ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
учебно-методический материал по музыке на тему

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания музыки как средство развития познавательной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_2.docx31.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Кулаева Светлана Михайловна

2.

Должность

учитель музыки

3.

Стаж педагогической работы

22 года

4.

Квалификационная категория

1 квалификационная категория

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. о. Саранск Республика Мордовия

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания музыки как средство развития познавательной активности учащихся

1.

Актуальность и перспективность опыта

    Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

    В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

2.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления.

  Своеобразие и новизна опыта состоит  в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения  (среднее, старшее) путем разработки   системы творческих коллективных и индивидуальных заданий. Обоснование применения ИКТ, как новой педагогической технологии:

-это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс  успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

-это истинно педагогическая технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: особое внимание к личности человека, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность.

Главной основой моделирования уроков разных типов и форм обучения является: планирование, прогнозирование, анализ, синтез.  Трудности:  необходимость больших временных  затрат. Риск: малое количество часов по предмету не позволяет раскрывать материал в желаемом объёме.

3.

Теоретическая база опыта

В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Мультимедийные ресурсы на уроке музыки можно подразделить следующим образом:

  • справочные, энциклопедические издания;
  • музыкальные произведения;
  • зрительный ряд;
  • музыкальные игры;
  • тесты
  • программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки.

На уроках музыки я использую следующие компьютерные программы энциклопедической направленности (ЦОР): "Энциклопедия классической музыки", "Шедевры музыки Кирилла и Мефодия", "Сокровища мирового искусства", " "Учимся понимать музыку".

4.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроке музыки и позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность. На уроках применяю компьютер в разных режимах (использование готовых программных продуктов; работа с Интернет-ресурсами; тесты; презентации учебного материала; самостоятельные работы).

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, помогает привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Например, при изучении темы "Опера", сопровождая объяснение темы урока показом презентации, я использую различные видеофрагменты (М.И.Глинка "Иван Сусанин", А.П.Бородин Князь Игорь", Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка", Садко" и др.), благодаря чему учащиеся знакомятся с именами выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей, у учащихся формируется умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, компетентность - анализировать музыкальные произведения.

Для развития образного и ассоциативного мышления использую зрительные ряды.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке" (изобразительность музыки) - 2 класс, где предлагаю детям выбрать прослушанный музыкальный фрагмент, по характеру и настроению отражающий особенности времени года и найти из предлагаемого видеоряда соответствующую иллюстрацию.

Сопоставление художественных и музыкальных произведений способствует формированию умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, а также развитию ассоциативного мышления. Этот вид деятельности формирует музыкальную компетенцию - устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства.

Метод проектов.

Иногда дети работают в микро-группах, получая задания для мини-проектов. Например, в конце триместра или учебного года предлагаю ребятам проект по составлению тематической программы концерта (тематику они выбирают сами): "Мой любимый Моцарт (Бетховен, Шопен и т.д.)", "Наши любимые произведения", "Наши любимые песни",  и т.д.

Результаты работ предлагаю красочно оформить в виде афиш, приглашений на тематический концерт, работая уже за компьютером дома или в кабинете информатики в проектных группах.

Работа над проектом не только творческая, но и кропотливая, она развивает в старшеклассниках культурологическую компетенцию как стержневую в духовном развитии школьника.

При использовании новейших средств обучения у моих учеников возникает желание и формируется умение самостоятельно работать.

В ходе работы над проектами реализуется цель воспитания и развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

В целом, проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется авторская позиция ученика.

Игровые технологии я использую на уроках для учащихся всех возрастных звеньев.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат.

На уроках музыки я использую компьютерные игры, чаще, для закрепления изученного материала. Все классы очень любят игру "Угадай-ка!", где в форме тестирования я определяю уровень знаний музыкального материала по изученной теме. Игра представлена на отдельном слайде в тематических презентациях уроков и обеспечивает закрепление знаний о музыкальных произведениях и их авторах.

Не менее интересны игры-тесты, игры-кроссворды, "крестики-нолики", и другие, в разных электронных форматах, которые нацелены на закрепление знаний об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о классическом и современном искусстве, о выдающимися произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.

5.

Анализ результативности

Результаты: 

- повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;

- увеличение числа учащихся, посещающих внеурочные формы занятий;

- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиады по музыке муниципального, регионального уровней;

- проявляется стойкий интерес к изучению предмета,

- повышается уровень информационной культуры:   работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература), умение осуществлять обработку информации;

- повышается уровень коммуникационной культуры.      

Результатом работы служат участия не только в школьных концертах и праздниках: «День учителя», «День Матери», «День защитников Отечества», «Восьмое марта», «Последний звонок», «Выпускной вечер», но и городских, республиканских и всероссийских конкурсах.

Результаты участия в конкурсах и фестивалях за межаттестационный период 2010–2015 гг.

В городской и республиканской олимпиаде по музыке. Один диплома 2 степени. Два диплома3 степени.

2011-2012 гг. Городской фестиваль юных исполнителей эстрадной песни  «Музыкальный снегопад» в номинации соло: Казакова Светлана- призер

2011-2012 гг. Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина»: Ансамбль «Солнышко» в номинации ансамбль –призеры.  В номинации авторская песня Вишнякова Мария –призер

2012-2013гг. Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина» в номинации соло:  Макушкин Никита и Курочкин Максим-призеры.

2013-2014гг. Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина» в номинации соло: Кулясова Татьяна и Матковский Даниил- призеры.

2014-1015 Городской конкурс патриотической песни «Победы славные сыны» в номинации сольное пение: Курочкин Максим и Пучкин Иван-призеры.

Систематическое использование электронных ресурсов на уроках музыки привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся.

Результатом работы в проектной деятельности служит диплом 3 степени.

6.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

     Личный опыт использования ИКТ при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, на уроках в школе, а также опыт коллег позволил выделить ряд проблем использования интернет-ресурсов:

  1. Проблема информации, т.е. чрезмерного увлечения информационными ресурсами Интернета без соответствующей методической проработки (при подготовке к урокам)
  2. Не все ученики могут правильно использовать, фильтровать полученную информацию из интернета (при самостоятельной подготовке к урокам, при выполнении проектов)
  3. Учащиеся могут скачать готовую работу из Интернета, прилагая меньше усилий даже по сравнению со списыванием.
  4. Привычка к легкому наглядному обучению снижает интерес к традиционному чтению, не развивает воображение
  5. Сложность в использовании ИКТ для учителей старшего поколения
  6. Ненадежность (низкая скорость интернета при просмотре видеороликов, зависимость от электричества)

7.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах.

Опыт своей работы размещаю на странице

        Размещение материалов на собственном сайте

http://nsportal.ru/kulaevasm

на школьном сайте

http://www.schoolrm.ru/schools/sc1sar/

     Данный опыт может быть использован в общеобразовательных школах, для организации внеклассной деятельности, для пропаганды проектной технологии в современном образовательном пространстве.

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

Открытый урок по музыке. "Снегурочка"-весенняя сказка.

Внеклассное мероприятие. "Музыкальный марафон."

Открытый урок по музыке. "Второе путешествие в музыкальный театр."

Открытый урок по музыке

Мелодии родного края

Рабочая программа по музыке 7 класс

Роль П.И.Чайковского в развитии русского балета. Исследовательский проект.

Тест по музыке для 2 класса.

Тест по музыке для 6 класса.

Тест по музыке для 7 класса.

Размещение материалов на собственном сайте

http://nsportal.ru/kulaevasm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...