С.И.Танеев "Серенада" для смешанного хора - аннотация
учебно-методический материал по музыке на тему

Гайнаншина Татьяна Михайловна

Хоровая миниатюра «Серенада» на стихи А.Фета, написанная С.Танеевым для смешанного хора в четырехголосном изложении, связана с образами любви: к природе, матери к ребенку, восхищение красками природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya.doc1002.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»

Отделение музыкально-теоретических дисциплин и хора

С.И.ТАНЕЕВ «СЕРЕНАДА»

АННОТАЦИЯ К ХОРОВОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ

РУКОВОДИТЕЛЬ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ДЕЛИЦИЯ»

ГАЙНАНШИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

г.Лангепас, 2012г.

Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – русский композитор, музыкальный теоретик, пианист, дирижер, общественный деятель.

        Родился С.И.Танеев в г. Владимире в дворянской семье. С 5 лет занимался игрой на фортепиано. В 1866г. семья переехала в Москву, где будущий композитор поступил учиться в Московскую консерваторию. Окончил консерваторию с Большой золотой медалью по двум специальностям (1875г.).

 С 1878 г. – преподаватель, затем профессор Московской консерватории по теоретическим дисциплинам, а с 1881-1888 г.г. и по классу фортепиано.1885-1889г.г. – директор консерватории.  С 1902г. был организатором «булычевских вечеров», на основе которых было создано Научное музыкальное общество.

С.И.Танеев собирал и изучал народное творчество.

Хоровое творчество

 Хоровые  произведения составляют значительную часть творчества композитора:

  • Кантата «Я памятник себе воздвиг»
  • Кантата «Иоанн Дамаскин»
  • Кантата «По прочтении псалма»
  • Хоры в опере «Орестея»
  • Хоры  a capella
  • Цикл из 12 смешанных хоров на сл. Я.Полонского в 3-х тетрадях
  • Ранние сочинения для смешанного состава («Серенада», «Сосна», «Венеция ночью»)
  • Духовные хоры

Творчество С.И.Танеева отличается большим богатством содержания, глубиной мысли в сочетании с лирической выразительностью, законченность форм, полифоническим мастерством. Тематика его сочинений охватывает широкий круг жизненных, философских, этических проблем:

  • борьба сил добра и зла («Прометей»)
  • стремление от мрака к свету («Восход солнца»)
  • вопросы жизни и смерти («На могиле»)
  • во многих хорах изображены картины природы («Сосна», «Венеция ночью»).

Отдельные хоры отличаются монументальностью, до тех пор необычайной для жанра русской светской музыки a capella. Танеев применяет в основном полифонические средства, такие как контрапункт, который по выражению композитора «дает возможность извлечь из хора наибольшую выразительность»

Мелодика отдельных хоров С.Танеева по широте, напевности близка к народной песне, русской романсовой лирике.

Большинство хоров композитора трудны для исполнения – широкий диапазон хоровых партий и высокая тесситура, иногда инструментальная трактовка голосов, обилие модуляций и отсюда частые интонационные трудности, разная подтекстовка в партиях.

Авторами текстов  хоровых произведений Танеева были А.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, А.Хомяков и другие.

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт, был принципиальным сторонником доктрины «чистого искусства», избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В тоже время его поэзия – в более широком смысле – имеет твердую жизненную почву. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу, поэт как бы растворяет свое «я» в стихии органической жизни. Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Фете природа – «весны таинственная сила». «Пейзаж души» дан у Фета в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Поэзия Ф.Фета музыкальна и мелодична.

        Хоровая миниатюра «Серенада» на стихи А.Фета, написанная С.Танеевым для смешанного хора в четырехголосном изложении, связана с образами любви: к природе, матери к ребенку, восхищение красками природы – уходящего теплого вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд – мы видим в поэтическом тексте.

        Это еще раз подтверждает ровное спокойное дыхание и мягкую атаку звука, которые используются на протяжении всего произведения от самого первого звука до последнего его «растворения» и затухания.

        «Серенада» написана в умеренном темпе, в характере спокойного шага (Andante    =58 ), в мажорном ладу, в тональности B Dur, размер ¾. Начинается миниатюра из затакта с третьей доли, восьмыми длительностями, что придает движению небольшой импульс вперед, словно дуновение ветерка. Этот ритмический рисунок лежит в начале каждой фразы.

3/4

Непрерывность звучания в хоре поддерживается цепным дыханием, которое объединяет между собой фразы. Работая над дыханием, нужно заострить внимание на смену дыхания не в конце слова, а в середине слова на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до «истощения». Место цезур определяется паузами, ферматами и «галочками». Фермата и пауза играют немаловажную роль в исполнении данного хорового произведения. Они дают возможность осмыслить происходящее, перестроиться на другой характер и образ в новой части.

Форма произведения простая трехчастная с расширенной репризой за счет введения полифонических приемов – имитации в голосах, сначала в  Альтах и Тенорах, затем в Басу, которая построена на одной фразе «спи мое дитя».

Данная форма, как нельзя лучше характеризует жанр серенады, которая родилась во Франции (serenade - вечер), была очень популярна в Италии и Испании и была связана с образами любви. «Серенада» Танеева повествовательного характера, описывающая пейзаж, зарисовку заходящего солнца и приближающейся ночи. Отсюда вытекает и динамика произведения, пиано вводит нас в лирико-романтический образ с мягким, нежным, даже несколько волшебным звуком. Только услышав первые аккорды, хочется переместиться во все таинство природы, чтобы понаблюдать за сменой вечерних красок, за переливанием и мерцанием звезд, почувствовать то дыхание ночи, о котором пишет поэт «…как легко дыханье ночи…».

Обращаясь к поэтическому тексту можно выверить и певческое дыхание, которое должно быть цепным, «перетекающим» из  фразы во фразу, не нарушая то спокойствие ночи, которое создано самой природой.

        Ферматы здесь формообразующие, так как они представлены на окончании первого и второго разделов и приходятся на один и тот же слог – ди-тя.

        Еще одним выразительным приемом пользуется композитор, в конце каждой части изменяется темп, постепенно замедляя движение (poco rit.), после чего ремарка a tempo  возвращает нас к предыдущему, первоначальному темпу (пример 1).

        Фактура произведения смешанная, с преобладанием гомофонно-гармонического, что характерно этому жанру, и лишь в III разделе, при многократном повторении текста «…спи, моё дитя…», мы наблюдаем полифоническое изложение текста, которое проходит имитационно сначала в партии А и Т, а затем и Б. Все эти приемы вводят нас в круг образов колыбельной песни  (пример 2).

Тональный план

I

II

III

B Dur

g moll        d moll          Es Dur

B Dur     Es Dur      B Dur

Гармонический анализ

II 5/3= S 5/3

B Dur

T5/3  S6/4 T5/3  S6/4 T5/3    S6/4 T5/3   T6/4 - D5/3 -   T5/3   S 5/3 D2       T6 – III5/3 T6    II 5/3 -      

         D g moll  D проход. D   T6/4 D7  D -

VI 6=  II 6

 d moll                                        

                                                                                           

III6/4=   VI 6/4

Bdur  II 7     III5/3 S 5/3      D2     T6 III5/3 T6         II 5/3 -          II 5/3 - II 7            D5/3 T5/3   

 S6/4 T5/3   S6/4 T5/3  S6/4 T5/3    T6/4  -   D5/3 -      T5/3 проходящ.   

T6=    D6

Es dur     D6/5                  

 

T5/3=     S5/3

B dur

             II 6          имитация    D5/3          III5/3   VI 5/3      S5/3       II 7      D5/3    T5/3   T5/3 

Исходя из характера произведения, звуковедение во всех партиях legato, которое достаточно сложно отрабатывать при вертикальном движении голосов, поэтому дирижеру с помощью плавного, гибкого дирижерского жеста нужно помочь исполнителям выдержать штрих и кантилену на протяжении всего произведения.

        Окраска певческого звука должна быть светлой, в высокой позиции. Особенно обратить внимание на басовую партию, чтобы звук не был «тяжелым» и темным. Добиваться в работе над звуком нежного, мягкого, плавно льющегося исполнения.

        Тесситура для хора удобная. Диапазон хоровых партий  позволяет исполнителям передать образ произведения, его красочность, сочность, насыщенность гармоний и бархатистость звучания.

  • Диапазон хора – F  большой октавы до G 2-й октавы.
  • Диапазон  S партии – C первой октавы - G 2-й октавы.
  • Диапазон  А партии – G малой октавы - As первой октавы.
  • Диапазон  T партии – D малой октавы - D 1-й октавы.
  •  Диапазон  В партии – F  большой октавы - G малой октавы.

Удобная тесситура звучания и диапазон партий помогают хору естественно показать вершины фраз, которые совпадают со смысловыми акцентами на первой доле такта (пример 3).

Кульминация всего произведения приходится на 3 раздел серенады и является связующим звеном эмоционально-художественной вершины музыкального языка и поэтического текста. Связь эта хорошо видна в партитуре и слышна в хоре: постепенное нарастание звучности, широкое расположение в аккордах.

3 раздел «Серенады» - реприза 1 части с дословным повторением двух первых тактов и новой трактовкой басовой партии в третьем такте, где бас делает скачок на чистую кварту вниз, образуя октаву с партией тенора (пример 4). Такой квартовый ход  придает фонизму фактуры еще более далекую пространственность, разомкнутость, подготавливая слушателя к главному высказыванию мысли - к кульминации всего произведения (пример 5).

        Кульминация логически выстроена как в поэтическом, так и в музыкальном плане. Догорающий тихий вечер плавно переходит в ночь, наполненную теплом, звездным небом, звездами, которые в оригинале поэт сравнивает с ангельскими очами:

…смотрят ангельские очи

Трепетно светя…

        Композитор же заменил эту строчку своими словами «…смотрят звезды, словно очи…». Нюансы очень чуткие, дают ощущение  колыхания, трепета листочков, дуновения ветра –  и это все в пределах звучания piano.

Ансамбль.

Прежде всего, ансамбль – художественное единство, согласованность всех элементов  хорового звучания.

Ритмический ансамбль в этом произведении достаточно прост, так как здесь нет дробления долей, полиритмии, синкоп, триолей и других сложных ритмов. Начальная же ритмоформула требует аккуратности, строгости, точности взятия каждой доли в аккорде, чтобы не нарушить мелодическую линию. Дирижер должен собрать внимание исполнителей для точности при вступлениях, снятиях и в агогике.

Очень важен в этом произведении динамический и тембральный ансамбль. Динамика звучания не должна выходить за пределы mp – mf. В унисонном звучании добиваться одной тембральной окраски голосов, чтобы не было выделения партий (пример 5).

Следует обратить внимание на частный и общехоровой ансамбль как в отдельных партиях, так в партии всего хора, чтобы была слитность голосов, согласованность, ровность звучания, одно звукообразование.

Строй.

Одной из трудностей горизонтального строя является длительное повторение одного и того же звука в партиях А и В, между  которыми образуется октава. Отрабатывать интонацию с тенденцией к повышению в высокой позиции, в одной  певческой манере и в гармонии с остальными голосами  (пример 7)

Наиболее сложное место в вертикальном строе приходится на кульминацию произведения и требует тщательной отработки в гармонии.

Привожу примеры сложных аккордов в произведении: (пример 8)

Приемы работы над скачками:

  • пение на слог, собирающий звук («лё», «ю»), а также закрытым ртом.

Движение по полутонам:

  • пение по четвертьтонам, с остановкой на устойчивых звуках; пение на слог, собирающий звук, а также закрытым ртом.

Зонный строй должен быть прозрачным, чтобы услышать красоту гармонии, трепетность звучания.

Дикция.

Тихо вечер догорает, горы золотя

 (Ти-ха ве-черда-га-ра-е-тго-ры –за-ла-тяа)

Знойный воздух холодает.( Зно-йны-йво-сду-ха-ла-да-ет).

Спи, мое дитя (Спи, ма-ё ди-тяа).

Соловьи давно запели (Са-ла-вьи да-вно за-пе-ли)

Сумрак возвестя (Су-мра-кво-зве-стяа);

Струны робко зазвенели (Стру-ны ро-пка за-зви-не-ли)

Спи, мое дитя (Спи, ма-ё ди-тяа).

Смотрят звезды, словно очи (Смо-тря-тзвё-зды-сло-вна очи),

Трепетно светя. (Тре-пе-тно сви-тяа);

Так легко дыханье ночи (Та-кле-хко ды-ха-нье ночи)

Спи, мое дитя (Спи, ма-ё ди-тяа).

Логическое строение стиха совпадает с музыкальными вершинами фраз, ударениями в ловах. Особенностью произношения рядом стоящих согласных – быстрое проговаривание, без излишнего утрирования таких слов, как: знойный воздух; сумрак возвестя; струны; смотрят звезды; трепетно; зазвенели.

Произношение гласных и согласных звуков, четкое произношение слов в этом произведении необходимы, чтобы донести до слушателя тот смысл, ту идею стихотворения и  произведения, воплощенных поэтом и композитором. И это главное – передать образ теплого, нежного вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд.

Используемая литература:

  1. Безбородова Л.А. Дирижирование: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. – М.: Просвещение, 1984. – 111с.
  2. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. – 106с.
  3. Дыганова Е.А. Самостоятельная работа студентов по выполнению аннотаций на вокально-хоровые произведения. Методические рекомендации. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 29с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока «Смешанные дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби»

Проект урока по теме «Смешанные дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби» в 5 классе по учебнику Дорофеева Г.В. "Математика. 5 класс". К проекту урока прилагается презентация, к...

Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...

Григорианский хорал - основа культуры католического Запада. Теория и видеозаписи концерта знаменитого Григорианского хора Парижа в Санкт-Петербурге.

Григорианский хорал — литургическое пение Католической Церкви на латинском языке, одноголосное и без участия музыкальных. инструментов. Текстовую основу григорианского хорала составляют книги Свя...

Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".

В данной разработке представлены различные игровые формы и методы  вокально-хоровой работы  над музыкальным произведением в хоре....

Один из лучших в мире школьных детских хоров на гастролях в России. Видео Tiffin-хора.

Хор основан в 1957 году при Tiffin School. Сами англичане в своих аннотациях к концертам обязательно отмечают, что этот хор является именно государственным, как и само учебное заведение, при котором о...

Аннотация хорового произведения «Ивушка» Русская народная песня Обработка для хора М. Солодковой

Аннотация хорового произведения «ИВУШКА»Русская народная песня Обработка для хора М. СолодковойСодержание:1. Общий историко-стилистический анализ произведения.2. Музыкально-теори...

Аннотация хорового произведения «Утро» Музыка П.И. Чайковский. Обработка для хора А.В. Свешникова. Слова А. Машистова.

Аннотация хорового произведения «УТРО»Музыка П.И. Чайковский. Обработка для хора А.В. Свешникова.Слова А. Машистова. Содержание:1. Общий историко-стилистический анализ произведен...