ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РАЗНЫХ НАРОДОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ФОЛЬКЛОРА
статья по музыке на тему

Андронова Инна Сергеевна

Проект направлен на формирование толерантности и уважения к многонациональной культуре нашей страны посредством фольклора. Составляющее проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, изобразительной, музыкальной, двигательной) и охватывает образовательные области: художественно эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 373.24

И. С. Андронова

Музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР д/с №24

г. Ишим, РФ

Е-mail: gavrikova-i@mail.ru

I. S. Andronova

Music Director of MADOU CRR d/s №24

Ishim, Russian Federation

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РАЗНЫХ НАРОДОВ

СРЕДСТВАМИ РУССКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ФОЛЬКЛОРА

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF TOLERANCE OF PRESCHOOL CHILDREN TO CULTURAL VALUES OF DIFFERENT PEOPLES BY MEANS OF RUSSIAN AND FOREIGN FOLKLORE

Аннотация. Проект направлен на формирование толерантности и уважения к многонациональной культуре нашей страны посредством фольклора. Составляющее проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, изобразительной, музыкальной, двигательной) и охватывает образовательные области: художественно эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Annotation. The project is aimed at the formation of tolerance and respect for the multinational culture of our country through folklore.

The component of the project provides for the development of personality, motivation and abilities of preschool children in various activities (gaming, communication, cognitive research, perception of literature and folklore, visual, musical, motor) and covers educational areas: artistic aesthetic development, social and communicative development, cognitive development, speech development, physical development.

Ключевые слова: толерантность, фольклор, проект.

Key words: tolerance, folklore, project.

В связи с некоторыми событиями, как внутри страны, так и за её пределами, межнациональные отношения обострились настолько, что переросли в националистические идеи и движения. Наша страна исконно является многонациональной, и подобные идеи для неё являются разрушительными, а значит, они опасны и для всех нас.

Принцип толерантности лежит в основании целостности нашей страны, а также является фундаментом такого многогранного явления как культура. Именно культура – важнейший компонент социальной стабильности в наше время, который должен активно восстанавливать уважение, сотрудничество и толерантность.

Исторически сложилось, что жителями нашей страны являются многочисленные народности со своими яркими индивидуальными традициями. История каждого региона безгранично интересна.

Во все времена детское воспитание проходило неотделимо от традиционной культуры. Воспитывая в детях уважение к семье, соседям и культуре других народов, обогащая кругозор и формируя мировоззрение, развивали духовно-нравственную сторону личности ребенка. К сожалению, в современном мире в связи с активным проникновением западной культуры теряется знания собственных традиций, и изменяются нравственные устои. По это причине одной из главных задач нашего общества является возрождение традиционной культуры, толерантности и уважения к истории нашего многонационального края и страны в целом, которые нужно воспитывать с раннего детства, на первой ступени образования.

Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д. Характерной особенностью некоторых из видов фольклора является отсутствие автора как такового. Он формируется путем передачи определенных знаний из поколения в поколение и в конечном счете может представлять собой как оконченное творческое (устное, музыкальное) произведение, так и его задатки. Характерным признаком фольклора и его определяющей чертой является коллективность творчества.

«Толерантность –  это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО.

Нами был реализован проект развития толерантности дошкольников к культурным ценностям разных народов средствами русского и зарубежного фольклора.

Цель проекта: Формирование толерантности дошкольников к культурным ценностям разных народов средствами русского и зарубежного фольклора

Задачи проекта:

Для детей:

  • Сформировать у дошкольников уважение и толерантность к культуре различных народов;
  • Заинтересовать традиционной культурой и историческим прошлым;
  • Освоить базовые знания традиционной культуры различных национальностей на примере фольклорного материала;
  • Обогащать знания о народных костюмах родного края о танцевальном, песенном, устном, игровом творчестве населяющих народов Тюменской области;
  • Воспитывать интерес детей к традиционному музыкальному фольклору, народным праздникам, обычаям, традициям людей разных национальностей;
  • Присваивать любовь к Родине, семье, уважение к сверстникам, людям старших поколений;
  • Развивать эстетический вкус детей на основе художественных этнографических образцов традиционного искусства;
  • Приобщить детей к активному участию в творческой деятельности на протяжении всего проекта;
  • Осуществлять амплификацию культурного и нравственного развития дошкольников;
  • Раскрыть творческий потенциал каждого ребенка;
  • Развивать коммуникативные способности дошкольников.

Для педагогов:

  • Установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, педагогами и родителями.
  • Привлечь родителей во все возможные мероприятия проекта.
  • Совершенствовать и обогащать знания о традиционной культуре народностей.

Для родителей:

  • Оказывать помощь в сборе, подготовке необходимых художественных материалов
  • Продолжать развитие и образовательную деятельность детей вне детского сада.
  • Проявлять интерес к культуре народов, тем самым подавая пример детям.
  • Принимать активное участие во всех мероприятиях проекта.

Для реализации поставленных задач необходимы следующие условия:

  • Интерес педагога и толерантное отношение к многонациональной культуре страны.
  • Глубокие знания педагога о традиционной культуре и быте народов, как узколокальной принадлежности, так и всей территории страны, соответствующие содержанию проекта.
  • Предметно-пространственная среда:

– уголки народного быта в группах, где будут наглядно продемонстрированы компоненты исторического наследия;

– материалы для продуктивной деятельности – освоения основ традиционных промыслов.

Проект составлен для детей 5-6 лет.  Срок реализации проекта – 1 год (долгосрочный проект).

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Содержание проекта по приобщению детей к национальной традиционной культуре разных народов является примерным и может быть скорректировано в случае, если для реализации проекта недостаточно развитые условия (отсутствие подлинных элементов народного быта, костюмов, оборудования, инструментов).

Материал имеет выстроенную смысловую историческую линию, в которой выделены следующие компоненты: жилище и национальный быт; традиционный национальный костюм; декоративно-прикладное искусство;  устное народное творчество; музыкальный игровой, песенный и танцевальный фольклор.

Составляющее проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, изобразительной, музыкальной, двигательной) и охватывает образовательные области: художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

В проекте задействовано большое количество национальных традиционных и дидактических игр, так как игра – основная форма деятельности детей, источник эмоционального раскрепощения и умственного обогащения, развития фантазии и коммуникативных черт.

I этап проекта – Подготовительный (сентябрь-ноябрь)

  1. Проведение мониторинга по выявлению уровня знаний о культуре и традиционных обычаях разных народностей, национальной самобытности.
  2. Исходя из результатов мониторинга, разработка плана и задач проекта, ожидаемых результатов.
  3. Подбор необходимого теоретического и музыкального материалов, методической и историко-этнографической литературы.
  4. Планирование форм и методов работы с детьми.
  5. Составление рабочего календарного плана.
  6. Подготовка дидактических игр, пособий.

II этап проекта – основной (декабрь –апрель)

  1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс знаний о жилищном устройстве и национальном быте разных народов. Включение в процесс изучения тематических дидактических игр, загадок, скороговорок и песен.
  2. Освоение и изучение основных ремесел, распространенных на тюменской земле. Рисование и лепка некоторых из них.
  3. Знакомство с национальными музыкальными инструментами.
  4. Чтение национальных сказок о животных, о волшебно-фантастических персонажах, преданий об исторических событиях и лицах, бытовых рассказов, легенд, сказов, былин. По выбору и желанию детей совместно с музыкальным руководителем готовится небольшая театрализация любой выбранной детьми истории.
  5. Изучение национальных игр, песенного и танцевального фольклора, праздников и обычаев.

III этап – заключительный (май)

  1. Закрепление и обобщение пройденного материала.
  2. Сравнение традиционных этнографических особенностей каждой национальности.
  3. Изготовление альбомов «Национальности Тюменской области».
  4. Проведение итоговой диагностики по уровню знаний о культуре и традиционных народных обычаях, национальной толерантности.
  5. В заключении демонстрация национальных культур в форме концерта для родителей «Земля моя Тюменская!», с целью приобщения их к многонациональной культуре Тюменской области.

Проект реализуется музыкальным руководителем. Прикладной вид деятельности выполняется совместно с воспитателями в группе.

Эффективность проекта выявляется проведением диагностики детей в начале и конце проекта.

У детей повысился уровень знаний о традиционной культуре разных национальностей. Приобретены знания о быте и укладе народностей в давние времена. Появился интерес к историческому прошлому страны, древних традициях и обычаях народов, населяющих её территории. Благодаря разнообразию национального фольклорного игрового материала, составляющего основу проекта и соответствующего возрастным особенностям дошкольников, детям интересны все изученные культуры.

Итогом образовательно-воспитательной работы является праздничный концерт, который послужил ярким конечным результатом закрепления знаний и навыков детей о традиционной культуре, приобретенных в процессе проекта. Дошкольники продемонстрировали культуру национальностей как яркую самобытную неповторимую народность. Были исполнены традиционные пляски, песни, продемонстрирован национальный фольклор.

Работая по проекту, мы наблюдаем положительные результаты:

  1. Положительное отношение участников к проекту.
  2. Повышение общего уровня культуры детей.
  3. Приобретение дошкольниками навыков и умений в процессе проекта.
  4. Проявились интерес и уважение дошкольников к своей культуре и традициям других национальностей.
  5. Совершенствование знаний об историческом прошлом народа.
  6. Формирование у участников проекта таких качеств, как коммуникабельность, терпение, уважение к своим ровесникам и старшему поколению, отзывчивость, уступчивость.
  7. Участие родителей в проводимых мероприятиях.
  8. Повышение уровня этнического самосознания родителей.

К завершению проекта музыкальный руководитель проводит контрольный мониторинг, который заносится в таблицу «Диагностика уровня знаний, полученных детьми в процессе реализации проекта».

Проект, безусловно, имеет большое значение с точки зрения вопроса воспитания детей и их культурного обогащения. Реализация проекта помогла выявить пробелы в знаниях детей и родителей о традиционных обычаях, историческом прошлом Тюменской области, страны. Проект является одним из ярких моментов образовательного досуга дошкольников, так как в нём представлены лучшие элементы культурного наследия.


Литература

  1. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А. Асмолов. – М.: Мемориал, 2001. – 78 c.
  2. Ильинская, Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности [Текст]: автореф.  дис. … канд. пед. / Е. А. Ильинская. – СПб., 2009. – 23 с
  3. Каретин, А.В. Воспитание детей на основе фольклора [Текст] / А. В. Каретин. – Саратов, 2008. – 52 с.
  4. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс - культурную психологию [Текст]: Учебное пособие [Текст] / Н.М.Лебедева. – М: Ключ-С, 2016. – 306 с.
  5. Парамонова, Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности [Текст] / Л. Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 5. – С.26-28.
  6. Платохина, Н.А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ [Текст] / Н. А. Платохина // Дошкольная педагогика. – 2010. – №5. – С.18-19.
  7. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения 16.11.18).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица содержания и технологии развития социальной компетенции учащихся на разных уровнях

Что должен знать ученик на разной ступени обучения, чтобы овладеть социальными компетенциями....

Проектная работа: "Отношение молодёжи к культурным ценностям (Язык танца)"

Актуальность проблемы: Падение интереса у молодежи к культурным ценностям.Новизна проекта: Проект впервые обозначает проблему перед учащимися.Цель проекта: Изучение отношения подростков Ватутинской шк...

Совместное собрание учащихся и родителей "Культурные ценности семьи и их значение для ребенка"

Предлагаемый материал может быть использован классными руководителями при подготовке и проведении родительских собраний, а также  при  проведении воспитательных занятий с детьми....

Интегрированный учебный проект: «Развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций на примере христианского праздника- Православная Пасха»

Данный проект является творческим и направлен на:-развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций-применения технологических знаний в самостоятельной практической...

Проект «Сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей подрастаю-щего поколения средствами музыкального репертуара».

Занятия вокалом занимают особое место в музыкальном воспитании детей и принадлежат к основным видам музыкального исполнительства. Они являются одним из средств разносто-роннего развития обучающихс...

Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе (изучение пословиц разных народов)

Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе  (изучение пословиц разных народов)...

Приобщение дошкольников к культурным ценностям народов России через фольклор.

  Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и ...