Рабочая программа по музыке на основе программы Е.С.Критской, 2017-2018 учебный год
календарно-тематическое планирование по музыке по теме

Губанова Татьяна Эдуардовна

КТП по ФГОС для 5-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-8_ktp_2017-2018.docx87.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел I. Содержание программы учебного предмета «Музыка».

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонацион-ное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

5 класс

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

Тема №1. “Музыка и литература” (16 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Что роднит музыку с литературой. Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Вокальная музыка. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки родного края.

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Вторая жизнь песни. Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Всю жизнь мою несу родину в душе… Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен). Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет - искусство синтетическое.

Музыка в театре, кино и на телевидении. Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки.

Мир композитора. Музыка профессиональных композиторов. Знакомство с творчеством региональных композиторов. Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

Тема №2. “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Что роднит музыку с изобразительным искусством. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Небесное и земное в звуках и красках. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Звать через прошлое к настоящему. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Музыкальная живопись и живописная музыка. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Народные истоки русской профессиональной музыки. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Волшебная палочка дирижера. Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Застывшая музыка. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Полифония в музыке и живописи. Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Духовная музыка. Светская музыка.

Музыка на мольберте. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы. Живописная музыка и музыкальная живопись. Иносказание, символизм. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии.

О подвигах, о доблести и славе... Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

В каждой мимолетности вижу я мир… Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Мир композитора. С веком наравне. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

6 класс

Тема № 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Удивительный мир музыкальных образов. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Образы романсов и песен русских композиторов Старинный русский романс. Вокальная музыка (романс). Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…» Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве русских композиторов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И.Шаляпина.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.

Образы песен зарубежных композиторов Искусство прекрасного пения. Интонация как носитель смысла в музыке. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь». Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной музыки. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси. Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры. Особенности развития русского музыкального фольклора. Отличительные черты фольклора: импровизационность и вариационность. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

«Фрески Софии Киевской». Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

«Перезвоны». Молитва. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Сочинения профессиональных композиторов. Творчество И.-С.Баха (прелюдия, фуга, месса).Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина бурана». Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал, реквием. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Авторская песня: прошлое и настоящее. Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Джаз – искусство XX века. Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Джаз (Л.Армстронг, Л.Утесов). Спиричуэл, блюз (Э.Фицджеральд).

Тема № 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 часов)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллютрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Отличительные черты творчества композиторов — романтиков. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Инструментальная баллада. Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе.

Ночной пейзаж. Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.). Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа — пейзажа.

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Основные жанры светской музыки: соната, симфония и др. Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки XX века (импрессионизм, экспресс-сионизм). Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия непрограммного произведения (по А.Пиличяскасу). Выразительные возможности электромузы-кального инструмента.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (Г.В.Свиридов) Воз-можности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Интерпретация и обработка классической музыки.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (сонатно-симфонический цикл). Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И.Чайковского. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Мир музыкального театра. Жанры светской музыки: опера, балет. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Образы киномузыки. Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Мир образов камерной и симфонической музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

7 класс

Тема №1. Особенности драматургии сценической музыки (16 часов)

Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической( они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Классика и современность. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.

В музыкальном театре. Опера. Музыкально-театральные жанры (опера). Опера «Иван Сусанин» - новая эпоха в русской музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Опера «Князь Игорь». Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

В музыкальном театре. Балет. Музыкально-театральные жанры (балет). Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Музыкальная культура XIX-XX веков. Образ Родины, ее история и современность в творчестве русских композиторов — классиков. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров.

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Дж. Гершвин – симфоджаз. Представления о музыкальной жизни России и других стран. Всемирно известные театры оперы и балета: Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк). Д.Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Представления о музыкальной жизни России и других стран. Интонация как носитель смысла в музыке.Всемирно известные театры оперы и балета: Гранд-опера (Франция, Париж) Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Произведения отечественных композиторов академической направленности. Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы.

Сюжеты и образы духовной музыки. Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.-С.Баха. Духовная музыка русских композиторов: всенощная, литургия. Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной.

Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Разнообразие музыкально – театральных жанров. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всемирно известные театры оперы и балета: Ковент - Гарден (Англия, Лондон). Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Музыканты – извечные маги… Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Тема №2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов)

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция. Жанры светской музыки: камерная. Этюд. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони. Понятие «транскрипция», «интерпретация». Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке. Жанры светской музыки: камерная инструментальная — концерт. Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика». Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Л.Бетховена, Ф. Шопена. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.

Соната. Л.В.Бетховен. Соната №8, В.А.Моцарт. Соната №11, С.Прокофьев. Соната №2. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах сонатно-симфонического цикла. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов. Соната в творчестве великих композиторов: Л.Бетховена, В.А.Моцарта, С.Прокофьева.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. Особенности венской классической школы. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро». Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов.

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. Стилевое многообразие музыки импрессионизм. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля К. Дебюсси.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. Произведения отечественных композиторов академической направленности. Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте А.Хачатуряна. Характерные черты стиля композитора А.Хачатуряна. Содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

«Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина. Симфоджаз (Дж. Гершвин). Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Д.Гершвина.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит! Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

8 класс

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 4 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. 

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 9 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников. 

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 10 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 11 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.


Раздел II. Требования к результатам обучения.

5 класс:

В результате обучения учащийся  должен

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности музыки, литературы, изобразительного искусства;
  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка, разных видов искусств;
  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей, композиторов и музыкантов;
  • стилистические особенности музыкального языка композиторов;
  • роль музыки в обществе;

уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки с другими видами искусств;
  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
  • различать группы инструментов и виды оркестра;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, ансамблевом музицировании, импровизации и игре на простейших инструментах);
  • высказывать свое мнение о музыкальном произведении, аргументируя его.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров, выставок, спектаклей;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

6 класс:

В результате обучения учащийся  должен

Знать/понимать:

  • характерные особенности музыкального языка;
  • логику развития музыкального образа;
  • жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;
  • имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  • стилистические особенности музыкального языка композиторов;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений

уметь:

  • различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен, ансамблевое музицирование на элементарных музыкальных инструментах;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

7 класс

В результате обучения учащийся  должен

Знать/понимать:

  • роль музыки в жизни человека;
  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности )композитор – исполнитель – слушатель);
  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации, особенности музыкального языка;
  • иметь представление о музыкальных стилях и жанрах, направлениях музыки XX века;

уметь:

  • ориентироваться в стилевом многообразии современной музыки (музыки XX века)
  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему стилю;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен, ансамблевое музицирование на элементарных музыкальных инструментах;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • высказывать собственное мнение о художественных достоинствах произведений;
  • воспринимать и сравнивать различные образцы музыки
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

    Использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для родителей и др.);
  • совершенствовать умения навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и т.д.

8 класс

В результате обучения учащийся  должен

Знать/понимать:

  • роль музыки в жизни человека;
  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности )композитор – исполнитель – слушатель);
  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации, особенности музыкального языка;
  • иметь представление о музыкальных стилях и жанрах, направлениях музыки XX века;

уметь:

  • ориентироваться в стилевом многообразии современной музыки (музыки XX века)
  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему стилю;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен, ансамблевое музицирование на элементарных музыкальных инструментах;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • высказывать собственное мнение о художественных достоинствах произведений;
  • воспринимать и сравнивать различные образцы музыки
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

 Использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для родителей и др.);
  • совершенствовать умения навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и т.д.

                                                           


Раздел III. Тематическое планирование 5 класс

№№

п/п

№ по теме

Содержание темы

Дата

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

1

1

Что  роднит  музыку   с  литературой?

2

1

Вокальная музыка

Русские народные песни.

3

1

Вокальная  музыка.   Входной контроль.

4

1

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.

5

2

Фольклор в музыке русских композиторов.

6

1

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.

7

1

Вторая  жизнь  песни.

8

1

Всю жизнь мою несу Родину в душе…

9

2

Всю жизнь мою несу Родину в душе…

10

1

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах

11

2

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

12

1

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера.

13

1

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

14

1

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении

15

1

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

16

1

Мир композитора. Музыка  композиторов Орловщины.

17

2

Романсы на стихи поэтов Орловщины.

18

1

Тема второго раздела: Музыка и изобразительное искусство (18ч) Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

19

1

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

20

1

Через  Прошлое  к  настоящему.

21

2

Через  Прошлое  к  настоящему.

22

1

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

23

2

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

24

1

Колокольность в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

25

1

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

26

Волшебная   палочка   дирижёра.

27

1

Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

28

1

Застывшая  музыка.

29

2

Полифония  в  музыке  и  живописи.

30

1

Музыка   на  мольберте.

31

1

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

32

1

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...

33

1

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

34

1

Мир   композитора с  веком  наравне учащихся. Заключительный  урок – обобщение.


Тематическое планирование 6 класс

№№

п/п

№ по теме

Содержание темы

Дата

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

1

1

Удивительный мир музыкальных  образов.

2

1

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

3

1

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Входной контроль.

4

2

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

5

1

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

6

1

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

7

1

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

8

1

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

9

1

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

10

1

Образы русской народной и духовной музыки: Народное искусство Древней Руси.

11

1

Образы русской народной и духовной музыки: Духовный концерт.

12

1

«Фрески Софии Киевской».

13

1

«Перезвоны» Молитва.

14

1

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

15

2

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

16

1

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

17

1

Авторская музыка: прошлое и настоящее.

18

1

Джаз – искусство 20 века.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

19

1

Вечные темы искусства и жизни.

Расширение и углубление знаний.

20

1

Образы камерной музыки.

Инструментальная баллада.

21

1

Ночной пейзаж.

22

1

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

23

1

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея

24

1

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

25

2

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

26

1

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен.

27

1

Печаль моя светла. РНК

Связь времен.

28

1

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

29

1

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

30

1

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». П.И Чайковский

31

2

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». П.И Чайковский

32

1

Мир музыкального театра.

33

1

Образы киномузыки.

34

1

Обобщающий урок.


Тематическое планирование

7 класс

№№

п/п

№ по теме

Содержание темы

Дата

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

1

1

Классика и современность

2

1

Музыкальная драматургия – развитие музыки

3

1

В музыкальном театре.  Опера "Иван Сусанин". Входной контроль.

4

2

В музыкальном театре.  Опера "Иван Сусанин".

5

1

В концертном зале. Симфония № 40 Моцарта

6

1

. В концертном зале. Симфония № 5 Бетховена

7

1

Героическая тема в музыке

8

1

Обобщение по теме: "Особенности музыкальной драматургии".

9

1

Заключительный концерт.

10

В музыкальном театре. Балет

11

1

Камерная музыка

12

1

Инструментальная музыка

13

1

Концерт

14

1

Сюита

15

1

Обобщение по теме: "Особенности музыкальной

драматургии ".

16

1

Заключительный концерт.

17

1

Религиозная музыка

18

2

Религиозная музыка

19

3

Религиозная музыка

20

4

Религиозная музыка

21

1

Светская музыка

22

2

Светская музыка

23

3

Светская музыка

24

4

Светская музыка

25

1

Обобщение по теме: «Основные направления музыкальной культуры»

26

2

Заключительный концерт.

27

1

Светская музыка

28

2

Светская музыка

29

3

Светская музыка

30

1

Музыка народов мира

31

1

Популярные хиты

32

1

Рок-опера «Юнона и Авось»

33

1

Обобщение по теме: «Основные направления музыкальной культуры».

34

1

Заключительный концерт


Тематическое планирование 8 класс

№№

п/п

№ по теме

Содержание темы

Дата

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

1

1

Классика в нашей жизни

2

1

В музыкальном театре.  Опера

3

1

В музыкальном театре.  Опера «Князь Игорь». Входной контроль.

4

1

Балет.

5

1

Балет «Ярославна»

6

1

Мюзикл. Рок-опера

7

1

Музыка к драматическому спектаклю

8

1

Обобщение по теме: "Классика и современность".

9

1

Заключительный концерт.

10

1

"Пер Гюнт". Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена

11

1

Музыка в кино

12

1

«Неоконченная симфония» Ф. Шуберта»

13

1

Симфония № 5 П. И. Чайковского

14

1

Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева

15

1

Обобщение по теме: "Классика и современность".

16

1

Заключительный концерт.

17

1

И снова в музыкальном театре… Опера. Балет

18

1

«Порги и Бесс»

19

2

«Порги и Бесс»

20

1

Опера «Кармен»

21

2

Опера «Кармен»

22

1

Портреты великих исполнителей. Е. Образцова

23

1

Балет «Кармен-сюита»

24

1

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

25

1

Обобщение по теме: «Традиции и новаторство в музыке»

26

Заключительный концерт.

27

1

Современный музыкальный театр

28

1

Великие мюзиклы мира

29

2

Классика в современной обработке

30

1

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)

31

2

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)

32

1

Музыка в храмовом синтезе искусств

33

1

Обобщение по теме: «Традиции и новаторство  в музыке».

34

1

Заключительный концерт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по ФЗК 8-9 классы по ФГОС 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по ФЗК 8-9 классах...

Рабочие программы по математике в 5-7 классах на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с ФГОС. Программа содержит календарно-тематическое планирование для 5-7 классов с учётом требований стандартов ФГОС....

Рабочая программа первого года обучения "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год

Рабочая программа первого года обучения в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа второго года обучения "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год

Рабочая программа второго года обучения в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа. 11 класс 2017 - 2018 учебный год

Рабочая программа по алгебре и началам анализа. 11 класс 2017 - 2018 учебный год...

Рабочая программа по татарской литературе в 10 классе за 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа по родной (татарской) литературе для обучающихся 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта, программы...

Рабочая программа по татарской литературе в 11 классе за 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:1. “Закон об образовании в  Российской Федерации”.2. Закон Республики Башкортостан “Об образовании”.3. «Пр...