Консультация "Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста в период адаптации"
консультация

Евградова Елена Юрьевна

Одной из самых распостраненных проблем в дошкольном учреждении является адаптация детей к условиях детского сада. Мне, как музыкальному руководителю, на помощь приходят собственные разработки занятий, участие коллег в музыкальном процессе, методы и приемы музыкальной терапии. Я убеждена в том, что музыка, слово и движение-это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психической коррекции состояния ребенка в нужном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.terapiya.odt129.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

 « Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста в период адаптации»

Подготовила: музыкальный руководитель Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста  Евградова Елена Юрьевна

Г. Гусев

«Музыкальное воспитание  это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» Д. Б. Кабалевский

Формирование  личности ребенка начинается с раннего детства, поэтому с первых дней пребывания его в детском саду необходимо создать такие условия, чтобы малыши почувствовали себя уверенными, нужными, защищенными. Ранний и младший дошкольный возраст-период, когда закладываются первоначальные способности, помогая приобщению ребенка к различным видам деятельности. Одной из самых распространенных проблем в дошкольном учреждении является адаптация детей к условиям детского сада. Современному педагогу, независимо от того, специалистом в какой области он является, необходимо знать и использовать в своей деятельности инновационные методики, чтобы дети с разным уровнем  интеллектуального и психического развития могли чувствовать себя комфортно на занятиях. Мне, как музыкальному руководителю, на помощь в таких случаях приходят собственные разработки занятий, участие коллег в музыкальном процессе, приемы и методы музыкальной терапии. Что же такое музыкальная терапия? Это один из методов, который мы используем в своей работе в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях. Я убеждена в том, что музыка, слово и движение-это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психической коррекции состояния ребенка в нужном направлении. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование методики в качестве основного средства воздействия (слушание музыки, музицирование), так и один из методов коррекции эмоциональных отклонений в период адаптации. Наша цель состоит в том, чтобы стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения для развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений, и самое главное коммуникативных и социальных навыков  для коррекции в поведении. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает  у детей самооценку. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. Умелое использование на музыкальном  занятии приемов коррекционной педагогики помогает организовать ситуацию успеха  для всех детей в равной степени. В группу речевого развития нашего Центра поступают дети 2-3-х летнего возраста, время пребывания в группе от месяца до полугода. Этот период очень важен для полного и правильного представления об окружающем мире. Поэтому музыка в этот период является незаменимым помощником, так как выполняет сразу несколько функций. В первую очередь способствует развитию у детей музыкального слуха, активизирует память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, а так же духовно обогащает  его внутренний мир и является великолепным средством общения. Если малыш осваивает игру на каком-то музыкальном инструменте или другие предметы (платочки, листочки, ленточки, игрушки), то этот процесс способствует развитию мелкой моторики, обогащает ребенка новыми сенсорными впечатлениями, учит  концентрировать внимание и добиваться поставленной цели. Поэтому предметная среда обязательно присутствует на каждом музыкальном занятии. Обучение музыкально-ритмическим движениям тоже требует особого внимания, так как  направлено не только на эмоциональное и физическое развитие детей, но и на развитие коммуникативных качеств. Занятия вокалом в свою очередь позволяют не только поставить голос, но и сформировать музыкальный слух, укрепить голосовые связки, легкие и бронхи, а регулярное использование в музыкальном занятии пальчиковых, речевых и логоритмических игр помогают выправить речь. Таким образом можно сделать устойчивый вывод, что музыкальная деятельность для детей раннего возраста способствует укреплению духовного и физического здоровья. Как писал Бехтерев В. М. «Музыка-это целитель здоровья». Кроме этого, музыка способна выполнять воспитательную функцию, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь. Именно музыка  помогает по звукам получать первоначальные представления о чем она может рассказать малышу, какие эмоции передает, почему она так звучит. Грамотно подобранная музыкальная коллекция классических произведений в особой обработке  для малышей из серии «Семейный доктор», помогают мне воспитывать у детей принцип музыкальности: дети с особым вниманием воспринимают музыкальное произведение, где пение птиц, шелест листвы, плеск волн перекликаются со звуками симфонического оркестра. Таким образом, музыка-это великое искусство, которое помогает маленькому человеку  стать увереннее в себе в отсувствие мамы, стать музыкально развитым, имеющим эстетический вкус и культурным человеком в будущем. Что может быть прекраснее улыбающихся, пребывающих в приподнятом настроении, уверенных в своих силах малышей? Только счастливый малыш.    

Список литературы:

  1. Ветлугина Н. А. «Музыкальные занятия в детском саду» (Москва, «Просвещение»)
  2. Михайлова Н.А. «Развитие музыкальных способностей детей» (Ярославль, «Академия развития»)
  3. Журнал «Музыкальная психология и психотерапия» №3-2007 год (Москва, «Просвещение»)
  4. Осипова А.А. «Общая психология» (Москва, «Просвещение»)
  5. Добровольская Н.В. «Методика музыкального воспитания детей» (Москва, «Просвещение»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"

Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"...

Картотека игр с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Материалы для проведения игр с детьтми раннего возраста...

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития...

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...