Среднее звено. Конспект к уроку «От адажио к престо»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Симонова Мария Александровна

6 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки


Тема четверти: « Как создается музыкальное произведение»
Тема урока: «От адажио к престо»

Цель деятельности учителя:
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты
:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2.
 Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).;
3. Развивать музыкальные способности.  
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3.
 Воспитывать культуру слушания музыки.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.

Оборудование: Компьютер, доска,  проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный момент.

3

Здравствуйте, ребята!

Вспомнить предыдущие уроки. Внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Слушание: И.С.Бах. Органная хоральная прелюдия.







































Слушание: ДЖ. Россини. «Неаполитанская тарантелла».

















16

Вам уже очень хорошо известно, что такое ритм в музыке, расскажите мне, что  о нём вам уже известно? (Ответы детей). Я с вами полностью соглашусь. Вы, конечно же, знаете, что стремление музыкального ритма к преодолению метрической пульсации -  одно из проявлений эмоциональности в музыке. Как бьётся пульс у человека в разные моменты жизни? Всегда ли одинаково? (Ответы детей).

Выходит , что в разных ситуациях наш пульс меняется. Правильно? (Ответы детей). Так вот и в музыке, ребята, если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается  в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

Здесь мы подходим к ещё одному средству  ритмической выразительности музыки – её скорости  и темпу. Музыка научилась движению во множестве темпов, от медленных до самых стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет своё название, обычно на итальянском языке. Посмотрите на доску, и вы увидите их обозначение. Largo – очень широко, Lento   - весьма медленно,  Adagio- медленно, Andante-     умеренно, Moderato - умеренно,  Alltgretto -довольно оживлённо, Alltgro-  скоро, Vivace-        живо, Presto- очень быстро. Как вы видите, в темповых обозначениях отражены  даже различные оттенки скорости. Как вы думаете, почему?  (Ответы детей). Верно. Поэтому тема нашего урока называется « От адажио к престо».
Какое значение у этих двух слов? (Ответы детей). То есть по-другому мы можем назвать нашу тему «От медленного к быстрому». Как вы считаете, музыка спокойного характера, какой имеет темп? (Ответы детей). Вы правы. И, соответственно музыка, веселого и шуточного характера будет иметь быстрый темп. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать темп по тому, что известно об их содержании или жанре. Как вы считаете, как должны звучать органные хоральные прелюдии И.С. Баха? А главное где их было можно услышать? Кто-нибудь знает? Давайте с начала разберём что такое «орган» и что же такое «хорал»? (Ответы детей). Конечно, вы большие молодцы. Поэтому эту музыку можно было услышать в церкви, музыка была светлая и возвышенная.

А хорал- - это церковное песнопение, и лишь со временем  некоторые композиторы стали включать мелодии хоралов в свои инструментальные произведения. Перед тем, как мы послушаем органную хоральную прелюдию Баха, подумайте о темпе этого произведения, и о том какие чувства оно вам передаёт. (Слушание). (Ответы детей). Верно, ребята, поэтому неслучайно это произведение имеет такое название « Я взываю к Тебе, Господи». Органная хоральная прелюдия И. С. Баха отличается особой, печальной красотой. Мелодия этого хорала очень выразительна. Вы заметили , она даже напоминает пение. Совсем по-иному звучат в музыке быстрые темпы. Быстрые темпы - это мир живых и радостных эмоций, стремительных танцев, движений, душевных порывов.

3авязалась, закипела,

Все идет живей, живей,

Обуяла тарантелла

Всех отвагою своей ...

Эй, простору! Шибче, скрипки!

Юность мчится! С ней цветы,

Беззаботные улыбки,

Беззаветные мечты!

Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Дж. Россини. Тарантелла - один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев Италии. Можете, не слушая предположить какой будет темп у Тарантеллы Дж. Россини? (Ответы детей). А как вы догадались? (Ответы детей). Молодцы! Но давайте всё же послушаем его произведение, а вы подумаете о том, что вам представляется, слушая эту музыку. А так же подумайте об инструментах, которые подчёркивают характер данного произведения. (Слушание). «Ответы детей». Послушав  эти произведения, мы можем сказать, что темп вместе с ритмом отражает настроение, содержание, характер произведения.

Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы.

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.

Пение:
М. Дунаевский.
Непогода.

14

ВХР:  Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Послушаете распевание. «Много есть у нас друзей, с ними вместе веселей». Давайте повторим все вместе. Хорошо. А теперь без меня.

Разучивание произведения: Ребята, а вам известен такой фильм, «Мэри Поппинс, до свидания!» (Ответы детей). А музыку из этого фильма вы помните? (Ответы детей). Что ж, а если я вам наиграю одну мелодию из этого фильма, может быть вы вспомните?(Наигрываю мелодию). (Ответы детей). Давайте посмотрим фрагмент из фильма, в котором исполняется эта песня. Подумай, какое у неё название. (Ответы детей). Молодцы. Ну  а теперь давайте приступим к разучиванию.

Трудности

Методы приёмы

пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы ). (В таких словах как: природе, года, моде, вода, погода, никуда, нельзя, укрыться,дождя )
четкое произношение согласных звуков (,р,   н, л, т, к). ( В таких словах как:
 Происходят, Льёт, совсем, среди)

Собственный показ
Объяснения
Звуковысотность
Дирижёрский жест.

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

Регулятивные

4.

Рефлексия.

4

Время нашего урока подходит к концу. Поэтому я задам вам несколько вопросов, чтобы понять, кто был самым внимательным, кто хорошо меня слушал и многое запомнил.
1.
 Могла бы музыка существовать без ритма?
2 . Как вы думаете, почему из жанров музыкального искусства именно танцы наиболее ритмически характерны?
3. Приведи примеры, где еще, кроме музыки, проявляет себя ритм.
Ребята, сегодня вы были очень внимательны, именно поэтому вы смогли ответить на эти вопросы. Надеюсь, эти знания останутся в вас на долгое время. Желаю удачи!

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные: Осмысляют учебный  Материал.