Публичное представление собственного инновационного опыта
учебно-методический материал по музыке
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания музыки как средство развития познавательной активности учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
I. Общие сведения | ||
1. | Ф. И. О. автора опыта | Кулаева Светлана Михайловна |
2. | Должность | учитель музыки |
3. | Стаж педагогической работы | 22 года |
4. | Квалификационная категория | 1 квалификационная категория |
5. | Учреждение, в котором работает автор опыта | МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Саранск Республика Мордовия |
II. Сущностные характеристики опыта | ||
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания музыки как средство развития познавательной активности учащихся | |
1. | Актуальность и перспективность опыта | Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. |
2. | Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления. | Своеобразие и новизна опыта состоит в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения (среднее, старшее) путем разработки системы творческих коллективных и индивидуальных заданий. Обоснование применения ИКТ, как новой педагогической технологии: -это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели; -это истинно педагогическая технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: особое внимание к личности человека, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность. Главной основой моделирования уроков разных типов и форм обучения является: планирование, прогнозирование, анализ, синтез. Трудности: необходимость больших временных затрат. Риск: малое количество часов по предмету не позволяет раскрывать материал в желаемом объёме. |
3. | Теоретическая база опыта | В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Мультимедийные ресурсы на уроке музыки можно подразделить следующим образом:
На уроках музыки я использую следующие компьютерные программы энциклопедической направленности (ЦОР): "Энциклопедия классической музыки", "Шедевры музыки Кирилла и Мефодия", "Сокровища мирового искусства", " "Учимся понимать музыку". |
4. | Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения | Применение информационно-коммуникативных технологий на уроке музыки и позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность. На уроках применяю компьютер в разных режимах (использование готовых программных продуктов; работа с Интернет-ресурсами; тесты; презентации учебного материала; самостоятельные работы). Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, помогает привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, при изучении темы "Опера", сопровождая объяснение темы урока показом презентации, я использую различные видеофрагменты (М.И.Глинка "Иван Сусанин", А.П.Бородин Князь Игорь", Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка", Садко" и др.), благодаря чему учащиеся знакомятся с именами выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей, у учащихся формируется умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, компетентность - анализировать музыкальные произведения. Для развития образного и ассоциативного мышления использую зрительные ряды. Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке" (изобразительность музыки) - 2 класс, где предлагаю детям выбрать прослушанный музыкальный фрагмент, по характеру и настроению отражающий особенности времени года и найти из предлагаемого видеоряда соответствующую иллюстрацию. Сопоставление художественных и музыкальных произведений способствует формированию умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, а также развитию ассоциативного мышления. Этот вид деятельности формирует музыкальную компетенцию - устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства. Метод проектов. Иногда дети работают в микро-группах, получая задания для мини-проектов. Например, в конце триместра или учебного года предлагаю ребятам проект по составлению тематической программы концерта (тематику они выбирают сами): "Мой любимый Моцарт (Бетховен, Шопен и т.д.)", "Наши любимые произведения", "Наши любимые песни", и т.д. Результаты работ предлагаю красочно оформить в виде афиш, приглашений на тематический концерт, работая уже за компьютером дома или в кабинете информатики в проектных группах. Работа над проектом не только творческая, но и кропотливая, она развивает в старшеклассниках культурологическую компетенцию как стержневую в духовном развитии школьника. При использовании новейших средств обучения у моих учеников возникает желание и формируется умение самостоятельно работать. В ходе работы над проектами реализуется цель воспитания и развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. В целом, проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется авторская позиция ученика. Игровые технологии я использую на уроках для учащихся всех возрастных звеньев. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. На уроках музыки я использую компьютерные игры, чаще, для закрепления изученного материала. Все классы очень любят игру "Угадай-ка!", где в форме тестирования я определяю уровень знаний музыкального материала по изученной теме. Игра представлена на отдельном слайде в тематических презентациях уроков и обеспечивает закрепление знаний о музыкальных произведениях и их авторах. Не менее интересны игры-тесты, игры-кроссворды, "крестики-нолики", и другие, в разных электронных форматах, которые нацелены на закрепление знаний об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о классическом и современном искусстве, о выдающимися произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры. |
5. | Анализ результативности | Результаты: - повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности; - увеличение числа учащихся, посещающих внеурочные формы занятий; - учащиеся становятся победителями и призерами олимпиады по музыке муниципального, регионального уровней; - проявляется стойкий интерес к изучению предмета, - повышается уровень информационной культуры: работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература), умение осуществлять обработку информации; - повышается уровень коммуникационной культуры. Результатом работы служат участия не только в школьных концертах и праздниках: «День учителя», «День Матери», «День защитников Отечества», «Восьмое марта», «Последний звонок», «Выпускной вечер», но и городских, республиканских и всероссийских конкурсах. Результаты участия в конкурсах и фестивалях за межаттестационный период 2010–2015 гг. В городской и республиканской олимпиаде по музыке. Один диплома 2 степени. Два диплома3 степени. 2011-2012 гг. Городской фестиваль юных исполнителей эстрадной песни «Музыкальный снегопад» в номинации соло: Казакова Светлана- призер 2011-2012 гг. Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина»: Ансамбль «Солнышко» в номинации ансамбль –призеры. В номинации авторская песня Вишнякова Мария –призер 2012-2013гг. Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина» в номинации соло: Макушкин Никита и Курочкин Максим-призеры. 2013-2014гг. Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина» в номинации соло: Кулясова Татьяна и Матковский Даниил- призеры. 2014-1015 Городской конкурс патриотической песни «Победы славные сыны» в номинации сольное пение: Курочкин Максим и Пучкин Иван-призеры. Систематическое использование электронных ресурсов на уроках музыки привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся. Результатом работы в проектной деятельности служит диплом 3 степени. |
6. | Трудности и проблемы при использовании данного опыта | Личный опыт использования ИКТ при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, на уроках в школе, а также опыт коллег позволил выделить ряд проблем использования интернет-ресурсов:
|
7. | Адресные рекомендации по использованию опыта | Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах. Опыт своей работы размещаю на странице Размещение материалов на собственном сайте на школьном сайте http://www.schoolrm.ru/schools/sc1sar/ Данный опыт может быть использован в общеобразовательных школах, для организации внеклассной деятельности, для пропаганды проектной технологии в современном образовательном пространстве. |
8. | Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися | Открытый урок по музыке. "Снегурочка"-весенняя сказка. Внеклассное мероприятие. "Музыкальный марафон." Открытый урок по музыке. "Второе путешествие в музыкальный театр." Открытый урок по музыке Мелодии родного края Рабочая программа по музыке 7 класс Роль П.И.Чайковского в развитии русского балета. Исследовательский проект. Тест по музыке для 2 класса. Тест по музыке для 6 класса. Тест по музыке для 7 класса. Размещение материалов на собственном сайте |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта
В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Из материалов к аттестации -2013...

Публичное представление собственного инновационного опыта
Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта
В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта
Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....
