Среднее звено. Конспект к уроку «Диалог метра и ритма»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Симонова Мария Александровна

6 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                 

Конспект урока музыки


Тема четверти: « Как создается музыкальное произведение»
Тема урока: «Диалог метра и ритма»

Цель деятельности учителя:
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты
:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2.
 Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).;
3. Развивать музыкальные способности.  
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3.
 Воспитывать культуру слушания музыки.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.

Оборудование: Компьютер, доска,  проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный момент.

3

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое ритм. А кто из вас сможет рассказать о нём? (Ответы детей). Вы совершенно правы. Ритм - это чередование долгих и коротких звуков. Музыку без ритма было бы сложно назвать музыкой, но более живой и  чувственной её делает метр, а это ребята пульс музыки. Он отражает чередование сильных и слабых долей. И как вы уже догадались, темой нашего урока будет «Диалог метра и ритма». Метр и ритм это верные друзья, они находятся в постоянном общении между  собой. Метр отвечает за порядок в музыку, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком. Ребята, а как вы считаете, могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок? (Ответы детей). А почему? (Ответы детей). Конечно, ведь тогда не получится никакого диалога. Во всем многообразии музыки практически не найдется произведения, в котором бы метр полностью совпадал с ритмом. Как правило, в музыкальных произведениях метр и ритм вступают в диалог, а иногда даже в откровенный спор: ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. И как вам кажется, какой же должен быть характер у данного произведения? (Ответы детей).

Вспомнить предыдущие уроки. Внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Слушание:
фрагмент из балета “Гаяне” “Танец с саблями” А.И. Хачатуряна






































Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена


















14

Совершенно верно! Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, пытаясь их разрушить, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А.И. Хачатуряна “Гаяне”, получившим название “Танец с саблями”. Сейчас мы его послушаем, но прежде я задам вам несколько вопрос, о которых вы будете думать во время слушания данного произведения. Ребята, обратите внимание на оркестр, исполняющий музыку, а так же прислушайтесь к ритму, и не конечно же не забудьте о метре. (Слушание). И так, что вы можете сказать об оркестре, какой он? (Ответы детей). Молодцы, а какой же характер у произведения? (Ответы детей). А может быть кто-то из вас заметил, какая  группа инструментов являлась ведущей? Кто же был самым внимательным? (Ответы детей). Хорошо, вы справились! А кто запомнил композитора, написавшего эту музыку? (Ответы детей). Очень хорошо. А.И. Хачатурян – яркая, одаренная личность. Хачатурян стал заниматься музыкой профессионально почти в 19 лет, родился и вырос в Тбилиси, по национальности армянин. Одно из самых ярких и удивительных событий было связано с прозвучавшим произведением. Композитор очень любил искусству и ему очень нравилось творчество такого художника , как  Сальвадор Дали. Вы слышали о таком? (Ответы детей).Посмотрите на доску, перед вами его портрет. Так вот однажды, Хачатуряну удалось  побывать в Испании. Мысль о встрече с известнейшим художником не давала покою. И вот этот радостный, поистине счастливый день наступил. Хачатурян переступил порог дома: прекрасная зала для гостей, где он в ожидании приема, испытывая чувство глубокой тревоги и волнения, томился почти два часа, порываясь выйти, но, увы, все двери были заперты. Вдруг вспыхнул яркий свет, распахнулись центральные двери: под оглушительные звуки “Танца с саблями”, С.Дали верхом на метле с саблей в руке, проскакал по периметру зала. Вот так состоялся диалог между двумя выдающимися талантами!  Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на доску. Этого композитора вы уже знаете и вам неоднократно о нём рассказывали, а теперь расскажите мне о нём вы. Как его зовут? От куда это композитор? (Ответы детей). Вы совершенно правы, это немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Давайте с вами вспомним, какие его произведения нам уже известны? (Ответы детей). Хорошо, а теперь давайте послушаем ещё одну его симфонию, симфонию №5. Слушая произведение, подумайте, может вам удастся понять, о чём оно. (Слушание). Ребята, что вы почувствовали, слушая музыку? Какое настроение вам передал композитор? О чём он рассказывал? (Ответы детей). Композитор пишет своё произведение в непростой для себя период. Он всё больше перестаёт слышать и переживает безответную любовь. Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен. Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена.                                                               

Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы.

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.

Пение:
М. Дунаевский.
Непогода.

14

ВХР:  Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Послушаете распевание. «Много есть у нас друзей, с ними вместе веселё». Давайте повторим все вместе. Хорошо. А теперь без меня.

Разучивание произведения: Ребята, а вам известен такой фильм, «Мэри Поппинс, до свидания!» (Ответы детей). А музыку из этого фильма вы помните? (Ответы детей). Что ж, а если я вам наиграю одну мелодию из этого фильма, может быть вы вспомните?(Наигрываю мелодию). (Ответы детей). Давайте посмотрим фрагмент из фильма, в котором исполняется эта песня. Подумай, какое у неё название. (Ответы детей). Молодцы. Ну  а теперь давайте приступим к разучиванию.

Трудности

Методы приёмы

пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы ). (В таких словах как: природе, года, моде, вода, погода, никуда, нельзя, укрыться,дождя )
четкое произношение согласных звуков (,р,   н, л, т, к). ( В таких словах как:
 Происходят, Льёт, совсем, среди)

Собственный показ
Объяснения
Звуковысотность
Дирижёрский жест.

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

Регулятивные

4.

Рефлексия.

4

Время нашего урока подходит к концу. Поэтому я задам вам несколько вопросов, чтобы понять, кто был самым внимательным, кто хорошо меня слушал и многое запомнил.
1.Что такое ритм?

2 Что такое метр?
3.
Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?
4. О чём рассказывает симфония 5? Кто её написал?
5. Кто написал произведение «Танец с саблями», что вы запомнили о композиторе?
Ребята, сегодня вы были очень внимательны, именно поэтому вы смогли ответить на эти вопросы. Надеюсь, эти знания останутся в вас на долгое время. Желаю удачи!

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные: Осмысляют учебный  Материал.