Интегрированный урок "Космос"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

 Урок в 6 классе

Тема урока: «Космос в музыке и в живописи»

Тип урока  Интегрированный

Вид урока: урок- путешествие

Цель: Создание условий для  развития  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии через использование приёмов  системно - деятельного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i_teh.karta_.docx61.8 КБ
Файл prezentatsiya_uroka_na_sayt.pptx2.91 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классе

по программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.

учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,

учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны.

Тема урока: «Космос в музыке и в живописи»

                           

   Урок в 6 классе

Тема урока: «Космос в музыке и в живописи»

Тип урока  Интегрированный

Вид урока: урок- путешествие

Цель: Создание условий для  развития  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии через использование приёмов  системно - деятельного обучения.

Задачи:

- знакомство учащихся с произведениями композиторов Чарльза Айвза  и Э.Артемьева;

- учить понимать язык музыки и изобразительного искусства;

- выявить какие средства  музыки и живописи помогают определять созвучие музыкальных и живописных образов, содержащих восприятие учащимися о вечности мироздания.

- обобщить  накопленный жизненно-музыкальный опыт учащихся, закрепить представления о взаимосвязи музыки и изобразительном искусстве на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусств.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, синтезатор, мольберт.

Формы и методы: групповые, коллективные

Ход урока

Музыкальное приветствие

Поют дети и учитель:

«Утро, здравствуй, мы любим тебя,

Солнце, здравствуй, мы любим тебя,

Небо здравствуй, мы любим тебя,

Люди, здравствуйте!»

Эпиграфом нашего  урока будет высказывание итальянского художника Леонарда да Винчи (Слайд 1).

 Сейчас мы прослушаем  фрагмент музыкального произведения.

Ваша задача, внимательно вслушаться  и после прослушивания ответить на вопросы.

Звучит музыка группы «СПЕЙС».

1.Скажите, к какому жанру относиться это произведение? (вокальный, инструментальный),

 2. В каком исполнении прозвучало это произведение; (инструментального ансамбля)

3. Какие, интонации прослеживались? (спокойные, ровные, летящие, таинственные..), а как воздействовала музыка на ваше воображение, т.е. что вы представили,  (ощущения  полёта, легкости, невесомости,  дали..)

Учитель: Этот  фрагмент   прозвучал   в исполнении    французской группы, с англоязычным названием «Спейс»,  что  в переводе на русский язык означает «Космос».  

(Слайд 2)  Дидье Маруани  в 1977 году сформировал  группу «Спейс, которая работала в 80-е годы в жанре синти-поп и электроника.

(Слайд 3,4) Синти-поп - жанр электронной музыки в 1980- годы становился популярным,  в котором синтезатор является доминирующим музыкальным инструментом. Жанр этот возник в Японии и Великобритании.

– Продолжить   наш  урок хочу отрывком  одного из стихотворений Людмилы Шакун (Слайд 5)

Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Верно, о космосе! (Слайд 6)

Вам нравиться смотреть в небо? А представлять, что вы летите высоко, высоко над Землёй?
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека.

- Чем привлекал Космос людей? (притягательностью, красотой, таинственностью, загадочностью)

Звездное небо – великая книга Природы.  Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом  фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена  вам уже знакомы. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения и назовем композитора и название его сочинения.

Да, это американский композитор начала 20 века  Чарльз Айвз, который сочинял своеобразную, необычную музыку, как сама Вселенная.  (Слайд 7)

Фрагмент музыкального произведения,  который  прозвучал, трудно назвать просто симфоническим произведением, мы говорили, что это  -  музыкальный  пейзаж.  ВСТАВКА. СЛАЙД  -  О ПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕЙЗАЖ

Космос-это огромная вселенная, а человек, только её малая частичка. Сколько бы мы не изучали Космос, всё равно останется масса неизведанного, неопознанного.  (ВСТАВКА О СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖНИКЕ СЛАЙДЫ)

Сейчас мы услышим  с вами  фрагмент  произведения отечественного композитора XX века  Эдуарда Николаевича Артемьева, чье имя вам пока не знакомо.  В каком исполнении прозвучал фрагмент произведения?  (В электромузыкальном)

С появлением электромузыкальных инструментов, значительно расширились возможности создания музыки.  И композитор Э.Н.Артемьев, тоже создал в своих музыкальных  сочинениях образы космоса, при помощи электромузыкального инструмента синтезатора. (Слайд 10 разновидности)

Это современный музыкальный инструмент, акустические возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

Давайте сейчас назовем средства выразительности, которые используют как композиторы, так и художники в своих работах над различными  произведениями. (Слайд 14 средства)

 А теперь я предлагаю по вашему желанию  сымпровизировать   игру на синтезаторе с использованием выразительных средств, а остальные учащиеся  в своих группах передают свои восприятия на рисунках.

Э.Н.Артемьев назвал свое сочинение  «Мозаика»  (Слайд 12)

Какой образ создаёт композитор в пьесе “Мозаика”?

Д – Это образ пространства, космического пейзажа, образ Вселенной

2. Какие зрительные представления возникли у вас?

Д – Странная таинственная среда непознаваемого мира, удивительные звуки внеземных цивилизаций. ВСТАВКА МОЗАИКА  коротко  о технике

3. Какие звуковые эффекты использует композитор?

Д – Гулы, шумы, звуковые волны,  вибрирующие в пространстве, блики,  пение - звуки, отражение...

Композитор  применил , технику музыкальных композиций. (Слайд 13)  «Cонорика» (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – так называют вид современной техники музыкальной композиции.
Сонорными средствами являются музыкальные шумы, звучащие без определённой высоты
.

Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой.

Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса (показ цветового спектра).

В спектре можно увидеть не только главные цвета, но и богатство оттенков.  Итак, приступаем к практической работе и под звучание музыкального произведения Э.Н.Артемьева. Выполните рисунки в различных  техниках.  

(Слайды по техникам)

Итог урока

 Наше космическое путешествие подходит к концу.

И в заключении представляем выставку своих работ и поём песню «Космос» В.Ярушина.

Космос, как старый колдун,

Молча, тайны хранит.

Там, среди звезд и планет,

есть ему, что скрывать.

Солнце восходит в зенит,

снова ракета летит,

Чтобы из тысячи тайн

хоть одну разгадать.

Вот бы и нам

полететь высоко-высоко.

Вот бы и нам

по одной из планет погулять.

Пусть это все нелегко,

пусть это все далеко,

Будем учиться мы

и о полетах мечтать.

Припев.

С солнечным рассветом

сядем мы в ракету с тобой,

Двигатели,  ахнут, и земной нарушат покой.

Надо торопиться, надо много в жизни успеть,

Чтобы, как Гагарин, землю хоть разок облететь.

Там, говорят, можно встретить всегда НЛО,

Там, говорят, есть подобные нам существа.

Вот бы нам их повстречать, сможем мы друг друга понять.

Будем учить повторять их простые слова.

Припев.

План-конспект урока музыки  и изобразительного искусства в 6 классе

по теме  «Космос в музыке и в живописи»

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Космос в музыке и в живописи»

Тип урока

Интегрированный. Усвоение новых знаний. Исследование.

Цель

формировать  представления  обучающихся  о  возможностях  музыки и изобразительного искусства посредством выразительных средств:  выразительных,  изобразительных,  Формирование ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.

Задачи

Предметные

Личностные

Метапредметные

Осмысление обучающимися «звукового мира» Космоса на примере произведения Ч. Айвза  и Э.Артемьева,  и представление космоса  через средства выразительности  в музыке и изобразительном искусстве.

пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству); бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.

учить анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.

Планируемые результаты

Знать:

произведения композиторов Чарльза Айвза  и Э.Артемьева

- уметь:  осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки,  изобразительного искусства,  а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор. 

Знать

-Свойства и возможности  бумаги в решении творческой задачи.

Уметь:

-Владеть приемами  различных техник.

-Гармонично размещать детали композиции на листе.

-Создавать гармоничные цветовые сочетания.

-Умение использовать традиционное в современных технологиях.

Осознание возможностей самореализации средствами изобразительного искусства
Развитие умения планировать самостоятельную художественную деятельность.

Развитие умения планировать самостоятельную художественную деятельность.

Межпредметные связи

Сопоставлять живописные и музыкальные произведения.

Формы работы

Коллективная, индивидуальная, групповая.

Материально-техническое обеспечение

компьютер, проектор, экран, презентация в программах  elite Panaboard book и Microsoft PowerPoint, фортепиано, быстрый интернет.

Этап урока

Методы, приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД  и предметные действия.

Ход урока

         I этап. Организационный момент

Эмоциональный настрой 

Музыкальное приветствие

Поют дети и учитель:

«Утро, здравствуй, мы любим тебя,

Солнце, здравствуй, мы любим тебя,

Небо здравствуй, мы любим тебя,

Люди, здравствуйте!»

Погружение в эмоциональную атмосферу урока

II этап.

Актуализация знаний

Диалоговый.

 Рассуждение

Эпиграфом нашего  урока будет высказывание итальянского художника Леонарда да Винчи

(Слайд -1).

Сейчас мы прослушаем  фрагмент музыкального произведения.

Ваша задача, внимательно вслушаться  и после прослушивания ответить на вопросы.     Звучит музыка группы «СПЕЙС».

1.Скажите, к какому жанру относиться это произведение? (вокальный, инструментальный),

 2. В каком исполнении прозвучало это произведение; (инструментальном)

3. Какие, интонации прослеживались? (спокойные, ровные, летящие, таинственные..), а как воздействовала музыка на ваше воображение, т.е. что вы представили,  (ощущения  полёта, легкости, невесомости,  дали..)

Учитель: Этот  фрагмент   прозвучал   в исполнении    французской группы, с англоязычным названием «Спейс»,  что  в переводе на русский язык означает «Космос».  

(Слайд 2)  Дидье Маруани  в 1977 году сформировал  группу «Спейс, которая работала в 80-е годы в жанре синти-поп и электроника.

(Слайд 3,4) Синти-поп - жанр электронной музыки в 1980- годы становился популярным,  в котором синтезатор является доминирующим музыкальным инструментом. Жанр этот возник в Японии и Великобритании.

Отвечают на вопросы учителя, эмоционально настраиваются на слушание произведения, размышляют.

Погружаются  в эмоциональную атмосферу урока.

Выдвигают гипотезу. Осуществляют актуализацию жизненного опыта

III этап.

а) Изучение нового материала

б) Первичное закрепление знаний

в) Углубление в тему

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ.

Коллективная работа

Выполнение заданий на закрепление нового материала

Поисковый

Восприятие звучание игры на синтезаторе.

– Продолжить   наш  урок хочу отрывком  одного из стихотворений Людмилы Шакун (Слайд 5)

Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Верно, о космосе! (Слайд 6)

Вам нравиться смотреть в небо? А представлять, что вы летите высоко, высоко над Землёй?
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека.

- Чем привлекал Космос людей? (притягательностью, красотой, таинственностью, загадочностью)

Звездное небо – великая книга Природы.  Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров? Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом  фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена  вам еще не знакомы.

Американский композитор начала 20 века  Чарльз Айвз сочинил своеобразную, необычную музыку, как сама Вселенная.

 (Слайд 7)

1.В каком исполнении прозвучала пьеса? ( В исполнении симфонического оркестра).

2.Какие группы инструментов симфонического оркестра вы услышали? (струнные смычковые, деревянные духовые и медно духовая труба )  

3. Как звучали струнные инструменты  (настороженно,  немного напряженно, степенно), а деревянные духовые  (твердо, решительно, уверенно).

 Музыка, которая сейчас прозвучала, трудно назвать просто симфоническим произведением, скорее это  музыкальный пейзаж. Какие инструменты симфонического оркестра передали  образ неизвестной планеты (струнные смычковые), а деревянные духовые  образ космонавтов-исследователей.  Сам Айвз описывает сочинение как «космический пейзаж», в котором струнные представляют «молчание друидов, которые знают обо всём, пережили всё и находятся вдалеке от всего». Труба задаёт «Безответный извечный вопрос», а духовые ищут «незримый ответ» и, разочаровываясь, прекращают поиск, потому что ответ на этот вопрос — только «молчание».

Космос-это огромная вселенная, а человек, только её малая частичка. Сколько бы мы не изучали Космос, всё равно останется масса неизведанного, неопознанного.

С появлением электромузыкальных инструментов, значительно расширились возможности создания музыки. Наш отечественный композитор  XX века  Эдуард Николаевич Артемьев, создавал в своей музыке образы космоса, при помощи электромузыкального инструмента синтезатора. (Слайд 5)

Это современный музыкальный инструмент, акустические возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

 (Изобразить на инструменте звучание синтезатора в разных тембрах)

Я  предлагаю вашему вниманию фрагмент его произведения. (Слайд 6)

1. В каком исполнении прозвучал фрагмент?

2.Какой образ создаёт композитор в  этой пьесе?

3. Какие зрительные представления возникли у вас?

4. Какие звуковые эффекты использует композитор?

Каждый композитор обязательно использует различные  выразительные средства, техники музыкальных композиций. (Слайд 7).  Одна из них называется «Cонорика» ( от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – так называют вид современной техники музыкальной композиции.
Сонорными средствами являются музыкальные шумы, звучащие без определённой высоты.

Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой.

Давайте и мы с вами посмотрим и сравним средства выразительности музыки и изобразительного искусства и  назовем их. (Слайд 8)

На  уроках изобразительного искусства мы с вами знакомились с разными  техниками выполнения творческих работ. Давайте их вспомним и продемонстрируем  в практической части нашего урока посвященного Космосу. При  помощи этих текник  мы с  вами  передадим мелодию звучания Космоса. Практическая работа. Создайте эскиз своего цветового космоса посредством музыки рисующей неизведанные нами дали.

Слушают учителя,  отвечают на поставленные вопросы.

Знакомятся  с новой информацией, с музыкальными произведениями, рассуждают, устно выполняют  интонационно- образный анализ прослушанных произведений Чарльза Айвза, и

Эдуарда Артемьева.

Знакомятся  с возможностями

электромузыкального инструмента - синтезатора.

Импровизируют  игру на синтезаторе по  желанию,

а остальные  выполняют рисунок

Работа по группам с применением различных изобразительных техник.

Каждая группа представляет свою технику.

Формирование различных видов мышления,

развитие способности к освоению новых знаний, умение работать с информацией, сравнивать анализировать  выделять главное,

формировать эстетические чувства и потребности,

проявлять  эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыки.

Регулятивные:  оценивать  собственную  музыкально-творческую  деятельность  и  деятельность  одноклассников;

  Коммуникативные:  осуществлять  контроль,  коррекцию,  оценку  действий  партнера  в  процессе  музыкально-творческой  деятельности;

IV этап.

Актуализация

ранее полученных знаний о музыкальных средствах выразительности, и выразительных средствах

 в изобразительном искусстве.

 Космос недоступен множеству людей, но каждый человек,  в душе художник и он видит свою версию космоса

Характеристика музыкального образа при помощи выразительных средств музыки. Знакомятся с новыми музыкальными понятиями.

Называют и сравнивают средства выразительности музыки и в изобразительном искусстве.

научить детей воспринимать прекрасное о природе в произведениях искусства, в быту, труде, в мыслях и поступках людей, в общественных отношениях; - воспитывать эстетические чувства и вкус; - научить правильно, понимать и осознавать, прекрасное в жизни во всей полноте ее развития; - дать школьникам соответствующее художественное образование, развить в них художественное творчество и учить их проявлять себя в различных видах творческой деятельности.

Формирование  УУД:

   личностные: воплощать  художественно-образное  содержание  в слушании музыки,  в  пении,  рисунке;  распознавать  и  эмоционально  откликаться  на  выразительные  и  изобразительные  особенности,  как музыке, так и в изобразительном искусстве;

  познавательные:  овладевать  умениями  и  навыками  интонационно-образного  анализа  музыкального  произведения;  формировать  устойчивый  интерес  к  музыкальному  искусству  и  музыкальным  занятиям,  позитивный  эмоциональный  отклик  на  слушаемую  и  исполняемую  музыку,  на  участие  в  разнообразных  видах  музыкально-творческой  деятельности;

  регулятивные:  оценивать  собственную  музыкально-творческую  деятельность  и  деятельность  одноклассников;

  коммуникативные:  осуществлять  контроль,  коррекцию,  оценку  действий  партнера  в  процессе  музыкально-творческой  деятельности;

Образовательные  технологии:

- технологии  развивающего  обучения;

- игровая  технология;

-информационно-коммуникационная  технология;

- здоровьесберегающая  технология;

Класс 6

Авторы  учебной программы «Музыка. 5 – 7 классы»:  Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

Раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Тема урока: 

«И несётся над землёю колокольный звон…»  «Перезвоны».  «Молитва».

Эпиграф урока:

 « Всю жизнь мою несу родину в душе,

   люблю её, жив ею, она предаёт мне силы…

   Красота её, ясность её поднебесная редкая на земле…»

Планируемые результаты (базовый уровень):

  Личностные:

- проявить интерес и понимание к музыке  на основе чувственных своих ощущений, учиться анализировать музыкальное сочинение, отнестись с любовью к  музыке о родной земле, людям их традициям , посредством фрагментов из симфонии-действо «Перезвоны» В.А.Гаврилина.

Метапредметные:

Обущающиеся  коллективно продолжают сотрудничать, управлять поведением, логически рассуждать, вспоминать уже известное им, выражать свои мысли, прогнозировать, развивать ассоциативное мышление.

Предметные:

Обучающиеся

  1. Выявление  глубоких  связей  с русским народным музыкальным творчеством, современного композитора XX века В.А. Гаврилина;

  2. Осмысление интонационно-жанрового богатства музыки, отечественного композитора XX  века В.А.Гаврилина;

  3. Развивать  у детей способности, сердцем откликаться  на жанр – «Молитва» и русской традиции  колокольности, в музыке  отечественного композитора В.А.Гаврилина.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

Размышлять о музыкальных фрагментах симфонии-действо «Перезвоны», современного композитора В.А.Гаврилина, как способе выражения чувств и мыслей человека;

Эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

- Раскрыть образное содержание музыкальных фрагментов симфонии-действо «Перезвоны» В.А.Гаврилина;

- продолжить развивать  музыкальный вкус;

-  эмоционально переживать музыку;

- связывать содержание музыки с жизненными обстоятельствами;

- реализовать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

Тип урока:

Урок изучения нового материала, повторение пройденного материала, во взаимодействии с  другими видами искусства:  литература,  изобразительное искусство.

Вид учебного занятия: Урок с использованием презентаций: «Вечернее небо», «Наш край» ( местного фотографа А.Утробина),  изобразительного искусства И.И.Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы»,  музыкального материала, литературы «Молитва» Б.Окуджавы, «Исповедь» В.Шереметьева.

Методы: активный  диалог, сопоставление, осмысление.

Оборудование учебного занятия:

Оформление доски: 

1. Музыкальный словарь: хор, солист, симфония-действо, контраст-сопоставление, декламация, а.капелла, фольклор, баритон, гобой, ударные инструменты.                                                 

2.Эпиграф:

                                                   «Всю жизнь мою несу родину в душе,

                                                    люблю её, жив ею, она придает мне силы…

                                                    Красота её, ясность её поднебесная редкая на земле».

                                                                                                                             В.М.Шукшин.

 3. Фотографии:

   В.А. Гаврилин – композитор XX века;

   В.М.Шукшин – писатель, актёр, режиссёр XX века;

   И.И.Шишкин – русский художник XIX века.

Фонохрестоматия:  СD  1- 5-6 классы  авторов: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

В музыке В.А. Гаврилина, возникает голос народной жизни во всем её многообразии. Музыка частей этого произведения «Перезвоны» пронизана колокольностью, которая раскрывает праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых  и трудных истинах. А что есть истина? Истина – это  радость и печаль, любовь и разлука, мать и сын, человек и природа, грех и раскаяние, жизнь и смерть, Отчизна, душа, совесть.

Итак, звучат фрагменты из симфонии - действо, а ваша задача вслушаться и понять, что передаёт и раскрывает интонация каждого фрагмента, а также, почему В.А.Гаврилин назвал это хоровое произведение симфония – действо?

 Звучит «Вечерняя музыка». (слайд – «Вечернее небо» А. Утробина)

После прослушивания идет анализ фрагмента.

Учитель:

- В каком исполнении прозвучал музыка?

Дети:  

В исполнении смешанного хора;

Учитель:

- Хор звучал одноголосно или многоголосно?

Дети:

Многоголосно.

Учитель:

- Было ли здесь музыкальное сопровождение?

Дети:

Нет,  не было музыкального сопровождения.

Учитель:

- Как называется  такое исполнение?

Дети:

А капелла.

Учитель:

- Что передает  музыка, посредством  выразительных средств?

Дети:

Тишину, покой, сосредоточенность. Мелодия  её гибкая, темп умеренный, ритм ровный, динамика  не яркая, тембр - смешанный хор, регистр от низкого до высокого.

Учитель:

Как   закончилась эта музыка?

Дети:

Низкими,  мужскими на слог - Бом! Бом!

Учитель:

- О чем говорили эти звуки?

Дети:

Хор подражал звону тихих, вечерних колоколов.

Учитель:

Верно! Создавая колокольность, хор передал красоту вечерней зари, засыпающей земли, человеческих раздумий…

Учитель:

- Следующая картина жизни народа, раскроется в части,  под интересным  названием, прислушайтесь!  («Ерунда»)

Анализ  фрагмента.

Учитель:

- Что выражала  интонация в этой части?

Дети:

Радость, шутку, смех, веселье.

Учитель:

- Как это выражалось?

Дети:

Ускорением темпа, менялась динамика выражающая смех, радость, тембры голосов и женских и мужских выражали, как уметь, веселиться, шутить русский народ.

Учитель:

- Можно ли сказать, что эта часть, как и предыдущая, пронизана  колокольностью?

Дети:

Да! Звучал смешанный хор, а капелла, подражая различным звучанием колоколов.

Учитель:

- А как бы вы назвали эту часть?

Дети дают разные ответы

Песня небылица, шутка…

Учитель:

- Вы правы, эту часть композитор назвал «Ерунда». «… Шла коза с товарами, а за ней целый пуд на тарелочках несут; носит Марьюшка штаны, а Иван носит красный сарафан…». Любил народ сочинять различные  потешки, небылицы.

Учитель:

- Как  называется народная мудрость?

Дети:

 Фольклор.

Учитель:

- Давайте отметим движением рук подражание хора колоколам. Но сделаем это так: 1 ряд пластикой рук отмечает низкие звучания колоколов, а 2 и 3 ряд высокие и средние звучания. Ваша задача прислушаться и правильно отметить это движение – пульс  мелодии (только начало части)

Учитель:

Посмотрите на доску и одновременно послушайте две коротких мелодии и по их интонации и записи, определите  название песен.

Учитель:

- Кто узнал, интонации, каких песен звучали и записаны?

Дети:

РНП «Комара женить мы будем» и «Песня о маме».

Учитель:

- А как вы это определили?

Дети:

 По ритмическому рисунку, по линии мелодии…

Учитель:

-  Давайте мы с вами попробуем передать  настроение этой шуточной, старинной свадебной песни. Поём! (РНП «Комара женить мы будем»)

Учитель:

- А теперь вам потребуется большое внимание и понимание, но в начале слушания,  я прочту вам несколько строк из стихотворения, а вы попробуете определить его название.

Дети:

Молитва.

Учитель:

- Верно!

Откройте свои рабочие тетради на странице 28 и проследите по тексту, песню «Молитва»  в исполнении Булата Окуджавы, известного барда XX века. Слушаем!

Учитель:

- Что такое молитва?

Дети:

Обращение к Богу!

Учитель:

Композитор В.А.Гаврилин  и В.М.Шукшин тоже  обратились  в своих произведениях, к жанру - Молитва. Слушаем!

- Какое действие раскрывает композитор,  в этом фрагменте?

Дети:

Монотонный звон колокола, который заставляет прислушаться, что будет.

Учитель:

А как дальше развивалось действие?

Дети:

Солист не пел, а говорил сосредоточенно, сдержанно, просил Бога его простить.

Учитель:

- Такое исполнение называется декламация.

- Какое душевное состояние выражает герой в этой части?

Дети:

Боль, раскаяние, искренность.

Учитель:

- Да. В прошлом это разбойник, который всю жизнь грабил, убивал, наживал чужое добро, а теперь он старый немощный, он умирал и  уходя из жизни о чем он задумался?

Дети:

Как он неправильно жил и  поэтому просил прощения у Бога.

Учитель:

- Посмотрите на картину «Полдень. В окрестностях Москвы» русского художника И.Шишкина и скажите, какие чувства возникают у вас при знакомстве с ней?

Дети:

Люди,  идущие по дороге, лужи после дождя, большое небо над головой, вдали стоит маленький храм, по сторонам дороги поля пшеницы, а настроение у людей хорошее…

Учитель:

- Спокойствие, умиротворенность, радость людей идущих по дороге после работы, по которой они ходили не раз. Поле, лес, дорога, скорее всего, ведущая к храму, который виден вдали, - и всё это говорит о единстве человека и природы. Огромное чистое небо над головой и тихое, маленькое счастье людей на своей родной земле!

А теперь я предлагаю вам послушать песню «Мой светлый мир»  в исполнении бывшего ученика нашей школы  и солиста ВИА «Витязи» нашего города, Смык Дмитрия.

Учитель:

- О чем прозвучала эта песня? Какие чувства она передала?

Дети:

 О  нашей земле, о её красоте, чувства любви.

Учитель:

- А сейчас послушайте в исполнении Саши Морозова  замечательное стихотворение   В.Шереметьева, постарайтесь прислушаться и сказать, созвучны ли стихотворение, эпиграф из рассказа «Слово о малой земле» В.М.Шукшина, картина И.И.Шишкина «В полдень. В окрестностях Москвы», фрагменты  хоровой симфонии – действо «Перезвоны» В.А.Гаврилина?

Я слышал музыку  небес

Однажды в юности, весною…

Как купол храма, надо мною

Синело небо, майский лес

Чуть слышно шелестел листвою,

И высоко над головою

Звенел серебряный оркестр!

То  были звуки… нет сравненья –

От них кружилась голова,

В них всё сливалось: птичье пенье

Чуть шелестящая листва

Травинок струны в них дрожали,

Хрустальный  воздух в них звенел,

Воображенье поражая,

Пел горный мир! Я тоже пел…

И, сотканный из ярких точек,

Пульсировал небесный свет,

Как будто ангельские очи

Сияли с неба людям  вслед.

И петь, и жить хотелось очень!..

А было мне – 17 лет!

Учитель:

- Замечательное стихотворение, не правда  ли?

Можно ли сказать, что всё вокруг нас наполнено музыкой, всё звучит, как в стихотворении птицы, травы, горы, небо, леса, люди? В картине, которая полна солнечного света, - веселые голоса идущих людей, в музыке симфонии - действо «Перезвоны», множество разных оттенков, выражающих настроения людей, природы.

Дети:

Да, повсюду слышна музыка!

Учитель:

 - Как вы думаете,  почему хоровое произведение В.А.Гаврилин назвал  симфонией?

Дети:

Слово симфония в переводе с греческого языка означает «созвучие», а композитор В.А.Гаврилин передал, как  природа и человек созвучны.

Учитель:

Да!

- Созвучие земли нашей и жизни человека на этой грешной земле в горе и радости, любви и разлуки, грехе и раскаянии…

Всё на этой земле поет, звучит, надо только прислушаться!

И в заключении какая песня будет созвучна  теме нашего урока?

Дети:

«Мир вам, люди!»

Учитель:

-Поём!

Домашнее задание: найти стихотворение о нашем родном крае  наших местных поэтов  и подобрать к нему музыку, а можно и выполнить рисунки по теме сегодняшнего урока и озвучить свой рисунок.

 

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

I. Этап -

Организационный момент

Музыкальное приветствие «Утро, здравствуй!» муз. А.Пахмутовой текст Н.Добронравова; исполнение песни

«Мир вам, люди!» музыка и слова

О. Рутиной.

Звучит колокольный звон (благовест).

Даёт установку на исполнение песен с применением навыков и умений хорового пения.

Исполнение песен в унисон, с хорошей дикцией, правильным дыханием,  выразительно.

Коммуникативные действия.

Умение в хоровом исполнении передать настроения, чувства, заложенные  композитором и автором слов в песне «Мир вам, люди!»

II. Этап -Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

III. Этап -усвоения новых знаний.

IV. Этап –

Рефлексия.

Домашнее задание.

Беседа учителя и учащихся о роли и значении колоколов в жизни человека.

Повторение ранее пройденного материала.

1.Знакомство с В.М.Шукшиным и отрывком из его рассказа «Слово о малой земле» и словами ставшими эпиграфом к уроку.

2.Просмотр презентаций: «Вечернее небо» «Наш край» А.Утробина;

3.Анализ картины И.И.Шишкина  «Полдень. В окрестностях Москвы»;

5.Прочтение стихотворения «Исповедь» В.Шереметьева;

6.Слушание фрагментов из симфонии-действо «Перезвоны»;

7. Хоровое исполнение  и слушание песен.

Закрепление пройденного материала по принципу:

Что я знал по данной теме, что узнал нового, что я ещё хочу узнать?

Найти стихи поэтов нашего края и подобрать музыку или песни к их стихам, а также выразить образы в рисунках к прослушанным произведения

Приводит к осознанию и восприятию сочинения современного композитора В.А.Гаврилина, через решение проблемных вопросов:

- Что вы услышали в начале урока?

- Как называют колокола люди с глубокой древности?

- Где можно услышать колокольные звоны?

- Какие бывают разновидности  колокольных звонов?

- К какой разновидности относится этот звон?

Формулирует тему урока.

Ставит цели урока перед учащимися.

Организует восприятие и осмысление новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

Поощряет правильные высказывания учащихся.

Контролирует результаты учебной деятельности, оценивает работу учащихся.

Повторение ранее усвоенного материала, путём беседы, слушания. Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы:

Звон колоколов.

- Колокола называют голосом нашей Родины. В старину оповещали людей о разных событиях…

- Сейчас их можно услышать в православных храмах во время Богослужений, на различных праздниках православной жизни россиян.

- колокольные звоны бывают разными: набат, благовест, трезвон и др.

Благовест.

(пояснения: мелодично, радостно, светло…)

Сопоставление образов героев В.М.Шукщина  в рассказе «Слово о малой земле»,  в симфонии-действо «Перезвоны» В.А.Гаврилина, картине И.И.Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы», стихотворении

«Исповедь» В.Шереметьева, в которых авторы воссоздали истинный образ России.

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

Регулятивные действия:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные действия:

- компетентность полно и точно показать свои знания при повторении пройденного материала.

Регулятивные действия:

- целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесении того,  что ещё предстоит выявить, о колокольности, использование фольклора, молитвенности, в музыке современного композитора В.А.Гаврилина.

планирование  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии решения  поставленных задач:

- характеризовать музыкальные произведения;

- наблюдать за развитием музыкальных образов;

 - определять жизненно-образное содержание с применением выразительных средств в музыке.

Коммуникативные действия: проявлять активность во взаимодействии, умение вести диалог, слушать внимательно фрагменты из симфонии-действо «Перезвоны» и эмоционально откликаться;

развитие самооценки личности.

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащихся.

Познавательные УУД поиск и выделение необходимой информации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дидье Маруани в 1977 году создал группу « Спейс »

Слайд 3

« Space » – французская группа с англоязычным названием, которое в переводе на русский язык означает «космос», работаюшая в жанре синти-поп и электроника. Коллектив сформировался в 1977 году, благодаря Дидье Маруани . В 1975 Во Франции выходит первая сольная пластинка Дидье Маруани , пользовавшаяся большим успехом на родине

Слайд 4

Синти-поп - жанр электронной музыки, в котором синтезатор является доминирующим музыкальным инструментом. Жанр возник в Японии и Великобритании.

Слайд 5

Людмилы Шакун Я стою на пороге Вселенной, Вихри космоса веют в лицо, Все, что вечно, и все, что мгновенно, Припорошено звездной пыльцой .

Слайд 6

«Космос в музыке и в живописи»

Слайд 7

американский композитор Чарльз Айвз Он очень любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств (додекафонию, полиритмию, политональность , четвертитоновое письмо, звуковые кластеры, целотоновые последовательности, алеаторику - метод музыкальной композиции, ),

Слайд 8

Артемьев Эдуард Николаевич Композитор - наш современник Эдуард Артемьев пошел по пути, на который, как говорят «не ступала рука» композитора, избрав главным объектом своего творчества - звук.

Слайд 9

РАЗНОВИДНОСТИ СИТЕЗАТОРА

Слайд 10

МОЗАИКА В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО, ОЗНАЧАЕТ ПОСВЯЩЕННАЯ МУЗАМ, А В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОЗАИКА – ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЛИ ОРНАМЕНТ, СОСТАВЛЕННЫЕ ИЗ ПРОСТЕЙШИХ ЦВЕТОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ – КУСОЧКОВ РАЗНОЦВЕТНЫХ НАТУРАЛЬНЫХ КАМНЕЙ, СТЕКЛА (СМАЛЬТЫ). КЕРАМИКИ. ДЕРЕВА ИЛИ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ.

Слайд 11

МОЗАИКА

Слайд 12

« Cонорика » ( от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – так называют вид современной техники музыкальной композиции. Сонорными средствами являются музыкальные шумы, звучащие без определённой высоты. Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирущие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания…

Слайд 14

Техники изобразительных средств: 1. Техника акварели; 2. Смешанная техника: акварель, восковые мелки; 3. Рисунок в техники «паспорту»; 4. В технике « набрызг »; 5. в технике граттаж ; 6. Рисунки пастелью .

Слайд 15

Техника «акварель» Работая с акварелью, можно получить необходимую концентрацию краски: от прозрачного практически бесцветного фона до насыщенных, четких контуров.

Слайд 16

Смешанная техника: акварель, восковые мелки. Рисунок звезд и планет наносится восковыми мелками, затем сверху покрываете акварельной краской, в места нанесенного рисунка восковыми мелками акварель не ложится, остается только фон, а рисунки звезд и планет выступают через фон.

Слайд 17

Рисунок в технике «паспорту» Это очень необычная и увлекательная техника рисования. Сначала, как и в предыдущей технике, надо раскрасить лист бумаги цветными восковыми мелками. В результате у вас получится яркий, цветной коврик. После этого на картоне нарисуйте шаблоны планет, летающих тарелок, космических ракет, звезд и т.п.

Слайд 18

техника " набрызг ". При помощи аэрозольных баллончиков на листе бумаги черного цвета разбрызгайте краску. У вас получится звездное небо. Планеты можно нарисовать при помощи круглых трафаретов. Посмотрите, какой красивый рисунок на тему космоса получился у нас.

Слайд 19

Техника « граттаж » Слово “ граттаж ” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Слайд 41

1.Космос, как старый колдун, молча тайны хранит. Там, среди звезд и планет, есть ему, что скрывать. Солнце восходит в зенит, снова ракета летит, Чтобы из тысячи тайн хоть одну разгадать. Вот бы и нам полететь высоко-высоко. Вот бы и нам по одной из планет погулять. Пусть это все нелегко, пусть это все далеко, Будем учиться мы и о полетах мечтать. Припев. С солнечным рассветом сядем мы в ракету с тобой, Двигатели ахнут и земной нарушат покой. Надо торопиться, надо много в жизни успеть, Чтобы, как Гагарин, землю хоть разок облететь. 2.Там, говорят, можно встретить всегда НЛО, Там, говорят, есть подобные нам существа. Вот бы нам их повстречать, сможем друг друга понять. Будем учить повторять их простые слова. Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...