Методические разработки для вокалистов
учебно-методический материал по музыке на тему

Гоголева Наталья Михайловна
Постановка голоса, то есть приспособление и развитие его для профессионального пения – это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего. Это выработка хороших, правильных певческих привычек. Мне ближе формулировка – формирование и развитие голоса. В певческом звукообразовании принимают участие многочисленные группы мышц, в частности дыхательные, артикуляционные, гортанные и ряд других. В процессе овладения любой специальностью, связанной с мышечной работой, в том числе и пением, работа мышц перестраивается, уточняется, отшлифовывается в нужном направлении под влиянием обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.docx40.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Постановка голоса, то есть приспособление и развитие его для профессионального пения – это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего.

Это выработка хороших, правильных певческих привычек. Мне ближе формулировка – формирование и развитие голоса.
В певческом звукообразовании принимают участие многочисленные группы мышц, в частности дыхательные, артикуляционные, гортанные и ряд других. В процессе овладения любой специальностью, связанной с мышечной работой, в том числе и пением, работа мышц перестраивается, уточняется, отшлифовывается в нужном направлении под влиянием обучения.

Как говорят физиологи, работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы, ненужные тормозятся, лишние движения и напряжение исчезают, формируются стойкие вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто и свободно.

 Голос возникает в результате вибрации голосовых связок, противостоящих напору выдоха. Его нельзя «снять» со своего места, нельзя ни «послать», ни «посадить», ни «приблизить», ни «удалить». (Можно, конечно, приблизить поющего к слушателям, но это не может улучшить качество звучания). «Близость» или «дальность» голоса зависит от организованности звучания, от наилучшего акустического эффекта, создаваемого с помощью артикуляции поющего.

Так, с помощью движения корня языка, связанного подъязычной костью с гортанью, можно увеличивать или приостанавливать сдвиги гортани вверх и вниз в процессе «преодоления» музыкальных интервалов (начиная с малой секунды и т. д.). Гортань смещается также и от смены гласных. Ее положение выше на гласных и и е, чем на гласных а, о, у. Блестящие исследования (с помощью рентгена) проф. Л. Б. Дмитриева показали, что у хороших профессиональных певцов гортань обретает спокойное и устойчивое положение, лишь незначительно смещаясь по вертикали. Чем менее опытен певец, тем больше сдвигов и толчков испытывает его гортань в процессе преодоления интервалов и гласных. Ловкая, быстрая и классическая артикуляция (то есть перестройка корня языка, формы зева, глотки и мягкого нёба) помогает певцу уберечь гортань от смещений. Приходится прибавить, что для того, чтобы легко и ловко артикулировать в соответствии с данным интервалом, певцу необходимо выработать свободу челюсти, языка и губ. «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью», – говорил Карузо. Также плох тот певец, который хочет петь с зажатым языком. Для произнесения слов язык постоянно должен быть свободен и готов к вокальной речи, то есть перестройке гласных и согласных.

Поскольку условия работы голосового аппарата могут быть различны, постольку и звучание голоса получается лучше или хуже.

Многочисленную мускулатуру, принимающую участие в образовании певческого голоса, можно по функциям условно разбить на три отдела:

  1. Мышцы корпуса, обеспечивающие главным образом подачу воздуха к связкам и одновременно правильное положение гортани.
  2. Мышцы самой гортани, непосредственно участвующие в возникновении вибраций, а также мышцы шеи, прикрепляющиеся к гортани и ведающие ее установкой в целом.
  3. Мышцы артикуляционного аппарата, основная роль которых – превратить звук, возникший в гортани, в членораздельную речь.

Все эти отделы мышечной системы в процессе пения должны работать во взаимосвязи так, чтобы задача, лежащая на каждом из них, выполнялась свободно, не мешая работе остальных.

Голос возникает в результате вибрации голосовых связок, заключенных в гортани. Здесь происходит главная работа по голосообразованию, гортань – это святая святых певца.

В процессе голосообразования голосовые связки певца натягиваются, напрягаются и вместе со всей мышечной системой гортани организованно противостоят напору выдоха. Прочное натяжение, напряжение и эластичное смыкание связок в процессе их вибрации делают звук крепким, «металличным», хорошо «опертым». В процессе фонации две силы - выдох и напряжение связок - должны противостоять друг другу, не преодолевая и не побеждая одна другую. Энергичность звучания обусловливается в первую очередь правильным взаимодействием связок и дыхания. Певческий звук начинается лишь с момента атаки звука, то есть с момента смыкания связок поющего. От начала звука до конца вокальной фразы дыхание у певца расходуется путем трансформации его в звук. Чем совершеннее организуется превращение дыхания в звук, тем экономнее воздух расходуется певцом и тем чище, «металличнее» звучит голос. У хорошего певца дыхания хватает на длинную фразу, у плохого – не хватает и на ее половину. Происходит это не от плохого распределения дыхания (дыхательной мускулатурой) и не от недостаточного количества воздуха, забранного легкими певца – утечка дыхания неизбежна, если неправильно смыкаются связки поющего.

Расходование дыхания регулируется правильным рабочим напряжением связок. В нахождении этого рабочего напряжения связок, их правильного смыкания основную роль играет атака. В атаке (начале звука) действуют и дыхание, и смыкание связок, причем их работа в момент атаки хорошо поддается мышечному контролю. Каждый обученный певец может энергично, мягко или с придыханием атаковать звук, а следовательно, создать тот или иной тип рабочего напряжения связок. Атака хорошо ощутима, она воздействует непосредственно на характер смыкания связок, а вместе с тем и на трату дыхания. Именно поэтому она и должна прежде всего привлекать внимание певца.

Поскольку расход дыхания регулируется тем или иным характером работы голосовых связок, дыхание, тренированное отдельно от звукообразования, еще не ведет к длинному выдоху в пении. Более того, выдох, тренированный отдельно от звука, может отрицательно повлиять на работу голосового аппарата. Если сильное дыхание направляется на слабо тренированные связки, певцу понадобится перенапрячь их, чтобы справиться с большим напором воздуха. Так может возникнуть форсировка, неприятная для слушателя и разрушающая голос певца.

В пении нужно не просто плавно выдыхать, но находить верное взаимодействие между связками и дыханием. Подобно тому как парусное судно при сильном напоре ветра может потерять управление, так и гортань со связками при сильном напоре дыхания может потерять свою устойчивость. Голос певца при аналогичных обстоятельствах также может потерять свою устойчивость и «сорваться» ... Укрепляя работу связок постепенной тренировкой их и неизменно сохраняя устойчивое положение гортани и постоянное напряжение связок, певец тем самым одновременно тренирует и дыхание. Нельзя нарушать связь дыхания со звукообразованием, тренируя дыхание отдельно от звука.

Оба эти фактора (работа гортани и дыхание) равно необходимы для голосообразования и взаимодействуют при атаке.

На каких же ощущениях певцу важнее фиксировать свое внимание? Здесь выбор несомненно падает на ощущения работы гортани.

У детей младшего возраста, как у мальчиков, так и у девочек, весь механизм голосообразования совсем иной, чем у детей старшего возраста или взрослого человека. Прежде всего это объясняется отсутствием голосовой мышцы, которая оформляется полностью лишь к 11 – 12 годам (в первые 10 лет жизни голосовой связкой управляет в основном перстне-щитовидная мышца). Пение в младшем школьном возрасте осуществляется только краевым натяжением связок и носит ярко выраженный фальцетный характер.

В процессе звукообразования принимает участие большая группа вспомогательных мышц. В этот период в гортани только начинает образовываться достаточно мощные скопления нервных разветвлений. Именно это обстоятельство и влияет на её подвижность, тат как связь дыхательной, защитной и голосообразовательной функции осуществляется через нервную систему. Особенно важно отметить, что  в возрасте от 7 до 10 лет образуются нервные разветвления в надхрящнице черпаловидных хрящей, к которым прикрепляются сухожильные волокна почти всех мышц гортани. А это значит, что именно в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. Если развитие органов, входящих в голосовой аппарат, таких как легкие, бронхи, трахея, ротовая полость, полость носа, проходит постепенно, то гортань до периода наступления мутации развивается крайне медленно и неравномерно. Это создает диспропорцию между ростом гортани и всех частей голосового аппарата. Все выше изложенное, наряду с чисто физическими данными, влияющими, например, на дыхание (малый объем легких), показывает, что период  до 10 лет является чрезвычайно важным в развитие голоса. С одной стороны, его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой – периодом становления и воспитания первоначальных  правильных певческих навыков. Диапазон голоса у детей обычно охватывает октаву ре¹- ре². Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок, тонких и коротких. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си и ля), но, как правило, они звучат неярко и напряженно. Для предотвращения нарушения голосовой функции детей необходимо с дошкольного возраста строго соблюдать основные правила гигиены. Это в первую очередь касается выбора репертуара, звуковой диапазон которого должен быть приспособлен к среднему диапазону голоса детей того или иного возраста. Необходимо избегать чрезвычайно громкого, граничащего с форсировкой, пения и разговора.

Качество голосообразования определяет и характер звучания. Легкость, полетность, нежность и своеобразная звонкость – вот признаки, присущие голосам детей дошкольного и младшего школьного возраста, придающие им прелесть и особый колорит звучания.

Дети 7 лет значительно отличаются по своим возможностям от 11-летних: если малышей еще нельзя разделить на сопрано и альты, то  у старших уже можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов, появляется в некоторой мере грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее и ярче. Однако, надо беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения "мощи" голоса. При фальцетном (головном) звучании, когда колеблются только края связок, самой природой ставятся естественные рамки динамической нагрузки голоса. У более старших ребят определеннее выявляется тембр, особенно при ненапряженном, спокойном пении.

Наибольшей звучности голос достигает на умеренном форте, что очень важно иметь в виду. Но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет и при такой динамической шкале добиваться большой выразительности и яркости исполнения.

Вопросы тембрового воспитания постоянно привлекают мое внимание. У детей этого возраста тембр еще очень неровен, особенно при пении гласных. Поэтому необходимо добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках диапазона. Существенное значение в процессе воспитания тембра принадлежит атаке звука (твердой, мягкой). Умелое использование в вокальной работе мягкой и твердой атаки (при примате мягкой) оказывает самое благотворное влияние на тембр и помогает избавиться от таких неприятных явлений в голосе, как зажатость, носовой призвук и т.д.

Самое лучшее звучание голоса обычно проявляется в зоне примарных тонов. Вот как определяет примарное звучание один из замечательных знатоков детского голоса А.А.Сергеев: "…это хорошее, естественное, ненапряженное звучание одного или ряда звуков, выявляющее индивидуальные характерные признаки голоса, искать которые следует в среднем регистре (ми - си первой октавы, реже до²."  Ценным художественным материалом для этого являются, по мнению А.А.Сергеева, русские народные песни, имеющие ограниченный диапазон. Воспитание голоса на основе постепенного перенесения качеств, присущих примарным тонам, на весь диапазон является традиционным в нашем творческом искусстве.

Занятия как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:

  1.  разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;
  2.  развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Прежде чем начинать занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки. Приведу пример некоторых из них.

Скороговорка на «н», «л»:

Няня мылом мыла Милу,

Мила мыла не любила,

Но не ныла Мила,

Мила молодчина.

Скороговорка на «с», «р»:

Сорок сорок ели сырок,

Рог носорог принес на порог.

Зачем он явился, кричат тараторки,

Его не хватает для скороговорки.

Скороговорки на «с», «ш»:

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

 

Скороговорка на действие:

Уточка вострохвосточка

Ныряла, да выныривала,

Выныривала, да ныряла.

Скороговорка на «т», «д», «р»:

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

Распевание организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.

Упражнение для распевания всегда хорошо продуманы и даются систематически. При распевании (пусть и кратковременном) я даю различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание . Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, так как дети будут знать: на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места).

Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом.
Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном, непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшим это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности (< >).

Можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучает детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю, ле, потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, губы – упругие.

Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение то это свидетельствует о нарушении координации в работе голосового аппарата. В этом случае следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение ,снять форсировку и обратить внимание на певческую установку. Примарная зона – тон свободной речи.

По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте, постепенно расширяем диапазон (секунда, терция, кварта и т.д.).

Следующие распевание: поступенное нисходящее или восходящее движение, так как в зависимости от движения, звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 – ля1 (си)1.

Полезны распевание с буквой «И».  Сама буква светлая,  очень помогает уйти от глухого звучания, устраняет носовой призвук, естественна при правильном формировании. Развивает энергетику.

Но при пении сверху вниз надо следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию и интонацию.

Кантилена – основа пения. Одна из основных задач педагога, научить детей петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов – необходимость для кантилены в пении Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Следующие упражнение на staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при опёртом на дыхание звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции. Упражнение на совмещение legato и staccato, является обязательным. При пении на staccato необходимо следить, чтобы при пении гласных, при атаке не допускался призвук согласного «Х», а при legato наблюдаю, чтобы не было толчков, при переходе на соседние звуки! Гласная буква «У» вырабатывает высокую вокальную позицию. Хорошо для состояния певческого аппарата естественное положение. Параллельно идёт работа на выравнивание гласных, пропеваемых плотным, опёртым звуком.

Существуют распевки и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе – нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание должно быть сосредоточено на то, чтобы тонус мышц голосового аппарата  оставался таким же активным на пиано, как и на форте.

Чтобы получилось крещендо, надо позаботиться о хорошем активном пиано, и наоборот.

Когда дети приобрели опору певческого дыхания полезно дать упражнения на слоги хи-ха поступенно в диапазоне квинты, вниз и верх по полутонам.

Придыхательная согласная «Х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а так же способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы, с которой сочетается.
Однако при неправильной дыхательной опоре, звук может опуститься на гортань и перенапрячь её.

Примерно через 1,5 – 2 месяца после начала занятий можно применять упражнения на филирование звука. Это позволяет детям тренировать на дыхании опору звука, тренировать навык динамической гибкости.  

Много внимания уделяю развитию музыкального слуха. В отличие от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух – качество индивидуальное.

Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, т. е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать ее и правильно, не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать.

Лучше слышать – значит лучше понимать и исполнять музыку.

Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. Для детей с различными нарушениями голосового аппарата нужно вмешательство врача-ларинголога. На чистоту интонации влияют и такие качества,  как  застенчивость   или   отсутствие  устойчивого  внимания.

Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются.

Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально-педагогической работы.

Для развития чистоты интонации прежде всего выбираю песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса ребенка. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Систематически повторяю с детьми выученные песни  без  сопровождения   (а  капелла).

Самое важное – научить детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию.

Для получения более высокого звучания предлагаю детям попевки, вокальные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), кудахтанью, кур («ко-ко»), игре на дудке («ду-ду»), на балалайке («ля-ля») и т. д. Продолжительность таких занятий – 5 – 7 минут.

Проводя индивидуальные занятия, я учитываю особенности каждого ребенка.

Одному показываю, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше»; другому – какое положение придать рту, губам; третьему предлагаю спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и т. д.        

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации,) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно.

Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?

Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.
Большое внимание на занятиях уделяю работе над дикцией и артикуляцией. В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

  1. Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударение в словах (логика речи).
  2. Орфоэпия – это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильная речь.

 ПРАВИЛА  ОРФОЭПИИ

  1. Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.

Пример: пишется:  Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я

пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.

  1. Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
    Пример: пишется:  Далекий мой друг, твой радостный свет
     пропевается: да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.

Это дает возможность дольше  тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.

  1. Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.

Пример: Солнце - сонце, поздний-позний.

  1. В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
    Пример:  что -што, скучно - скушно, счастье - щастье, дождь - дощь, счет - щет.
  2. Сочетание букв ТС, произносится как Ц.
    Пример: советский - совецкий.
  3. Сочетание букв ТЬСЯ, произносится как ЦЦА.
    Пример: раздаться - раздацца, перебраться - перебрацца.
  4. Окончания ЕГО и ОГО произносятся как ЕВО и ОВО.
    Пример: твоего - твоево, любимого - любимова.
  5. Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.
    Пример: пишется: Как красив этот сад; пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.
  6. Все звонкие согласные переходят в глухие.
    Пример: сад-сат, красив-красиф.
  7. В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.

Пример: песня - песьня,  масленица - масьленница,  веснянка - весьнянка.

  1. Глагольные окончания AT, ЯТ, СЯ при пении не изменяются.
  2. В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).
  3. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание.Говорят и поют: «корова», «в декабре» «снегами», «в лесу», «берегись», «октябрь». Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного о, который звучит как а. Петь надо «карова», а не «корова», «актябрь»г а не «октябрь», «мая», а не «моя».

Однако при пении дети очень часто заменяют безударные гласные е, я гласным и, лучше произносить их несколько неопределенно, что-то среднее между я, е, и.

 Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки сверкают» исполняются: «о-го-ньки све-рка-ют». Если между словами есть знак препинания, то согласные нельзя «проглатывать», их надо произносить, как и в устной речи, в конце слога, без переноса на другой слог. Например, фраза «в нашем саду листопад» исполняется: «в нашем саду листопат» («листопат», а не «листопа»). Или фраза «в праздничный наряд» исполняется: «в праздничный нарят» («нарят», а не «наря»).

Остальные правила, которые применяются в речевом произношении, обычно используются и в певческой дикции. Поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег», «аччево», а не «отчего», «рыпка», а не «рыбка».

Я использую разные приемы обучения детей правильному произношению в пении:

  1. Выразительное чтение текста песни педагогом в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех возрастных категориях.
  2. При разучивании песни, начиная с младших, пользуюсь приемом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком    звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

В старших группах использую прием коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.

  1. Применяется прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приемом пользуюсь как в процессе разучивания,так и при повторении усвоенных песен.

Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

Дети младшего возраста часто неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях применяю прием правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и группой, например, «се-ры-е» (а не «се-ра-и») или «со-лны-шко» (а не «сол-нуш-ко»).

Все эти приемы применяются осторожно, с тем, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни, углубляло музыкальный образ и не превращалось в сухую, формальную тренировку. 

Гласные звуки составляют мелодическую основу речи, так как определяют высоту, интенсивность (силу) и протяжность звука.

Каждый звук характеризуется своим укладом языка, определенной степенью раскрытия рта и раствора губ. Все гласные формируются в зеве. В пении необходимо зафиксировать, сохранить положение гласной до конца ее звучания. Если пренебрегать этим правилом звукообразования, возникают фонетические искажения, звук переходит на горло, нарушается динамическая структура музыки.

Объясняю детям, что все гласные надо уметь фиксировать кончиком твердого языка в основании нижних передниx резцов. Упражнения выполняются в игровой форме перед зеркалом.

Фиксация гласных находится в прямой зависимости с метрическими особенностями песни. Очень часто певцы не додерживают длительность гласной, спешат перейти на согласную. Существует прием пульсации, который способствует точному пропеванию длительности каждого звука.

Два гласных звука, стоящих рядом на стыке слов, надо разделять в пении.

Йотированные гласные (мягкие) произносятся с Й.

Ударные гласные открываются языком и нижней челюстью, звучат фонетически ясно.

Редукционные гласные (несколько измененные) звучат более ослабленно, их фонетическая ясность приглушена.

Примеры: вода - вада, явилась - евилась, ремень - римень.

Когда одна гласная переходит в другую во время продолжающегося звука, необходимо сохранить ту же позицию при пении второй гласной, что и при пении первой, только слегка изменив произношение при помощи языка и губ. Каждый гласный звук, по мере его повышения или понижения, имеет 2-3 позиции рта. Проговорить каждый звук.

Работа перед зеркалом.

звук        ы-и        - руки  в  стороны

звук        э-е        - руки  на  щечки  ото  рта  к голове        

звук        а-я        -руки  положить  на  темечко        

звук        0-ё        -руки  приподнять  над  головой

звук        у - ю        - руки  вытянуть  над  головой

Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему небу, в пении необходимо, чтобы чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

 Часто у детей возникают недостатки дикции - так называемая «широкая» дикция, когда певец произносит текст не твердым_кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порой дает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть. Пассивную роль выполняют: зубы, твердое небо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией.

Постановке аппарата я уделяю большое внимание на занятиях первого, да и последующих лет обучения. Считаю, что главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

В этом помогают такие упражнения, которые приведены выше.

Главная цель работы над тембром – сглаживание регистровых переходов т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала использую восходящее и нисходящее поступенное  пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работой.

В заключении скажу, что навыки формирующиеся во время распевок впоследствии становятся рефлекторными. И, по сути, в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки вокальных навыков. В работе над упражнениями следую идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятии, иначе подобное действо будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи.

Пропевание упражнений повышает вокальную технику. Настройка, подготовка голоса к наилучшей исполнительской форме каждым упражнением ставит определенную техническую задачу.

Цели упражнений: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования, импровизации, исполнения мелизмов и т.д.

Звукоизвлечение и слух – два взаимосвязанных компонента. Основываясь на многочисленных экспериментах, доказано, что слуховые ощущения подчиняются общим законам, не зависящим от индивидуальных свойств человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая рекомендация начинающим вокалистам о гигиене голоса. Смирнова М.Н.

Многие начинающие вокалисты иногда и не задумываются, как и почему голос нужно беречь. В этой статье подробно рассказано о важности и методах гигиены голоса. Берегите свое здоровье и голос!...

Методическая разработка Работа над развитием вокально – ансамблевых навыков в ансамбле, как составляющая часть в формировании профессиональной компетентности юного вокалиста

Работа с вокальным ансамблем, как с творческим коллективом, строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. По мере развития музыкальной культуры и возросш...

Методическая разработка "Особенности работы концертмейстера с вокалистами в ДМШ"

Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность....

Методическая разработка «Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»

Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»...