Открытый урок "Музыка и изобразительное искусство"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Кравцова Елена Александровна

На уроке расскрываетсясвязь музыки и изобразительного искусства на примерах  произведений русских композиторов и художников. Эту связь можно услышать и увидеть, представить и проанализировать, исполнить и прочувствовать.Класс вовлекается в творческую работу, знакомится с искусством музыки и изобразительного искусства.В течении урока решаются цели и задачи урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_muzyka_i_izbrazitelnoe_iskusstvo.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Тема полугодия  «Музыка и изобразительное искусство».

Данный урок разработан на основе авторской  программы  по предмету «Музыка. 5-7 классы» Г.П.Сергеевой,  Е.Д.Критской,  М. «Просвещение», 2011 г.  

                      план-конспект урока, презентация урока,

список используемой литературы, музыкальный материал для слушания.

 Цель урока: научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

Задачи урока.

Дидактические (образовательные):

-   формирование  системы  знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

-   формирование умений  сравнивать образы музыкальных произведений с образами произведений  изобразительного искусства;

  • побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:

  • развивать интерес к музыке  через творческое самовыражение;
  • развивать чувственные ощущения  от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного ряда;
  • развивать наглядно-образное мышление;
  • развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование урока:

  • компьютер, проектор, экран,
  • рисунки детей
  • таблица «Говорим о музыке»,  тексты песен, тексты стихов: К.Бальмонта, Ф.Тютчева,

-   м.Иванов «Музыка зимы»(ноты)

-   Г.Струве «Музыка» (ноты);

  Видеоматериал «Вечерняя музыка» В.Гаврилин,

  Презентация «Аве Мария»,

 «Аве Мария» Р. Лоретти

                                             

                                                План - конспект.

                                                   Ход урока.

                                                                                     Всех звуков и цветов соотношенья,

                                                                         А так же способы переложенья

                                                                         Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

                                                                         О, как хотелось мне азы науки

                                                                         Такой постичь!

                                                                                                                  Г.Гессе.                                                                

  1. Организационный момент.
  2. Закрепление материала, изученного на предыдущем уроке.

У. Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:

  • Что же роднит музыку с литературой?
  • Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
  • Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

И придя к единому мнению о том, что сюжеты, темы, образы этих двух видов искусств имеют общий источник- это окружающая нас жизнь, мы нашли различия в средствах выражения, в их формах.

Для большего усвоения темы, я предлагаю выполнить тестовые задания.  Ответ в тетрадь.

                                              №1

1.Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: песня…(опера, балет, мюзикл, романс, симфония).    

                                             №2

 2.Литература дружит с музыкой в:

  а) опере « Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова;

  б) симфонии -действо «Перезвоны» В.Гаврилина

  в)  романсе  «Горные вершины» М.Лермонтова

 

                                            №3

3.Как и любой другой вид искусства, литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: поэма… (стихотворение, сказка, рассказ,   повесть, былина).  

                                            №4

4.Литература дружит с музыкой в:

  а) балете - сказке « Щелкунчик» П.И. Чайковского;

  б) опере-былине « Садко» Н.А. Римского- Корсакова;

  в) симфонической миниатюре « Кикимора» А.К. Лядова;

В этих музыкальных  жанрах  «дружат» музыка и литература.

III. Основная часть. Изложение нового материала.

У. А теперь мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством.

Р. Лоретти  «Аве Мария» - слушание.

Просмотр презентации «Аве Мария»- рассуждения учащихся

  Вокально-хоровая работа: Учитель предлагает спеть песню «Музыка зимы» - работа над песней.

Учитель представляет песню «Музыка» Г.Струве ( предлагает  разучить её на уроке

В первой строке песни стоит проблема - Я хочу увидеть музыку!

 - С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку Учащиеся   вспоминают произведения и их авторов:

Ответ вы найдёте в  эпиграф к новой теме автора Г.Гессе.

                                Всех звуков и цветов соотношенья,

                                А также способы переложенья

                                Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

                                О, как хотелось мне азы науки

                                Такой постичь

Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

Тема нашего урока: «Что роднит музыку с  изобразительным искусством».

Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью.

У.Что помогло вам правильно определить вид искусства, описанный в стихотворении?

Д. Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.

У. Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую         проблему он открывает для себя?

Д. «О, как  бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

У. Разрешима ли эта проблема? Предположите, как, с помощью чего можно               постичь азы такой науки?

( Дети формулируют свои предположения, предлагают собрать всю информацию об этих искусствах.)

Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема «как упорядочить эту информацию?» Предлагается собрать всю информацию в таблицу соответствия, ориентируясь на предыдущую тему «музыка и литература».

Элементы

          Музыка

 Живопись

Произведения искусства

А.Бородин «Богатырская симфония»

Р.-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане»- «Три чуда»

Русская народная песня «Вечерний звон»

А.Васнецов «Богатыри»

М.Врубель «Лебедь»

И.Левитан «Вечерний звон».

Темы и образы

Лирические,

 эпические, драматические

Образы богатырей,

Сказочный образ

Образы природы, образы духовной культуры (колокольные звоны).

Средства воплощения

Мелодия,

 ритм,

 гармония,

 динамика,

 тембр (окраска звука),

 лад.

Линия,

ритм,

колорит,

перспектива,

цвет (цветовая гамма),

краска.

                                             

Вывод: Итак, мы убедились, что, не смотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства разные - темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот - сама жизнь.

- На основе слияния музыки и живописи появились в 20 в. новые  виды искусств - это анимация  (мультипликация), новые жанры (видеоклипы). Дружба звука и цвета  дала  новые  плоды.

- Предлагаю познакомиться с одной такой работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живой природы. (Видеоматериал).

Видио «Вечерняя музыка» В. Гаврилина

-Дети находят эти связи в теме, образах, средствах воплощения.

Вывод: Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее.

Вокально-хоровая работа :Сегодня на уроке мы начнём разучивать песню Г.Струве  «Музыка»  

  -О чём  поётся в песне? (дети читают слова)

-Каков её характер?

-Какие чувства вызывает она?

-Какая картина возникает в вашем сознании?

-Что роднит между собой песню с видеоклипом?

Вывод: Человек, который любит окружающий мир, не причинит ему зла: не сломает дерево, не вытопчет цветы, не ударит животное. Искусство всегда призывало видеть, ценить, беречь красоту.

Работа с учебником стр. 76-79.

V. Итог урока.

У. Вспомним всё содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства?

Д. Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.

-А теперь выделим особенности « жизни» живописи и музыки.

Я выделила особенности жизни живописи, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке.

                Музыка

                  Живопись

Слышимое;

живёт во времени;

устремлено к отображению внутреннего мира.

Зримое;

неподвижно, статично;

обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний.

- Не зря, композитор и критик, А.Н. Серов называл музыку «языком души», Л.Толстой -  «стенографией чувств», а В.Шекспир -  «Это область чувств и настроений, это – в звуках выраженная жизнь души».

  Свой 8-й сонет В.Шекспир посвятил музыке.

                     Ты -  музыка, но звукам музыкальным

                     Ты внемлешь с непонятною тоской.

                     Зачем же любишь то, что так печально,

                     Встречаешь муку с радостью такой?

                     Где тайная причина этой муки?

                     Не потому ли грустью ты объят,

                     Что стройно согласованные звуки

                     Упрёком одиночеству звучат?

                     Прислушайся, как дружественно струны

                     Вступают в строй и голос подают,-

                     Как будто мать, отец и отрок юный

                     В счастливом единении поют.

                     Нам говорит согласье струн в концерте,

                     Что одинокий путь подобен смерти.

                                                   ( перевод С.Маршака).

  • Друзья или соперники музыка и живопись?

 -   Так смогли ли мы увидеть музыку? Услышать живопись?

VI. Оценивание учащихся.

VII. Д/з: а) нарисовать рисунок к песне «Музыка»;

               б) учебник стр. 76-79

VIII. Наш урок подходит к завершению.

                               

                       Список используемой литературы:

1. Учебник «Музыка» 5 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.  Просвещение, 2011.

2. Рабочая тетрадь «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г.

3.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5  класс», М., Просвещение, 2011г.

4.Фонохрестоматия для 5 класса  М., Просвещение, 2013г.

5. «Уроки музыки 5-6  классы», методическое пособие для учителя.

Авторы - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,  М.  Просвещение, 2012г.

  6.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок ( современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.

  7.Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке.-  Тверь. Тверской государственный университет, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству "Народные промыслы"

Открытый урок по Изобразительному искусству в 5 класса по программа Б. Неменского "Народные промыслы"...

Открытый урок по изобразительному искусству к 23 февраля "Коллаж. Матрёшка-богатырь"

Такое внеклассное мероприятие по предмету «ИЗО и художественный труд» лучше провести перед праздником 23 февраля, так как выполненная поделка может являться сувениром  для папы (дедушки, брата) ...

Открытый урок по изобразительному искусству

«Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»....

Открытое занятие по изобразительному искусству "Стилизация животных"

Конспект, разработка открытого занятия по изобразительному искусству .Тема:"Стилизация животных, насекомых"....

План-конспект открытого занятия по изобразительному искусству."Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись"

Открытое занятие "Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись" было подготовлено для участия в муниципальном этапе конкурса педагогических достижений "Учитель года - 2012"...

Открытый урок по изобразительному искусству и художественному труду для дошкольников Тема: « Календарь первоклассника Дракоша идет в школу № 635»

Открытый урок по изобразительному искусству и художественному труду  для дошкольников  Тема: « Календарь первоклассника  Дракоша идет в школу № 635»...

Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе на тему: «Дары осени»

Цель: выполнение зарисовок осенних овощей и фруктов в живописной технике акварельными красками.Задачи:-образовательные: знакомство с градациями свето-тени в живописи;-развивающие: умение получать нужн...