Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Алексеева Елена Геннадьевна

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного об­разовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебно­го предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                                                                          Утверждаю                                                                  

на заседании м/о                                                                                                                                                   Директор ГБОУ СОШ № 1389                                  

Протокол №1                                                                                                                                                         Кругляков К. М.                                                        

от «28.08.2015г.»                                                                                                                                                    «                             2015 г.»                                                                                                                                                                                                    

Развернутое тематическое планирование

         музыка______________    на _2015___ /__2016___ учебный год

Класс: 5

Учитель: _Алексеева Е.Г.

Количество часов в неделю -   1__ ;  в год -    34__   .  

Планирование составлено на основе программы   »Музыка»

 Авторы:     Критская Е. Д.,  Сергеева Г.Р., Шмагина Т.С. _____________________________________________________

                                                      (Указать документ)

 

Учебник   (название, автор, издательство, год  издания) 

Музыка. 5 класс. Критская Е. Д.,  Сергеева Г.Р., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение, 2014 год

Дополнительная  литература

Хрестоматия_музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс, пособие для учителей.- М.: «Просвещение». Москва 2014 год. Составители: Критская Е. Д.,  Сергеева Г.Р., Шмагина Т.С.

_Фонохрестоматия.5 класс._ пособие для учителей.- М.: «Просвещение». Москва 2014 год. Составители: Критская Е. Д.,  Сергеева Г.Р., Шмагина Т.С.-1 электрон.-опт.диск(CD-ROM)._________________________________________________________________________________ Сергеева, Г.П. Уроки музыки. 5-6 классы: пособие для учителя/ Сергеева Г.П., Критская Е. Д.-М.:Просвещение,2014.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 класс.


Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 5 класс» (М.: Просвещение, 2008), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя; «Методика работы с учебниками "Музыка. 5-6 классы"» (М.: Просвещение, 2006).

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

— находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

СОДЕРЖАНИЕ.

Музыка и литература. – 16 часов.

Музыка и литература тесно взаимосвязаны. Интонация – единый стержень этих искусств. Песня – распространённый жанр музыкально – литературного творчества. Романс - лирическое стихотворение, наложенное на музыку. В основе крупных музыкальных произведений – литературное произведение.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Слушание и анализ: 

Симфония № 4 (финал) П. И. Чайковского.

Сюита «Пер Гюнт» Э. Грига.

«Жаворонок» - романс-песня М. Глинки.

Песня «Крыша дома» Ю. Антонова.

Песни о школе.

Песни народные: «Заплетися плетень», «Уж ты поле моё», «Я на камушке сижу».

Романс «Горные вершины» А. Варламова, М. Лермонтова. Одноимённый романс на музыку А. Рубинштейна.

Слушание и анализ: 

Сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова (фрагменты).

Симфоническая сюита «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова.

Опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Сцена «Проводы масленицы».

Песни: «Осень золотая», «Урожайная».

Слушание и анализ: «Вокализ» С. Рахманинова, «Романс» Г. Свиридова к повести «Метель».

«Фортепианный концерт № 1» П. Чайковского.

«Фортепианная сюита» «Песня Сольвейг» Э. Грига.

Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина: номера «Весело на душе», «Молитва».

«Снег идёт» Г. Свиридова, Б. Пастернака.

«Вальс си минор» Ф. Шопена.

Песни к Новогоднему празднику.

Слушание, анализ: В. Моцарт – реквием «День гнева», «Лакримоса».

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки.

Фрагменты из балетов П. Чайковского: «Щелкунчик», «Спящая красавица», балет «Золушка» С. Прокофьева.

Музыкальная сказка «Бременские музыканты» Г. Гладкова; мюзикл «Кошки» Э. Л. Уэббера (фрагменты).

Дж. Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт» (фортепиано).

Рождественские песни, колядки.

Музыка и изобразительное искусство. – 18 часов.

Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и ИЗО.

Сопоставление героических образов музыки с образами ИЗО.

Отношение композиторов и художников к родной природе духовным образом древне-русского и западно-европейского искусства.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки и ИЗО.

Слушание и анализ:

Симфоническая сюита «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова.

Песня «Чудо – музыка» - Кабалевского.

Слушание и анализ: концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова «Аве Мария» И. Баха, Ш. Гуно.

«Богородице Дево, радуйся» П. И. Чайковского.

«Аве Мария» Ф. Шуберта.

Песни на военно-патриотическую тему.

Слушание и анализ: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские!» С. Прокофьева. Картина «Александр Невский» М. Нестерова. 

Романс «Весенние воды» С. Рахманинова, Ф. Тютчева.

Баркарола «Форель» Ф. Шуберта, Л. Шуберта; прелюдия соль-мажор для фортепиано, прелюдия соль минор для фортепиано С. Рахманинова.

Песня «Музыка» Г. Струве. Песни о маме и весне.

Слушание и анализ: «Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В. Кикти (фрагменты); фрески собора Святой Софии в Киеве.

«Чакона», соло для скрипки (ре минор) И. Баха; каприс №24, соло для скрипки Н. Паганини (различные интерпретации).

Симфония № 5 Л. ванн Бетховена (фрагменты).

Песня «Мамины глаза» Е. Мартынова.

Слушание: Маленькая прелюдия и фуга для органа И. С. Баха.

Прелюдия для фортепиано «Море» симфоническая поэма М. Чурлениса (фрагменты).

«На безымянной высоте» песня.

Слушание и анализ: «Лунный свет» из «Бергамской сюиты» К. Дебюсси.

Прелюдии К. Дебюси ; картина «Впечатление. Восход солнца» К. Моне.

«Реквием» (хор «Наши дети») Д. Кабалевского, Рождественского.

Песня «Мир похож на цветной луг».

Слушание и анализ: «Мимолётности» № 1, 7, 10 (для фортепиано) С. Прокофьева.

Сюита «Картинки с выставки» (различные интерпретации).

Песня «Весёлые каникулы» Л. Компанейца.

Задания на каникулы.



Предварительный просмотр:

№ п/п

Дата  

Тема урока

Тип урока

ФГОС

Контрольно-

оценочная

деятельность

ИКТ средства

обучения 

Иметь представ-ление

Знать

Уметь/иметь опыт, приме-нять на практике

вид

форма

тема   I полугодия:  “Музыка  и  литература”

1

01.09-04.09

Вводный урок. Что  роднит  музыку   с  литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

  • М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,
  • Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;
  • П.Чайковский. Симфония №4;
  • Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

входной

устный опрос

Песня  - презентация «Моя Россия» Модуль «Музыка как вид искусства

Модуль «Интонационно-образная, жан-ровая и стилевая основы музыкального искусства»»

2

07.09-11.09

Вокальная  музыка.   Комбинированный урок

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки – песня.

  • Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
  • Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
  • П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;  

Знать/понимать: основные жанры  вокальной народной и профессиональной музыки.

Уметь:  выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

текущий

устный опрос

Модуль «Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий»

3

14.09-18.09

Пеня- душа народа 

Комбинированный урок

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее  

распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни,  лирические песни).

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма

Русские народные песни:

  • «А мы просо сеяли»,
  • «Бояре, а мы…»,
  • «Уж ты, поле мое»;

Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности.

Уметь: разучивать и исполнять образцы

музыкально_- поэтического творчества.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произве-дений. Рассуждать о многообразии музы-кального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музы-кальным образам исторического прош-лого в слове, рисунке, жесте, пении.

Обнаруживать, выявлять общность

истоков  народной и профессиональной музыки.

текущий

устный опрос

Модуль  «Разновидности обрядовых песен»

Модуль «Особенности русской наро-дной музы-кальной куль-туры»

4

21.09-25.09

Романс-жанр вокальной музы ки. Комбинированный урок

Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

  • Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
  • Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

Знать/понимать: основные жанры  вокальной  профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную  отзыв-чивость.

тематический

устный опрос

Модуль «Вокальная музыка.

Романс»

5

28.09-02.10

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.

Комбинированный урок

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

  • Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.
  • «Колыбельная» А. Лядов.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их

сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

текущий

Устный опрос

Модуль «Народно-песен-ные истоки русской про-фессиональной музыки. Способы обра-щения ком-позиторов к народной му-зыке»

6

12.10-16.10

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.

Комбинированный урок

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи.  Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

  • Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Знать/понимать: интонационное свое-образие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь:  по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соот-ветствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

тематический

устный опрос

Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое расспрос-транение в музыкальной культуре дру-гих народов»

7

19.10-23.10

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.   

Урок закрепления нового материала.

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

  • Вокализ. С. Рахманинов.
  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
  • Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
  • Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.        .

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Баркарола.   Ф. Шуберт,   слова   Ф. Штольберга,   перевод    A.        Плещеева.

Знать/понимать: жанры светской вокальной  и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

текущий

уст-ный опрос

Модуль «Певческие голоса:сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие»

8

26.10-30.10

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.   

Урок закрепления нового материала.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
  • Веснянка, украинская народная песня. 
  • Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобра-зительность в музыке.

текущий

уст-ный опрос

Модуль

«Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое распро-странение в музыкальной культуре дру-гих народов»

9

02.11-06.11

Вторая  жизнь  песни. 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

вого материала

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке:  создание музыки в народном стиле. 

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

  • Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

итоговый

тест

Модуль

«Оперы Н.А. Римского-Кор-сакова "Снегу-рочка" (1882) и "Сказка о Царе Салтане" (1900)»  Модуль

 «Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору дру-гих народов»

10

09.11-13.11

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.

  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
  • Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Знать/понимать: стилевое много-образие музыки 20 столетия,  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности

текущий

устный

 опрос

презентация «Великий колокольный звон» 

Модуль «Творчество Георгия Васильевича Свиридова»

11

23.11-27.11

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

Комбинированный урок.

  • Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. 

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять  связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

текущий

устный опрос

Модуль «Творчество Фридерика Шопена»

12

30.11-04.12

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

Комбинированный урок.

Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

  • «Этюд №12» Ф.Шопен
  • «Прелюдия№7» Ф.Шопен
  • «Прелюдия№20» Ф.Шопен

«Вальс №7» Ф.Шопен

Знать/понимать:. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: Узнавать на слух изученные произведения  зарубежной классики.

13

07.12-11.12

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера.

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. 

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).  Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

  • Садко. Опера-былина (фрагменты).

                  Н. Римский-Корсаков.

Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать  разновидности вокальных и инструментальных жанров и  форм  внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

тематический

устный опрос

Модуль

«Музыкально-театральные жанры.Опера»

Модуль

 «Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898

14

14.12-18.12

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

  • Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.
  • Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Знать/понимать: имена лучших  отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

тематический

устный опрос

Модуль «Музыкально-театральные жанры.Балет»

Модуль

 «Балет П.И. Чайковского "Спящая Красавица".
 Модуль

 «Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик"

15

21.12-25.12

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. 

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.

  • Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
  • Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произ-ведения в пении.

тематический

устный опрос

Модуль

«Музыкально-театральные жанры: опе-ретта, мюзикл»

Видео фраг-менты мюзикла «Кошки»

16

28.12-29.12

Музыка в театре, кино, на телевидении. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Значение музыки в театре и на телевидинии. Особенности воздействия человека на героя, через музыкальное оформление сцен.

Знать/понимать: уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства.

Уметь:   интерпретировать содержание музыкального произ-ведения в музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

17

06.01-08.01

Мир композитора.

Повторительно-обобщающий урок.

итоговый

тест

тема   II полугодия:        “Музыка  и  изобразительное  искусство”

18

11.01-15.01

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

  • Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь  в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

входной

Устный опрос

обучающий

19

18.01-22.01

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

Комбинированныйурок.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

  • «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский  
  • «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов
  • «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно
  • «Ave Maria» Дж. Каччини
  • «Ave Maria»  Ф. Шуберт

Знать/понимать:   интонационно-образную природу духовной  музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки –  ритм  изображения, форма – композиция.

текущий

Устный опрос

Модули:

«Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия»
«Песенность, напевность как феномен рус-ского наро-дного пения, искусство рас-пева»

20

25.01-29.01

Звать через  прошлое  к  настоящему.

Урок закрепления нового материала.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их  драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  • «Песня об Александре Невском»
  • хор «Вставайте, люди русские»

Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико -  эпические образы музыки с образами изобразительного искусства;  эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

текущий

Устный опрос

Модуль

«Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата»

21

01.02-05.02

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  •  «Ледовое побоище»
  • «Мертвое поле»
  • «Въезд Александра во Псков»

текущий

Устный опрос

Модуль

«Творчество Д.Д. Шостаковича»

Презентация «Алек-сандр Невский»

фрагменты из к/ф «Александр Невский»

22

08.02-12.02

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

  • Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
  • Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Знать/понимать: выразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.  

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, полу-чивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.

текущий

Устный

Модуль

«Творчество С.В.Рахманинова»
 Модуль

 «Развитие традиций русс-кой класс-сической музы-кальной школы в творчестве С.В.Рахманинова и А.Н. Скрябина»

23

22.02-26.02

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

  • «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова
  • «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

текущий

Устный опрос

Модуль

«Творчество Франца Шу-берта»

24

29.02-04.03

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

Комбинированный урок

Народные истоки русской профессиональной музыки.  

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

 Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

  • Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
  • Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
  • Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Знать/понимать:  Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты  творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

текущий

устный опрос

Модуль

«Народно-песенные ис-токи русской профессиональной музыки. Способы об-ращения ком-позиторов к народной му-зыке»

25

07.03-11.03

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -  исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

  • Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
  • Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.
  • Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
  •  «Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Знать/понимать:  Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -  исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций  музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять  о музыке, анализировать ее, выражая  собственную позицию относительно прослушанной музыки;

тематический

устный опрос

Модуль «Характеристика отдельных инструментов. Скрипка»

26

14.03-18.03

Волшебная   палочка   дирижера.

Комбинированный урок.НРК.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

  • «Музыкант» Б. Окуджава

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их  значение в исполнении симфонической музыки,  роль групп симфонического оркестра.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

текущий

Устный опрос

Модуль «Знаменитые дирижёры»  Модуль

 «Оркестр и его виды»

27

21.03-25.03

Волшебная  палочка  дирижера.  Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

Комбинированный урок.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

  • Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Знать/понимать:  имена выдающихся дирижеров, их  значение в исполнении симфонической музыки,  роль групп сим-фонического оркестра. Сущность музы-кального исполнительства как искусства интерпретации.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

текущий

Устный опрос

Модуль

«Творчество Людвига ван Бетховена»  Модуль

 «Бетховен. Становление личности»

28

28.03-01.04

Застывшая  музыка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

  • Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах
  • Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах
  • «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский
  • «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов 

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

текущий

Устный опрос

обучающий

Модуль

 «Духовная музыка в син-тезе с храмо-вым искус-ством в эпоху средневековья»
 Модуль

«Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музы-кального иску-сства»

29

11.04-15.04

Полифония  в  музыке  и  живописи. 

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

  • И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
  • Аве Мария.
  • М.К. Чюрленис. Фуга.

Знать/понимать:  принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

текущий

Устный опрос

Модуль «Творчество Иоганна Себастьяна Баха»  

Модуль «Монодия, гомофония, полифония»

30

18.04-22.04

Музыка   на  мольберте.

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. 

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

  • М.К. Чюрленис. Фуга.
  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,
  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

текущий

Устный опрос

обучающий

Диск «Импрессионизм в музыке и живописи»

31

25.04-29.04

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита.  Джазовые ритмы.

  • «Детский уголок» К.Дебюсси
  • «Диалог ветра с морем»  К.Дебюсси
  • «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Знать/понимать: особенности  импрес-сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

текущий

устный опрос

Презентация «Импрессионизм в музыке»

32

02.05-13.05

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...

Комбинированный урок.

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические.

Тема защиты Родины в различных  видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:

  • «Помните»
  • «Наши дети»
  • «Реквием» стихи Р. Рождественского.

Знать/понимать: установление  взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

текущий

устный опрос

Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания»

33

16.05-20.05

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

Комбинированный урок.

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

  • С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)
  • М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

             -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

 рисунки     В.Гартмана.

Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов  в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

тематический

устный опрос

Модуль «Картинки с выставки»

34

23.05-03.06

Мир   композитора.  С  веком  наравне.

Комбинированный урок

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

тематический

Устный опрос



Предварительный просмотр:

            Аннотация к рабочим программам по музыке 5-7 классы.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей      программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы.»– М. Просвещение, 2007;;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

 - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

     

   Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы. 

     

Место предмета  в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего

образования в 5-7 классах Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год

(1 час  в неделю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...