Методическая разработка
методическая разработка по музыке на тему

Степанян Наира Сейрановна

Тема: "Музыкальная акварель"

Цель: "Совершенствование учащимися образного исполнения  песен в  ансамбле, с опорой на знания средств музыкальной выразительности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_n._s.docx147.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по программе

«Вокальный ансамбль»

Тема «Музыкальная акварель»

Вокальный ансамбль «Радуга»

(второй год обучения)

Педагог дополнительного образования:

Степанян Наира Сейрановна

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

Тема занятия:

«Музыкальная акварель»

Цель занятия:

 «Совершенствование  учащимися образного исполнения песен в ансамбле, с опорой на знания  средств музыкальной выразительности»

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Работа над правильным звукообразованием и звуковедением в ансамблевом исполнении;
  • Работа над смысловым пониманием и художественным воплощением текста;
  • Работа над выразительностью исполнения;
  • Работа над музыкальным образом с опорой на знания  средств музыкальной выразительности;
  • Работа над единообразием ансамблевого звучания.

Воспитательные:

  • Воспитывать музыкальный вкус, эстетическое восприятие чистоты  музыкального звучания;
  • Воспитывать любовь к вокальному искусству и к пению;
  • Воспитывать трудолюбие и целеустремленность в работе над раскрытием художественного образа сочинения.

Развивающие:

  • Развивать способность образного восприятия  музыки;
  • Способствовать развитию  художественного и музыкального воображения;
  • Развивать творческую самостоятельность;
  • Развивать навыки взаимодействия  детей друг с другом, умения слушать и слышать друг друга.

Обеспечение занятия

 Методическое, дидактическое:

  • Презентация занятия;
  • Дидактическое пособие «Цветик – Семицветик»;
  • Нотный текст: «Зимняя сказка» муз. А. Ермолова,  сл. О. Чернышевой

        «Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова

 Материально – техническое:

  • Видеопроектор
  • Компьютер
  • Пюпитры
  • Рояль

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • воспитывать интерес и любовь к вокальному пению,  развивать чувство прекрасного,  на основе знакомства с вокальной музыкой;
  • проявлять личностное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений;
  • воспитывать умение естественно и непринужденно выглядеть на сцене и двигаться согласно музыкальному образу.

Предметные:

  • развивать навыки осмысленного  владения  способами певческой деятельности: чистое  интонирование  мелодической линии, одновременное  вступление, удержание вокальной позиции, замыкания фразы;
  • умение корректировать своё исполнение согласно творческому замыслу автора;
  • развитие умения правильно расходовать дыхание во время пения;
  • развитие навыка ансамблевого мышления.

Метопредметные:

  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении;
  • развивать умение видеть творческую задачу и работать над её воплощением в пении;
  • видеть взаимосвязь  поэтического текста, музыкальной выразительности и изобразительного искусства  друг с другом и роль музыки в отражении различных явлений природы.

Описание структурных элементов занятия

I. Организационный этап.

Приветствие, представление учеников, сообщение темы и цели занятия.

II. Оперирование знаниями и работа над музыкальным материалом.

  • Подготовка голосового аппарата учащихся к работе; распевание;
  • Определение тональности  музыкального произведения;
  • Определение музыкальной формы произведения;
  • Работа над смысловым пониманием стихотворного текста;
  • Работа над отдельными фрагментами музыкального произведения;
  • Работа над созданием музыкального образа.

III . Актуализация понятия «Средства музыкальной выразительности»

  • Мелодия,  регистр, тембр, лад, ритм, штрихи, темп, динамика.

IV.   Закрепление и  обобщение  учебного материала

  • Итоговое исполнение песен.

V.    Рефлексия учащихся 

  • Самоанализ учеников о проведенной работе.
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Получилось ли у нас добиться поставленной цели?
  • Над чем нужно поработать, чему уделить внимание?

Ход урока

На пушистых ветках снежную каймой

Распустились кисти белой бахромой

С. Есенин

I.Организационный этап:

Приветствие: 

Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем открытом занятии! Позвольте представиться : педагог по вокальному ансамблю Наира Сейрановна Степанян, концертмейстер Надежда Алексеевна Артеменко, Ансамбль «Радуга» Мартынова Ника, Петров Тимофей, Мехед Мария, Салтыкова Елизавета.

Сегодня мы проводим открытое занятие по вокальному ансамблю на тему «Музыкальная акварель». Мы поработаем над двумя песнями; А. Ермолова «Зимняя сказка»,  и  Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Надеемся, что наше занятие  станет не только познавательно – развивающим, но еще и подарит замечательное предпраздничное настроение!

II. Оперирование знаниями и работа над музыкальным материалом

  Распевание голосового аппарата учащихся

Подготовка голосового аппарата к работе: распевание

Обращается внимание на правильное звукоизвлечение, округлость, полетность, объемность звука, интонацию, артикуляцию, работы диафрагмы

Распевание закрытым ртом на  букву «М»

 Для разогревания связок, без напряжения. Помогает  ощущать резонаторы

Распевание на букву «Р»

Для разогревания связок, без напряжения. Помогает добиться близкой подачи звука

Распевание на букву «Я» нисходящая

Для   округлости, полетности, объемности звука

Распевание  на «У»

для чистоты интонации

Распевание на «МИ», «МЕ», «МА», «МО», «МУ»

Для развития артикуляционного аппарата

Распевание стаккато

Для укрепления диафрагмы

 Диалог с учащимися по заданной теме

Что такое песня?

Вокальный жанр в котором объединяются поэзия,  мелодия и аккомпанемент

В какой тональности написаны песни, которые мы репетируем?

«Зимняя сказка» в Соль мажоре,

«Почему медведь зимой спит»                    в Ре мажоре

Как мы  это определяем?

Мы определяем тональность знаками альтерации при ключе и заключительным аккордом

В какой музыкальной форме написаны песни?

Песни написаны в куплетной форме

Вспомните, какую работу мы проделали, разучивая песню А. Ермолова «Зимняя сказка»?

Мы пели по нотам, похлопали ритм, учили текст и работали над мелодией

Педагог: Одним словом мы сделали черновую работу, как художник простым карандашиком делает набросок своей будущей картины.

А что дальше делает художник, чтобы его картина ожила?

Ответ детей: раскрашивает картину.

Педагог: Да правильно. Сейчас я вам покажу несколько картин русских художников в которых изображены зимние пейзажи. А теперь скажите,  в музыке есть свои краски? Какими средствами композитор пользуется чтобы раскрасить музыку и создать музыкальный образ , сделать его ярким, узнаваемым для слушателя?. 

Ответ детей: Музыкальные краски создают  «Средства музыкальной выразительности»

III. Актуализация понятия «Средств музыкальной выразительности».

«Цветик-семицветик»

  • Мелодия – это основная мысль музыкального произведения
  • Регистр – это высота звука
  • Тембр – это окраска звука
  • Лад – бывает мажор и минор
  • Ритм – чередование коротких и длинных звуков
  • Штрихи – это legato, nonlegato, marcato, тенуто и staccato
  • Темп – это скорость исполнение музыкального  произведения
  • Динамика – громкость звука

Работа с нотным материалом 

  • Работа над  смысловым пониманием текста
  • Работа над динамикой и штрихами
  • Работа над отдельными фрагментами музыкального произведения

(Обращается внимание на точность фразировки, четкость текста, ведение мелодической линии)

Работа над песней А. Ермолова «Зимняя сказка»

С чего начинается песня?

Со вступления

Лал какой?

Лад мажор

 Темп какой?

Умеренный

 А ритм?

Ритм сложный. есть шестнадцатые длительности. залигованные ноты и паузы

Посмотрите в ноты. Какие вы видите знаки динамики?

Знаков динамики нет.

Как вы считаете,  композитор забыл их написать?

Наверное, он понадеялся на мастерство исполнителя.

Для того чтобы понять какой динамический оттенок  нам понадобится в первом куплете я для вас прочитаю его и вы сами  определите динамику.

В первом куплете mp (меццопиано),потому что есть какая-то таинственность, тихо падает снег, ожидание чуда

А штрихи какие нам лучше применить для исполнения этой песни?

Legato, marcato и tenuto

Обратите внимание на  припев. Какая здесь динамика нужна?

Здесь f (форте), чтобы передавать Новогоднее настроение

А штрихи какие?

Legato, marcato и tenuto

Давайте  прочитаем  второй куплет и определим  какая динамика понадобится.

Во втором куплете mf ( меццофорте)

А штрихи какие?

Тоже  Legato, marcato и tenuto

И третий куплет. Послушайте. Какая здесь динамика?

Здесь f (форте), потому что все танцуют и радуются

Педагог: Ребята, давайте репетировать песню   «Почему медведь зимой спит»!

Работа над песней Л. Книппера «Почему медведь зимой спит»

Скажите, как вы думаете, чем отличаются эти две песни?

«Зимняя сказка» праздничная, а «Почему медведь зимой спит» шуточная

А чем они схожи?

В обоих песнях зима, лад мажор

Ритм какой в этой песни?

Ровное чередование восьмых и четвертей

Темпы похожи в этих песнях?

Да. В обеих песнях  темп умеренный

Какие  средства музыкальной выразительности понадобились композитору для создания музыкального образа?

Для создания музыкального образа  композитор  выбрал мелодию,  лад, ритм, темп, динамику и штрихи

А скажите композитор  с помощью средств  музыкальной выразительности какой образ создал?

Композитор  с помощью средств  музыкальной выразительности создал образ   неуклюжего медведя

Давайте подумаем какие динамические оттенки будем использовать   для исполнения этой песни?

Вначале p (пиано),  а потом f (форте) и заканчиваем на mf ( меццофорте)

Какие штрихи мы используем?

Legato, marcato и tenuto

IV.  Закрепление и  обобщение  учебного материала

Итоговое исполнение песен

V. Рефлексия учащихся

Самоанализ учеников о проведенной работе

Что нового вы узнали на уроке?

Мы раскрасили песни с помощью              «Цветика - семицветика».Посмотрели картины русских художников где изображены зимние пейзажи

Получилось ли у нас добиться поставленной цели?

Мы попытались создать музыкальные образы

Над чем нужно поработать, чему уделить внимание?

Надо больше внимания уделять средствам музыкальной выразительности, хорошо выучить текст песни «Зимняя сказка»

Вам понравилось быть исполнителями – художниками?

Да, очень

Педагог: Ребята, у нас с вами сегодня было замечательное занятие, мне было очень интересно с вами заниматься. Вы попробовали себя в нескольких ролях:

  • Как художники раскрасили музыкальными красками песни;
  • Вы побывали в роли учеников, репетируя песни;
  • И, наконец, в роли настоящих артистов – исполнителей песен для публики.

                                            Используемая литература:

  1. Что надо знать учителю о детском голосе. Н.Добровольская, Н.Орлова. М.: "Музыка", 1972;
  2. Музыка. Начальные классы; Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, С.Т.Шмагина - М.: "Просвещение", 2007.
  3. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации/ авторы - составители Е.Х.Афанасенко, С.А,Клюнеева, К.Б.Шишова, А.И.Коняшов - В.: Учитель, 2009;

C:\Users\пк\AppData\Roaming\Skype\stsamo\media_messaging\media_cache_v3\^06B39F90F0F77103EDC182E16FE379F74FACFF522A93C3CE1C^pimgpsh_fullsize_distr.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...