конспект урока
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Шабанова Наталья Сергеевна

Конспект  урока по теме "Симфоническая музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке 7 класс

«Симфония №7 Д.Д.Шостаковича»

Цель:  Познакомить учащихся с историей создания  симфонии № 7  Д.Д.Шостаковича.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени
  • Вспомнить  историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;
  • Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.

Развивающие:

  • Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассознативных связей музыки с литературой, историей.
  • Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;
  • Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;
  • Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока:  портрет композитора,  схема анализа музыкального произведения, презентация.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК, экран и проектор.

Музыкальный материал:

Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича.

Мультикейс «О той весне»

Методы:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • интонационный анализ художественных произведений.

Виды деятельности учащихся:

  • слушание музыки;
  • участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме;
  • вокально-хоровая работа;
  • взаимооценивание;
  • рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный этап (1 мин)

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(2 мин)

У: Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний урок, я хотела бы начать с эпиграфа, записанного на доске («Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию»   (Д.Шостакович).

Постановка проблемного вопроса

- В конце урока нам нужно ответить на вопрос:  удалось ли композитору, в своей  симфонии, передать  события 1942 года,  есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?

Основная часть:

Учитель: Есть на свете очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы. Это слово знакомо ещё и нашим  дедам, и нашим прадедам. И к великому сожалению, не понаслышке.

Видеоролик  ( фрагменты ВОВ)(2 мин)

Учитель: Ребята,  вы все знаете, что 22 июня 1941 года началась самая жестокая, самая долгая, самая таинственная война ХХ века. Война с немецким фашизмом. Начавшая война перевернула все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней. (Слайд 1)

      Так, в осажденном Ленинграде... «во мраке, в голоде, в печали,  где смерть, как тень, тащилась по пятам…» оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор - Д.Д. Шостакович.

Сообщение ученика (краткая биография Д.Д.Шостаковича) слайд 2.(3 мин)

3). Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Композитор жил в те дни  в здании  консерватории на казарменном положении.   Вместе со всеми он копал противотанковые рвы,  а по ночам дежурил на чердаках и крышах, спасая город от зажигательных бомб. Как любой ленинградец того времени голодал (показать пайку хлеба 125 гр. на тарелке), укрывался от осколков, откапывал погребенных под обломками. (слайд 3, 4)

        В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей  «Седьмой симфонии». (слайд 5)

      Симфонию свою Шостакович писал урывками, в страшном напряжении, но работа двигалась быстро. И вот уже через два месяца он смог объявить о ней своим землякам по радио, а ещё спустя некоторое время – играл большую её часть друзьям. (слайд 6 « Моему родному городу Ленинграду посвящается», - было написано  Шостаковичем  на партитуре 7-ой Симфонии).

       В августе  1942 года самолетом «Седьмая Симфония» была доставлена в Ленинград и 9 августа она была исполнена в Большом зале консерватории. Для исполнения этой Симфонии были собраны все музыканты с ближайших фронтов, а слушателям были бойцы с переводной и оставшиеся в живых горожане. Концерт транслировался по радио и через громкоговорители.  Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они проиграли войну, так как фашисты думали, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал выдающееся произведение.

Сообщения учащихся (как был убран Концертный зал, как выходили и садились музыканты, как вышел дирижер К.И.Элиасберг). (слайд 7,8) (6 мин)

Слушание

Учитель:  Слушаем   Седьмую Симфонию  (тема нашествия ) Д.Д.Шостаковича.(4 мин)

4) Первичная проверка понимания

1. Понравился ли вам этот музыкальный фрагмент?

2. Сколько вы услышали музыкальных  образов в этом произведении?

3.  Какие чувства передаются в музыке?

4. Как изменяется тема?

5. Какой главный инструмент?

6. Что бы вам захотелось сделать, прослушав эту музыку?

Анализ музыкального произведения

Учитель: Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…»  Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается  «эпизод нашествия»  - потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

(4 мин)

5). Первичное закрепление.

Повторное слушание (работа с карточками) (6 мин)

 Взаимооценивание  учащихся по критериальной таблице (3 мин)

Учитель:  А теперь, в заключении,  давайте ответим на вопрос:  удалось ли композитору, в своей  симфонии, передать  события 1942 года,  есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?

Учащиеся: Композитору удалось передать дух военного времени, образ врага. Д.Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. Мы должны помнить героев, знать историю своей страны, которая очень ярко и правдиво отражена в произведениях искусства.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин)

Учитель: домашнее задание будет заполнить таблицу, в которую вы вписываете произведения, где, по вашему мнению, представлены события ВОВ (таблица записана на доске)

                             http://ru.static.z-dn.net/files/dc4/c35cd59ee859d4132fa0abb42e55bc96.png

7). Вокально-хоровая работа (7 мин)

Учитель: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни «О той весне».

Дыхательная гимнастика

Распевание

Исполнение песни “О той весне” - Мультикейс.

8). Рефлексия (2 мин)

Учитель: Заполните анкету, закончив следующие предложения:

Для меня было открытием то, что ……

Особенно мне понравилось…….

Домашнее задание мне кажется…..

Учитель: Урок окончен, спасибо за работу.

Ресурсы:

  1. http://fb.ru/article/182528/simfoniya-shostakovicha-istoriya-sozdaniya-kratko.
  2. http://music-fantasy.ru/materials/dmitriy-shostakovich-simfoniya-no7-leningradskaya.
  3. http://plus-music.org/шостакович+симфония+№7.+эпизод+нашествия
  4. http://www.youtube.com/watch?v=f4DX3Kurif4
  5. http://harmonia.tomsk.ru/pages/3/

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...