Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Алексеева Елена Геннадьевна

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы об­щего образования по музыке и программой «Музыка. 5—8 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебно­го предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

№ урока

Дата  

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Контрольно-оценочная

деятельность

ИКТ средства

обучения 

  Первое полугодие: Особенности  драматургии сценической музыки.- 16 ч.

1

01.09-04.09

Классика и современность.                              

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Урок-беседа.

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

  • музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова
  • О.Митяев – «Как здорово»

Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что  по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений. религиозная.

Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

-

формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественном явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.

совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Входной текущий

Устный опрос

Презентация  к уроку

Видео «Битлз»

2

07.09-11.09

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. 

 

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.

Народно- эпическая образность в творчестве  русских композиторов, народные истоки в  русской профессиональной музыке, обращение композиторов  к народному фольклору. Углубление знаний  об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор

  • Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты)
  • О.Митяев – «Как здорово»

Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена  композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин.

 Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная.

Текущий

Устный опрос

Фр.в/фоперы «Иван Сусанин»

Презентация к уроку

3

14.09-18.09

Опера М.И.Глинки  «Князь Игорь».  

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» 

Ария князя Игоря. Портрет половцев.

 Плач Ярославны.

Урок комплексного применения ЗУН.

Традиционный.

Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений  о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства  с музыкальными характеристиками ее героев (сольных  - князь Игорь, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски).

  • Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты)

Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера.  Понимать принципы драматургического развития на основе  знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы.

Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития..

текущий

устный опрос

4

21.09-25.09

5

28.09-02.10

В музыкальном театре. Балет. Балет  

Б.И.Тищенок «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами.

 

Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль. 

Актуализация  знаний  о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.

  • Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)

Знать/ понимать, что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.  

Уметь выявлять  особенности интерпретации  одной и той же художественной идеи, сюжета  в творчестве различных  композиторов. (опера А.Бородина  « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин,  Б.Тищенко,

Текущий

устный опрос

презентация к уроку

6

12.10-16.10

Текущий

групповая

презентация к уроку

7

19.10-23.10

Героическая тема в русской музыке. 

Урок комплексного применения ЗУН.

Традиционный.

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства.

  • «Былина о Добрыне Никитиче»;
  •  «Александр Невский» С. Прокофьева
  • Опера «Князь Игорь» А. Бородина

Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах  различных искусств. Знать имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин,  Б.Тищенко. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития.

Текущий

Устный опрос

Презентация к уроку

Фр. Видео «А. Невский», «Князь Игорь»

8

26.10-30.10

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля в музыкальном театре.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.

Знакомство с музыкой  американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных  интонаций. Истоки выразительных средств – блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая  музыка (оперная и симфоническая).

  • Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)

Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж.Гершвин, его оперное искусство.

Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение  к  художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом.

Текущий

Устный опрос

Презентация к уроку

Фр. ф-оперы «Порги и Бесс»

9

02.11-06.11

Опера Ж.Бизе  «Кармен». Образ Кармен. Образы   Хозе и Эскамильо.

Урок расширения знаний.

Урок-беседа.

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние.  Знакомство с творчеством французского композитора  Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы – выражение сложных эмоциональных состояний, событий.

  • Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты)
  • Образы Хозе и Эскамильо.

Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять  особенности интерпретации  одной и той же художественной идеи, сюжета  в творчестве различных  композиторов.  Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга.

Текущий

Устный опрос групповая

Презентация к уроку

Фр. ф\оперы «Кармен»

10

09.11-13.11

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Урок расширения знаний.

Традиционный.

Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение  литературного сюжета  в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина – это симфонический способ прочтения сюжета  драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета.

  • Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фрагменты)

Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция»,

Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства

Текущий

Устный опрос

Презентация к уроку

11

12

23.11-27.11

30.11-04.12

Сюжеты и образы духовной музыки.

Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-лекция.

Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.

Духовная музыка русских  и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство  с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).

  • «Высокая месса» - вокально-драматический жанр.
  • «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты

Знать,  актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является  прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений  духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев.   Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом.

Текущий

Устный опрос

Презентация к уроку

13

07.12-11.12

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

Урок расширения знаний. 

Урок - обзорная лекция.

Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития  и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос -  суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным  исполнением. Просмотр эпизодов из фильма.

  • Рок-опера «Иисус Христос - суперзыкзда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)

Знать, что такое рок- опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки.  Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы, новых произведений в рок-музыке. Уметь выявлять  особенности интерпретации  одной и той же художественной идеи, сюжета  в творчестве различных  композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер.

Текущий

Устный опрос

Презентация к уроку

Фр. ф/оперы «Иисус Христос»

14

14.12-18.12

Музыка  к драматическому  спектаклю Д.Б.Кабалевского

«Ромео и Джульетта». Традиционный урок.

Музыкальные образы героев симфонической сюиты.Знакомство с музыкой Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека

Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.

итоговый

беседа

15

21.12-25.12

Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». 

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Знакомство с музыкой  А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика.

«Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя

Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека

Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.

16

28.12-29.12

Обобщение темы «Особенности драматургии сценической музыки».

Интонационно-обзорный анализ музыки.

итоговый

беседа

17

06.01-08.01

Обобщение тем

I полугодия.

итоговый

тема   II полугодия:        Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. – 19 ч.

18

11.01-15.01

  Музыкальная  драматургия - развитие   музыки.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   

Вводный. Расширение и углубление знаний.

 Урок-беседа.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.

Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

  • Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха
  • «Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха
  • Ария из «Высокой мессы» си-минор
  •  «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова

Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку

( русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и  хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение  музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- оценивать свои возможности в решении творческих задач.

 -  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

тематический

устный опрос

беседа

19

18.01-22.01

текущий

устный опрос

беседа

20

25.01-29.01

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

 Транскрипция.

Комбинированный урок.

Урок расширения знаний.

Традиционный.

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде.  Особенности развития музыки в камерных жанрах   - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа  и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки  и Ф.Шуберта.

  • Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
  • «Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони

Знать понятие «этюд», «транскрипция»  особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки.

Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах.  Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты,  свойственные музыке эпохи романтизма.

текущий

устный опрос

беседа

21

01.02-05.02

текущий

устный опрос

22

08.02-12.02

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

Соната

Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.

Традиционный урок.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях  формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений  о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и  «Сюиты

в старинном стиле»  А.Шнитке.

  • Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.

Знать- значение терминов  –транскрипция, сюита.

Уметь  сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение  музыки).  Выказывать личностное отношение к произведениям.

текущий

устный опрос

23

22.02-26.02

тематический

устный опрос

рисунок

24

29.02-04.03

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.

Сообщение и усвоение новых знаний. 

Урок-беседа.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия  сонатная форма.

  • Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена
  • Соната №11 В. Моцарта
  • Соната №2 С. Прокофьева

Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они  проявляются в построении целого произведения и составляющих  его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов   соната, выявлять содержание и идею произведения.

текущий

устный опрос

рисунок

текущий

беседа

25

07.03-11.03

Симфоническая музыка.

Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна.

Симфония №40

В.Моцарта.

Симфония №1

( «Классическая») С.Прокофьева.

Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. 

Сообщение и усвоение новых знаний.

Урок-беседа

Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов  и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.

  • Симфония №43 И. Гайдна
  • Симфония №40 В. Моцарта
  • Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
  • Симфония №5 Л. Бетховена
  • Симфония №8 Ф. Шуберта
  • Симфония №1 В. Калинникова
  • Симфония №5 П. Чайковского
  • Симфония №7 Д. Шостаковича

Понимать значение терминов  – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих  его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Уметь:  проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.

текущий

26

14.03-18.03

27

21.03-25.03

текущий

28

28.03-01.04

текущий

 

29

11.04-15.04

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Урок-лекция

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси

«Празднества»   закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы  драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси  с темами праздника в творчестве других композиторов.

  • «Празднества» К. Дебюсси

Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина».

Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.

текущий

устный опрос

30-

18.04-22.04

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Комбинированный.

Урок - обзорная лекция.

История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра  на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна.

Понимать значение термина  - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития.

тематический

устный опрос

беседа 

31

25.04-29.04

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - обзорная лекция.

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.

Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений.

  • «Рапсодия в стиле блюз»  Дж. Гершвина

Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза. понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

Уметь:  проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность.

текущий

устный опрос

32

02.05-13.05

Музыка народов мира.

Комбинированный

Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия  и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях  в современной музыкальной культуре. Знакомство  с известными исполнителями музыки народной традии.

Слушание и исполнение произведений  в жанрах легкой, популярной музыки

(мюзикл) .Использование современного  музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов.

Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

тематический  

Тест

33

16.05-20.05

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Комбинированный

Итоговый

 беседа

34

23.05-03.06

Итоговое обобщение по курсу.

Урок-концерт

Урок контроля знаний, умений и навыков.

итоговый

тест



Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                                                                          Утверждаю                                                                  

на заседании м/о                                                                                                                                                   Директор ГБОУ СОШ № 1389                                  

Протокол №1                                                                                                                                                         Кругляков К. М.                                                        

от «28.08.2015г.»                                                                                                                                                    «                             2015 г.»                                                                                                                                                                                                    

Развернутое тематическое планирование

          музыка______________    на _2015___ /__2016___ учебный год

Класс: 7

Учитель: _Алексеева Е.Г.

Количество часов в неделю -   1__ ;  в год -    34__   .  

Планирование составлено на основе программы   »Музыка»

 Авторы:     Критская Е. Д.,  Сергеева Г.Р., Шмагина Т.С. _____________________________________________________

                                                      (Указать документ)

 

Учебник   (название, автор, издательство, год  издания) 

Музыка. 7 класс. Критская Е. Д.,  Сергеева Г.Р., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение, 2014 год

Дополнительная  литература

Хрестоматия_музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс, пособие для учителей.- М.: «Просвещение». Москва 2014 год. Составители: Критская Е. Д.,  Сергеева Г.Р., Шмагина Т.С.

_Фонохрестоматия.5 класс._ пособие для учителей.- М.: «Просвещение». Москва 2014 год. Составители: Критская Е. Д.,  Сергеева Г.Р., Шмагина Т.С.-1 электрон.-опт.диск(CD-ROM)._________________________________________________________________________________ Сергеева, Г.П. Уроки музыки. 7 классы: пособие для учителя/ Сергеева Г.П., Критская Е. Д.-М.:Просвещение,2014.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7 класс.


Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного общеобразовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. II. Сергеевой, Г. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 7 класс» (М.: Просвещение, 2008), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, •особие для учителя: «Методика работы с учебниками "Музыка. 7-8 классы"» (М.: Просвещение, 2006).

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 7 класса введен региональный компонент в занятие «Героическая тема в русской музыке».

При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

Обучение музыкальному искусству в 7 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

- знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;

- понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различна жанров и стилей;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного му-зицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- совершенствовать умения и навыки самообразования.

Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандарт-ный уровень знаний, умений и навыков.


СОДЕРЖАНИЕ.

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки. – 18 часов.

Значение слова «классика». Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Опера и её составляющие. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.

Балет и его составляющие.

Бессмертные произведения русской музыки, где отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Первооткрыватель симфо-джаза – Дж. Гершвин.

Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика.

Музыкальный материал:

Музыка И. С. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова.

Песня «Наша школьная страна» Локтева.

Опера «Иван Сусанин» М. Глинки (фрагменты).

Песня «Дорога добра» Минкова.

Опера «Князь Игорь» А. Бородина (фрагменты) «Плач Ярославны».

Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты).

Песня «Всё, что сердцу дорого» слова Пляцковского.

Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвин.

Песни: «Кабы не было зимы», «Старая сказка».

Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты).

Образы Хозе и Эскамильо.

Балет «Кармен – сюита» Ж. Бизе, Р. Щедрина.

«Высокая месса» - месса си минор И. С. Баха (фрагменты).

Новогодний репертуар к празднику «Здравствуй ёлка – Новый год!»

«Всенощное бдение» С. Рахманинова (фрагменты).

Рождественские песни. Колядки.

Рок-опера «Иисус Христос – супер - звезда» Э. Л. Уэббера.

Драматический спектакль Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта» (фрагменты) музыка к спектаклю.

«Гоголь-сюита» А. Шнитке, музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя.


Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. – 16 часов.

Способы музыкального развития в инструментально – симфонической музыке: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии 2-х направлений: светского и духовного; различных конфессий.

Углубление знаний об этюде – музыкальном жанре.

Транскрипция – популярный жанр концертно-виртуозных произведений.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки, с жанром соната, симфония.

Мир образов симфонической музыки.

Знакомство с жанром «инструментальный концерт», «симфонический джаз».

Использование музыкального фольклора профессиональными музыкантами.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Музыкальная литература.

Фуга ля минор для органа.

Месса си минор; хорал «Иисусе радость сердец людских» И. С. Баха.

«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов.

Песни: «Прощание», «Родина моя» Д. Тухманова, Р. Рождественского.

Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Поганини «Лесной царь» Ф. Шуберта, Ф. Листа.

Этюды Шопена.

Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.

Песни: «Красный конь», «Дорога добра».

Соната №8 для фортепиано Л. ван Бетховена.

Соната №2 С. Прокофьева.

Соната №11 Моцарта.

Симфония №130 И. Гайдна.

Симфония №40 Моцарта.

Симфония №1 С. Прокофьева.

Симфония №5 Л. ван Бетховена.

Симфония №8 Ф. Шуберта.

Симфония №1 В. Калинникова.

Симфония №5 П. Чайковского.

Симфония №7 Д. Шостаковича.

Песня «Проводы» - народная, слова Д. Бедного.

«Как здорово…» О. Митяева, «Тёмная ночь».

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Образы музыкального фольклора разных регионов мира (кантри, фольк-джаз, рок-джаз).

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова – «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре».

Песни, полюбившиеся детям.



Предварительный просмотр:

            Аннотация к рабочим программам по музыке 5-7 классы.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей      программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы.»– М. Просвещение, 2007;;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

 - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

     

   Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы. 

     

Место предмета  в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего

образования в 5-7 классах Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год

(1 час  в неделю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...