Мастер-класс "Музыка и движение"
учебно-методический материал по музыке на тему
Мастер-класс содержит описание приемов использования музыкально-ритмичсеких движений при исполнении вокально-хоровых упражнений. Текст мастер-класса дополнен презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
![]() | 2.45 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Музыка и движение»
В настоящее время многие учителя начальной школы столкнулись с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности школьного обучения, что проявляется в хроническом отставании в усвоении школьных знаний, формировании устойчивых видов школьной дезадаптации.
Многие проблемы неуспеваемости младших школьников связаны с физиологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности, внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером.
Многолетняя практика работы в школе показала, что одним из эффективных способов развития произвольного внимания и памяти у младших школьников является систематическое включение во все этапы урока или занятия кружка двигательной активности.
Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие «немой интонации» пластики и движений человека». Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела.
На музыкальных занятиях в школе ритмические движения можно применять с различными целями:
-включение музыкально-ритмических движений в процесс восприятия произведения усиливает его эмоциональное воздействие, улучшает качество запоминания;
-использование музыкально-ритмических игр способствует наиболее быстрому развитию чувства ритма;
-применение пластического интонирования (элементов пантомимы) при разучивании скороговорок и текстов песен позволяет быстро их выучить и хорошо запомнить и т.д.
Я познакомлю вас с некоторыми приёмами использования музыкально-ритмических движений при исполнении вокально-хоровых упражнений.
1. Через образ и движение ребёнка легче ввести в мир ритма. Учить слышать и исполнять мелодию, звуковысотное соотношение можно тоже в связи с образом и движением. Подробно образно-двигательная музыкальная грамота описана в сб. Татьяны Рокитянской «Воспитание звуком» (Ярославль, 2002 г.)
1) Использование движений, передающих направление движения мелодии
-Андрей-воробей (пение на одном звуке, держась или двигаясь по натянутой верёвочке, стараться «не упасть с неё» голосом)
-Сорока-сорока (при движении голоса вниз в конце фразы сделать любое нисходящее движение: топнуть, хлопнуть по коленям, опустить «хвостик» сороки – кисть вытянутой руки - вниз)
-Уж как шла лиса (при движении голоса вверх на вторую половину такта показывать восходящее движение: поднимать вытянутую руку – «хвост лисы»)
-Раз-два-три-четыре, кошку грамоте учили (при движении голоса вверх в конце такта поднимать вверх обе руки – удивляться)
-Дон-дон (представить, что в одной руке держим колокол малый, в другой – большой, «играть» мелодию на воображаемых колоколах, переходя с высокой ноты на низкую)
-Лепёшки (мелодия движется снизу вверх и обратно, изображать руками процесс изготовления лепёшек, движения начинать со стола – руки перед собой, мучицу и водицу брать на полочке – руки поднимать вверх, на текст «напеку лепешек для детей хороших «лепить» лепёшки, изменяя положение кистей рук при изменении направления движения мелодии)
-У кота-воркота (мышка качает кошку в колыбели – делать шаги вперёд и назад, т.к. колыбелька большая, руки тоже делают раскачивающее движение, потом – горизонтальное движение руки вправо и вверх и обратно – кошка качает мышку)
-Идёт бычок (представить, что идём по канату, балансировать руками вверх и вниз, правая рука выводит в воздухе мелодию; работа с ритмом – идти четвертями по прямой, заваливаться то вправо, то влево)
-Ой, ду-ду (руки поднимаются, как крылья, соответственно звукам кварты)
-Солнышко (стоять лицом в круг, с каждым звуком мелодии поворачивать спиной в круг – солнце ушло, на слова «выгляни» - достаем солнце из-под земли и поворачиваемся опять в круг)
2. Движения, передающие высоту звучания мелодии песен.
- Муз. Т. Попатенко, слова А. Кузнецовой «Грибы» (Стр. 45, М.Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке», М.: Советский композитор, 1991)
Задание: исполняя песню, наклоняться на низкую ноту – искать грибы
-Горка и речка (Стр. 8, М.Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке», М.: Советский композитор, 1991)
Задание: текст куплета о горке петь, поднимая руки вверх, вытягиваясь – изображать горку, текст о речке петь, показывая руками движение речки внизу.
3.Развитие творческих способностей, импровизация мелодий
1)Лягушки
Две лягушки-хохотушки (показывают 2 пальца)
Прыгали, скакали. (покачивают кистью из стороны в сторону, не убирая пальцы)
Лапкой — хлоп, другою —хлоп,
(Дети хлопают ладонью по ноге.)
Щеки раздували.(приставить указательные пальцы к щекам)
Увидали комара,
Закричали: «Ква-ква-ква!» (изобразить кваканье пальцами рук)
Улетел комар, как ветер. (Делают резкое движение рукой вперед.)
Хорошо пожить на свете! (показать большой палец)
Задание: Рассказать стихотворение, показать движения, импровизировать голос лягушек на слова «Ква-ква-ква»
2)Мартышки
Две (показ2 пальца) мартышки (взяться руками за уши, рожицу сделать) слов не тратя (пальцем из стороны в сторону), раз подрались на кровати (кулачки перед собой быстро), Друг из друга в этой схватке (палец указательный к пальцу указ.другой руки соединить )вышибли ума остатки ( палец к виску).Врач пришел (крестик на лбу сделать из пальцев) -уселся в кресло (присесть) и сказал мартышкам: -Если драться( грозить) будете, мартышки, выгоню из этой книжки (махнуть в сторону рукой).
Задание: Рассказать стихотворение, показать движения, импровизировать голос лягушек на слова врача.
Практика показывает, что детям нравятся уроки, насыщенные живым, активным творчеством. А педагогу систематическое использование на занятиях пластического интонирования и музыкально-ритмических движений, их сочетание с вокально-хоровыми упражнениями позволяет решать сразу несколько задач в работе с младшими школьниками:
1) быстро разогреть голосовой аппарат ребенка для серьезной вокальной работы;
2) улучшить качество запоминания за счёт одновременного выполнения движений и произношения слов и звуков, так как работают сразу несколько видов памяти (двигательная, слуховая, эмоционально-образная);
3) активизировать и развить произвольное внимание через сочетание нескольких видов деятельности;
4) снять усталость от однообразной деятельности, решить вопрос дефицита двигательной активности ребенка, что вполне отвечает принципам здоровьесберегающей образовательной технологии.
Информационные источники:
- Алябьева Е.А.. Логаритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие, М: ТЦ Сфера, 2005
- Андреева М., Конорова Е.. Первые шаги в музыке, М.: Советский композитор, 1991
- Рокитянская Т.А.. Воспитание звуком, Ярославль, 2002
- Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образно-двигательная музыкальная грамота Т.А. Рокитянская "Воспитание звуком", Ярославль, 2002
Андрей-воробей, Не гоняй голубей, Гоняй галочек Из-под палочек, Не клюй песок, Не тупи носок, Пригодится носок Клевать колосок!
Барашеньки-крутороженьки, По лесам ходят, По горам бродят, В скрипочку играют, Деток потешают. А совища из лесища Глазами-то хлоп, хлоп! А козлище из хлевища Ногами-то топ,топ!
-Сорока-сорока, Где была? -Далёко! Кашку варила, Деток кормила, На порог скакала, Гостей созывала, Гости услыхали, Быть обещали.
Уж как шла лиса по травке, Нашла азбуку в канавке, Она села на пенёк И читала весь денёк!
Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, А за мышками скакать!
Дон-дон
Наберу мучицы, подолью водицы, Напеку лепёшек для детей хороших.
Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: -Ой, доска кончается, Сейчас я упаду!
Солнышко, выгляни, красное, высвети! Нам на нивку идти, Ладить косы да серпы!
Т. Попатенко, слова А. Кузнецовой Грибы 1.Мы идём дорожками, Мы идём тропинками, Мы идём с лукошками, Мы идём с корзинками. (Стр. 45, М.Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке», М.: Советский композитор, 1991)
Горка и речка (стр. 8, "Первые шаги в музыке)
Горка и речка Наша горка высока, наша речка глубока. На горе стоит дубок, по реке плывёт челнок. Сели птицы на дубок, а мишутка в челночок. Стали птицы песни петь, а медведь давай реветь.
Развитие творческих способностей
Две лягушки-хохотушки Прыгали, скакали. Лапкой — хлоп, другою —хлоп, Щеки раздували. Увидали комара, Закричали: «Ква-ква-ква!» Улетел комар, как ветер. Хорошо пожить на свете!
Две мартышки, слов не тратя, Раз подрались на кровати. Друг из друга в этой схватке Вышибли ума остатки. Врач пришел -уселся в кресло И сказал мартышкам: -Если Драться будете, мартышки, Выгоню из этой книжки!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Движение пешеходов, их права и обязанности"
Цели:1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный п...
Движение, как свойство живых организмов. Виды движений
Открытый урок Учителя биологии МБОУ СОШ пос.ЖилиноДля муниципального конкурса «Учитель года 2006»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56468.jpg)
Урок изучения нового материала по теме "Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности." 9 класс
Урок изучения новой темы с использованием призентации, видеоролики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-22488-1472818795.jpg)
ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ" 6 КЛАСС
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПДД ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6 КЛАССА...
Колебательное движение.Величины характеризующие колебательное движение.
Урок разработан с использованием ЭОР, даны ссылки видео и интерактивных моделей ,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-173734-1359582981.jpg)
Механическое движение в основе движения населения России
Интегрированый урок: география + физика, с использованием ИКТ. 9 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-305953-1380613561.jpg)
ПРОГРАММА изучения правил дорожного движения «ДЕТИ - участники дорожного движения »
Программу «Дети-участники дорожного движения» создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироват...