Музыка в системе метапредметных связей.
статья по музыке (5 класс) по теме

Доклад был представлен на заседании ГМО учителей музыки. В работе отражена взаимосвязь музыки, литературы и ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx18.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО

Музыка в системе метапредметных связей.

Учитель: Искрицкая Анна Викторовна

Цели уроков музыки в 5-ом классе:

  1. Формирование интереса у  учащихся к классической музыке.
  2. Патриотическое воспитание школьников средствами музыкального искусства.
  3. Формирование первичных представлений о языке музыкального искусства.
  4. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку.
  5. Формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства.
  6. Развитие музыкально-слуховых представлений детей.

Задачи уроков музыки в 5-ом классе

Междисциплинарные взаимодействия:

Рабочая программа по музыке в 5-ом классе предлагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «ИЗО»,  «Литературой», «Историей»

С  «Литературой» ( «общепрограммные» литературные произведения и жанры,  например: поэма Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения «Зимний вечер»,  «Вот север тучи нагоняя..»,  музыкальная басня  Г. Малера «Похвала знатока».  Общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза).

С «ИЗО» ( жанровые разновидности – портрет, пейзаж; Общие для живописи и музыки понятия – пространство, контраст, музыкальная краска и.т.д).

С «Историей» (Изучение древнегреческой мифологии: К.В Глюк «Орфей»).

С «Мировой художественной культурой» (Особенности художественного направления «Импрессионизм»).

С «Природоведением» (Многократное акцентирование связи музыки с природой, окружающим миром).

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержанием программы остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, современные музыкальные направления музыкального искусства формирует  у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам и традициям  своего народа, понимание значимости своей культуры!

Может ли музыка быть сама по себе? Нет, и это мы подчёркиваем с детьми на каждом уроке. Недаром же и тема года в 5-ом классе «Музыка и другие виды искусства». На каждом уроке я провожу связь музыки с литературой, ИЗО и историей. Как можно изучать музыкальное произведение, если не знаешь ни о жизни композитора, ни о времени в которое он жил и писал свои произведения, ни о его жизненном пути, переживаниях, чувствах. Я рассказываю биографию композитора, о времени в котором он жил и творил, так же ученики приносят сообщения о творчестве композитора или музыканта, делают творческие проекты, презентации.

А как же музыка и ИЗО? Как они связаны? Мы прослеживаем это с учениками на уроке с темой «Искусства различны, тема едина». На уроке представлены: картина И. Левитана «Осенний день. Сокольники» и музыкальное произведение П.И Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь».

Мы рассматриваем картину Левитана, и пытаемся  вместе  понять, что хотел показать художник.  Какие чувства испытывают ребята,  глядя на картину. Затем слушаем  музыкальное произведение  Чайковского -   обсуждаем, подходит ли эта музыка к картине, которую мы посмотрели. Что учащиеся слышат в этой музыке, какие картины рисуются в их воображении, при прослушивании этой композиции. Слушаем произведение ещё раз и задаю домашнее задание: «Изобразите красками или карандашами, смысл этого произведение».

КОНСПЕКТ УРОКА   5 класс 1 четверть

УРОК № 3

Тема: « Искусства различны, тема едина»

Цель:   вызвать интерес  учащихся к классической музыке, научить их ценить красоту музыки. Развивать музыкальные знания и навыки, расширять художественный и жизненный кругозор учащихся. Развивать музыкальную память и слух. Воспитывать чувство прекрасного, уважения к произведениям искусства.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала:  -  Сегодня на уроке перед нами стоят две задачи:  

 -  Узнать о творчестве великого русского композитора П.И. Чайковского

 -  Проследить, как соединяются различные виды искусства в одной теме.

Учитель: - Ребята, как вы думаете,  могут ли различные  виды искусства быть едины в теме?

- Могут ли вызвать одинаковые чувства? Приведите пожалуйста примеры.

- Перед нами ребята картина  И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники».

- Что мы с вами видим на этой картине?

- Какие чувства вызывает  у вас эта картина?

- Может ли музыка вызвать такие же чувства?

- А как вы думаете почему? Правильно, мы скоро с вами в этом убедимся, но сначала мы послушаем сообщение о композиторе. (Проверка домашнего задания Выступает 1-2 учащихся)

Учащиеся записывают в тетрадь: П.И. Чайковский (1840-1893) выдающийся русский композитор, дирижер и педагог. 

А теперь послушайте  произведение П.И. Чайковского «Октябрь»

СЛУШАНИЕ

- Что вы услышали в этом музыкальном произведении?

- Что общего в этих 2-х произведениях И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники» и П.И. Чайковского «Октябрь»?

- Какой вывод можно сделать?

3. Вывод урока:

ИЗО (картины) – рисуют характер музыки, музыка -  вызывает (рисует) в воображении картины.

- Ребята послушайте  ещё раз произведение П.И. Чайковского «Октябрь»

- Какие картины рисуются в вашем воображении.

4. Домашнее задание: нарисовать рисунок к музыкальному произведению.

5. Исполнение песни: «Маленький принц»

6. Выставление оценок.

Октябрь 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе.

Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе....

Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...

Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО

Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...

Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования эстетической культуры школьников.

     Приоритетное место в стратегических направлениях модернизации российского образования отводится метапредметным компетентностям учащихся, которые обеспечивают успешную социал...