Изобразительность и выразительность в музыке Камиля Сен-Санса.
план-конспект урока по музыке на тему

АНДРЕЯНОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

Изобразительность и выразительность в музыке Камиля Сен-Санса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Изобразительность и выразительность в музыке

Камиля Сен-Санса».

(  Разработка урока во 2 классе  )

Цель: - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры, повысить   эстетические потребности учащихся.

 

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с музыкальной сюитой французского композитора К.Сен-Санса «Карнавал животных»;
  • научить детей прислушиваться к музыке, её выразительным и изобразительным особенностям, рассуждать о музыке;
  • познакомить с понятием жанр - «сюита»;
  • познакомить со звучанием нового музыкального инструмента ( контрабас );
  • закрепить знания о понятиях «средства музыкальной выразительности»;
  • формировать  устойчивый  интерес  к  музыкальному искусству.

Развивающие:

  • учить осмысленно и осознанно слушать музыку, раскрывать её красоту и глубину содержания;
  • расширить представление детей о мире животных;
  • развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
  • формировать чувство прекрасного,  создания зрительных образов на основе интонационного анализа музыкального произведения;
  • развивать у учащихся музыкальную память, тембровый и музыкальный слух, творческое воображение, мышление, образную речь учащихся;
  • развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
  • развивать вокальные навыки при исполнении песен;
  • учить  эмоционально  и  самостоятельно  исполнять  песни, передавая  характер произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству;
  • воспитывать музыкальный вкус и  культуру учащихся;
  • воспитать бережное отношение к животным;
  • воспитывать эстетический кругозор средствами искусства.

Оборудование: ноутбук, диапроектор, экран, синтезатор, магнитофон, СD диск «Карнавал животных», диск с презентацией.

 

Ход урока

 

  1. Организационная часть урока.

C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpegМузыкальное приветствие учителя и учеников.

                                    2.  Вводное слово учителя.

У. – Сегодня наш урок будет необычным. Вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою творческую фантазию.

                                            3. Основная часть урока.

У. - Сегодня на уроке мы будем говорить об изобразительности и выразительности музыки в творчестве Камиля Сен-Санса.

Показ слайда №1 ( Тема урока «Изобразительность и выразительность в музыке Камиля Сен-Санса» )

Красивое звукосочетание Камиль Сен-Санс. Давайте повторим неторопливо три раз - Камиль Сен-Санс.

Показ слайда № 2 ( Портрет К.Сен-Санса )

 

Это фамилия французского композитора, который сочинял необыкновенно красивую и удивительную музыку. Много лет звучит его музыка для людей, которые умеют слушать и понимать великое искусство.

Сен-Санс прожил долгую жизнь (86 лет), с 2-х лет занимался музыкой; в 3,5 года сочинил первое свое произведение; в 5 лет – самостоятельно сочинял музыку, а в 10 лет -  выступал в концертных залах Парижа.

Дирижер, пианист, педагог, писал стихи, пьесы, замечательно рисовал карикатуры, автор книг по философии, литературе, живописи, театру, коллекционировал  бабочек и минералы, любитель путешествий. Его познания в астрономии и физике, археологии и истории, зоологии и ботанике не уступали ученым. Был необыкновенной личностью, был одаренным и образованным человеком.

Им написано огромное количество произведений. Мы сегодня познакомимся с его сюитой.

Показ слайда № 3 ( Сюита – это… )

Сюита – это цикл самостоятельных музыкальных пьес, объединенных общей темой. В сюите №14 необыкновенных интереснейших музыкальных образов.

Сен-Санс сочинил в 1886 году, ему был 51 год, сочинил композитор сюиту в уединенном местечке в Австралии и назвал ее «Большая зоологическая фантазия», но есть еще одно название у этой сюиты. Попробуйте отгадать, о чем пойдет речь в сюите?

Показ слайда № 4 ( Загадка про сюиту )

В этой сюите, – увидите сами!
– Ноты живые: с хвостами, с усами.
Бегать умеют они, и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые,
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?  -  
ЖИВОТНЫЕ.

У. - Сегодня утром в школу пришло удивительное электронное письмо – приглашение на карнавал.

У. - А что такое карнавал?  Как на него одеваются?

У. – Итак, я читаю письмо:

Показ слайда № 5 ( Письмо - приглашение )

                       Черепаха, слон  и  львёнок – мы поём с утра спросонок.
                             Каждый друга видеть рад: приглашаем в зоосад.

У. - Ребята, а кто знает, что обозначает слово «зоосад»?  Кто там живет?

Д. - В зоосаде живут животные, птицы и рыбы.

У. - Совершенно верно. Чтобы показать людям и сохранить многих зверей, птиц, рыб из разных уголков планеты, строят зоосады. В зоопарке учёные наблюдают за животными. Попробуй, разгадай тайны таких зверей, как рысь или тигр в лесу! Там с ними с глазу на глаз и не встретишься. Побывав в зоосаде, вы без всякого страха  можете посмотреть на животных, а также узнать много интересного и нового о животных.

У. - Вы хотите совершить путешествие по музыкальному зоопарку?

Д. - Да.

У. - Итак, мы принимаем приглашение. А на каком же транспорте мы поедем? Послушайте загадку и отгадайте её.

Показ слайда № 6 ( Загадка )

                                               Братцы в гости снарядились,

                                               Друг за друга зацепились,
                                              И помчались в путь, далёк,
                                              Лишь оставили дымок.            
( поезд )

Д. - Поезд.

Показ слайда № 7 ( Поезд )

У. - Сели все прямо, мы отправляемся. Чтобы наша поездка не была скучной мы с вами  исполним песню.

C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg   Исполнение песни «Едем, едем в зоосад» на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».

Показ слайда № 8 ( Слова песни )

1.Едем, едем в зоосад,
Приглашаем всех ребят.
Мы посмотрим всех зверей –
Своих маленьких друзей. (2 раза)
2.Едем, едем, не спешим,
В окна весело глядим.
Мы посмотрим всех зверей –
Своих маленьких друзей. (2 раза)

Показ слайда № 9  ( Остановка  -  «Зоосад» )

У. - Остановка «Зоосад».

Мы приехали на карнавал, где все животные будут в масках, но маски необычные – музыкальные. Вам придется узнавать животных по изобразительным и выразительным особенностям музыки.

Вы увидите, как Камиль Сен-Санс музыкальными звуками изобразил повадки животных: их характер, рычание, прыжки, тяжёлые шаги? А вы попробуете определить героев карнавала.

У. – Итак, наша сюита называется «Карнавал животных».

У. - Кто же нас встречает первым?

C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg   Звучит пьеса «Королевский  марш  львов» из сюиты

«Карнавал животных» К. Сен-Санса.

У. – Что вы можете сказать о музыке, какая она по характеру?

Д. -  Важная, сильная, торжественная, гордая, маршевая.

У. - Какие ещё средства выразительности  использовал Сен-Санс? - Темп медленный, Регистр – средний и низкий, Мелодия – плавная.

Какое животное изображает музыка?

( Загадка в помощь )     Хищника клык, страшный рык,
                                       Слышат звери, обомлев,  

                                        Кто же этот хищник?..      ( Лев )

Д. - Музыка изобразила льва. 

Показ слайда № 10  ( Львы )

У. – Итак, № 1 сюиты называется «Королевский  марш  львов». Почему именно «Королевский  марш  львов» является первым номером в сюите, он открывает карнавал животных?

Размышление ребят ( он царь зверей, он главный )

У. - Лев – царь зверей, поэтому «Карнавал животных» открывает «Королевский марш львов».

C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg    Повторное звучание пьесы «Королевский  марш  львов».

У. – Он зубаст с косматой гривой, царь зверей такой красивый!
Вы  обратили внимание на походку льва? Музыка изображает царственную горделивую поступь.
Поступь (шаги) льва изображает весь ансамбль, а рычание – фортепиано.

У. - Кто же следующий торопится к нам на весёлый карнавал?

C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg     Звучит пьеса «Антилопа».

У. - Какие средства выразительности использовал Сен-Санс в этой пьесе? – Характер – энергичный, пугливый, Мелодия – волнообразная, плавная, Темп –быстрый, стремительный (фортепиано).

У. - Может быть лев напугал нашего гостя?.. Это животное доброе или злое?  Как вы думаете, кого изобразил композитор?

Раздумья ребят.

( Загадка в помощь )     Ее не причислишь к баранам и козам,
                                       Хотя из рогатых животных она.
                                       Красивы глаза. Грациозные позы…
                                       На редкость пуглива. Легка и стройна.
                                       Сильны ее  быстрые длинные ноги.
                                       Пучком из волос завершается хвост.
                                       От хищников стадо уходит галопом.
                                       Животное это зовут…    
( Антилопа )


                                             Показ слайда № 11  ( Антилопа )

У. - Давайте «посмотрим», кто еще попал на наш карнавал.

C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg     Звучит пьеса «Кенгуру»

У. - Какие средства выразительности использовал Сен-Санс в этой пьесе? – Характер – пугливый, осторожный. Мелодия – отрывистая, прыгучая с паузами,

Темп – медленный (фортепиано).

У. - Это животное доброе или злое?  Как вы думаете, кого изобразил композитор?

Раздумья ребят.

( Загадка в помощь )     Мать детей своих не бросит, сумку мать на брюшке носит,

                                        В эту сумку, как в нору, деток прячет….      ( Кенгуру )

 Показ слайда № 12  ( Кенгуру )

У. - Кто же следующий перед нами появится на музыкальном карнавале?

  C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg    Звучит пьеса «Слоны».

У. – Какие средства выразительности композитор использовал в пьесе? – Характер – сильный, неуклюжий, добрый, Мелодия – тяжёлая, Темп – медленный.

У. - Кто это догадались?

( Загадка в помощь )             Хобот длинный, пасть с клыками,
                                               Ноги кажутся столбами,
                                               Как гора огромен он.
                                               Догадались? Это...      
( Слон )

У. - Какой инструмент изображает слона?  - Контрабас.

Показ слайда № 13  ( Слоны и Контрабас )

У. - Что делают слоны? – Танцуют. 

У. - А какой они танцуют танец?  - Медленный вальс. 

У. - На какой счет мы танцуем вальс?  - 1, 2, 3.

У. – Хотите потанцевать, как слоны?

4.  Физкультминутка.

Показ слайда № 14

Учащиеся танцуют под пьесу «Слоны»

У. – Молодцы! Все вы, несомненно, любите животных. Любите их рисовать, петь песни о них.  

Мы увидели, как Сен-Санс изобразил музыкальными звуками повадки животных. Какие повадки были изображены композитором в музыкальных пьесах?

Д. –Тяжёлые, танцевальные  шаги; стремительный бег; рычание, важная  поступь; осторожность, испуг, прыжки.

У. – А какие ещё произведения о животных вы знаете, мы  и слушали, и инсценировали, и пели о них на уроках?

Д. – Ответы ребят.

У. – Ребята, отгадайте, что я вам сыграю?

C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg   Учитель наигрывает фрагмент песни – А.Филиппенко  

«Лесная песенка»

У. – О чем эта песня? – О животных, как они веселятся.

У. – Верно! У них, наверное, тоже какой – нибудь праздник …как наш КАРНАВАЛ.

Давайте исполним с вами это вокальное веселое произведение, которое называется «Лесная песенка» композитора А.Филиппенко.

C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg    Учащиеся исполняют песню  А.Филиппенко «Лесная песенка»

Показ слайда № 15  ( Текст песни )

У. – Молодцы! Исполнили  в характере, эмоционально - выразительно.

У. - Сколько удивительного нам подарили сегодня мир музыки и мир природы. И к тому и к другому мы должны относиться бережно, чтобы и дальше нам приносили радость и звуки музыки, и звуки природы.

 

У. – Наше путешествие по музыкальному зоосаду подходит к концу. Но мы с вами не прощаемся с сюитой «Карнавал животных» или «Большая  зоологическая фантазия». Мы продолжим знакомство с ее остальными номерами на следующих уроках.

Нас ждёт паровозик. Сели ровно и мы отправляемся с песней.

C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg    Учащиеся исполняют песню «Паровозик из Ромашково»

Показ слайда № 16  ( Текст песни )

                                                     4. Обобщение.

  • Понравилось вам путешествие по музыкальному зоосаду? А чем оно вам понравилось?
  • С каким композитором вы сегодня познакомились?
  • С каким жанром вы познакомились?
  • Как  она называется?
  • Каких животных изобразил композитор?

                                                       5. Итог урока.

Я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке. Все вы молодцы.

В память о нашем уроке, я подарю вам рисунки с зверюшками, которых вы сами сможете разукрасить.

Я думаю, что наш сегодняшний урок надолго останется в вашей памяти.

Показ слайда № 17 ( стихотворные строчки )

А теперь, ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…

                                             Ни дня без музыки, ни дня без песен,
                                        И жить, друзья, на свете станет интересней!

У. - Поэтому мы, никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем… 

          C:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\Картинка-НОТЫ\ноты2.jpeg         До свиданья музыка прозвенел звонок.

                                          Всем спасибо скажем, окончен наш урок!

Выход учащихся из класса.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ»

 Урок по теме «Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ» проведен в 10 классе. Цели: 1)Повторить, расширить и обобщить знания по темам «Синтаксис» и «Текст». 2) Ра...

Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».

Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Языковые приёмы и средства изобразительности и выразительности, тропы, фигуры речи.

В презентации даны определения, примеры приёмов и средств изобразительности и выразительности, тропов, фигур речи, необходимых учащимся при анализе поэтических и прозаических текстов, а также для выпо...

ГИА Русский язык. Тесты. А3 Изобразительные средства выразительности.

ГИА Русский язык. Тесты. А3 Изобразительные средства выразительности. Выбранные задания для тренировки учащихся А3 из сборника И. П. Цыбулько "ФИПИ. ГИА 2013 под ред. Цыбулько И. П."...

Конспект открытого занятия по теме: «Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы »

Занятие направлено на развитие творческих и танцевальных способностей детей ладшего школьного возраста....

Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством,  развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству,  пробу...