Урок музыки С. Есенин. Поющие стихи.
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Цель  урока: научить обучающихся выявлять общее и особенное в поэзии и музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.esenin_po_muzyke_5_klass.docx18.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                         Урок музыки в 5 классе.

Тема полугодия: Музыка и литература.

Тема урока: С.Есенин. Поющие  стихи. .

На примере  хора  «Поёт зима, аукает» из кантаты  «Поэма памяти Сергея Есенина»

Г. В. Свиридова.

Цель  урока: Научить обучающихся выявлять общее и особенное в поэзии и музыке.

        Задачи:

    Образовательные:

  • познакомить с новыми гранями творчества Г. В. Свиридова;
  • расширить познания о вокально-инструментальных жанрах (кантата);

   Развивающие:

  • актуализировать музыкально - слуховой опыт обучающихся;
  • развивать интегрированное восприятие музыки в содружестве с другими видами искусства;
  • развивать творческую фантазию, воображение и потребность проявлять себя в творчестве;

   Воспитательные:

  • пробудить интерес к творчеству Г. В. Свиридова;
  • воспитать у обучающихся потребность в познании русского искусства (литературы, музыки…);
  • воспитать у обучающихся трепетное отношение к Родине через лучшие образцы русской музыки.

 Универсальные учебные действия:

-личностные 

Самоопределение: научить слушать, сопоставлять и понимать поэзию музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

           -метапредметные

           Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации;

           Коммуникативные:  выражать свою позицию;

           Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

           -предметные

  •   учить воспринимать поэзию и музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности;
  • развивать умение соотносить эмоциональный строй поэзии и музыки;
  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

 Тип урока - урок - исследование

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Методы: 

Общенаучные: обобщения, сравнительный  анализ, сопоставление, моделирование;

Педагогические:  объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия.

Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный инструмент ( фортепиано).

Музыкальный материал:

                Г. В. Свиридов. Хор «Поёт зима – аукает» из кантаты «Памяти Сергея Есенина»,

Не жалею  не зову, не плачу…,  Забава, Глухари,  Отговорила роща  золотая,. «Снег идёт» из одноименной кантаты. Волшебник-недоучка.              

  Наглядный материал:

  • Слайды;
  • Видеофрагменты исполнения кантаты;
  • Таблицы средств музыкальной выразительности;
  • Листы со стихотворением «Поёт зима – аукает» С.Есенина;
  • Иллюстрации на зимнюю тематику;
  • Листы для рефлексии, стикеры.

Ход  урока:

На доске  слово  - кантата.

-Давайте  вспомним,   о ком  мы начали  говорить на  прошлом уроке?

Дети: о  русском  поэте Сергее Есенине.

-И  ему  посвятил  свою  кантату композитор Георгий  Свиридов.

-Кантата- это довольно большое музыкальное произведение в нескольких частях, в исполнении которого  участвуют  хор, солисты, симфонический оркестр.

Еще раз  прочитать стихи,   услышать в них  «холодную  интонацию»,  беседа о характере.

Слушание музыки - Поёт зима аукает…

Обратить  внимание  на  начальную  интонацию главной  мелодии 3 части. Это энергичная интонация  на фоне оживленного, взволнованного  оркестрового  сопровождения  создаёт  ощущение  непрерывного  устремления  вперёд, словно  человек хочет  пробиться  сквозь  снежный буран. При  прослушивании полностью  всей части обратить внимание,  как музыка живо  рисует картину зимы,  передаёт  ощущение  снегопада, зимней вьюги, ветра  и  постепенно  наступления  затишья, борьбы  живого над природной  стихией.

-Кто  исполняет? Главная  тема  развивается  от самых  низких звуков мужских  голосов  до самых  высоких  звуков женских голосов, затем растворяется, исчезает, переходит в полную  тишину.

Вывод: стихи  и  музыка  неразделимы, они  дополняют  друг  друга.

-У  С.Есенина очень  много  стихов, на  которые  была  положена  музыка-это  всем известные  песни: «Не жалею, не  зову, не  плачу..»,   «Глухари»,  «Забава»,   «Отговорила  роща  золотая»…

Почему  многие  из этих  стихов-песен рассказывают  о  природе  нашей  родины?

Сергей  Александрович  Есенин(1895-1925г.)

Белая  берёза

Под  моим  окном,

Принакрылась  снегом

Точно  серебром…

Это  стихотворение  не знает только  тот, кто не ходит  в школу.  А ведь  это-  первое напечатанное  стихотворение  С.  Есенина.  Он  считал, что  «писать  для  детей»  -  надо  особый дар  иметь,  поэтому «детских»  стихов у него нет, очень  мало.

Владимир  Маяковский был громовой трубой  революции, Сергей  Есенин  -её золотою  флейтой.  Оба  эти  голоса  будут  звучать  для  читателей  будущего.

А.С.Пушкин,  его  простота и прозрачность  -вот  идеал  С.Есенина.

Слушание музыки- Не жалею, не  зову…Забава

-Похожи  эти  стихи?  А песни?

-Каков  у них  характер?

-Соответствуют ли  характер  стихов  и музыки?(Ответы  детей)

Песня «Волшебник-недоучка»-исполнение, закрепление, работа над вокально-хоровыми навыками.

«Отговорила роща золотая -разучивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Богатыри земли нашей" урок музыки , 5 класс( урок в стихах)

Тема: «Богатыри земли нашей»( урок в стихах)( урок в 5 классе, III четверть, 2 урок)Цель:  духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре...

С.Есенин в стихах и в жизни

Разработка урока  "С.Есенин в стихах и в жизни" с презентацией....

Проект урока литературы. Тема урока: Поэма С. Есенина «Анна Снегина».

Цели урока: 1. Научить анализу лиро-эпического произведения. Обеспечить усвоение учащимися  этапов анализа лиро-эпического произведения:...

Сценарий урока музыки в 5 классе "Мы слышим музыку в стихах".

Сценарий урока музыки в 5 классе. Тема полугодия: Музыка и литература. Тема урока: Мы слышим музыку в стихах.  На примере  хора  «Поёт зима, аукает» из кантаты  «Поэма памяти Серге...

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения С.А. Есенина «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Сергея Есенина...

Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"

Предлагается инструкция к самообразованию семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, предусмотрен дифференцированный подход к обзорному или углубленному изучению материала....