Конспект урока музыки 5 класс на тему "Балет"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки.
Тема четверти: «В музыкальном зале».
Тема урока:« «Балет».
Цель деятельности: сформировать интерес к жанру балета; познакомить с происхождением слова "балет"; выявить предпосылки рождения балета, кто были его первые исполнители, каковы были костюмы танцовщиков, и в чем заключалась балетная реформа Ж.Ж. Новера.
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.
Планируемый результат:
Предметные:
- Учить проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.
Метапредметные:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведенияклассической музыки.
Личностные:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать нравственные и духовные представления с помощью произведений искусства;
2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять .
Оборудования: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.
Ход урока.
№ | Этапы урока. Методы и приемы. | Хронометраж. | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | УУД. |
1 | Организационный момент. Мотивация. | 3 | Здравствуйте ребята меня зовут Анастасия Андреевна и я проведу у вас урок музыки. | Дети приветствуют. | Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. |
2 | Слушание , смотрим балет Лебидиное озеро. (танец маленьких лебедей) | 7 | Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Танец появился как способ выражения чувств посредством движения, жеста, мимики и сопровождал различные стороны жизни древнего человека. Первоначально обрядовый танец сопровождала игра на всевозможных ударных инструментах, поддерживая общий ритм танцующих. С развитием духовых и струнных музыкальных инструментов танец уже навсегда связал свою историю с музыкой. В Древнем Египте, Индии и Китае танцевальные представления были связаны с религиозными обрядами. В Древней Греции возник античный театр, частью которого стал сценический танец. Эти представления первоначально были посвящены богу виноделия Дионису. В средние века в Италии на основе народного танца сформировался танец бальный, придворный. В XV-XVI веках европейские короли и королевы, особенно во Франции и в Италии, стали приглашать учителей танцев для обучения своих придворных танцевальному искусству. Придворные принимали участие в спектаклях, в которых последовательность танцев организовывал "мастер бала" - балетмейстер. А ряд танцев, объединенных в единое целое получил название б а л е т. Возможно, эта танцевальная сюита и стала родоначальницей классического балета. Какого же происхождение слова "Балет"? Слово " балет" французское, но произошло от итальянского "ballo", что означает "танцую". Во времена французского короля Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия. Сюжеты спектаклей были мифологические, исторические или сказочные. На сцене происходили "чудеса": герои внезапно "проваливались сквозь землю" или, наоборот, "взлетали в небеса", вызывая восторг у публики. Король Людовик XIV был весьма искусным танцовщиком. В 1653 году он выступил в роли Солнца в "Балете ночи", с тех пор его стали называть "Король-Солнце". Жан-Батист Люлли занимал при "Короле-Солнце" пост придворного композитора. Он начал создавать по желанию короля "оперы-балеты" - музыкальные спектакли, в которых балетные сцены занимали такое же важное место, как и вокальные номера. Большую роль в развитии искусства танца сыграли итальянские актеры комедии масок. В их игре применялись сложнейшие технические танцевальные приемы, широко использовалась пантомима. В первых балетных представлениях принимали участие многие придворные. На них, по моде того времени, были надеты тяжелые, пышные одежды, парики, а лица танцующих закрывали маски. В этих костюмах стали выступать и все профессиональные танцовщики, хотя они мешали движению, а маска, скрывающая лицо, лишало танец мимической выразительности. Замечательная французская танцовщица Мари Салле, сама сочинявшая и ставившая балеты, хотела танцевать в спектаклях с ясным сюжетом, стремилась приблизить образ к правдивости и естественности. Она первая отказалась от традиционного балетного костюма, маски и парика, обнажив руки и плечи, появилась в греческой тунике, с распущенными волосами. В 1671 Людовик XIV создал Королевскую академию музыки и танца, которую долгие годы возглавлял композитор Жан Батист Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы. В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы разделились на сольные и массовые. В качестве сольных исполнялись менуэты, гавоты, сарабанды, бурре. Массовые танцы исполнял кордебалет. Многие сохранившиеся поныне особенности балетных танцев объясняются происхождением балета, стилем поведения первых его исполнителей - придворных, обученных благородным манерам. Все дворяне были знакомы с искусством фехтования, и многие его приемы использовались в танцах: например, "выворотность", т.е. такое положение ног, при котором они от бедра до стопы повернуты наружу. Обязательные позиции ног, головы и рук в балете также напоминают позиции фехтовальщиков. во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал развиваться самостоятельно. Слова и пение с успехом заменили пантомимные сцены, в которых актеры жестами и мимикой выражали чувства героев, передавали смысл происходящего. Благодаря пантомиме балет приобрел еще большую выразительность. | Дети отвечают. Дети поют. | Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. |
3 | Разучивание | 25 | Я для вас приготовила песню , называется на . Послушайте и скажите:
ВХР: Трудности: Методы: Интонационные: -скачки; Звуковысотный показ. -поступенное движение вниз; Проигрывание мелодии. Дикционные: -замыкание слов и фраз. Собственный показ. | Дети слушают, отвечаю. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. |
5 | Подведение итогов. | 5 | Итог: тест. | Дети отвечают и прощаются. | Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. |
1.От итальянского слова "ballo" происходит слово:
а) опера
б) симфония
в) балет
2. Страны, которые считают родиной балета:
а) Италия Германия
б) Италия Франция
в) Англия Австрия
3. Прозвище французского короля Людовика XIV, который в молодые годы увлекался танцами и часто выступал в золотом костюме, обозначающем власть и величие:
а) Юпитер
б) Солнце
4) В 15-16 веках придворные принимали участие в спектаклях, в которых последовательность танцев организовывал "мастер бала":
а) капельмейстер
в) балетмейстер
4. Во времена Людовика XIV для костюма танцовщиков и танцовщиц были обязательны парик и еще один атрибут:
а) веер
б) маска
5) Придворный композитор и руководитель оперного театра при дворе французского короля Людовика XIV в 17 веке:
а) Ж.Б. Люлли
в) А. Вивальди
5. Королевская Академия музыки в Париже впоследствии стала называться:
а) Метрополитен Опера
б) Гранд Опера
6. Первоначально это слово означало искусство записи танцев, а впоследствии и все танцевальное искусство в целом:
а) хореография
б) стенография
7. До середины 18 века балет существовал как часть:
а) симфонии
б) кантаты
в) оперы
8. Когда балет отделился от оперы, слова и пение заменил "язык выразительных поз, жестов и мимики":
а) пантомима
б) акробатика
9. Танцовщица первой половины 18 века, которая первая отказалась от традиционного балетного костюма, маски и парика и появилась в греческой тунике, с распущенными волосами:
а) Мария Тальони
б) Мари Салле
10. Балет отделился от оперы благодаря смелой творческой деятельности французского балетмейстера:
а) Ж.Б. Мольер
б) Ж.Ж. Новер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"
Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....
Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.
Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Тип урока: урок применения и с...
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...