Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс
план-конспект урока по музыке на тему

Урок был проведен в 4 классе

            Хотелось бы показать современный урок музыки с использованием компьютерных технологий, поэтому урок был проведен в кабинете информатики. Цель урока (обобщение и закрепление полученных знаний о взаимосвязи народной и композиторской музыки, знакомство с составом симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы, закрепление вокально-хоровых навыков) были достигнуты.Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок-репетиция. На уроке были использованы разные методы работы (информационных технологий, словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, наглядный, репродуктивный)

            Урок построен на 3 основных этапах: организационная, основная, обобщающая часть урока, каждая часть предполагает свои пункты работы.

Организационная часть (организация внимания, определение темы урока, подготовка корпуса, голоса, дыхания).

            Урок начинается с традиционного приветствия “Здравствуйте”. Данное распевание написано учителем для удобства организации начала урока и подготовки певческого аппарата для исполнения песенного репертуара.

            Повторение теоретических основ по теме четверти «Кто создает музыку?», «Народная музыка и творчество композиторов», «Музыкальные жанры» (наглядный метод)

Основная часть урока (раскрытие темы урока, выполнение поставленных задач, использование различных приёмов и методов обучения, микрообобщения по теме).

            В начале этой части – видео материал. И на протяжении всего объяснения нового материала идет презентация на интерактивной доске. Это позволяет сосредоточить внимание детей. (метод – информационных технологий)

            При объяснении новой темы учитель использует словесный метод.

            Учащимся предлагается работа по группам. Здесь используется исследовательско–поисковый метод работы, когда учащиеся самостоятельно находят решения данной проблемы и делают выводы. Используя метод объяснительно-иллюстративный, учитель потверждает или опровергает решения учащихся.

            Происходит смена деятельности – с интеллектуальной на двигательную. Выбрана форма игры “ритмической разминки”. Она позволяет в игровой форме усвоить понятие “музыкальные инструменты” и является “физкульт паузой”. Ребята исполняют музыкальную попевку вслух и стоя выполняют ритмическую последовательность движений.

            Объяснения материала об инструментах струнно-смычковой группы подготовили заранее учащиеся. Здесь учитель использовал объяснительно-иллюстративный метод.

            При вокально-хоровой работе учитель использует репродуктивный метод

            Заканчивается эта часть слушанием музыки и микрообощением, в котором повторяются основные моменты.

Обобщающая часть урока (проверка усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальной традиции урока, анализ работы учащихся на уроке)

После этого подводится итог урока, который строится на совместных выводах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_muzyke_2012.doc289.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Восточно – казахстанская  область

                                    Бородулихинский район

КГУ « Школа – лицей п. Жезкент»

           Открытый урок по предмету «Музыка»

                                    4 класс

   Тема « Оркестр казахских народных инструментов»

http://www.mixnews.lv/uploads/media/image/2012/12/06/bratislava-symphony-orchestra_medium.png

                                                               Учитель музыки

                                                                                           Помагаева А. Д.

                                                 Жезкент

                                                2012год

                                      Открытый урок

                                                4 класс

Тема « Оркестр казахских народных инструментов»

Цель : Продолжение развития у учащихся интереса к казахскому музыкальному творчеству через знакомство с  составом оркестра казахских народных инструментов.

Задачи:

Обучающая:

1.Обобщить знания по пройденной теме « Симфонический оркестр».

2. Рассказать о сходстве и отличиях симфонического  оркестра и оркестра казахских народных инструментов.

Воспитательная:

1.Продолжать воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре казахского народа.

2.Приобщать детей к инструментальному искусству, воспитывать любовь к музыкальным традициям казахского народа.

Развивающая:

  1. Продолжать развивать навыки анализа и обобщения музыкального материала.
  2. Продолжать развивать творческое отношение к выполнению домашнего задания.

Оборудование:  учебник, домбра, фонозаписи со звучанием казахских музыкальных инструментов, компьютерная поддержка.

Тип урока – комбинированный.

Методы обучения:

  1. Наблюдение за музыкой.
  2. Эмоциональная драматургия.
  3. Сравнение.
  4. Обобщение
  5. Слушание.

Знания

1.Отличать музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра и оркестра казахских народных инструментов.

2.Знать историю создания казахских музыкальных инструментов.

Умения

1.Уметь слушать красоту музыки

2.Работать в тетрадях, записывая основное.

Навыки

  1. Рассуждение о музыке  вслух.
  2. Чтение нот с листа, петь сольфеджио.

Музыкальный материал:

1.Фрагмент  « Симфония № 40» В, А, Моцарт.

2.Кюй  « Ак ку» народный.

3.Песня « Земля Казахстана»  слова и музыка А. Германцев.

4. Фонозапись со звучанием казахских музыкальных инструментов.

Художественный материал:

  1. Стихотворение « Домбра»  Ильяса  Джансугурова

Этапы урока:

  1. Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.
  2. Повторение темы « Симфонический оркестр».
  3. Изучение нового материала по теме « Оркестр казахских народных инструментов».
  4. Слушание кюя « Айрауыкта» Ыхласа.
  5. Слушание песни « Земля Казахстана» сл. и муз. А. Германцева.
  6. Обобщение. Повторение.
  7. Домашнее задание. Оценки.

                             Ход урока

  1. Организационный  момент Приветствие.

Учитель    Сәлеметсыңдерме балалар!

                   Сәлеметсіздерме қонақтар!

Ученики:   Сәлеметсізбе мұгғлім!

                   Сәлеметсіздерме қонақтар!

2.Повторение пойденного материала.

Ребята, На прошлых уроках мы изучали тему « Симфонический  оркестр».На протяжении нескольких уроках мы говори о том, что такое симфонический оркестр, кто им руководит, какие музыкальные инструменты входят в состав этого оркестра.Давайте наш урок начнем с повторения.

Цифроаой диктант.

1.Симфонический оркестр – это большой и слаженный коллектив певцов, поющих различные вокальные произведения. 0

2.Руководит симфоническим оркестром  дирижер.1

3.Симфоничекий оркестр можно разделить на 5 групп музыкальных инструментов.0

4.В состав струнной смычковой группы входят инструменты: скрипка, альт, виолончель и валторна.0

5.В состав деревянной духовой группы входят инструменты : Флейта, фагот, кларнет и гобой.1

6. В состав медной духовой группы входят инструменты:  труба, тромбон, контрабас и туба.0

7.В состав ударной группы входят инструменты: тарелки, малый и большой барабаны, челеста.1

Взаимопроверка

7 ответов правильно – 5

1,2 ошибки –                4

3,4 ошибки –                3

4,5,6,7 – ошибок -        2

Основная тема урока.

Тема нашего урока звучит так « Оркестр казахских народных инструментов».

Сегодня на уроке мы познакомимся и музыкальными инструментами, которые входят в состав этого оркестра, поговорим об истории создания оркестра, услышим много красивой музыки.

Самый древний и загадочный  музыкальный инструмент в инструментарии казахского народа – это кобыз.  Кобыз относится к группе струнных смычковых инструментов. История кобыза связана с именем Коркыта. Первый  кобыз был очень примитивным. Его изготовляли из кусков дерева, кожи домашних животных и конского волоса. Чтобы сплести крепкие и надежные струны необходимо было 104  конских  волоса.

Долгое время кобыз считался магическим инструментом. На нем играли  бахсы – казахские шаманы. Много веков назад, когда в ауле заболевал человек или домашнее животное, казахи приглашали бахсы. Он брал в руки кобыз, играл музыку и распевал  заклинания. И если после такого обряда человек или домашнее животное выздоравливали, то считалось, что злой дух покинул тела болевших.

Слушание отрывка из  кюя  Ыхласа « Айрауыкта»

Домбра – самый любимый и самый распространенный музыкальный инструмент у казахов.  Этот инструмент относится к классу струнных щипковых инструментов.Домбра – душа казахского народа. Она способна раскрыть самые тонкие чувства, передать глубокие переживания, утешить в тяжелые минуты горя. От поколения к поколению передавались  домбровые кюи, в которых раскрывалась жизнь народа. Эта музыка несла знания о природе, рассказывала о тяжелой судьбе казахского народа.

 Стихотворение « Домбра»  Ильяс Джансугуров.

Играй свой кюй, домбра, играй.

Напев чудесный распевай.

Журчи как горные ручьи,

И в сердце радость наполняй.

Чтоб весь туман в горах исчез.

Чтоб тучи все сошли с небес.

Чтоб все заслушалось тебя,

Твои напевы, полюбя.

Еще сильней, домбра, играй.

Три колышка да две струны,

Да  девять узелков – домбра,

Да десять пальцев, что вольны

Любые вызывать ветра.

Скачите пальцы, словно конь,

В прекраснейшей из всех погонь.

Играй еще сильней, домбра.

Эй, слушай, трудовой народ,

Как сладостно домбра поет

В руках  народного  кюйши.

И даль степей, и страсть души –

Все  обращает в кюй  игра!

Играй еще сильней, домбра!

 

Предлагаю вашему вниманию отрывок из  кюя   знаменитого  кюйши  Ыхласа

 « Айрауыкта»

1.Слушание.

2.Беседа о прослушанном произведении.

3.Анализ прослушанного произведения.

- Какое  по характеру произведение?

- В каком темпе было исполнено музыкальное произведение?

- Что вы представляли, когда слушали это произведение?

 Физминутка  « Домбра» под звуки домбры.

Ты, домбра, моя, домра,

Ты игрива и вольна.

Твои струны волшебство

Твои звуки колдовство.

Ты иди, иди по кругу,

Друга выбери, подругу.

Научи ты их плясать,

Песни петь, стихи читать.

Сыбызгы – казахский народный  деревянный духовой инструмент. Ее изготовляют из мягких пород дерева или из тростника.

Среди духовых инструментов сыбызгы была наиболее любимым инструментом – она тесно вошла в музыкальную жизнь народа. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и праздниках. Сделать сыбызгы можно было легко и быстро, но научиться играть на ней считалось серьезным делом. Кроме тростниковых сыбызгы существовали и деревянные.

Имеет то 3 до 5 игровых отверстий. Может издавать около 20 звуков .Звучание напоминает флейту. Звук очень мягкий и нежный.

Прослушайте, пожалуйста, прекрасную мелодию в которой солирует нежная сыбызгы.

Слушание  мелодии

Сазсырнай – казахский народный глиняный духовой  инструмент. Его изготовляют из глины. Он бывает различных форм. Имеет от 4 до 6 игровых отверстий.

Слушание отрывка из мелодии

Долгое время каждый из этих музыкальных инструментов существовал отдельно .И только в 30-е годы двадцатого века, когда в Казахстане  появились профессиональные музыканты, знающие нотную грамоту, владеющие композиторским мастерством, впервые стали объединять эти замечательные музыкальные инструменты в небольшие ансамбли.

Одним из таких профессиональных музыкантов был Ахмет  Куанович  Жубанов. После окончания  Ленинградской консерватории, он возвращается в Алма – Ату  и становится руководителем только, что открывшегося музыкального техникума. В техникуме была открыта инструментальная лаборатория, в которой трудились братья Романенко .Они изготовляли казахские музыкальные инструменты .Именно там появились  три вида домбр. Домбра-прима, домбра – альт и домбра – тенор. И кобызы разнообразили свой состав.  Появились кобызы – прима и кылкобызы.

А. К. Жубанов организовал группу студентов. Совместными усилиями был создан небольшой ансамбль.После того, как этот студенческий  ансамбль постоянным участником и неоднократным победителем различных слетов, концертов, фестивалей, его переименовали в Казахских Государственный оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы. Его дирижером и художественным руководителем был назначен А. К. Жубанов.

Совсем скоро мы будем отмечать государственный праздник – День Независимость Казахстана.

Долгое время казахский народ шел к этой целей. Многое пришлось испытать нашему народу. Но все плохое позади. Теперь мы с вами живем под чистым голубым небом.

Предлагаю вашему вниманию песню в исполнении ученицы 6 класса Боржиковой Гульнары « Земля Казахстана» слова и музыка написана  А. Германцевым.

Слушание песни « Земля Казахстана»

 Музыкальное обобщение.

  1. Какой казахский музыкальный инструмент долгое время считался инструментом казахских шаманов?

А) кобыз

Б) домбра

2.Какой казахский музыкальный инструмент по легенде создал Коркыт?

А) кобыз

Б) домбра

3.Какой казахский музыкальный инструмент относится к классу струнных смычковых инструментов?

А) кобыз

Б) домбра

4.Какую песню исполнила Гульнара на уроке?

      А) « Земля Казахстана»

Б)  « Моя страна»

5.  Какой  казахский  музыкальный  инструмент  изготовляют  из мягких пород  дерева или из тростника?

      А) сазсырнай

      Б) сыбызгы

6. Какой казахский музыкальный инструмент изготовляют из глины?

      А) сазсырнай

      Б) сыбызгы

7.  Назовите фамилию человека, который стоял у истоков создания оркестра казахских народных инструментов?

А) Жубанов

Б) Тулебаев

8. Чье имя носил   первый оркестр казахских народных инструментов?

А) Курмангазы

Б) Коркыта

9. Какой музыкальный инструмент казахи называют « душой казахского народа»?

А) сыбызгы

Б) домбра

Работа в парах

Игра « Найди нотку»

Проверка задания.

- Интересно ли вам было на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Что запомнилось?

- Какую оценку вы бы поставили мне за урок?

Домашнее задание.

Составить кроссворд с ключевым словом « Музыка»

Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

Презентация открытого урока Симфонический оркестр

Презентация открытого урока Тувинские музыкальные инструменты...