Элективный курс по музыке "Джаз. От истоков к современности"
учебно-методический материал по музыке (9 класс) на тему

Хайрутдинова Римма Ильинична

Элективный курс "Джаз. От истоков к современности" для обучающихся 9 классов. Рассчитан на 16 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_dzhaz.docx37.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

муниципальное  автономное образовательное учреждение –

 «Средняя общеобразовательная школа № 5    с углубленным изучением

английского языка» города Альметьевска  

Программа элективного курса «Джаз. От истоков к современности»

для учащихся 9 класса

                                                               Составил: Хайрутдинова Р.И

                                                               учитель музыки

                                                               I квалификационной категории

                                                               МАОУ- «Средняя      

                                                               общеобразовательная школа №5 с

                                                                углубленным изучением английского

                                                               языка»

           

г.Альметьевск, 2012г.

Пояснительная записка

Школа  является базовым звеном в образовании, которое призвано формировать целостную систему знаний, умений и навыков, воспитывать гражданскую ответственность, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. Задача художественного и эстетического воспитания подростков является приоритетной в основных направлениях реформирования деятельности общеобразовательной школы. Это поиск новых путей эстетического воспитания средствами музыки, приобщение учащихся к искусству.   История современной музыки до сих пор остается нераскрытой для школьников, её просто нет в базовом курсе. А между тем двадцатый век называют веком музыки. Это определение говорит не столько о популярности музыкального искусства, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления и  надежды. Музыкальные направления, стили и жанры вторглись в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества.

Элективный курс  «Джаз. От истоков к современности» рассчитан  для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному музыкальному, художественному направлениям  гуманитарного профиля.

Методологическими ориентирами курса являются культурологический (изучение художественно-культурных ценностей), полихудожественный (союз музыки и искусства движения, музыки и театра, музыки и кино), индивидуально-деятельностный (творческая деятельность учащихся), системный  подходы.

Цель курса:

         формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле.

Элективный курс «Джаз.  От истоков к современности» является предметно ориентированным и решает следующие задачи: 

  • способствовать реализации интереса к специальному музыкальному направлению в гуманитарном профиле;
  • познакомить учащихся с творчеством именитых музыкантов на примере их музыкального наследия;
  • способствовать реализации  интереса  к педагогическому  направлению;

Курс выполняет прогностическую функцию, повышая вероятность осознанного выбора специального музыкального направления выпускниками основной школы, и ориентирует их на профессиональные качества музыканта-исполнителя.

Учащиеся школы часто пытаются исполнять произведения с элементами джазовой гармонии. Поэтому главная функция элективного курса «Джаз. От истоков к современности» - создать условия для реализации этого интереса, помочь обогатить и осмыслить собственный исполнительский опыт, более глубоко познакомившись с джазовой музыкой

Содержание курса построено согласно принципам историзма, последовательности и системности. Программа курса включает пять разделов.

Первый раздел отражает различные точки зрения на такое явление, как джаз, знакомит учащихся с истоками джаза, основными жанрами этой музыки.

Второй раздел знакомит с направлениями  джаза. Он предполагает вариативность наполнения последней темы («Другие направления джазовой музыки»).

Третий раздел  «музыкальное наследие джаза»  посвящен творчеству и судьбам выдающихся зарубежных джазовых музыкантов.  Тема  предполагает вариативность раскрытия. Здесь по желанию учащихся и педагога могут быть представлены разные имена.

Становление и развитие джаза в России освещает четвертый раздел.

Курс завершается изучением раздела «Трансформация джаза».  Он отражает  влияние джаза на другие музыкальные направления. Два часа из данного раздела предполагают проведение круглого стола, в рамках которого учащиеся еще раз размышляют над вопросом «Что такое джаз?», проходят  анкетирование, отражающее динамику интереса к элективному курсу и будущему профилю, исполняют джазовые произведения, разученные за период занятий. К участию в работе круглого стола приглашаются педагоги и студенты эстрадно-джазовых, исполнительских отделений учреждения специального профессионального образования, в которых выпускники школы могут продолжить свое обучение.

Содержание элективного курса «Джаз. От истоков к современности»  реализуется на основе следующих методов: метод художестсеино-педагогической драматургии, проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод перспективы и ретроспективы.

Освоение элективного курса может включать различные формы организации  занятий: лекции, лекции-концерты, уроки-концерты, уроки с прослушиванием джазовой музыки в записи и в живом исполнении с последующим её коллективным осмыслением, а также внеурочные занятия: посещение концерта джазовой музыки с последующим его обсуждением.

Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к освоению музыкальной специализации художественного направления гуманитарного профиля можно считать:

  • степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве;
  • степень развития интереса к джазовой музыке и  профессии музыканта;
  • степень развития эмоционально-нравственного отклика на исполнительскую деятельность;
  • степень проявления способностей к восприятию музыки  и к творческой (исполнительской) деятельности;
  • степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве (Критерии даются по материалам научного исследования к.п.н., доцента Т.В. Челышевой.).

Учебный план курса «Джаз.  От истоков к современности»

№ п/п

Тема  раздела/занятия

№ занятия

Кол-во часов

I

Истоки джазовой музыки

1. Что такое джаз?
2. Спиричуэл
3. Регтайм
4. Блюз

1

3
4

4

1
1
1
1

II

Направления  джазовой музыки

1. Диксиленд
2. Биг-бэнд. Свинг
3.  Другие направления джазовой музыки

5
6
7

3

1
1
1

III

Музыкальное наследие джаза

1. Луи Армстронг
2. Элла Фицджеральд
3. Дюк Эллингтом

8
9
10

3

1
1
1

IV

Джаз в России

1. Коллективы и исполнители начала  XX века
2. Джаз конца XX века

11
12

2

1
1

V

Трансформации  джаза

1.Ритм-энд-блюз, фанк и соул
2. Рок-н-рол                                                            3 Круглый стол «Что такое джаз?»            4.Тест-опросник

13
14          15          16

4

1
1               1             1

Итого:

16

16

Программное содержание курса

Раздел I. Истоки джазовой музыки

        Тема 1. Что такое джаз?

         Понятие джаза. Великие исполнители  о джазовой музыке.  Время возникновения джаза. Истоки джаза. Многообразие жанров, стилей и направлений джазовой музыки. Состав джазового оркестра.

        Формы работы: прослушивание ряда композиций по выбору учителя в записи, посещение концерта джазовой музыки и др.

        Тема 2. Спиричуэл  

Сочетание многоголосия, гармонии, мелодии - из европейской музыкальной традиции, импровизации, сложной ритмической структуры - из африканской музыки. Происхождение жанра. Форма композиций, написанных в этом жанре. Спиричуэл, как диалог хора и солиста. Спиричуэл - негритянская религиозная музыка.  

Формы работы: беседа,  возможный репертуар для прослушивания и осмысления

    1.«Sometimes I Fill :»

        2.«Let s My People Go»

        Тема 3. Регтайм 

        Происхождение жанра и термина. Использование перекрестных ритмов африканской музыки при исполнении модных танцев (полька, кадриль) и марша. Разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов в ритме мелодии, чёткий аккомпанемент - особенность регтайма. Самостоятельный стиль.

     Формы работы: беседа,  репертуар для прослушивания и осмысления

  1. «Рэг кленового листа»
  2. «Тигриный рэг»

        Тема 4. Блюз  

Происхождение названия жанра.  Тема одиночества и отчаяния, песни бродяг и чернорабочих, жалобы на жизненные неудачи. Ранний - сельский блюз (гитара, банджо, губная гармоника), начало XX века - классический или городской блюз (вокал в сопровождении инструментального ансамбля). Блюзовые ноты, блюзовый лад. Выдающиеся исполнительницы блюзов - Бесси Смит и Билли Холидей.

        Формы работы: викторина по изученным жанрам в конце урока. Возможный репертуар для прослушивания и осмысления

1.«Соld in Неnds» (в исполнении Б. Смит)

2. «Сloomi Sundau»  (в исполнении Б. Холидей)  

Данный раздел предполагает различные формы занятий: урока-концерта (исполнение произведений в данных жанрах силами учащихся и педагога); урока с прослушиванием музыки в записи или живом исполнении, посещение концерта джазовой музыки.

         

Раздел II. Направления джазовой музыки

Тема 1. Диксиленд   

Происхождение названия. Диксиленд как коллектив музыкантов-джазменов и как стиль исполнения музыки. Состав диксиленда. Первоначально диксиленд – джазовый коллектив белых музыкантов. Появление афроамериканских  диксилендов. Чикагский и нью-орлеанский стили,  как стили исполнения джазовой музыки. Роль импровизации в джазе. Сольные импровизации участников оркестра (трубача, кларнетиста, тромбониста и т.д.) как основа чикагского стиля.  Коллективная импровизация оркестра в нью-орлеанском стиле игры.

Формы работы: беседа, возможный репертуар для прослушивания и осмысления

  1. «Когда святые маршируют»
  2. Композиции в исполнении оркестра Л. Армстронга чикагского периода его творчества.

Тема 2. Биг-бэнд. Свинг   

Время возникновения биг-бэндов в США. Использование инструментов симфонического оркестра в более широком диапазоне звучания. Огромные выразительные возможности духовых, новая манера извлечения звука, применение сурдин, выразитель музыкальных идей - саксофон. Принципиальное отличие джаза - существование ритм-группы (сопровождение не связано с мелодией). Комплекс ударных инструментов - ударная установка - один музыкант - многокрасочная импровизационная композиция. Большой и малый барабаны, томы, тарелки, конга, бонги, банджо. Состав биг-бэнда. Свинг – «качаться», «раскачиваться»- особый прием игры в джазе.

    Формы работы: беседа, возможный репертуар для прослушивания

Г. Уоррен. «Чаттануга чу-чу»

Тема 3. Другие направления джазовой музыки 

Традиционный джаз-диксиленд, симфоджаз, би-боп, кул, свободный джаз, джаз-рок. Особенности, отличия, представители. Стиль джунглей и концертный стиль в творчестве Д. Эллингтона и его оркестра. Модальный джаз, или джаз настроения. Другие течения по выбору педагога и учащихся.

    Форма работы: в конце занятия учащиеся пишут викторину по изученным направлениям  джаза. Возможный репертуар для прослушивания:

  1. Д. Эллингтон. «Караван»
  2. Д. Эллингтон. «А1mightu Сod» из концерта Д. Эллингтона и его оркестра 1968 г.
  3. Д. Брубек. «Песня кото» и др.

Возможные формы занятий по данному разделу: лекция, урок с прослушиванием произведений в записи или живом исполнении с последующим коллективным осмыслением, посещение концерта джазовой музыки и его последующее обсуждение.

Раздел III. Музыкальное наследие джаза

Тема 1.  Луи Армстронг 

     Судьба и творчество Луи Армстронга. Армстронг солист и  руководитель джазовых коллективов. Особая манера пения, введенная в концертное исполнительство Л.Армстронгом – «скэт». Концерты.

    Формы работы: беседы, репертуар для прослушивания: любые композиции в исполнении Л.Армстронга разных периодов его творчества.

    Тема 2. Элла Фицджеральд 

    Начало карьеры «первой леди песни» - оркестр Чика Вебба. Уникальность голоса Э.Фицджеральд. Развитие манеры «скэт» в творчестве певицы.

    Формы работы: беседа, возможный репертуар для прослушивания - любые композиции в исполнении певицы.

    Тема 3. Дюк Эллингтон 

Творчество  Д. Эллингтона, как выдающегося джазового  пианиста, аранжировщика, дирижера и композитора. Эксперименты музыканта со звучанием инструментов джазового оркестра.

     Формы работы: беседа, просмотр фильма, возможный репертуар для прослушивания и анализа - любые композиции в исполнении оркестра Д. Эллингтона, фрагменты концертов разных лет.

Раздел IV. Джаз в России

    Тема 1. Коллективы и исполнители начала XX века 

    Первый джаз-банд В. Парнаха. ПЭКС (Первый экспериментальный камерно-синтетический ансамбль). Ансамбль А. Варламова. Оркестр под руководством В. Кнушевицкого.  Тэа-джаз Л. Утесова.  А. Цфасман и его АМА-джаз.

    Формы работы: беседа, возможный репертуар для прослушивания - композиции в исполнении данных коллективов в записи.

    Тема 2. Джаз конца XX века  

    Эксперименты с введением в джаз-оркестры новых инструментов (вибрафон, народные инструменты и т.п.) и сочетанием джазового звучания с конкретной музыкой (джаз-группа В. Резицкого). Оркестр ударных инструментов М. Пекарского. Вокалисты российского джаза: Пономарёва В., Долина Л., Отиева И.

    Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: записи современных коллективов и исполнителей по выбору педагога и учащихся; исполнение музыки из их репертуара учащимися или педагогом.

    Формы работы в данном разделе: посещение концерта какого-либо коллектива или исполнителя с последующим обсуждением его; лекция-концерт, урок с прослушиванием произведений в записи или живом исполнении и коллективным осмыслением их.  

Раздел V. Трансформации джаза

    Тема 1. Ритм-энд-блюз, фанк и соул

    Происхождение ритм-энд-блюза из джазовой музыки. Ритм-энд-блюз как своеобразный мост между джазом и роком. Рэй Чарльз - знаменитый исполнитель музыки в стиле ритм-энд-блюз. Джазовые истоки стиля фанк.

Влияние джазового вокала на стиль исполнения музыки соул. Соул Стиви Уандера и современное звучание стилей фанк и соул.

    Формы работы: беседа, репертуар для прослушивания и осмысления - любые композиции по выбору педагога и учащихся в записи или в исполнении учащихся.

    Тема 2.  Рок-н-ролл 

    Переименование «ритм-энд-блюз» в «рок-н-ролл» - общедоступная музыка. Привнесение собственных традиций белыми музыкантами. Середина 50-х годов - самостоятельное, отличное от ритм-энд-блюза, музыкальное направление. Ведущее место, сольные партии - электрогитара. Напористый, энергичный характер вокала. Поведение исполнителей - раскованное, непринуждённое. Повальное увлечение рок-н-роллом молодёжи. Элвис Пресли - белый певец с «душой и голосом  афроамериканца», страницы жизни и творчества. Огромное влияние на рок-музыку.

    Формы работы: лекция, урок, урок-кокцерт.

    Тема 3. Что такое джаз? 

    Данная тема объединяет форму академического концерта, являющегося формой отчетности для ученика, и форму круглого стола, в котором принимают участие педагоги и студенты эстрадно-джазовых и других исполнительских отделений учреждений профессионального музыкального  образования. Школьники проходят  анкетирование, выявляющее динамику интереса к соответствующей профильной специализации и непосредственно к элективному курсу. Задача - выявление качеств музыканта-исполнителя, в том числе джазового исполнителя, и предоставление информации об учебных заведениях региона, в которых выпускник может продолжить свое образование.

                                              Тест-опросник

  1. Что такое джаз? (выскажите свое мнение),
  2. Почему Вам нравится исполнять джазовую музыку?
  3. Какие жанры джазовой музыки Вам известны?
  4. Какие стили (направления) джаза Вы знаете?
  5. Назовите известные Вам имена зарубежных исполнителей джаза.
  6. Назовите нескольких отечественных джазовых музыкантов.
  7. Как Вы считаете, оказал ли джаз влияние на другие направления музыки XX века?
  8. Что дало Вам изучение элективного курса «Джаз. От истоков к современности»?
  9. Намерены ли Вы продолжать свое обучение по музыкально-исполнительской специализации художественного направления гуманитарного профиля? (Да; нет).

 

Литература

1. Волков-Ланнит Л. Искусство запечатленного звука. - М., 1964.

2. Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. -Л., 1936.

3. Конан ВЦ. Рождение джаза.- М., 1984.

4. Мархасев Л.В легком жанре: Очерки и заметки. -Л., 1986.

5. Мийо Д. Джаз-банд и современная музыка. - Л., 1926.

6. Музыка и ты. М.: Советский композитор. № 7-1988, № 8-1989

7. Современная энциклопедия. Музыка наших дней. М.: Аванта+, 2002.

8. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. С-П.: Композитор, 1994.

9. Челышева Т. В.; Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». М.: Академия, 2005.

10. Чижова И. А. Музыка времён. Иркутск: В-С книжное издательство, 1990.

11. Энциклопедии для юных музыкантов. - СПб., 1997.

12. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика,1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса : представить теоретическое истолкование  системы современной русской             орфографии и  пунктуации с выработкой последую...

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.

*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10класса "Любовная лирика и её истоки"(поэты и музы")

Программа содержит рекомендации к изучению любовной лирики в творчестве  русских  поэтов 19века  ...

Элективный курс по обществознанию для 11 класса "Современная экономика"

Курс по микроэкономике- теория потребительского поведения и спроса...

Элективный курс для 9 -х классов "Этикет современного человека"

Элективный курс « Этикет  современного человека» направлен на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.Программа элективного курса со...

Элективный курс "Литература родного края в контексте современного литературного процесса России" для 9 классов

Литература родного края  в контексте современного литературного процесса России ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСдля 9-х классовМатериал подготовила Колонтаевская С.А., учитель МБОУ СОШ № 18, с...