Брейн Ринг
методическая разработка по музыке на тему

Соловьева Галина Андреевна

                             Сценарий  Музыкального  брейн- ринга «Песня – душа народа»

                                        для учащихся 4-х классов (внеклассное занятие)

 

Цели :  - развитие устойчивого интереса к  песенной культуре русского народа

              - развитие навыков выразительного пения

              - развитие коммуникативных качеств личности школьников

              - развитие патриотических качеств личности школьников

             - обобщение знаний и углубление представлений о роли песни в жизни  русского народа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Сценарий  Музыкального  брейн- ринга «Песня – душа народа»

                                        для учащихся 4-х классов (внеклассное занятие)

Цели :  - развитие устойчивого интереса к  песенной культуре русского народа

              - развитие навыков выразительного пения

              - развитие коммуникативных качеств личности школьников

              - развитие патриотических качеств личности школьников

- обобщение знаний и углубление представлений о роли песни в жизни          русского народа

                                                                  1.

-  Добрый день! Начинаем музыкальный брейн – ринг между командами   4 «а» и  

4 «б» классов.

 Оценивать игру будет уважаемое жюри в составе:

- Татьяна Алексеевна, библиотекарь, хранительница всех необходимых школе знаний в твердых и мягких обложках;

- Юлия Владимировна, учитель информатики, умеющая считать и баллы, и правильные ответы;

- Людмила Михайловна, завуч, она знает обо всем, что и как изучается в школе.

Условия игры:

Команды в установленном порядке (жеребьевка) выполняют задания ведущего. Правильный ответ = 1 балл. Если играющая команда не может выполнить задание, у  команды соперников есть возможность заработать балл за правильный ответ.  

Пора узнать тему игры. Под каждой цифрой – вопрос, ответ на который даст возможность по первым буквам прочитать фразу, являющуюся темой музыкального брейн-ринга.  Начнем!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

п

е

с

н

я

     -

д

у

ш

а

н

а

р

о

д

а


1.Как называется повторяющаяся часть песни   (припев)                                              

2.Назовите имя выдающейся Российской оперной певицы Образцовой   (Елена)  

3.Как называется исполнитель песни «в одиночестве»      (солист)                                                                              

4. Как переводится с французского жанр под названием«ночная музыка» (ноктюрн)                                                                                                                                                      5.любимый матросский танец, имеющий «фруктовое» название  («Яблочко»)                                                                              

6. Кто машет палочкой на симф. оркестр для того , чтобы музыканты играли лучше    

 (дирижер)                

7.Как называется пение целого хора «как один человек»    (унисон)                                          

8.назовите фамилию композитора, автора знаменитой «Аве Марии»  (Шуберт)                                                                   9.Как называется состав  из семи поющих человек  (ансамбль)

10.значок, показывающий какой высоты звук должен взять певец голосом (нота)

11.Как называется музыкальный инструмент, у которого бывает 50 струн (арфа)                                                                                                                                                                           12.К какому жанру может относиться душевная лирическая песня с выразительным аккомпанементом  (романс)                                                                                                   13.Как называется спектакль, в котором все герои поют (опера)                      

14.Как называется «пение вдвоем»  (дуэт)                                                                                                                           15.Как еще называют песню в опере (ария)

                                                   2.

                                    -Тема названа. Начнем!

     Первую песню человек слышит еще в колыбели. Сколько в ней любви и нежности!

Споем одну из таких песен. Петь будем по куплету поочередно согласно жеребьевке.  Жюри оценит выразительность и музыкальность пения каждой команды .

«Сны», музыка Р.Бойко; стихи И.Михайловой

      А теперь на  ринг приглашаются мальчики: по два человека от класса. Они создадут певцам свой музыкальный аккомпанемент, выбрав из предложенных инструментов те, что посчитают нужным для песни  «Дремота и Зевота», муз.Т.Островской; стихи С.Маршака. А эту замечательную песню мы попросим спеть

4 «а» и 4 «б» вместе дружным хором.

Жюри оценит выразительность и музыкальность  аккомпанемента. Инструменты на выбор: трещотки, бубен, треугольники, колокольчики, барабан, маракасы).

                                                                      3.

Песня – душа народа. В народных песнях отражается все, о чем думали люди, чем жили; особенности их жизни и быта.

На ринг приглашаются солисты: представители команд , которые исполнят по одной народной песне и расскажут о ее особенностях. А команды, конечно, поддержат своих запевал и подпоют повторы в куплетах. Жюри оценит не только выразительность исполнения, но и рассказ о самой песне.

  1. «Милый мой хоровод»  (4 «а»)
  2. «В хороводе были мы»  (4 «Б»)

                                                                              4.

Русские люди умели и петь, и работать, и отдыхать, и красное словцо сказать. Сейчас проверим, как вы, уважаемые друзья, знаете народные мудрые высказывания.

Из отдельных фрагментов за время звучания «Плясовых наигрышей» нужно составить пословицы и поговорки русского народа. Каждая из них, правильно составленная – 1 балл. Работаем коллективно, но тихо: во-первых, будет звучать музыка; а во-вторых, не стоит подсказывать соперникам правильные ответы.

           «Плясовые наигрыши», составление поговорок.

Поговорки:

-Дом вести - не лапти плести

-Человек без друзей, что дерево без корней

-Прялка изрядна – хозяюшка нарядна

-Работай до поту – поешь с охотой

-Где песня льется – там легче живется

-Осень – тетушка, тяжела работушка

-Кто в охотку поет, тому и горе не в счет

-кто с песней дружит, тот любое дело сдюжит

 (поговорки предлагаются командам в виде перемешанных карточек, содержащих  или первую, или вторую половину текста по отдельности, но для каждой команды – идентичные)

                                                         5.

Как в разговоре о русской песне не вспомнить о частушке?

Эта коротенькая песенка рождается из самой жизни и все стороны жизни отразить

может. Не зря такой любимый народом поэт, как С.Есенин, признавался , что стихи начал писать, подражая частушкам. Приглашаю на ринг по три мальчика от каждой команды. Они будут петь частушки экспромтом, но внимательное жюри будет оценивать не только их умение пропеть предложенную частушку, но и умение сделать это выразительно.

 

   Конкурс частушек  ( мальчики): (вытягивают «билеты» с частушками и поют экспромтом)

Предлагаемые «Школьные частушки»:

1.Выхожу и запеваю первую, начальную:

   Я хочу развеселить публику печальную!

2.Начался учебный год, часики затикали,

   А меня вопрос гнетет: скоро ли каникулы?!

3.Это что за шум такой? Школа вся качается!

   Это наш веселый класс мирно развлекается

4.Выхожу и запеваю первую угрюмую:

   Математика идет, а я про пончик думаю!

5.Возле школы среди дня девчонки спорят про меня.

   Зря, девчонки, спорите: вы меня не стоите!

6.Мне не надо пуд гороха – мне одну горошину,

   Мне невест не надо много: мне одну хорошую!

                                                      6.

Частушка не забывалась народом даже в суровые  годы испытаний. Сколько их было пропето  во время ВО войны! В моих руках книга, в которой собраны русские частушки  (А.Горелов, «Русская частушка», С-Пб,2008г.): в ней почти 100 частушек! Но ,конечно, все 100 мы пропеть не успеем, а по две частушки 3 девочки из каждой команды споют, я думаю, без особых трудностей. Критерии оценки жюри те же: выразительность и музыкальность.

Военные частушки для девочек:

1.На пригорочке качается невыжатая рожь,

    Распроклятая Германия сгубила молодежь.

2.Я иду, а мне навстречу дуют желтые пески.

   Я спою, а вы, фашисты, скоро взвоете с тоски!

3.Где все горе переплакать, где все горе пережить?

   Сиротиночкой осталась, нету дома – негде жить.

4.Все морошка да морошка, а никак не виноград.

    Есть для Гитлера дорожка, да никак не в Ленинград!

5.Немец шел в Россию прямо – из России косяком,

    Шел в Россию он обутый, из России – босиком!

6.Вот и к нам пришло веселье, на границе – тишина:

    Сорок пятого, девятого закончилась война!

                                                        7.

   В годы ВО войны песня помогала народу побеждать врага; она поднимала настроение бойцам на привалах и передышках между тяжелыми боями. Давайте проверим, какая команда лучше знает фронтовые песни. По вступлению, по небольшому фрагменту мелодии нужно узнать песню и назвать ее название или вспомнить хотя бы несколько слов. Жюри будет смотреть, кто и в какой команде первым поднимет руку для ответа.

       Предлагаемые песни:

- «Три танкиста»

- «Эх, дороги»

- «Смуглянка»

- «В землянке»

- «Нам нужна одна победа»

- «Темная ночь»

                                                       8.

   Есть народные песни, сочиненные народом. А есть народные песни, сочиненные композиторами. Такие песни можно назвать народными именно потому, что их любит и знает практически весь народ нашей страны, и взрослые, и дети . Такая счастливая судьба у песни М.Блантера «Катюша». Давайте споем ее, пока жюри подводит итоги нашего музыкального ринга.

   Исполнение общим хором «Катюши» М.Блантера.

   Слово жюри, подведение итогов, награждение (грамоты, призы)

 

   Игра закончена, и хотя у одного класса оказалось больше очков, чем у другого – победила в  сегодняшнем соревновании, конечно РУССКАЯ ПЕСНЯ! А мне остается только поблагодарить всех участников за интерес и любовь к ней! И пусть она – русская песня – всегда будет рядом с нами, как верный и надежный друг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Внеклассное мероприятие Математический «Брейн-ринг» в 8 классе

Цели:  Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную  деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое...