Урок музыки 7 класс.
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Зинатова Юлия Владимировна

Тема урока:Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс, Искусство, Музыка, 3 урок.

Тема: Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.  .

Технологическая карта урока  

Ф.И.О. учителя

Зинатова Юлия Владимировна

Место работы

 МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»

Должность

Учитель музыки

Предмет

Музыка

Класс

7

Тема и номер урока, раздел

Урок № 3 -  Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.

Цели

Образовательные: 

-  сформировать представления о многообразии образного и жанрового содержания в музыке,а именно музыкально-театральных жанров;

- разнообразии структурных, мелодических и ритмических особенностей песен народов мира;  

- сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и литературного искусства;

 Развивающие:

- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и литературных произведений.

Воспитательные:

- воспитание уважения к культурному музыкальному наследию прошлого.

Задачи

- воспитание потребности в общении с музыкальным и литературным  искусством,   стремления к музыкальному самообразованию;

- приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

- развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование развития музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

 - формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование эстетической потребности, ценности и чувства, как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений;  

- коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Познавательные: 

- освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, исполнительской);

- выполнение логических действий, работа с информацией (сопоставлять и отбирать информацию, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты).

Коммуникативные: 

-расширение представлений учащихся о музыкальной  театральной культуре;

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. 

Предметные:

- научится понимать ключевые понятия и термины (музыкально-театральные жанры, опера, балет, драматургия);

- приобретут интонационно-слуховой опыт на основе метода визуального и слухового сравнения.

Основные понятия

  жанр, опера, балет, драматургия

Межпредметные связи

Музыка, литература, история

Ресурсы

Основные:

  1.  Фонохрестоматия музыкального материала (2 CD MP3). Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 7 класс. 2013г.
  2.  «Музыка. 7 класс», Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская: учебник для общеобразовательных организаций: М., Просвещение, 2013г.
  3.  https://ru.wikipedia.org/wiki 

 

Тип урока

Урок комбинированный

Методы

Метод   слухового восприятия; проблемного изложения; объяснительно-иллюстративные;

Формы работы

Беседа, работа в тетрадях, слушание и анализ музыкальных произведений, индивидуальная работа, фронтальная, групповая.

План урока

1.        Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.        Актуализация знаний.

3.        Постановка учебной задачи. Введение в тему.

4.        Изучение нового материала.

5.        Первичное осмысление и применение изученного материала

6.        Подведение итогов урока, рефлексия.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Организационный. Мотивация к учебной деятельности.

 Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.

Задача: мотивировать обучающихся к учебной деятельности

Приветствие учителя:

- Добрый день дорогие ребята!   Сядьте удобно, закройте глаза и повторяете за мной: «Я в школе, я разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к новым знаниям».

 

Обучающиеся приветствуют учителя. Выполняют указания учителя: садятся на свои места и проговаривают текст.

 

II Актуализация знаний.

Цель: создание условий для формирования мотивации к учению

Задача: 

- актуализация знаний обучающихся,

- вовлечь в определение темы урока.

Беседа.

У: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с понятием драматургия. Давайте вспомним что оно означает для нас в музыке и литературе каких?

У:  Ответьте на вопрос: «Может ли музыка существовать без литературы и наоборот….? Обоснуйте свой ответ…

У: В каком музыкальном жанре мы встречаем  большое прозаическое литературное произведение, музыку, ИЗО вместе?

У: Правильно.  

Беседа, ответы детей на вопросы учителя:

Дети: …..

Дети: Нет.

Дети:….

Дети: В опере и балете.

III Постановка учебной задачи. Введение в тему.

 Цель: вовлечь учащихся в постановку учебных задач.

Задачи: вовлечь в определение целей урока.

Беседа.

Мы поговорим с вами о  Многообразии связей музыки с литературой; Взаимодействии музыки и литературы в музыкальном театре.  На примере оперы «Иван Сусунин»

 

 

Беседа. Определение цели урока обучающимися.

Дети записывают тему урока в тетрадь.

 

IV Изучение нового материала.

Цель: создание условий для знакомства с новым материалом

Задачи:

-способствовать формированию ассоциативного мышления;

-развивать у учащихся способность к художественному восприятию произведений музыкального  ннародного искусства;

-создать условия для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с  искусством и сопричастности с ним.

Рассказ учителя.   Объяснение нового материала.

  Драматургия, драматический - эти слова образованы от слова "Драма". Их употребляют и при характеристике музыке, в которой передаются переживания человека: страдание, тревога, протест и др. Чаще всего эти чувства проявляются в конфликтах. Именно на них основана драматургия музыкального спектакля. 
Конфликт является основой драматургического развития любого спектакля, действие которого строится по определённой схеме: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
В этом уроке мы рассмотрим драматургическое развитие действия на примере оперы Михаила Ивановича Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"). Сам композитор назвал её "отечественной героико-трагической оперой". С кратким содержанием произведения можно познакомиться, перейдя по ссылке. Драматургия оперы построена на конфликте двух сил, изображённых с помощью контрастных музыкальных тем - русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырёх действий и эпилога.
В Интродукции (начальной сцене оперы) воплощена воля народа к победе. В первом действии изображена картина мирной жизни поселян. Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха. Этому посвящена её 
каватина.


Второе действие - так называемый "польский акт". Действие происходит в замке короля Сигизмунда. Звучат польские танцы: полонез, краковяк, вальс, мазурка. Посмотрите фрагмент польского бала: полонез и краковяк.


Так мы познакомились с 
экспозицией оперы, в которой представлены две противодействующие силы. 
В третьем действии раскрывается основной конфликт - русский крестьянин сталкивается с врагами. Мирная сцена в избе Сусанина. Антонида готовится к свадьбе.  Неожиданно появляются поляки. Сопоставление музыкальных тем усиливает драматизм действия. Враги уводят с собой главного героя. Душевные переживания Антониды переданы в романсе.


Сцена в лесу (4 действие)  - гибель Сусанина - становится трагической кульминацией оперы. В арии главного героя выражено его духовное величие.

И всё же, несмотря на гибель главного героя, опера заканчивается торжественно. Знаменитый хор "Славься", написанный в духе народного канта, излучает свет, передаёт ликование народа.
С оперы "Иван Сусанин" началась новая эпоха в русской музыке. Впервые удалось "возвысить народный напев до трагедии". С этого времени историческая опера является прежде всего драмой народа. А хор "Славься" до сих пор - одно из самых популярных произведений русской классики.

 Беседа. Слушание учителя.  Ответы на вопросы.

Слушание музыкальных фрагментов.

Характеризуют прослушанные музыкальные фрагменты из оперы.

Словами характеризуют главного героя оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

 

Слушание :

  1. Каватила Антониды
  2. Полонез польский
  3. Ария Сусанина
  4. Хор «Слався»

V   Осмысление  изученного материала  

 Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства восхищения произведениями искусства

Задачи:

-развивать образное, творческое мышление учащихся.

Беседа, вокально-хоровая работа.

 -  Представьте  себя драматургом: вам надо написать литературное произведение на основе исторического события, с чего вы начнёте?

 

Беседа.

 Дети:…

 

 

VI Подведение итогов урока, рефлексия.

 Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства.

 Что вы запомнили по пройденному материалу на уроке?  

Рефлексия:  «облака мыслей»

Записываем на доске всё, что походит в голову в связи с нашей темой урока.

Беседа.

 

- Я узнал на уроке….

 

VII   Домашнее задание.

Домашнее задание.

1.Что означает термин "каватина"?

2. В чём состоит основной конфликт оперы "Иван Сусанин", в каком действии он раскрывается?

3. Почему опера заканчивается торжественно, несмотря на гибель главного героя?

4*.Какие ещё произведения М. И. Глинки вы знаете?

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...