Разработка урока в 5 классе по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Баалет"
учебно-методический материал по музыке (5 класс)

Кузнецова Светлана Васильевна
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Тип урока: урок общеметодологической направленности (стандарты ФГОС) Форма урока: урок-путешествие; Деятельностная цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Музыка». Содержательная цель: систематизировать представления пятиклассников о трансформации литературного жанра – сказки в хореографический театральный жанр искусства - балет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе по теме

«Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Учитель Кузнецова Светлана Васильевна, высшая квалификационная категория

Урок 14

Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Тип урока: урок общеметодологической направленности (стандарты ФГОС)

Форма  урока: урок-путешествие;

Деятельностная цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Музыка».

Содержательная   цель: систематизировать представления пятиклассников о трансформации  литературного жанра – сказки  в хореографический театральный жанр искусства - балет.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить обучающихся с синтетическим искусством - балетом на примере балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»;
  • повышение мотивации к обучению через вовлечённость в единый творческий процесс (познавательная и аналитическая деятельность)
  • сформировать понимание общности искусств на примере литературы и музыки;
  • расширение и углубление знаний (организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний).
  • научить исполнять разученные песни в характере.

Развивающие:

  • расширение и углубление знаний о литературе и музыке в опоре на уже имеющиеся знания (организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний).
  • продолжить формирование слушательского и зрительского  опыта в процессе знакомства с музыкой известного балета;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитать осмысленное восприятие литературного, музыкального искусства и искусства балета; 
  • воспитать любовь и уважение к литературному и музыкальному наследию;
  • формировать способность к самореализации, самоопределению через творчески – продуктивную деятельность.

Методы: ретроспективы, частично-поисковый; репродуктивный, метапредметный подход.

Технологии: коуч–технологии, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный и компетентностный поход,  здоровьесбережения.

Используемые компетентности: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, личностного совершенствования, поисковая.

Виды и формы контроля: корректировка устных ответов учащихся, наблюдение за творческим процессом во время работы.

Оборудование и материалы: ПК, мультимедиапроектор, экран, УМК и учебник  под редакцией Е. Д. Критской, портрет композитора, рояль, доска, мел.

Образовательные Интернет-ресурсы: Power Point, Internet Mozilla Firefox, Меdia Pleer Classic, электронный журнал.

Ход урока

Этап 1. 1  МИН.  Оргмомент. Музыкальное приветствие.

Этап 2. 5 МИН. Проверка домашнего задания

- К сожалению, наше первое путешествие в музыкальный театр в связи с актированным днем не состоялось. Но домашнее задание было задано. Давайте вспомним, что было задано на дом?

(Проверка домашнего задания: что такое опера, о какой опере узнали, ария, увертюра, либретто).

- Откройте учебник на стр. 4. Назовите тему, по которой мы работаем?

ОТВЕТ: «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»

- Какой род литературы положен в основу оперы «Садко»?

- ЛЕГЕНДА.

-  Что такое легенда? (Ответы учащихся)

- ЛЕГЕ́НДА - (от лат. - то, что должно быть прочитано) – жанр несказочной прозы в фольклоре, устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемые рассказчиком и слушателем как достоверность. По содержанию легенда всегда фантастична, повествует как о прошлом, так и о настоящем и будущем.

- Ребята, кто был в музыкальном театре?

– (ПОДНИМАЮТ РУКИ).

Этап 3. 5 МИН. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.  

Сегодня, мы с вами отправимся во второе путешествие в музыкальный театр и познакомимся с еще одним театральным жанром.  Попробуйте определить, с каким жанром вы сегодня встретитесь? Внимание на экран…

СМОТРИМ ФРАГМЕНТ (ТЕАТР, ОРКЕСТР, ДИРИЖЕР. ЗВУЧИТ МАРШ ИЗ БАЛЕТА «Щелкунчик))  

- Из какого музыкально-театрального жанра эта музыка?  

- ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ, в т.ч. БАЛЕТ.

Этап 4. 20 МИН. - Значит, тема нашего урока – «Балет». Композитор П.И. Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал удивительный музыкальный жанр – балет, У него есть кое-что общее с оперой и это, прежде всего, литературная основа т.е…

- ЛИБРЕТТО.

- Итак, для оперы «Садко» либретто написано по легенде. А какие еще виды литературы могут быть положены в основу театральных спектаклей, как вы думаете?

- ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ в т . СКАЗКА

- Я ПРЕДОСТАВЛЯЮ СЛОВО АЛЕНЕ ОЛЕГОВНЕ.

- Ребята! Вы прослушали красивую музыку. Она приглашает нас с вами на встречу, с прекрасным миром сказки. Если бы, сказка, имела возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, что она сказала бы следующие слова:

«Дорогие ребята! Я очень скучаю без вас, мои дорогие друзья! Вы, современные школьники, все больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаете читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас! Ваша Старая сказка».

-Догадались ли вы, какая сказка легла в основу этого балета П.И.Чайковского?

- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

- Правильно.  Основой для этого балета  стала детская сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» о новогодних приключениях девочки, которые приснились ей после рождественского праздничного вечера.

- Знакома ли вам эта сказка?

- А кто помнит героев этой сказки? (В сюжете тесно переплелись реальные образы: Маша, ее брат, Фокусник, гости; и фантастические: Щелкунчик, король мышей, игрушки и сладости). Кто помнит, кем в Машином сне на самом деле был Щелкунчик?

- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (в т.ч. ПРИНЦ)

- Давайте посмотрим фрагмент этого балета «Адажио».

ВИДЕОФРАГМЕНТ «АДАЖИО»

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

- Балет "Щелкунчик" был написан П.И. Чайковским в 1891 году. Как и в других балетах, в «Щелкунчике» Чайковского особенно привлекала возможность средствами музыки воплотить всегда привлекавшую его гуманистическую идею - борьбу Добра со Злом, победу Света над Мраком. Добрая сказка нашла воплощение в лирическом балете, где чередуются классический и характерный танец, пантомима.

Алена Олеговна зачитывает небольшой отрывок из сказки.

- «Вальс снежных хлопьев» провожает Мари и Принца в сказочную страну сладостей и игрушек. Вспомните, как звали Фею, встретившую их в этой стране?

СМОТРИМ «ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ»

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

- Когда вы, ребята, увидите этот балет на сцене театра, вы будете восхищены  музыкой Чайковского. Композитор нашел богатые и точные выразительные средства, чтобы раскрыть мир детских грез и сновидений. Познакомитесь ближе и с искусством танцоров, языком танца передающих содержание сказки Гофмана «Щелкунчик». Надеюсь, что это так и будет. А пока  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Этап 5. 5 МИН. РЕФЛЕКСИЯ

- Кто написал балет «Щелкунчик»?

- По какому литературному произведению написан балет?

- Понравился ли вам балет, как вид искусства?

- Понравилась ли вам музыка П.И.Чайковского?

- Позовете ли вы родителей в театр на балет?

Вывод: в балете языком танца и музыки раскрывается литературное содержание, передаются чувства.

Этап 6. 4 МИН. Исполнение песни «Новый год» (рэп)

Оценивание.

Домашнее задание: найти определение терминов балет, па-де-де, адажио.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БАЛЕТ Второе путешествие в музыкальный театр

Слайд 2

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Слайд 3

Щелкунчик и Мышиный король

Слайд 4

Петр Ильич Чайковский

Слайд 5

«Щелкунчик»

Слайд 6

Балет "Щелкунчик" был написан П.И. Чайковским в 1891 году. Как и в других балетах, в «Щелкунчике» Чайковского особенно привлекала возможность средствами музыки воплотить всегда привлекавшую его гуманистическую идею - борьбу Добра со Злом, победу Света над Мраком. Добрая сказка нашла воплощение в лирическом балете, где чередуются классический и характерный танец, пантомима.

Слайд 7

Рефлексия Кто написал балет «Щелкунчик»? Понравился ли вам балет, как вид искусства? По какому литературному произведению написан балет? Кто автор этой сказки? Понравилась ли вам музыка П.И.Чайковского? Позовете ли вы родителей в театр на балет?

Слайд 8

Домашнее задание Записать в словарь определение терминов: балет адажио па-де-де


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Самоанализ урока музыки в 5 классе по теме:"Путешествие в музыкальный театр.Балет."

Этот материал поможет учителям музыки при составлении самоанализа урока как  в раделе программы 5 класса "Музыкальный театр", так и частично при солставлении самоанализа по другим темам программы...

Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс

Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...

Открытый урок по литературному чтению «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Люд...

Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»

Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»...