что  привело Бетховена 1802 году к душевному кризису, в который отразился в знаменитом документе – «Гейлигенштадтском завещании». Прощаясь со всем, чем он жил на земле, композитор словно хочет забыть о музыке и в своём завещании в слезах обращается к Heбеcaм: «О, Божество, Ты с высоты видишь моё сердце, Ты знаешь его, Тебе ведомо, что в нём живёт любовь к людям и стремление к добру. Итак, пусть свершится. С радостью спешу я навстречу смерти... » (приложение №5).

 В письме, обращенном к другу юности Вегелеру, Бетховен писал: «Если  б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы еще терпимо; но при моей профессии это ужасно. Я часто уже проклинал и себя, и создателя за свое существование... Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе».

Болезнь подступала к Бетховену постепенно, в течение шести лет, и обрушилась на него между 30 и 32 годами. Она поразила его в самое чувствительное место, в его гордость и силу - в его слух! Полная глухота отрезала композитора от всего, что ему было так дорого: от друзей, от общества, от любви и, самое страшное, от искусства!..
         Познакомившись  с  произведениями, созданными  в 1800—1803 годах, мы увидели, что в них нашло отражение всё, что переживал в ту пору Бетховен; мрачная подавленность и протест против болезни, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины. Таковы Третий фортепианный концерт c-moll, op. 37 (1800), соната As-dur, op. 26 с похоронным маршем и «Лунная» соната (1801), соната d-moll с речитативом, ор. 31 (1802), «Крейцерова» соната для (скрипки и фортепиано (1803) и ряд других сочинений.
       Бетховен полюбил молодую аристократку Джульетту Гвиччарди. Но в глазах аристократической семьи и общества Джульетты Гвиччарди Бетховен был всего-навсего музыкантом-плебеем, недостойным руки отпрыска знатного рода. Да и сама Джульетта предпочла выйти замуж за графа Галленберга.

Трагедия музыканта обострилась трагедией человека.  

Соната – вроде фантазии №14 до-диез минор написана в память о любви к юной Джульетте Гвиччарди  (приложение №6).  В этом музыкальном «откровении»  воплощено много самых разных человеческих чувств: скорбь по потере любви, страдание, мечты, воспоминания, порой светлые, порой мрачные, сомнения и вера в будущее.

  Соната №14  вошла в историю музыки под названием «Лунной»  неслучайно.  Поэт - романтик Рельштаб услышал в ее первой части музыкальное воплощение лунной ночи на швейцарском озере.  Может быть, поэт понимал, что при луне человек острее чувствует свое одиночество?  Мы думаем, это раскрывает сам  «музыкальный язык»  1 части: главная мелодия звучит в ритме траурного марша,  как натянутая струна она повисла между жизнью и смертью. Басы звучат тяжело, как траурная поступь.  И всё это на фоне триолей, которые ассоциируются с течением времени. …Это похороны любви.

Выходом из кризиса для Бетховена стало творчество:  «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», - писал композитор. – «Только оно, искусство, меня удержало»[5]. 

Мы считаем, что творец не мог  уйти из жизни, не сказав всего, что выстрадал в себе, что понял. Не для себя – для других он решил продолжать жить. Чтобы искусством своим служить людям, поддерживать в них мужество, утешать в несчастии. Бетховен смирился с неизлечимым недугом, страшнее которого не может быть для музыканта. В 31 год он написал другу горделивые слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня».

Именно с этого момента композитор начал по-новому осознавать свой путь, с этого момента начал рождаться новый Бетховен.

Одно за другим появляются самые типичные для него, самые прославленные сочинения, нередко проникнутые энергией, горделивым духом самоутверждения, героической борьбой: скрипичная соната опус 47, известная как Крейцерова, фортепианные опус 53 и 57 («Аврора» и «Аппассионата» — названия даны не автором), опера «Фиделио», оратория «Христос на горе Елеонской», три квартета, фортепианный (Четвертый), Скрипичный и Тройной (для фортепиано, скрипки и виолончели) концерты, увертюра «Кориолан», 32 вариации для фортепиано до минор, месса до мажор и др. Несмотря на свою страшную болезнь, Бетховен продолжает сочинять музыку (приложение №7).

 В 1804 году впервые прозвучала  соната F-moll «Апассионата»,  наполненная страданием и борьбой. Ромен Роллан назвал  её  «пламенным потоком в гранитном русле».  Она вся проникнута духом  страстной  борьбы. Конфликт заложен уже в первой части, когда звучит героическая фанфара. Мрачно звучит  короткий  мотив, вокруг которого и разворачивается беспощадная борьба (этот мотив  из нескольких нот отныне будет его визитной карточкой).

Страдая, Бетховен  закалялся душой. И когда смерть казалась единственным исходом, у Бетховена рождается идея Героической симфонии.

Это первое обобщение революционных идей в Бетховена в этом жанре. Соната положила начало новому типу симфонизма – героико-драматическому.

Первая часть начинается с двух мощных аккордов. Это типично бетховенская мужественная фанфара. Далее - внезапная задержка звука, и - вновь фанфарный мотив, в котором мы узнаём дух Бетховена - борца.

В Allegro сосредоточен драматургический конфликт. Музыка рождается из одной темы-ядра. Это типичная бетховенская черта, которая ярче всего выражена в главных партиях 1 части 5-й и 9-й симфонии. Эта тема повторяется трижды, постепенно драматизируясь, создавая конфликт, и вырастает в могучий героический образ. Происходит сражение.

Вторая тема выделяется своей стремительностью, подчеркнуто острым ритмом, гармонией, в которой используется уменьшенный септаккорд. Роллан говорит о ней, как об образе битвы («сабельные удары», «ритм скачки»). Кода в симфонии обширная и напряженная. Развитие в ней устремлено к утверждению победоносного героического образа.

Героическая симфония знаменует начало самого  интенсивного  и плодотворного  периода  в творческой жизни  Бетховена. Любовь к искусству, к жизни вытеснила личную боль и отчаяние.

Мы думаем,  название «Героическая» относится  к самому композитору, сумевшему из бездны отчаяния, боли, страдания вырваться к радости, к жизни, к творчеству. Воистину, через тернии - к звёздам!         

Глубоко выстраданные Бетховеном идеи преодоления жизненных препятствий силой духа оказались созвучны идеям Французской революции. Эти идеи воплотились  в  симфонии №5.

В этой музыке Бетховен дает новое решение героической темы. Идеи и образы Пятой симфонии обнаруживаются в таких произведениях, как «Апассионата», «Фиделио», «Кориолан», созданных в этот же период.

Новым элементом содержания Пятой симфонии по сравнению с Третьей явилась проблема борьбы человека  с судьбой. Если Третья симфония – грандиозная героическая эпопея, то Пятая – драма, в которой усилено внутреннее психологическое начало.

Основой всего драматургического развития симфонии является короткий лейтмотив «судьбы», который звучит как грозный повелительный клич). Именно об этой  теме, своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов Бетховена, он говорил: «Так судьба стучится в дверь». 

Вся первая часть построена на развитии одной этой темы, внутри которой и происходит развитие конфликта. На протяжении всей части этот образ видоизменяется с помощью разных интонаций: повелительных, жалобных, скорбных, взволнованных, героических (что характерно для «Кориолана» и «Эгмонта»). В героической кульминации мотив «судьбы» трансформируется в победоносный марш с фанфарами.

Симфония  с-moll  стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и  сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе.

Так началась новая эра симфонической музыки XIX века - музыки, воплотившей величие идей, богатство мыслей и чувств, силу душевных порывов и воли.

         Не все композиторы того времени приняли музыку Бетховена, т.к. в  его музыке отчетливо слышались уже бунтарские, романтические мотивы; он стал  первым музыкальным "романтиком".

Музыкальный романтизм характерен сосредоточенностью на внутреннем мире человека, на смене чувств и настроений. Отсюда особая роль лирического начала, эмоциональная непосредственность, свобода выражения. Существенно обновляются выразительные средства. Мелодия становится более  чувствительной, внутренне изменчивой, "отзывчивой" на тончайшие сдвиги душевных состояний; гармония и инструментовка - более богатыми, яркими, красочными; в противовес уравновешенным и логически упорядоченным структурам классиков возрастает роль сопоставлений, свободных сочетаний разнохарактерных эпизодов.

Всем этим в полной мере обладали произведения Людвига ван Бетховена, но именно поэтому они признавались далеко не всеми творцами и ценителями музыки.

Современники, ждавшие наслаждения от гармонических сочетаний, были смущены и встревожены новой музыкой. Непонимание продемонстрировали не только обыкновенные меломаны, воспитанные на благозвучиях восемнадцатого века, но и известные маэстро, которых Бетховен высоко ценил. Слушая отрывки из  Второй симфонии, Рудольф Крейцер, известный парижский композитор и скрипач, пришел в ужас и убежал. Знаменитую «Крейцерову сонату»  №9 для фортепиано и скрипки  Бетховен создал в его честь.  Но Крейцер ничего не понял и просто отказался играть! Не лучше отозвались о сочинениях Бетховена и другие знаменитости.  Например, Луиджи Керубини: «Эта музыка заставляет меня чихать». Карл Мария Вебер не пожалел насмешек по поводу 3-й симфонии, а о 7-й позже объявил: «Отныне ее автор вполне созрел для сумасшедшего дома».

Бетховен шёл сквозь непонимание, насмешки современников. Даже музыканты, друзья великого мастера, разучивая и исполняя его новые квартеты, добродушно посмеивались над глухим композитором, который, на их взгляд, нарушал законы музыки. А он отвечал: «У меня такое чувство, точно до сих пор я написал лишь несколько нот».

2.4. Поздний период

В 1813-1815 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил. Кроме того,  на его плечи легла забота о племяннике, который обладал весьма тяжелым нравом. В 1815 начался новый, условно говоря, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-1826).

В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в своих драматичных, так и в лирических сочинениях он  взывает к экстремальным возможностям человека.

Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике законами. Узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!» Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что связано с его слухом), к сложным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.

Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы – огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Ф. Шиллера «К радости». Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен соединил два жанра: симфонический  и ораториальный. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных идеей синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей.

Когда впервые исполнялась Девятая симфония, Бетховен стоял у дирижерского пульта и размахивал руками. Он уже ничего не слышал и не мог управлять оркестром. Но он не мог не быть на сцене.  Девятая - последняя симфония Бетховена, она была итогом его творчества. В ней он до конца раскрыл свои мысли о жизни, о путях человечества. Этой симфонией,  уходивший из жизни композитор обращался к потомкам, к нам. Поэтому, он должен был сам представить свое творение слушателям.

Напряженность упорной борьбы в симфонии сменяют глубокие раздумья. Точно человечество, готовясь к новым битвам за счастье, вспоминает прошлое, пробует заглянуть в будущее. И композитор  пишет картины этого светлого будущего — создает знаменитый финал Девятой симфонии. Для этого Бетховену оказалось мало одной только музыки. Он привлек и слово. Много времени потратил Бетховен на поиски «темы радости» в 9-й симфонии. После долгих поисков выкристаллизовалась удивительно чистая, прекрасная и, в то же время, очень простая «тема радости».

Впервые вместе с оркестром выступили в симфонии хор и солисты.  Хор поет слова оды Шиллера «К радости»: Обнимитесь, миллионы, Слейтесь в радости одной! Там, над звездною страной, – Бог, в любви пресуществленный!  Кто презрел в земной юдоли Теплоту душевных уз, Тот в слезах, по доброй воле, Пусть покинет наш союз.

…Гремят «фанфары ужаса» (так назвал их немецкий композитор Р.Вагнер). И вдруг раздается уверенный человеческий голос: «О, братья! Довольно печали! Будем гимны петь безбрежному веселью и светлой, светлой радости!»

Автор монографии  «Жизнь Бетховена», пламенный  Ромен  Роллан восклицает: «Какое завоевание стоит этого, какая битва Бонапарта, какое солнце Аустерлица могут сравниться со славой этого сверхчеловеческого усилия, этой победы, самой блестящей, какую  одерживал когда -  либо человеческий дух. Несчастный, бедный, больной, одинокий, подавленный величайшим горем человек, у которого мир отнял радость, сам создает Радость,  чтобы отдать ее миру. Он выковывает ее из своих бедствий так, как сам говорит о том в гордом изречении, где заключен вывод из всей его жизни».

Испытание одиночеством тоже оказалось для Бетховена даром. Страдание углубляло чувства и рождало великую музыку. В ней масса оттенков печали и радости, надежды и разочарования, света и тени... Стремясь к большей выразительности, мастер часто прибегает к обозначениям: «певуче», «с чувством», «сдержанно», «печально», «грациозно», «непринуждённо». А ещё: «с огнём», «решительно», «энергично». Этого мало. Идёт уточнение: «очень оживлённо, но серьёзно» (в третьей части квартета оп. № 95). Эти бетховенские «но» говорят и о противопоставлении разных душевных состояний, и о возможности их тончайших сочетаний в музыке.[6] 

         Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером.  Это: девять симфоний, пять концертов для фортепиано с оркестром; шестнадцать 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в том числе тридцать две  для фортепиано, (среди них т. н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), десять сонат  для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).

        Чтобы  понять  всю  меру  несчастья  потерявшего  слух  композитора,  можно  для  сравнения  представить  себе  ослепшего  живописца  или  потерявшего  ноги  бегуна. Но  Бетховен  совершил  чудо. Он  продолжал  сочинять  музыку. И  какую! Он  боролся  и  победил. Победил,  потому  что  боролся.  

Сейчас,  спустя  годы,  оценивая  и  анализируя  всю  жизнь  великого  композитора,  мы  можем  утверждать,  что  спастись,  сохранить  свою  жизнь  и  здравый  рассудок,  ему  удалось  благодаря  всё  той  же  музыке. Умирать  Бетховену  было  просто  некогда. Жизнь  для  него  всегда  была  борьбой,  со  своими  победами  и  поражениями,  и  он  продолжал  бороться,  иначе  он  не  мог.

Думая о Бетховене, мы  вспоминаем  слова Баратынского, о том, что «дар - не только поручение Божье, но ещё и испытание, посланное высшим Творцом». Бетховену же было послано и испытание страданием. Выкованная в страданиях,  рождается новая музыка. Страдание становится даром Божьим, если преодолеваешь его. Жизнь никогда не бывает более плодотворной и более счастливой, нежели в страдании.
Великий пианист Генрих  Густавович  Нейгауз, верно, не случайно заметил: «
Возможно, Бетховен не сделал бы таких открытий в области фортепианного звучания, если бы не был глухим. Сила его внутреннего слуха предопределила не только пути развития фортепиано - инструмента, но и пути развития художника фортепиано, пианиста» («О последних сонатах Бетховена»).

Бетховен победил! Смерть не пришла. Пришло бессмертие. Он продолжает побеждать вместе с теми людьми, кто пытается силой духа противостоять  ударам судьбы. Великий музыкант становится великим человеком!

III. Заключение

В ходе нашего исследования мы открыли для себя новые грани творчества великого композитора: оказалось,  что самые лучшие сочинения написаны Бетховеном в полной глухоте. Чем более прогрессировала болезнь, тем гениальнее были его произведения. Очевидно, борьба с недугом рождала в нём силы, энергию, которая сподвигла его на создание величайшей музыки.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

  1. Гениальная музыка Бетховена рождена Французской буржуазной революцией; в этой обстановке происходит становление личности композитора, формируется его мировоззрение.
  2. Под влиянием революции  Бетховен стал первым музыкальным романтиком.
  3. Основные творческие стимулы, поддерживавшие его в непрестанной борьбе со всеми испытаниями, болезнями и горестями -  это  высокие человеческие идеалы.
  4. Бетховен – новатор: он создает в музыке новый тип симфонизма – героико-драматический; появляется новый  герой, не только смелый и страстный борец, но и мыслитель с тонким интеллектом, которому свойственна склонность к размышлению.
  5. В последний период своего творчества он остался верен своим взглядам и принципам новатора.

Анализируя творчество Бетховена, мы можем сказать, что в его музыке отражена сильная воля и благородный дух.                

Бетховен подарил людям радость. Радость и изумление перед высотою совершенного им жизненного подвига, перед титанической силой его творческого делания.  

Бетховен, остался борцом до последних мгновений. Он показал нам пример жизнетворчества, движимого несказанной любовью к людям, что является прекрасным образцом для современной молодежи и имеют огромное нравственное значение.

Работа над темой не оставила нас равнодушными и вдохновила на создание художественных миниатюр. Неожиданно родилось стихотворение-послание «Письмо Гению» и несколько зарисовок под впечатлением от прослушанной музыки Бетховена (приложение № ,8,9,10,11).

Список    литературы:

  1. Роллан Р. «Жизнь великих людей». М. 1954г.
  2. Письма Бетховена 1787- 1811годы, М.,  1970г.
  3. Эдуард  Эррио  «Жизнь  Л. В.  Бетховена»  1968 г.
  4. Альшванг  А.А. « Л. В.  Бетховен»  1971 г
  5. Е.Царева. Музыкальная литература зарубежных стран.
  6. Григорович  В.Б. «Великие  музыканты  Западной  Европы»  1982 г.
  7. Материалы с сайта http://ru.wikipedia.org>Антропология


[1]  Письма Бетховена. 1787-1811 годы. М.1970

[2]  Э.Эррио «Жизнь Л.В.Бетховена» 1968 г.

[3] Ромен Роллан «Жизнь великих людей»

[4] Э.Эррио «Жизнь Бетховена» 1968 г.

[5] «Письма Бетховена 1812-1816 годы». М. 1977 г.

[6] А.Альшванг. Людвиг Ван Бетховен.М.1971



Предварительный просмотр:

I.Введение

Бетховен – это слава и гордость

 всего цивилизованного человечества.

Его помыслы и чувства близки и 

дороги всем народам мира.

Д.Шостакович

Порой мы сетуем на судьбу, недовольны нашей долей, несмотря на то, что имеем всё для жизни. Инфантильность и нежелание  что-то создавать  или менять – характерные черты нашего времени. Но есть  примеры людей, которые, не имея полноценных возможностей реализовать себя,  преодолевая и  превозмогая  физические недуги,  наперекор судьбе смогли состояться не только как личности, но и не переставали создавать гениальные произведения искусства: художник Борис Кустодиев, писатель Александр Островский и др.

Для нас одним из таких ярких личностных примеров стала  судьба великого немецкого композитора Людвига Ван  Бетховена.

Таким образом, выбор темы исследования неслучаен и актуальность его очевидна, поскольку такие личности, как Бетховен могут служить образцом духовного и физического подвига.

Известно, что жизнь Бетховена представляла собой бесконечную цепь страданий, но он среди страданий находил подлинное счастье в служении людям. Слушая игру одиннадцатилетнего Ференца Листа, он произнес слова, определяющие цель его собственной жизни: «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям»[1].

 Музыка Бетховена волнует сердца слушателей до настоящего времени, и мы понимаем,  что она исходила из глубины души композитора. Как сказал Ж. Ж. Руссо, «в сердце войдет лишь то, что исходит из души». Нам захотелось проникнуть в мир души Бетховена через его музыку.

Но  поскольку рамки школьной  программы ограничены и нет возможности подробно познакомиться с творчеством этого  мужественного человека,  мы попытались самостоятельно изучить его биографию, проследить этапы его творчества и ступени восхождения к славе. Но мы попытались также показать в Бетховене личностные качества: любовь к жизни, страдания, борьбу с недугом и противостояние судьбе. В этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы: проследить влияние условий жизни на формирование и становление  Бетховена как личности и композитора.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  • Проследить основные этапы творчества композитора.
  • Проанализировать музыкальные произведения, в  которых ярко отразилась личность и взгляды Бетховена.
  • Сосредоточить внимание на личности великого композитора.

Таким образом, проблемой нашей работы является неисчерпаемость человеческих возможностей, если ты служишь людям.

Обьектом исследования стали труды исследователей жизни и творчества  композиторов: Ромена Роллана, Арнольда  Альшванга, Гектора Берлиоза, а также письма Бетховена. Предмет  исследования – жизнь и творчество  Бетховена.

Практическая значимость данного материала, на наш взгляд в том, что эту работу можно использовать на уроках МХК и музыки при изучении тем, связанных с творчеством Людвига Ван Бетховена.

II. Основная часть

2.1. Детство и  юность

Бетховен родился в эпоху, которая как нельзя лучше соответствовала его натуре. Это эпоха, богатая великими общественными событиями, главное из которых – революционный переворот во Франции. Великая французская революция, ее идеалы оказали на композитора сильнейшее воздействие - и на его мировоззрение, и на творчество. Главным героем бетховенского творчества становится герой - борец за свои идеалы. «Наше время нуждается в людях с мощным духом» – говорил композитор[2]. Революция придала огромную духовную силу Бетховену, благодаря которой он прошел через все испытания, «через страдание к радости».

Однако не только общественные события, но и личная жизнь композитора способствовала тому, что героическая тематика выдвинулась на первое место в его творчестве.

Природа одарила Бетховена пытливым, деятельным умом философа. Его интересы всегда были необычайно широкими, они распространялись на политику, литературу, религию, философию, естественные науки. Но всему этому противостоял страшный недуг – глухота, способная, казалось бы, навсегда закрыть путь к музыке. Бетховен нашел в себе силы пойти против судьбы, - и идея преодоления стал главным смыслом его жизни.

Музыкальным воспитанием Людвига занимались часто менявшиеся, «случайные» учителя,  которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке. Обнаружив редкий музыкальный талант сына, отец хотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» – источник больших и постоянных доходов.  Его заставляли упражняться за фортепиано даже по ночам; однако первые публичные выступления юного музыканта не оправдали коммерческих планов его отца (приложение №1).

 Вундеркиндом  Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование.

Рано  стал  маленький  Людвиг  опорой  семьи,  трудился,  не  зная  отдыха: переписывал  ноты,  сочинял  по  заявкам. Был  он  хмур,  неразговорчив,  с  выразительным  взглядом.

        Первый  концерт  был  дан  в  Кёльне,  где  восьмилетний  мальчик,  в  рекламных  целях,  был  назван  шестилетним. Но  выступление  не  дало  ожидаемых  доходов.

        После  смерти  матери, а позже и отца  мальчик  становится  главой  семьи. Из-за бедности он был вынужден очень рано поступить на службу. Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Но  жестокие  удары  судьбы  не  сломили  сильного  духом  юношу.  Благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

         В свободные минуты между репетициями, концертами и уроками он сочинял. Первое известное нам произведение Бетховена — вариации для фортепьяно на тему марша Э.Дресслера - создано им в двенадцать лет. Это простенькое  жизнерадостное сочинение, в  котором угадывается детская непосредственность и любовь к жизни.

 За  годы  упорной  работы,  Бетховен  становится  заметной  фигурой  в  музыкальном  мире  города. Молодой  музыкант  мечтает  о  признании  великих  музыкантов,  о  занятиях  с  Моцартом (приложение № 2). 

Преодолев  всевозможные  трудности,  17 – летний  Людвиг  приезжает  в  Вену – центр музыкального искусства того времени.  Он хочет встретиться  с  Моцартом.  Прослушав импровизацию юноши, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Но стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: из-за смертельной болезни матери он был вынужден срочно вернуться обратно в Бонн.

Как  музыкант  Бетховен  давно  уже  стал  настоящим  виртуозом,  он  стоял  на  одном  уровне  с  крупнейшими  пианистами  Европы (приложение №3).

 Слушатели, затаив дыхание, упивались его импровизациями на фортепиано, многих они трогали до слез: «Он вызывает духов и из глубин, и с высот». Но творил Бетховен не для денег и не для признания: «Что за бессмыслица! Я никогда не думал писать для известности или для славы. Нужно дать выход тому, что у меня накопилось на сердце, - вот почему я пишу».

Как  композитору  ему  было  необходимо  совершенствование  своего  таланта,  новые  идеи,  чувства,  впечатления – всё  то,  чего  он  не  мог  получить  в  Бонне.

К  22  годам  жизни  Людвига  Ван  Бетховена  закончился  так  называемый  Боннский  этап  жизни  композитора. В течение четырех лет – с 1788 года до отъезда из Бонна в 1792 году – Бетховен прошел превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все популярные оперы того времени.

2.2. Расцвет творчества

В  1792  году – 22-летним  молодым  человеком,  опытным  в  творчестве  и  исполнительстве, - он  смог  переселиться  в  Вену,  навсегда  полюбив  этот  город  волшебной  музыки.

        Вскоре  молодой  Бетховен  становится  одним  из  первых  виртуозов  Вены,  игра  его  потрясающа! Лестные  отзывы  несутся  со  всех  сторон,  его  считают  одним  из  самых  перспективных  музыкантов. Характер  исполнения  даже  называют  революционным,  он  играет  совершенную  музыку.

К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием, как безусловно первый композитор своего времени.

        - Правила  запрещают  такую  последовательность  аккордов …

        - А  я  её  разрешаю, - возражает  молодой  вольнодумец.

        Музыка – это  фантазия,  положенная  на  ноты. Какие,  к  чёрту,  правила?! Разве  возможно  воображение  гения  загнать  в  какие-то  рамки, навешать  ярлыков,  оградить  глупыми  предрассудками?![3] 

        Первые  несколько  лет,  прожитых  в  Вене,    стали  для  Людвига  счастливейшим  временем  в  его  жизни. Он  с  успехом  выступал  перед  знатной  публикой и  привлёк  внимание  профессионалов (приложение № 4).

Первым  учителем  Бетховена  в  Вене  стал  Гайдн. Он  писал: «И  знатоки,  и  несведущие  должны  по  этим  пьесам  беспристрастно  признать,  что  со  временем  Бетховен  займёт  место  одного  из  величайших  композиторов  Европы,  а я  буду  гордиться,  правом  называть  себя  его  учителем». Гайдн  говорил  своему  молодому  ученику:

 - «В ваших  сочинениях  будут  находить  много  прекрасного,  даже  удивительного,  но  кое - что  покажется  тёмным  и  странным,  потому,  что  вы  сами  человек  странный  и  мрачный,  а  стиль  композитора – это  он  сам»[4].

2.3. В поединке с судьбой

Страждущие души, благородные души!

Возьмите себе в спутники этого человека!

Ромен Ролан

Традиционное мнение рисует жизнь Бетховена с исключительно мрачной стороны, видя в нем пораженного страшнейшим для музыканта недугом — глухотой и преследуемого непрерывными ударами судьбы. Между тем, проверяя факты из его жизни, убеждаешься, что во многом Бетховен был счастливее других и больше,  чем кто бы то ни было, был признан современниками.

В 1797 году появились признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты, что  привело Бетховена 1802 году к душевному кризису, в который отразился в знаменитом документе – «Гейлигенштадтском завещании». Прощаясь со всем, чем он жил на земле, композитор словно хочет забыть о музыке и в своём завещании в слезах обращается к Heбеcaм: «О, Божество, Ты с высоты видишь моё сердце, Ты знаешь его, Тебе ведомо, что в нём живёт любовь к людям и стремление к добру. Итак, пусть свершится. С радостью спешу я навстречу смерти... » (приложение №5).

 В письме, обращенном к другу юности Вегелеру, Бетховен писал: «Если  б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы еще терпимо; но при моей профессии это ужасно. Я часто уже проклинал и себя, и создателя за свое существование... Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе».

Болезнь подступала к Бетховену постепенно, в течение шести лет, и обрушилась на него между 30 и 32 годами. Она поразила его в самое чувствительное место, в его гордость и силу - в его слух! Полная глухота отрезала композитора от всего, что ему было так дорого: от друзей, от общества, от любви и, самое страшное, от искусства!..
         Познакомившись  с  произведениями, созданными  в 1800—1803 годах, мы увидели, что в них нашло отражение всё, что переживал в ту пору Бетховен; мрачная подавленность и протест против болезни, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины. Таковы Третий фортепианный концерт c-moll, op. 37 (1800), соната As-dur, op. 26 с похоронным маршем и «Лунная» соната (1801), соната d-moll с речитативом, ор. 31 (1802), «Крейцерова» соната для (скрипки и фортепиано (1803) и ряд других сочинений.
       Бетховен полюбил молодую аристократку Джульетту Гвиччарди. Но в глазах аристократической семьи и общества Джульетты Гвиччарди Бетховен был всего-навсего музыкантом-плебеем, недостойным руки отпрыска знатного рода. Да и сама Джульетта предпочла выйти замуж за графа Галленберга.

Трагедия музыканта обострилась трагедией человека.  

Соната – вроде фантазии №14 до-диез минор написана в память о любви к юной Джульетте Гвиччарди  (приложение №6).  В этом музыкальном «откровении»  воплощено много самых разных человеческих чувств: скорбь по потере любви, страдание, мечты, воспоминания, порой светлые, порой мрачные, сомнения и вера в будущее.

  Соната №14  вошла в историю музыки под названием «Лунной»  неслучайно.  Поэт - романтик Рельштаб услышал в ее первой части музыкальное воплощение лунной ночи на швейцарском озере.  Может быть, поэт понимал, что при луне человек острее чувствует свое одиночество?  Мы думаем, это раскрывает сам  «музыкальный язык»  1 части: главная мелодия звучит в ритме траурного марша,  как натянутая струна она повисла между жизнью и смертью. Басы звучат тяжело, как траурная поступь.  И всё это на фоне триолей, которые ассоциируются с течением времени. …Это похороны любви.

Выходом из кризиса для Бетховена стало творчество:  «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», - писал композитор. – «Только оно, искусство, меня удержало»[5]. 

Мы считаем, что творец не мог  уйти из жизни, не сказав всего, что выстрадал в себе, что понял. Не для себя – для других он решил продолжать жить. Чтобы искусством своим служить людям, поддерживать в них мужество, утешать в несчастии. Бетховен смирился с неизлечимым недугом, страшнее которого не может быть для музыканта. В 31 год он написал другу горделивые слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня».

Именно с этого момента композитор начал по-новому осознавать свой путь, с этого момента начал рождаться новый Бетховен.

Одно за другим появляются самые типичные для него, самые прославленные сочинения, нередко проникнутые энергией, горделивым духом самоутверждения, героической борьбой: скрипичная соната опус 47, известная как Крейцерова, фортепианные опус 53 и 57 («Аврора» и «Аппассионата» — названия даны не автором), опера «Фиделио», оратория «Христос на горе Елеонской», три квартета, фортепианный (Четвертый), Скрипичный и Тройной (для фортепиано, скрипки и виолончели) концерты, увертюра «Кориолан», 32 вариации для фортепиано до минор, месса до мажор и др. Несмотря на свою страшную болезнь, Бетховен продолжает сочинять музыку (приложение №7).

 В 1804 году впервые прозвучала  соната F-moll «Апассионата»,  наполненная страданием и борьбой. Ромен Роллан назвал  её  «пламенным потоком в гранитном русле».  Она вся проникнута духом  страстной  борьбы. Конфликт заложен уже в первой части, когда звучит героическая фанфара. Мрачно звучит  короткий  мотив, вокруг которого и разворачивается беспощадная борьба (этот мотив  из нескольких нот отныне будет его визитной карточкой).

Страдая, Бетховен  закалялся душой. И когда смерть казалась единственным исходом, у Бетховена рождается идея Героической симфонии.

Это первое обобщение революционных идей в Бетховена в этом жанре. Соната положила начало новому типу симфонизма – героико-драматическому.

Первая часть начинается с двух мощных аккордов. Это типично бетховенская мужественная фанфара. Далее - внезапная задержка звука, и - вновь фанфарный мотив, в котором мы узнаём дух Бетховена - борца.

В Allegro сосредоточен драматургический конфликт. Музыка рождается из одной темы-ядра. Это типичная бетховенская черта, которая ярче всего выражена в главных партиях 1 части 5-й и 9-й симфонии. Эта тема повторяется трижды, постепенно драматизируясь, создавая конфликт, и вырастает в могучий героический образ. Происходит сражение.

Вторая тема выделяется своей стремительностью, подчеркнуто острым ритмом, гармонией, в которой используется уменьшенный септаккорд. Роллан говорит о ней, как об образе битвы («сабельные удары», «ритм скачки»). Кода в симфонии обширная и напряженная. Развитие в ней устремлено к утверждению победоносного героического образа.

Героическая симфония знаменует начало самого  интенсивного  и плодотворного  периода  в творческой жизни  Бетховена. Любовь к искусству, к жизни вытеснила личную боль и отчаяние.

Мы думаем,  название «Героическая» относится  к самому композитору, сумевшему из бездны отчаяния, боли, страдания вырваться к радости, к жизни, к творчеству. Воистину, через тернии - к звёздам!         

Глубоко выстраданные Бетховеном идеи преодоления жизненных препятствий силой духа оказались созвучны идеям Французской революции. Эти идеи воплотились  в  симфонии №5.

В этой музыке Бетховен дает новое решение героической темы. Идеи и образы Пятой симфонии обнаруживаются в таких произведениях, как «Апассионата», «Фиделио», «Кориолан», созданных в этот же период.

Новым элементом содержания Пятой симфонии по сравнению с Третьей явилась проблема борьбы человека  с судьбой. Если Третья симфония – грандиозная героическая эпопея, то Пятая – драма, в которой усилено внутреннее психологическое начало.

Основой всего драматургического развития симфонии является короткий лейтмотив «судьбы», который звучит как грозный повелительный клич). Именно об этой  теме, своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов Бетховена, он говорил: «Так судьба стучится в дверь». 

Вся первая часть построена на развитии одной этой темы, внутри которой и происходит развитие конфликта. На протяжении всей части этот образ видоизменяется с помощью разных интонаций: повелительных, жалобных, скорбных, взволнованных, героических (что характерно для «Кориолана» и «Эгмонта»). В героической кульминации мотив «судьбы» трансформируется в победоносный марш с фанфарами.

Симфония  с-moll  стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и  сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе.

Так началась новая эра симфонической музыки XIX века - музыки, воплотившей величие идей, богатство мыслей и чувств, силу душевных порывов и воли.

         Не все композиторы того времени приняли музыку Бетховена, т.к. в  его музыке отчетливо слышались уже бунтарские, романтические мотивы; он стал  первым музыкальным "романтиком".

Музыкальный романтизм характерен сосредоточенностью на внутреннем мире человека, на смене чувств и настроений. Отсюда особая роль лирического начала, эмоциональная непосредственность, свобода выражения. Существенно обновляются выразительные средства. Мелодия становится более  чувствительной, внутренне изменчивой, "отзывчивой" на тончайшие сдвиги душевных состояний; гармония и инструментовка - более богатыми, яркими, красочными; в противовес уравновешенным и логически упорядоченным структурам классиков возрастает роль сопоставлений, свободных сочетаний разнохарактерных эпизодов.

Всем этим в полной мере обладали произведения Людвига ван Бетховена, но именно поэтому они признавались далеко не всеми творцами и ценителями музыки.

Современники, ждавшие наслаждения от гармонических сочетаний, были смущены и встревожены новой музыкой. Непонимание продемонстрировали не только обыкновенные меломаны, воспитанные на благозвучиях восемнадцатого века, но и известные маэстро, которых Бетховен высоко ценил. Слушая отрывки из  Второй симфонии, Рудольф Крейцер, известный парижский композитор и скрипач, пришел в ужас и убежал. Знаменитую «Крейцерову сонату»  №9 для фортепиано и скрипки  Бетховен создал в его честь.  Но Крейцер ничего не понял и просто отказался играть! Не лучше отозвались о сочинениях Бетховена и другие знаменитости.  Например, Луиджи Керубини: «Эта музыка заставляет меня чихать». Карл Мария Вебер не пожалел насмешек по поводу 3-й симфонии, а о 7-й позже объявил: «Отныне ее автор вполне созрел для сумасшедшего дома».

Бетховен шёл сквозь непонимание, насмешки современников. Даже музыканты, друзья великого мастера, разучивая и исполняя его новые квартеты, добродушно посмеивались над глухим композитором, который, на их взгляд, нарушал законы музыки. А он отвечал: «У меня такое чувство, точно до сих пор я написал лишь несколько нот».

2.4. Поздний период

В 1813-1815 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил. Кроме того,  на его плечи легла забота о племяннике, который обладал весьма тяжелым нравом. В 1815 начался новый, условно говоря, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-1826).

В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в своих драматичных, так и в лирических сочинениях он  взывает к экстремальным возможностям человека.

Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике законами. Узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!» Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что связано с его слухом), к сложным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.

Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы – огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Ф. Шиллера «К радости». Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен соединил два жанра: симфонический  и ораториальный. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных идеей синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей.

Когда впервые исполнялась Девятая симфония, Бетховен стоял у дирижерского пульта и размахивал руками. Он уже ничего не слышал и не мог управлять оркестром. Но он не мог не быть на сцене.  Девятая - последняя симфония Бетховена, она была итогом его творчества. В ней он до конца раскрыл свои мысли о жизни, о путях человечества. Этой симфонией,  уходивший из жизни композитор обращался к потомкам, к нам. Поэтому, он должен был сам представить свое творение слушателям.

Напряженность упорной борьбы в симфонии сменяют глубокие раздумья. Точно человечество, готовясь к новым битвам за счастье, вспоминает прошлое, пробует заглянуть в будущее. И композитор  пишет картины этого светлого будущего — создает знаменитый финал Девятой симфонии. Для этого Бетховену оказалось мало одной только музыки. Он привлек и слово. Много времени потратил Бетховен на поиски «темы радости» в 9-й симфонии. После долгих поисков выкристаллизовалась удивительно чистая, прекрасная и, в то же время, очень простая «тема радости».

Впервые вместе с оркестром выступили в симфонии хор и солисты.  Хор поет слова оды Шиллера «К радости»: Обнимитесь, миллионы, Слейтесь в радости одной! Там, над звездною страной, – Бог, в любви пресуществленный!  Кто презрел в земной юдоли Теплоту душевных уз, Тот в слезах, по доброй воле, Пусть покинет наш союз.

…Гремят «фанфары ужаса» (так назвал их немецкий композитор Р.Вагнер). И вдруг раздается уверенный человеческий голос: «О, братья! Довольно печали! Будем гимны петь безбрежному веселью и светлой, светлой радости!»

Автор монографии  «Жизнь Бетховена», пламенный  Ромен  Роллан восклицает: «Какое завоевание стоит этого, какая битва Бонапарта, какое солнце Аустерлица могут сравниться со славой этого сверхчеловеческого усилия, этой победы, самой блестящей, какую  одерживал когда -  либо человеческий дух. Несчастный, бедный, больной, одинокий, подавленный величайшим горем человек, у которого мир отнял радость, сам создает Радость,  чтобы отдать ее миру. Он выковывает ее из своих бедствий так, как сам говорит о том в гордом изречении, где заключен вывод из всей его жизни».

Испытание одиночеством тоже оказалось для Бетховена даром. Страдание углубляло чувства и рождало великую музыку. В ней масса оттенков печали и радости, надежды и разочарования, света и тени... Стремясь к большей выразительности, мастер часто прибегает к обозначениям: «певуче», «с чувством», «сдержанно», «печально», «грациозно», «непринуждённо». А ещё: «с огнём», «решительно», «энергично». Этого мало. Идёт уточнение: «очень оживлённо, но серьёзно» (в третьей части квартета оп. № 95). Эти бетховенские «но» говорят и о противопоставлении разных душевных состояний, и о возможности их тончайших сочетаний в музыке.[6] 

         Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером.  Это: девять симфоний, пять концертов для фортепиано с оркестром; шестнадцать 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в том числе тридцать две  для фортепиано, (среди них т. н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), десять сонат  для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).

        Чтобы  понять  всю  меру  несчастья  потерявшего  слух  композитора,  можно  для  сравнения  представить  себе  ослепшего  живописца  или  потерявшего  ноги  бегуна. Но  Бетховен  совершил  чудо. Он  продолжал  сочинять  музыку. И  какую! Он  боролся  и  победил. Победил,  потому  что  боролся.  

Сейчас,  спустя  годы,  оценивая  и  анализируя  всю  жизнь  великого  композитора,  мы  можем  утверждать,  что  спастись,  сохранить  свою  жизнь  и  здравый  рассудок,  ему  удалось  благодаря  всё  той  же  музыке. Умирать  Бетховену  было  просто  некогда. Жизнь  для  него  всегда  была  борьбой,  со  своими  победами  и  поражениями,  и  он  продолжал  бороться,  иначе  он  не  мог.

Думая о Бетховене, мы  вспоминаем  слова Баратынского, о том, что «дар - не только поручение Божье, но ещё и испытание, посланное высшим Творцом». Бетховену же было послано и испытание страданием. Выкованная в страданиях,  рождается новая музыка. Страдание становится даром Божьим, если преодолеваешь его. Жизнь никогда не бывает более плодотворной и более счастливой, нежели в страдании.
Великий пианист Генрих  Густавович  Нейгауз, верно, не случайно заметил: «
Возможно, Бетховен не сделал бы таких открытий в области фортепианного звучания, если бы не был глухим. Сила его внутреннего слуха предопределила не только пути развития фортепиано - инструмента, но и пути развития художника фортепиано, пианиста» («О последних сонатах Бетховена»).

Бетховен победил! Смерть не пришла. Пришло бессмертие. Он продолжает побеждать вместе с теми людьми, кто пытается силой духа противостоять  ударам судьбы. Великий музыкант становится великим человеком!

III. Заключение

В ходе нашего исследования мы открыли для себя новые грани творчества великого композитора: оказалось,  что самые лучшие сочинения написаны Бетховеном в полной глухоте. Чем более прогрессировала болезнь, тем гениальнее были его произведения. Очевидно, борьба с недугом рождала в нём силы, энергию, которая сподвигла его на создание величайшей музыки.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

  1. Гениальная музыка Бетховена рождена Французской буржуазной революцией; в этой обстановке происходит становление личности композитора, формируется его мировоззрение.
  2. Под влиянием революции  Бетховен стал первым музыкальным романтиком.
  3. Основные творческие стимулы, поддерживавшие его в непрестанной борьбе со всеми испытаниями, болезнями и горестями -  это  высокие человеческие идеалы.
  4. Бетховен – новатор: он создает в музыке новый тип симфонизма – героико-драматический; появляется новый  герой, не только смелый и страстный борец, но и мыслитель с тонким интеллектом, которому свойственна склонность к размышлению.
  5. В последний период своего творчества он остался верен своим взглядам и принципам новатора.

Анализируя творчество Бетховена, мы можем сказать, что в его музыке отражена сильная воля и благородный дух.                

Бетховен подарил людям радость. Радость и изумление перед высотою совершенного им жизненного подвига, перед титанической силой его творческого делания.  

Бетховен, остался борцом до последних мгновений. Он показал нам пример жизнетворчества, движимого несказанной любовью к людям, что является прекрасным образцом для современной молодежи и имеют огромное нравственное значение.

Работа над темой не оставила нас равнодушными и вдохновила на создание художественных миниатюр. Неожиданно родилось стихотворение-послание «Письмо Гению» и несколько зарисовок под впечатлением от прослушанной музыки Бетховена (приложение № ,8,9,10,11).

Список    литературы:

  1. Роллан Р. «Жизнь великих людей». М. 1954г.
  2. Письма Бетховена 1787- 1811годы, М.,  1970г.
  3. Эдуард  Эррио  «Жизнь  Л. В.  Бетховена»  1968 г.
  4. Альшванг  А.А. « Л. В.  Бетховен»  1971 г
  5. Е.Царева. Музыкальная литература зарубежных стран.
  6. Григорович  В.Б. «Великие  музыканты  Западной  Европы»  1982 г.
  7. Материалы с сайта http://ru.wikipedia.org>Антропология


[1]  Письма Бетховена. 1787-1811 годы. М.1970

[2]  Э.Эррио «Жизнь Л.В.Бетховена» 1968 г.

[3] Ромен Роллан «Жизнь великих людей»

[4] Э.Эррио «Жизнь Бетховена» 1968 г.

[5] «Письма Бетховена 1812-1816 годы». М. 1977 г.

[6] А.Альшванг. Людвиг Ван Бетховен.М.1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский Дом: жизнь и судьба - сквозь годы испытаний

Урок литературы в 11 классе. Он показывает, как в русской литературе складывался и развивался мотив Дома. Использованы художественные произведения 19 и 20 веков....

Исследовательская работа "Судьба моей семьи в судьбе города"

Сегодня жизненно важно стало сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.Сохраняя традиции и преемственность п...

Исследовательский проект «Судьба природы – наша судьба».

Исследовательский проект «Судьба природы – наша судьба»....

Исследовательский проект "Судьба героя в судьбе страны".

Ученица 6 класса, Пекарская Инара, на примере биографии своего прадедушки - Сулякаева Измаила Аюповича, прошедшего войну, попыталась доказать, что необходимо знать и сохранять память о ветеранах, труж...

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на  уроках  русского языка и лит...

Исследовательская работа "Тема судьбы в повести А.С. Пушкина «Выстрел»

Цель: показать, как Пушкин раскрывает тему судьбы в повестиЗадачи: проанализировать мотивы поступков главных героев повести, выявить особенности сюжета и композиции, сравнить характеры главных героев,...

Проектно - исследовательская работа "Судьба семьи Барановских в судьбе страны"

За время существования города Анжеро - Судженска сменилось не одно поколение людей, создававших его славу и историю. История страны отражается в истории семьи.  Её участники  и есть главные ...


 

Комментарии

Макаревич Светлана Анатольевна

Очень понравилась данная работа. Интересный взгляд на недуг композитора, и правильное понимание смысла фортепианных произведений, в частности "Лунной" - похороны любви. И хорошо что есть финал, где происходит возрождение и надежда! Спасибо.