Публичное представление собственного инновационного опыта
учебно-методический материал по музыке

Кулаева Светлана Михайловна

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания музыки как средство развития познавательной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_2.docx31.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Кулаева Светлана Михайловна

2.

Должность

учитель музыки

3.

Стаж педагогической работы

22 года

4.

Квалификационная категория

1 квалификационная категория

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. о. Саранск Республика Мордовия

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания музыки как средство развития познавательной активности учащихся

1.

Актуальность и перспективность опыта

    Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

    В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

2.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления.

  Своеобразие и новизна опыта состоит  в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения  (среднее, старшее) путем разработки   системы творческих коллективных и индивидуальных заданий. Обоснование применения ИКТ, как новой педагогической технологии:

-это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс  успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

-это истинно педагогическая технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: особое внимание к личности человека, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность.

Главной основой моделирования уроков разных типов и форм обучения является: планирование, прогнозирование, анализ, синтез.  Трудности:  необходимость больших временных  затрат. Риск: малое количество часов по предмету не позволяет раскрывать материал в желаемом объёме.

3.

Теоретическая база опыта

В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Мультимедийные ресурсы на уроке музыки можно подразделить следующим образом:

  • справочные, энциклопедические издания;
  • музыкальные произведения;
  • зрительный ряд;
  • музыкальные игры;
  • тесты
  • программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки.

На уроках музыки я использую следующие компьютерные программы энциклопедической направленности (ЦОР): "Энциклопедия классической музыки", "Шедевры музыки Кирилла и Мефодия", "Сокровища мирового искусства", " "Учимся понимать музыку".

4.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроке музыки и позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность. На уроках применяю компьютер в разных режимах (использование готовых программных продуктов; работа с Интернет-ресурсами; тесты; презентации учебного материала; самостоятельные работы).

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, помогает привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Например, при изучении темы "Опера", сопровождая объяснение темы урока показом презентации, я использую различные видеофрагменты (М.И.Глинка "Иван Сусанин", А.П.Бородин Князь Игорь", Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка", Садко" и др.), благодаря чему учащиеся знакомятся с именами выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей, у учащихся формируется умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, компетентность - анализировать музыкальные произведения.

Для развития образного и ассоциативного мышления использую зрительные ряды.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке" (изобразительность музыки) - 2 класс, где предлагаю детям выбрать прослушанный музыкальный фрагмент, по характеру и настроению отражающий особенности времени года и найти из предлагаемого видеоряда соответствующую иллюстрацию.

Сопоставление художественных и музыкальных произведений способствует формированию умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, а также развитию ассоциативного мышления. Этот вид деятельности формирует музыкальную компетенцию - устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства.

Метод проектов.

Иногда дети работают в микро-группах, получая задания для мини-проектов. Например, в конце триместра или учебного года предлагаю ребятам проект по составлению тематической программы концерта (тематику они выбирают сами): "Мой любимый Моцарт (Бетховен, Шопен и т.д.)", "Наши любимые произведения", "Наши любимые песни",  и т.д.

Результаты работ предлагаю красочно оформить в виде афиш, приглашений на тематический концерт, работая уже за компьютером дома или в кабинете информатики в проектных группах.

Работа над проектом не только творческая, но и кропотливая, она развивает в старшеклассниках культурологическую компетенцию как стержневую в духовном развитии школьника.

При использовании новейших средств обучения у моих учеников возникает желание и формируется умение самостоятельно работать.

В ходе работы над проектами реализуется цель воспитания и развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

В целом, проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется авторская позиция ученика.

Игровые технологии я использую на уроках для учащихся всех возрастных звеньев.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат.

На уроках музыки я использую компьютерные игры, чаще, для закрепления изученного материала. Все классы очень любят игру "Угадай-ка!", где в форме тестирования я определяю уровень знаний музыкального материала по изученной теме. Игра представлена на отдельном слайде в тематических презентациях уроков и обеспечивает закрепление знаний о музыкальных произведениях и их авторах.

Не менее интересны игры-тесты, игры-кроссворды, "крестики-нолики", и другие, в разных электронных форматах, которые нацелены на закрепление знаний об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о классическом и современном искусстве, о выдающимися произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.

5.

Анализ результативности

Результаты: 

- повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;

- увеличение числа учащихся, посещающих внеурочные формы занятий;

- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиады по музыке муниципального, регионального уровней;

- проявляется стойкий интерес к изучению предмета,

- повышается уровень информационной культуры:   работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература), умение осуществлять обработку информации;

- повышается уровень коммуникационной культуры.      

Результатом работы служат участия не только в школьных концертах и праздниках: «День учителя», «День Матери», «День защитников Отечества», «Восьмое марта», «Последний звонок», «Выпускной вечер», но и городских, республиканских и всероссийских конкурсах.

Результаты участия в конкурсах и фестивалях за межаттестационный период 2010–2015 гг.

В городской и республиканской олимпиаде по музыке. Один диплома 2 степени. Два диплома3 степени.

2011-2012 гг. Городской фестиваль юных исполнителей эстрадной песни  «Музыкальный снегопад» в номинации соло: Казакова Светлана- призер

2011-2012 гг. Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина»: Ансамбль «Солнышко» в номинации ансамбль –призеры.  В номинации авторская песня Вишнякова Мария –призер

2012-2013гг. Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина» в номинации соло:  Макушкин Никита и Курочкин Максим-призеры.

2013-2014гг. Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина» в номинации соло: Кулясова Татьяна и Матковский Даниил- призеры.

2014-1015 Городской конкурс патриотической песни «Победы славные сыны» в номинации сольное пение: Курочкин Максим и Пучкин Иван-призеры.

Систематическое использование электронных ресурсов на уроках музыки привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся.

Результатом работы в проектной деятельности служит диплом 3 степени.

6.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

     Личный опыт использования ИКТ при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, на уроках в школе, а также опыт коллег позволил выделить ряд проблем использования интернет-ресурсов:

  1. Проблема информации, т.е. чрезмерного увлечения информационными ресурсами Интернета без соответствующей методической проработки (при подготовке к урокам)
  2. Не все ученики могут правильно использовать, фильтровать полученную информацию из интернета (при самостоятельной подготовке к урокам, при выполнении проектов)
  3. Учащиеся могут скачать готовую работу из Интернета, прилагая меньше усилий даже по сравнению со списыванием.
  4. Привычка к легкому наглядному обучению снижает интерес к традиционному чтению, не развивает воображение
  5. Сложность в использовании ИКТ для учителей старшего поколения
  6. Ненадежность (низкая скорость интернета при просмотре видеороликов, зависимость от электричества)

7.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах.

Опыт своей работы размещаю на странице

        Размещение материалов на собственном сайте

http://nsportal.ru/kulaevasm

на школьном сайте

http://www.schoolrm.ru/schools/sc1sar/

     Данный опыт может быть использован в общеобразовательных школах, для организации внеклассной деятельности, для пропаганды проектной технологии в современном образовательном пространстве.

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

Открытый урок по музыке. "Снегурочка"-весенняя сказка.

Внеклассное мероприятие. "Музыкальный марафон."

Открытый урок по музыке. "Второе путешествие в музыкальный театр."

Открытый урок по музыке

Мелодии родного края

Рабочая программа по музыке 7 класс

Роль П.И.Чайковского в развитии русского балета. Исследовательский проект.

Тест по музыке для 2 класса.

Тест по музыке для 6 класса.

Тест по музыке для 7 класса.

Размещение материалов на собственном сайте

http://nsportal.ru/kulaevasm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....