Уроки музыки
план-конспект урока по музыке на тему

Бардина Наталия Геннадиевна

уроки музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_muzyki.docx27.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки № 1

Программа: «Музыка» авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Тема урока: «Играем в композитора»

Цель: что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку.

Планируемые результаты: формировать представление о ритме, вызвать интерес учащихся к музыкальному творчеству: познакомить детей с элементами сочинения музыки. Проектируемый результат: понятие «ритмический рисунок».

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Музыка» для учащихся 1 класса.

Музыкальный ряд: П. И.Чайковский «Сладкая греза» из «Детского альбома». Песня  «Капельки», муз. В. Павленко, сл. Э. Богдановой

Проектируемый результат: понятие «ритмический рисунок»

Способы действий: чтение текста с разными интонациями, исполнение мелодий с разным настроением, изображение звуков постукиванием; суждения: личностное отношение к сочинению музыки.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

  • сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей,
  • построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств;
  • адекватное восприятие  музыкальных произведений,осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;
  • выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей.

1 этап

– Ребята! Давайте вспомним, кто сочиняет музыку.

– Композитор.

– А музыку, какого композитора вы слушали на прошлом уроке?

– Чайковского.

Звучит музыка П. И.Чайковского «Сладкая греза» из «Детского альбома».

– Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

– Нежная, ласковая, мягкая, приветливая, доверчивая.

– Молодцы, ребята!

2 этап.

– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку?

– Нужна душа и сердце.

– Правильно, ребята, молодцы! Ведь Музыка это живое существо, в котором бьется сердце и стучит пульс. Давайте прочитаем стихотворение так, чтобы можно было услышать шорох листьев.

(Дети читают шепотом стихотворение из учебника-тетради «Музыка» стр. 18).

Осень листья рассылает -

Золотую стаю.

Не простые, золотые

Я листы листаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо,

Я сижу, читаю.

А. Барто.

– Попробуйте сочинить свою мелодию на эти стихи. Пусть вам в этом поможет Муза. (Дети по очереди пробуют петь свою мелодию)

3 этап.

– Вы все знаете игру «Волк и гуси». Разделитесь на

«волков» и «гусей». Постарайтесь передать характер волка и гусей в мимика и позе.

(Дети повторяют вместе с учителем)

– Гуси, гуси!

– Га-га-га,

– Есть хотите?

Да, да, да

Хлеба с маслом?

Нет, нет, нет.

А чего же вам?

Нам конфет.

– А теперь попробуйте сочинить мелодию к словам и спеть эту песенку.

(Дети поют).

– Ах, какая веселая у вас получилась песенка. Как у нас сегодня на уроке весело.

(Все вместе делаем ритмическую разминку «Если весело живется, делай так».

4 этап.

(Звучит песня «Листопад».

Детям раздаются обыкновенные тетрадные листы бумаги. В своем действии дети повторяют движения за учителем. Под звучащую музыку листочки, которые находятся в руках у каждого ребенка, ударяются друг о друга, по внешней поверхности одной руки, затем по внутренней, далее аналогично по другой руке, по плечам и т.д. При выполнении этих действий важно соблюдать одно правило

«Вместе с музыкой». Что означает смена движения по фразам, соблюдать метрическую пульсацию, выполнять роль шуршаще-ритмического аккомпанемента).

(Звучит песня «капельки», музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой).

– Давайте прочитаем стихотворение «Дождь идёт». (Дети читают стихотворение стр.19).

– Дождь идет, дождь идет...

Ну, когда же он пройдет?

– Вот когда идти устанет,

Вот тогда и перестанет.

– Дождь идет, дождь идет,

Дождь идет...

Н. Михайлова.

– Произнесите с разной интонацией слова «дождь идет».

Попробуйте спеть их с разным настроением.

(Дети поют: уныло, печально, сердито, задиристо, неторопливо, ласково, задумчиво...)

– Изобразите звуки дождя легким постукиванием ладошки.

Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный.

Это ритмический рисунок.

(Игра «Ритмические рисунки» - по рядам.)

5 этап.

– Так что же нужно нам для того, чтобы сочинить музыку?

– Нам нужен ритм и мелодия.

– Напойте песенку от лица персонажей знакомых вам

сказок или мультфильмов.

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с ритмом и мелодией. Мне кажется, что вы очень постарались, проявили себя как настоящие композиторы, сочиняя различные мелодии. А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас дал оценку этому уроку и показал мне с помощью лучей разного цвета, насколько вам было интересно. На доске вы видите солнышко.

Прикрепите, пожалуйста, лучики к солнышку. Лучик желтого цвета означает, что вам очень понравилось сочинять музыку, а лучик красного цвета - вам понравилось, но вы испытывали

затруднение в выполнении заданий.

Подведение итогов: О чём мы говорили на уроке, чему научились? Что на ваш взгляд у нас получилось, что нет?

Конспект урока музыки № 2

Класс: 2

Программа: «Музыка», авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Тема урока: «Удивительное путешествие»

Цель: Закрепление в игровой форме нотной грамоты, музыкальных понятий: вокальная музыкиа, жанр «опера».

        Воспитание нравственно-эстетической культуры у детей.

Оборудование: музыкальный синтезатор, компьютер (слайды по теме), интерактивная доска, глобус, детская игрушка (собачка).

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 
  • прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру.

Познавательные:

  • сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей,
  • построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств;
  • адекватное восприятие  музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;
  • выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей.

Коммуникативные:

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
  • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Ход урока

Организационный момент:

  1. Вход в класс детей под музыку.
  2. Музыкальное приветствие.

        Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в удивительное путешествие.

        Человек с самого первого своего появления на Земле проявлял интерес ко всему необычному, неизведанному, тем самым развил в себе огромные способности и таланты, благодаря чему человек доказал, например, что живёт на планете, которая имеет форму шара, а на поверхности Земли расположены материки и водные просторы.

        У меня в руках макет планеты Земля. Как он называется?

– Глобус.

– Правильно!

        Ребята, вы вправе мне задать вопрос, какая связь между глобусом и нашим уроком музыки. Но вы не забыли, я, же вам в начале урока предложила путешествие. А какие мы путешественники, если не будем знать путь своего следования.

        Всё в мире хочется узнать,

        Всё хочется увидеть в мире,

        В стране мелодий погулять

        И поиграть на струнной лире.

        Корабль нас ждёт – пора нам в путь.

Нам музыка всего дороже.

Фантазий сказочная нить

Не заблудиться нам поможет!

– Я предлагаю начать  путь на нашем знаком катерке.

(Дети поют песню М. Минкова «Катерок»)

Пошумев моторами, выпустив дымок,

Через акваторию мчится катерок.

На волну взбирается, словно альпинист,

И с волны бросается головою вниз.

Словно, в детском садике, он туда-сюда

Плавно водит за руки мощные суда.

        Итак, наша первая остановка называется «Почемучка». Ребята, мы не сможем продолжать свой путь, если не ответим на вопросы почемучек.

–  « Что такое музыка?»

– Музыка – это искусство.

– Правильно, музыка – это искусство звуков.

        Мы с вами живём в огромном океане звуков. Следующий вопрос почемучек:

«Какие бывают звуки?

– Звуки бывают шумовые и музыкальные.

– Правильно. А сейчас определите на карточках, какие изображённые на них предметы издают шумовые звуки, а какие музыкальные?

( Дети раскладывают карточки по звукам)

Итак, мы определили, что шумовые звуки издают предметы быта, звуки в природе, музыкальные звуки издают музыкальные инструменты и голос поющего человека.

        А сейчас, я предлагаю поиграть на музыкальных инструментах. И как вы поняли, эти инструменты импровизированные.

(Дети поют и имитируют игру на музыкальных инструментах)

Я на скрипочке играю – тили, ли, тили, ли.

Пляшут зайки на лужайке – тили, тили, тили, ли.

Заиграл на балалайке – трен ди брень, трен ди, брень.

Пляшут зайки на лужайке – трен ди, брень ди, трен ди, брень.

А теперь на барабане – бум-бум-бум, трам-там-там.

В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам.

Учитель:

        Продолжаем свой путь. Теперь мы с вами не поплывём, а поедем на поезде.

(Дети поют два куплета песни «Весёлые путешественники»)

Мы едем, едем, едем в далёкие края,

Хорошие соседи, счастливые друзья.

Нам весело живётся, мы песенку поём,

А в песенке поётся, о том, как мы живём.

Припев:

Красота! Красота! Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку, Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая – вот компания какая!

Вот компания какая!

Когда живётся дружно, что лучше может быть!

И ссориться не нужно, и можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей:

Они тебе помогут, и сними веселей.

        – Мы прибыли на станцию, которая называется «Музыкальная страна».

Ребята, родиной великих музыкантов, певцов, мастеров музыкальных инструментов является Италия. Её-то и называют музыкальной страной. Именно в Италии зародился музыкальный жанр опера.

– А, что означает термин «опера»?-

– Это музыкальный спектакль, где действующие лица поют. Оперу слушают в театре.

– Назовите оперу, которая написана на сюжет детской сказки.

– Опера «Семеро козлят», написанная композитором М.Ковалем.

– Я предлагаю исполнить темы из этой оперы.

(Дети исполняют музыкальные темы героев оперы «Семеро козлят»)

МАРШ КОЗЛЯТ

Семеро, семеро, семеро козлят,

Весело, весело, весело шумят.

Весело Всезнайке, весело Бодайке,

Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке.

Ну, давайте, братцы прыгать и бодаться,

Прыгать и бодаться.

Тема Всезнайки.

А я знаю за лежанкой, прячет мать с вареньем банку.

Тема Болтушки.

Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я – болтушка,

Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

Тема Топтушки.

Я на венике верхом объезжаю всё кругом.

Ты беги Мазилка вслед. Ну, догонишь или нет?

Тема Бодайки.

Забодаю! Забодаю!

Тема Малыша.

Стойте, друзья! Командиром стал я.

По команде сдвойте ряд, начинаем наш парад.

Тема Дразнилки.

У Мазилки нос грибом.

Тема Мазилки.

Не дразните меня! Не дразните меня!

Тема Мамы-Козы.

Спи, дочурочка Болтушка, спи забавник Топотушка,

Не бодайся, мой Бодайка, баю-баюшки, Всезнайка.

Перестань шалить, дразнилка, не мешай уснуть мазилке,

Крепко спи, меньшой Малышка, тише, детки, тише, тише…

Мы вновь продолжаем наше путешествие, и я предлагаю прокатиться с ветерком на весёлых карусельных лошадках. Ребята, эти лошадки не простые, а волшебные, они мигом нас домчат до острова, где лето круглый год, где вдоволь наедимся бананов.

(Дети исполняют песню «Карусельные лошадки»)

Карусельные лошадки целый день бегут, спешат.

Друг за дружкой без оглядкив сёдлах возят малышат.

До чего они игривы – лихо мчатся поутру,

Шелестят хвосты и гривы у лошадок на ветру.

Ребята, смотрите, у нас на пути вновь водные просторы. Но нам нечего бояться – между берегами огромный мост, но он не простой. Если мы отгадаем кроссворд, мы сможем преодолеть мост.

Вопросы к кроссворду:

  1. Автор, композитора песни «Песня о школе». (Кабалевский)
  2. Детский танец. (Полька)
  3. Жанр в музыке. (Марш)
  4. Клавишный музыкальный инструмент. (Пианино)
  5. Первая нота звукоряда. (До)
  6. Время года. (Зима)
  7. Руководитель оркестра. (Дирижёр)
  8. Знак, обозначающий музыкальный звук. (Нота)
  9. Нота, которая «дружит» с пищей. (Соль)
  10. Музыкальный инструмент, имеющий много струн. (Арфа)

Итак, мы преодолели трудный мост. Чувствуете, ребята, как стало жарко. Это потому что мы оказались в Африке. Здесь девочки и мальчики коричневого цвета, и дети жаркой страны поют нам про это. Давайте и мы присоединимся к ним!

(Дети поют песню  В. Шаинского «Чунга-Чанга»)

Чунга-Чанга – синий небосвод,

Чунга-Чанга – лето круглый год.

Чунга-Чанга – весело живём,

Чунга-Чанга – песенку поём.

Припев:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нём легко и просто,

Жить на нём легко и просто,

Чунга-Чанга!

Чунга-Чанга – места лучше нет,

Чунга-Чанга – мы не знаем бед.

Чунга-Чанга – кто здесь пробыл час,

Чунга-Чанга – не покинет нас.

Ребята, продолжаем путешествие, но, что я  слышу? Это позывные SOS. Кто-то попал в беду? А вот и телефонограмма, но она не простая, а зашифрованная. Если вы отлично знаете нотную грамоту, то прочтёте содержание этого послания.

(Дети разгадывают ребус)

Итак, держим курс на Север.

        Как холодно в Арктике. Завывает вьюга, кругом белым-бело. Снежная королева обходит свои владения, осматривая своё ледяное царство. А когда наступает вечер, стихает вьюга, становится тихо и спокойно. И Белая Медведица поёт песенку для своего непослушного медвежонка.

        Ребята, давайте присоединимся к её пению.

(Дети поют песню Е. Крылатова «Колыбельная медведицы)

Ложкой снег мешая, ночь идёт большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи,  белые медведи,

Спи и ты скореё, малыш.

Мы плывём на льдине, как на бригантине,

По седым, суровым морям.

И всю ночь соседи, звёздные медведи,

Светят дальним кораблям.

Учитель:

Рекса мы спасли. Пора и домой. Русская пословица гласит: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

(Дети исполняют 3 куплет песни «Песня путешественников»)

Мы ехали, мы пели и с песенкой смешной

Все вместе как сумели приехали домой.

Нам солнышко светило, нас ветер обвевал,

В пути не скучно было, и каждый напевал.

Припев:

Красота! Красота! Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку, Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая – вот компания какая!

Вот компания какая!

Вот и вернулись мы домой. Благодаря нашему багажу со знаниями, мы преодолели все трудности, побывали в разных странных и континентах, спасли Рекса и стали дружнее.

        На этом наш необычный урок, урок-путешествие заканчивается.

(Дети поют)

Вот и кончился наш урок,

Об этом пропел нам звонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....