Рабочая программа по музыке для 1-х классов
рабочая программа по музыке

Рабочая учебная программа по музыке для 1-х классов разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по музыке и рабочей программой «Музыка. 1- 4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Программа реализуется  с помощью УМК по предмету «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,  рекомендованной Министерством образования РФ и входящий в федеральный перечень учебников с использованием технологии модульного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_muzyka_1kl_2020-2021.doc159.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

имени А. И. Яковлева

Рассмотрена

на заседании МО

(протокол № 1 от 28.08.2020 г.)

              Утверждена

              приказом директора

             № 314 от 31.08. 2020 г.

Рабочая программа

по музыке

для учащихся 1 класса

на 2020-2021 учебный год

 Учитель: Баскакова О.М.

г. Урай, 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые  результаты освоения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование
  5. Материально – техническое обеспечение

  1. Пояснительная записка

       Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по музыке и рабочей программой «Музыка. 1- 4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

      Программа реализуется  с помощью УМК по предмету «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,  рекомендованной Министерством образования РФ и входящий в федеральный перечень учебников с использованием технологии модульного обучения.

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Описание места предмета  в учебном плане

        В соответствии с  учебным МБОУ Гимназия на изучение предмета «Музыка» в 1 классе отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).

2. Планируемые результаты   освоения учебного предмета

         В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности и чувства
  • мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Ученик получит возможность сформировать:

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
  • ориентацию в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной  жизни класса, школы, города и др.;
  • музыкально – эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству,
  • понимание его функций в жизни человека и общества.

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у учеников будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Ученик научится:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Метапредметные результаты

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
  • осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Ученик получит возможность научиться:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • позитивной самооценке своих музыкально – творческих возможностей.

3. Содержание учебного предмета

       Основное содержание курса представлено 3 содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Эти содержательные линии в рабочей программе конкретизированы в следующих модулях:

Модуль 1.   «Музыка вокруг нас»

  Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

    Первые  опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Модуль 2. «Музыка и ты»

     Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

     Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

МОДУЛЬ 1:  

 «Музыка вокруг нас»

1

«И Муза вечная со мной!»

1

Понимают правила поведения на уроке музыки, правила  пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза.

Определяют настроение музыки, соблюдать певческую установку.

Владеют первоначальными певческими навыками,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Участвуют в коллективном пении.

Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике.

2

Хоровод муз

1

Узнают на слух основную часть музыкальных произведений.

Передают настроение музыки в пении.

Выделяют отдельные признаки предмета и объединяют по общему признаку.

Дают определения общего характера музыки.

3

Повсюду музыка слышна

1

Определяют характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

Принимают участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

4

Душа музыки - мелодия

1

Выявляют характерные особенности  жанров: песни, танца, марша.

Откликаются на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Определяют и сравнивают характер, настроение в музыкальных произведениях.

Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш).

Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают свое впечатление.

5

Музыка осени

1

Различают тембр музыкального инструмента – скрипки; выделяют  отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку,

Осмысленно владеют способами певческой деятельности: пропевают мелодии, проникаются чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к ней.

Участвуют в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

6

Сочини мелодию

1

Владеют элементами алгоритма сочинения мелодии.

Самостоятельно выполняют упражнения.

Проявляют личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

7

«Азбука, азбука каждому нужна…»

1

Узнают  изученные произведения.

Участвуют в коллективном исполнении ритма, изображают звуковысотности мелодии движением рук.

Правильно передают мелодию песни.

8

Музыкальная азбука.

1

Узнают изученные произведения.

Участвуют в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук.

9

Музыкальные инструменты

1

Сопоставляют звучание народных и профессиональных  инструментов.

Выделяют отдельные признаки предмета и объединяют  по общему признаку.

 Передают настроение музыки в пластическом движении, пении.

Дают определения общего характера музыки.

10

«Садко». Из русского былинного сказа

1

Внимательно слушают музыкальные  фрагменты и находят характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах.

Определяют на слух звучание народных инструментов.

11

Музыкальные инструменты

1

Распознают духовые  и струнные инструменты.

Вычленяют и показывают (имитация игры) во время звучания  народных инструментов.

Исполняют вокальные произведения без музыкального сопровождения.

Находят сходства и различия в инструментах разных народов.

12

Звучащие картины

1

Узнают музыкальные инструменты по изображениям.

Участвуют в коллективном пении, вовремя начинают  и заканчивают пение, слушают паузы, понимают дирижерские жесты.

13

Разыграй песню

1

Планируют свою деятельность, выразительно исполняют песню и составляют исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста.

Находят нужный характер звучания.

Импровизируют «музыкальные разговоры» различного характера.

14

Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины

1

Соблюдают при пении  певческую установку, поют выразительно, слышат себя и товарищей.

Вовремя начинают  и заканчивают пение.

Понимают дирижерские жесты.

15

Добрый праздник среди зимы.  

1

1

Узнают освоенные музыкальные произведения.

Дают определения общего характера музыки.

Принимают участие в играх, танцах, песнях.

Высказывают свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям.

Создают собственные интерпретации.

Исполняют знакомые песни.

МОДУЛЬ 2:  

«Музыка и ты»

16

Край, в котором ты живешь.

1

Высказывают, какие чувства возникают, когда исполняются песни о Родине.

 Различают выразительные возможности – скрипки.

17

Художник, поэт, композитор

Воспринимают художественные образы классической музыки.

Передают настроение музыки в пластическом движении, пении.

Дают определения общего характера музыки.

18

Музыка утра

1

По звучавшему фрагменту  определяют музыкальное произведение, проникнувшись чувством сопереживания природе.

Находят нужные слова  для передачи настроения.

19

Музыка вечера

1

По звучавшему фрагменту  определяют музыкальное произведение, проникнувшись чувством сопереживания природе.

Умело сопоставляют  сравнивают, различные жанры музыки.

20

Музыкальные портреты

1

Определяют характер музыки  и передают ее настроение.

Описывают образ русских воинов.

Сопереживают  музыкальному образу, внимательно слушают.

21

Музы не молчали

1

Вслушиваются  в музыкальную ткань произведения.

На слух определяют характер и настроение музыки. Соединяют слуховые впечатления со зрительными.

22

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

1

Передают эмоционально  во время хорового исполнения  разные по характеру  песни, импровизируют.

Выделяют характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.

23

Мамин праздник.

1

Выделяют характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и  выразительные.

24

Обобщающий урок

1

Сравнивают звучание музыкальных инструментов.

Узнают музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию.

Имитационными движениями изображают игру на музыкальных инструментах. Выделяют характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.

Имитационными движениями изображают игру на музыкальных инструментах.

25

Музыкальные инструменты.

«У каждого свой музыкальный инструмент»

1

Учатся особенностям звучания различных видов оркестров:  симфонического и народного. Сравнивают звучание музыкальных инструментов.

Узнают музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию.

26

Музыкальные инструменты.

1

Учатся особенностям звучания различных видов оркестров:  симфонического и народного.

 Размышляют о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.

Обобщают характеристику музыкальных произведений.

Воспринимают художественные образы классической музыки.

Расширяют словарный запас.

Передают настроение музыки в пластическом движении, пении.

27

Звучащие картины.

1

Узнают музыкальные инструменты по изображениям.

Участвуют в коллективном пении, вовремя начинают  и заканчивают пение, слушают паузы, понимают дирижерские жесты.

28

Музыка в цирке.

1

Учатся своеобразию музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.

Определяют жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.

Узнают изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

Передают настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

29

Дом, который звучит.

1

Вслушиваются  в звучащую музыку и определять характер произведения.

Выделяют характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.

Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают свое впечатление в пении, игре или пластике.

30

Опера-сказка.

1

Называют  понравившееся  произведение, давая его характеристику.

Умело сопоставляют,  сравнивают, различные жанры музыки.

Анализируют музыкальные произведения, определяют настроение, выделяют характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем.

31

«Ничего на свете  лучше нету». 

1

Через различные формы деятельности  систематизируют собственный словарный запас. Эмоционально откликаются  на музыкальное произведение и выражают свое впечатление в пении, игре или пластике.

32

Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

1

Учатся обобщать свои музыкальные впечатления. Умеют размышлять о музыке: высказывают собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям.

Создают собственные исполнительские интерпретации.

33

Музыка и ты. Обобщающий урок

1

Итого:

33

  1. Материально – техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по предмету

1

1.2

Учебник:

Авторы:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 1 класс учебник  для

общеобразовательных  учреждений.  М.: Просвещение, 2016.

27

Учебник написан в соответствии с ФГОС НОО, примерной программой по музыке и рабочей программой «Музыка.1-4 классы».

Программа включает  содержательную часть, планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), вариант тематического планирования и рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса.

1.3.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 класс. М.: Просвещение, 2005.

1

Хрестоматия входит в УМК по музыке для 1 класса начальной школы. В ней в соответствии с учебником-тетрадью представлен нотный материал: песни для разучивания с детьми, инструментальные пьесы для слушания и детского музицирования, а также облегченные переложения фрагментов произведений для симфонического оркестра.

1.4

Рабочая программа по учебному предмету

1

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии  с ФГОС  

1.5

Золина Л.В.  «Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы». Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с.

1

Данное пособие рассчитано на преподавателей школ, гимназий, лицеев и колледжей, студентов педагогических вузов. В нем предложены различные формы проведения уроков музыки в школе, направленные на расширение кругозора у детей, формирование музыкального вкуса. Уроки в нетрадиционной форме позволяют учащимся приобщиться к миру искусства, погружают в атмосферу творчества. Пособие дополнено мультимедийным приложением, в котором собран иллюстративный материал к урокам, видеофрагменты и большое количество музыкальных произведений.

1.6

Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. Критская Е.Д.,

Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

М.: Просвещение. - 177 с.

1

Методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для 1-4 классов начальной школы. В методике работы с учащимися 1 класса предлагается последовательное изучение материала, соответствующим  требованиям ФГОС НОО.

1.7

Поурочные разработки по предмету «Музыка» Автор: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.  Издательство: М.: Просвещение
Год: 2015.

1

Поурочно-тематическое планирование предназначено для учителей музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для 1-4 классов начальной школы, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений разного типа. Учебно-методические комплекты (УМК) по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию на компакт-дисках для учителя, соответствующим  требованиям ФГОС НОО.

2.

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Таблицы по стандартам

-

-

2.2

Плакаты методические

-

-

2.3

Портреты выдающихся деятелей

-

Портреты русских и зарубежных композиторов

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиозаписи, видеозаписи

1

  1. Аудиозаписи по предмету           «Музыка. 1-4 классы». Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

4

Технические средства обучения

4.1

4.2

4.3

Интерактивная доска

Компьютер

Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

1

1

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа помузыке 5 класс

Рабочая программа по музыке 5 класс. Пояснительная записка, УМК, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...