Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.76 КБ
Файл konspekt_2_uroka.docx24.3 КБ
Office presentation icon prez.ppt1.08 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Людвиг Ван Бетховен: жизнь и творчество.

Цель: познакомить учащихся с творчеством великого немецкого композитора Л.В. Бетховена.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к классической музыке. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Дать понятия: соната, строение сонатного цикла.
  • Формировать знания о жизни и творчестве Л. Бетховена, о его музыке.

Развивать художественный и эстетический вкус.

Музыкальный материал:

 - «Лунная соната» Л. Бетховена – слушание;

 - «Лунная соната» Л. Бетховена (в современной аранжировке) – слушание;

Эпиграф урока: В зеркале прошлых лет

Тайны отражения…

Ход урока:

1. Вход в класс под музыку

«К Элизе» Л. Бетховена

2. Орг. момент

Постановка цели, сообщение темы урока.

- Музыка, под которую вы вошли в класс, принадлежит великому немецкому композитору Людвигу Ван Бетховену.

Более двухсот лет назад родился великий композитор. Расцвет его творчества совпал с началом XIX столетия.

(показать портрет композитора – характеристика портрета)

- Бетховен был бунтарем. Он был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатность и богатства. Его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он к тому же слишком просто и небрежно одет, по понятиям того времени.

3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

Первичная проверка понимания (работа в группах).

Элементы критического мышления.

Работа с текстом о Бетховене. Ставим значки в тексте: + - знаю;

? – не знаю;

V – сомневаюсь.

Людвиг Ван Бетховен

(1770-1827)

Бетховен родился в небольшом немецком городке Бонне. Предки его по отцовской линии были музыкантами: дед скрипач и дирижер, отец – певец-тенор. Очень рано проявились музыкальные способности мальчика. И отец решил сделать из него второго Моцарта.

Возможно, что детство его сложилось бы иначе, имей он в это время такого чуткого и талантливого педагога, каким был отец Моцарта.

Отец Бетховена также обучал сына музыке. Но это был неопытный педагог, нечуткий музыкант, жестокий человек.

По 7-8 часов в день отец заставлял несчастного ребенка твердить упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью.

В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кельне.

Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Заболела мать Людвига. С двенадцать лет мальчик был вынужден работать.

И только встречу Бетховена с Кристианом Нефе в 1782 году можно считать счастливым событием этих лет.

Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту – приехал в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы.

После смерти матери юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье.

В 1792 году 22-летний композитор приехал в Вену, где жил до конца своих дней.

Имя Бетховена вскоре получило известность. Он завоевал Вену как пианист. Он начал играть на новом тогда инструменте – фортепиано.

Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться и друзей, сделала замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 26 лет. Упорное лечение не помогало, глухота становилась все сильнее. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти.

Чтобы облегчить себе общение с людьми, Бетховен начал пользоваться слуховыми трубками. Появились «разговорные» тетради, при помощи которых с ним общались друзья.

Болезни, нужда, одиночество не смогли сломить воли и мужества этого великого человека.

В последние годы жизни Бетховен страдал тяжелой болезнью почек. Великий композитор умер ночью. Около него не было никого из родных. Похороны превратились в грандиозную манифестацию. Гроб провожала двадцатитысячная толпа. Так еще при жизни композитора его музыка покорила сердца людей.

4. Творческое применение и добывание знаний

На доске записываем ключевые слова под значками (+, ?, V).

(выступление спикеров)

5. Введение изучаемого в систему ранее усвоенных знаний

Жизнь Бетховена была полна трудностей и лишений. Все это не могло не отразиться на его музыке.

Слова, сказанные им однажды, относятся почти ко всем его произведениям: «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой».

Бетховен написал 9 симфоний, оперу «Фиделио», 11 увертюр, 32 сонаты для фортепиано и др. произведения

6. Работа в тетради

32 сонаты для фортепиано были написаны в Вене.

- Что же такое соната?

Соната – это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Сонатный цикл – состоит из 4 частей:

1 часть – быстрая, сонатное аллегро;

2 часть – медленная;

3 часть – менуэт или скерцо;

4 часть – торжественный финал.

(записать в тетради определения – соната, сонатный цикл)

7. Организация восприятия и осмысления новой информации

- Когда Бетховену было около 30 лет, он ясно ощутил, что к нему пришла – любовь. Ее звали Джульетта Гвиччарди. Он прекрасно помнил тот день, когда она впервые пришла в его дом. Чистое, прекрасного овала лицо в рамке черных волос… Удлиненные глаза, а в них удивительная глубина. Семья его друзей, Брунсвиков, попросила композитора послушать ее игру. Она была сестрой Терезы Брунсвик. Он согласился давать ей уроки. К Джульетте композитор был строг, как ни к кому другому… Он топал ногами, бросал на пол ноты, когда она играла небрежно. Она собирала ноты, улыбаясь своими волшебными устами. Этот взгляд укрощал его, и, когда девушка уходила, он тихо предавался мечтам.

Джульетта была еще совсем юная. «Немногим старше шекспировской Джульетты и не менее соблазнительна». Бетховен был уверен, что Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. В одном из своих писем он писал: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною».

Ему было около 30 лет, судьба принесла ему славу, известность. Только любви недоставало ему. Разве не мог он мечтать о милой жене? Он, который с малых лет знал столько горя и труда! Но она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя, знаменитого, но не знатного происхождения, страдавшего от денежной нужды.

Джульетта нанесла Бетховену двойной удар – отвергла его любовь и вышла замуж за бездарного сочинителя музыки, зато … графа.

Тогда Бетховен создает свою великую сонату, поставив под ее настоящим названием «Соната вроде фантазии» посвящение «Графине Джульетте Гвиччарди».

«Лунная соната» – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена.

Старый альбом хранит 
Воспоминания мои 
Вот у реки закат 
И куст сиреневый

Веткой в окно стучит 
Ночная музыка дождя 
Соната лунная моя 
Лунная мелодия… 

Молча зажгу свечу 
Гори до утренней зари 
В зеркале прошлых лет 
Тайны отражения… 

Любви растает силуэт 
Глупый, смешной сюжет 
Сонатой лунного дождя 
Лунная мелодия… 

Лунная соната, 
Соната лунная 
Ночь казалась 
Темною и безумною… 

И плакала со мной 
Любви рапсодия- 
Соната лунная, 
Лунная мелодия...

Название сонаты «Лунная» принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора – в 1832 году – окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Как он был не прав, услышав в этой музыке, полной глубоких, мужественных страданий, всего лишь лунный пейзаж!..

8. Слушание «Лунной сонаты»

- Какие чувства передал композитор?

- Какие чувства у вас вызвала музыка?

- Как вы думаете, почему композитор назвал эту сонату «Соната вроде фантазии»?

- Можно ли Бетховена считать нашим современником? Почему?

- Современна ли его музыка?

9. Повторное слушание (в современной обработке)

- Изменилось звучание сонаты?

- Что изменилось?

- Мелодия зазвучала по-новому, более современно.

- Какой вариант исполнения вам понравился больше? Почему?

- А сейчас давайте перенесемся из ХIX века в ХXI век. Тема любви присутствует в творчестве всех композиторов.

- Песня, которую я предлагаю вам прослушать,  написана композитором Е. Крылатовым «Школьный романс».

(слушание песни)

  • О чем песня?
  • Какой характер в этой песне?

11. Подведение итогов. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Л.В. Бетховен.

Цель :обобщение  знаний о творчестве Бетховена

Задачи:

  • закрепление полученных знаний о творчестве Бетховена,
  • формирование представления о творчестве Бетховена через взаимосвязь музыки,

 и живописи,

  • расширение кругозора,
  • воспитание активного интереса к музыке.

 Музыкальное сопровождение:  «К Элизе»,  «Сурок»; Патетическая соната отрывок); Симфония №5 (фрагмент 1ч.); Симфония №3 .фрагмент Симфония №9 (фрагмент Финала), Соната№14.

ТСО: Рояль, компьютер,  проектор.

Ход урока:

I Вступление:

Слайд1 : Эпиграф : Музыка- это самое совершенное проявление любой философии… В музыке живет вечное, неоконченное и  неуловимое.  (Бетховен)

Прочитайте эпиграф и подумайте,  какому великому композитору принадлежат эти слова. Пока вы будете думать я исполню на фортепиано вам «подсказку», надеюсь она поможет вам догадаться о каком композиторе  сегодня на уроке пойдет речь.

(Учитель играет на инструменте «К Элизе»)

-Думаю, что вы уже догадались? и как называется это произведение?

- Кто помнит, как изначально Бетховен назвал это произведение?

СЛАЙД2 : Портрет Композиторов Моцарт Гайдн и Бетховен

Найдите на экране его портрет 

Я не случайно поместила портрет Бетховена рядом с этими композиторами. Помните ли вы их?........ Все эти3 композитора представители венского классицизма.

Определите какому композитору принадлежит каждое из этих произведений ( звучат произведения на выбор преподавателя.)

Бетховен – это одно из замечательных явлений мировой культуры. Я думаю, что многие из вас знакомы и с другими  произведениями этого композитора.

Бетховен говорил: «Душа подлинного музыканта – это арфа, струны которой звучат лишь тогда, когда их касаются человеческие судьбы, только тогда музыка не будет «пустым звоном».

Давайте же сегодня вновь перелистаем страницы жизни этого великого человека. Учитель задает вопросы и ученики отвечают подняв руку:

  1. Назовите годы жизни композитора (1770 – 1827).
  2.  Город, в котором родился Бетховен? (Немецкий город Бонн)

3. Было ли счастливым детство будущего композитора (рассказать о занятиях с отцом, о первом концертном выступлении, о бедственном положении семьи).  

(Дети, отвечая на вопросы подходят к тому что у Бетховена была трудная жизнь и вспоминают песню «Сурок»)

Сурок— пожалуй, самая известная песня Бетховена, написанная предположительно в 1790 году на стихи Гёте 

      Она рассказывает о бедных детях-скитальцах из горной Швейцарии (Савойи), которые, бродяжничество и попрошайничеством, добывали себе средства на пропитание.

       Но жизнь беспризорных детей была жестока. Дети жили на улице, и часто для выживания, им приходилось объединяться в банды или бродить с нищими цыганами. Их гнали отовсюду, где бы они ни появлялись - никто не хотел видеть савояров. И дети были вынуждены двигаться дальше. Некоторые дети доходили даже до Швеции…

       Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп, во времена Бетховена и Гёте входила в состав Священной Римской империи, затем Франции.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.

Исполнение под фортепиано песни « СУРОК».

 - Кто был учителем Бетховена?.

 - Что стало жизненной трагедией Бетховена? (Глухота, одиночество, непонимание музыки композитора коллегами-музыкантами, несостоявшаяся любовь и личная жизнь).

 - Что помогло Бетховену пережить отчаяние? (любовь к музыке и творчеству).

 - Какие произведения написал Бетховен?

 -  Кому он посвятил  одну из своих Симфоний и впоследствии отменил это название так как герой его разочаровал, а как она называется? Звучит Симфония № 3 (фрагмент).

Он хотел посвятить ее своему кумиру Наполеону Бонапарту. Он ценил его очень высоко, но узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, порвал титульный лист с посвящение и в ярости воскликнул:

«Этот – тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!»

Новое название 3-ей симфонии, которое она носит, гласило – «Героическая»

- В какую симфонию Бетховен включил Хор?

II. Теперь попробуем сопоставить картины известных художников и произведения Бетховена. Прослушав фрагменты произведений композитора, отберите те картины, которые по вашему мнению передают образы и настроения музыки великого немецкого композитора.

 Слайд.  Картины А.Орловский «Кораблекрушение», И.Репин «Манифестация 1917 года», Дмитриев Г. «Лунная ночь над Критом»

(Звучит фрагмент 4-й части 9 симфонии)

-  Образ восставшего народа. Призыв к борьбе в картине И.Репин «Манифестация 1917 года»,  передан в музыке победным гимном, мощным звучанием хора и оркестра

Смотрите - картины все разные, давайте определять дальше

(Звучит главная партия Патетической сонаты)

Патетическая соната и картина Орловского «Кораблекрушение» передают буйство стихийных сил, могучий порыв, драматизм борьбы. мощь,

.

Учитель: И вновь звучит музыка Бетховена, и мы продолжаем составлять экспозицию картин композитора. Звучит “Лунная соната”.

Эта музыка созвучна картине Дмитриев Г. «Лунная ночь над Критом»

А теперь мы прослушаем Сонату номер 14 и попробуем найти выражения подходящие к каждой части

 (Дети по очереди зачитывают свои выражения которые они соотнесли к каждой части)

Характер человека и его отношение к жизни, мировоззрение, в основном формируется в детстве. Каким же оно было у Бетховена?

И, не смотря на то, что в общем не получил образования, Бетховен был очень образован, потому что всю свою жизнь занимался самообразованием.

Он знал несколько иностранных языков (французский, итальянский, латынь), увлекался философией, литературой. Читал греческих писателей Платона, Плутарха, Гомера; многое знал из творчества Шекспира.

Бетховен интересовался естествознанием и высоко оценивал роль науки в современной культуре. Когда он переехал из Бонна в Вену, то так как ему приходилось общаться в свете, он брал уроки верховой езды и танцев.

III.  «Так судьба стучится в дверь»

Но самым суровым учителем была жизнь Бетховена. И сразу вспоминается уже знакомая нам тема из Симфонии №5, которую сам Людвиг Бетховен назвал “так судьба стучится в дверь”. Ему ли не знать этого стука…

( Звучит отрывок из Симфонии №5 (1ч.) Л.Бетховена.)

Первый раз «судьба постучалась», когда он в 1786 г. приехал в Вену, когда только что прозвучали такие важные для него слова В.А. Моцарта, что о нем может заговорить мир, если он и дальше продолжит заниматься музыкой.

В это время приходит известие о том, что смертельно больна его мать. К этому времени отец уже не мог заботиться о семье и 17-летний Бетховен берет на себя заботу о своих младших братьях.

Глухота поразившая его в тридцатилетнем возрасте.

Но в этот же момент начинает рождаться новый Бетховен.

К физическим страданиям этого времени добавляются еще и душевные. Так случилось и в 1801г. Он давал уроки графине Джульетте Гвичарди и писал своему другу Вегелеру:         ” Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня, и любима мной.Но замуж Джульетта выйдет за другого.»

Ей Бетховен посвятил свою Сонату №14, которую он назвал «В духе фантазии», а в 1832г. уже после смерти Бетховена, немецкий поэт Людвиг Рельштаб дал ей название «Лунная»

Итак, в физических и душевных муках Бетховен в 1802 г. уезжает из Вены в поместье Гейлигенштадт.

Он в отчаянии и, находясь между жизнью и смертью, в октябре 1802 г. пишет своим братьям письмо, которое позже назовут «Гейлигенштадтским завещанием».

И Бетховен не сдался! Он не успел дописать завещание, как судьба вновь стала благосклонна. Он принимается за написание новой, а затем и самой его любимой «Третьей симфонии».

После всего того, что произошло с Бетховеном, он понял и осознал самое главное: «Все, что есть жизнь, да будет посвящено великому и пусть будет святилищем искусства!»

После этих кризисных лет рождаются самые гениальные из его произведения: сонаты «Аппассионата», «Аврора», «Крейцерова соната», Симфонии №5 и №6,  «Пасторальная». Выбрав свой жизненный путь, маэстро словно получил новые силы.

IV. Заключение

Бетховен говорил: «Господи, помоги мне преодолеть себя». Он хотел, чтобы его музыка «…высекала огонь из сердец людей». Он был учителем при жизни и остается им после смерти.

Услышав его 9-ю Симфонию, Вагнер решил стать музыкантомю

Ромэн Ролан, говорил, что, благодаря музыке Бетховена, в его «жилы вливалась свежая, новая кровь»

Пусть пример судьбы Людвига Вана Бетховена и музыка вдохновляют и помогают людям многие века.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.

Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....

Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.

Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих  стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Сложносочинённое предложение" (на основе творчества поэтов Прикамья)

Данный урок русского языка тесно связан с уроком литературы и основан на региональном компоненте,очень хорошо  подойдёт учителям Пермского края....

конспект и презентация урока по обществознанию 6 класс труд и творчество

Тема урока: Труд и творчествоЦель урока: 1. формировать представление детей о сущности творческой деятельности и  процессе творчества;2. развивать умение анализировать, делать выводы, отвечать на...

Конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У. Шекспира. 8 класс

План-конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У.Шекспира может быть использован при изучении трагедии "Ромео и Джульеттта". Урок рассчитан на 2 часа...

План - конспект урока по английскому языку в 10 классе по теме:« Жизнь и творчество У. Шекспира».

План  -  конспект  урока  по  английскому  языку  в  10 классе   по  теме:« Жизнь  и  творчество  У. Шекспира»....