Метод. доклад Работа над этюдами.
методическая разработка по музыке

Методические рекомендации по работе с инструктивным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._doklad_rabota_nad_etyudami.docx17.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Большое значение в развитии и совершенствовании исполнительской техники, приобретении мастерства имеет систематическая работа над этюдами. Переходом к игре этюдов завершается первоначальный период тренировочных упражнений и начинается новый, более ответственный, в котором специальные технические задачи сочетаются с музыкальными, создаются предпосылки для успешной работы над музыкальным произведением. Этюды дают возможность проверить прочность приобретённых знаний, навыков, уровень технической подготовки, развивают умение тщательно работать над отделкой произведения. Задача педагога заключается в том, чтобы на каждом этапе обучения подбирать для учащегося такие этюды, которые на данной ступени развития его технических навыков наиболее полезны, соответствуют подготовке, способностям, индивидуальным особенностям. Разучивание этюдов должно стимулировать дальнейшее развитие техники, приобретение исполнительского опыта, физическую тренировку. Надо проникнуться мыслью, что работа над этюдами- не только техническое совершенствование технического мастерства, практическое знакомство с образцами инструментальной фактуры и т. п. Одновременно эта задача предусматривает тщательную работу над качеством звучания, фразировкой даже в самых простых технических фигурах, чистое, чёткое воспроизведении деталей, динамики, штрихов и т. п. Выполнение этой комплексной задачи в большой степени будет способствовать преодолению технических трудностей, которые встретятся в дальнейшем при разучивании пьес. Овладение всем арсеналом технических средств обеспечит выразительное, красивое звучание.

       Методика работы над этюдами имеет свои особенности и закономерности. Изучению этюда должно предшествовать объяснение цели, которая преследуется этим заданием, а также особенностей данного этюда. Затем начинается практическое ознакомление, проигрывание в медленном темпе, без остановок. Особое внимание надо обратить на режим дыхания. Режим дыхания изменяется в зависимости от темпа исполнения. Большие отрезки этюдов технического плана не следует играть на одном дыхании, так как это приводит к перенапряжению сил. Воздух надо взять быстро в необходимом месте, стараясь не нарушать целостность музыкального построения. Педагог должен указать ученику места взятия воздуха и обозначить их в нотах, исходя из содержания этюда и учитывая исполнительские возможности ученика.

       Цель предварительного и повторного проигрываний заключается в том, чтобы ученик понял задание и приготовился к исправлению замеченных им ошибок, преодолению трудностей. Проделав разбор нотного текста, следует дополнительно сделать специальный технический разбор, то есть выяснить характерные особенности фактуры, динамики и других деталей. Когда учащийся будет хорошо знать нотный текст и уверенно исполнять этюд в медленном и умеренном темпе, можно применять всевозможные способы работы: проигрывание в различных темпах, вычленение больших отрезков, частей музыкального материала, ритмические варианты, транспонирование и т. д. Конечно не все этюды требуют таких способов работы, и применение их зависит от конкретных обстоятельств.

      Основная работа над этюдом состоит, во-первых, в том, что ученик несколько раз внимательно проигрывает его в медленном темпе, сосредотачивая внимание на деталях фактуры, качестве звучания, работе исполнительского аппарата; во-вторых, в тщательной проработке наиболее трудных мест. В каждом этюде встречаются технически сложные места, которые удаются не сразу, и поэтому разучивание должно начинаться с их освоения. По мере преодоления трудностей можно постепенно наращивать темп. Выполнение этих требований подготавливает ученика к исполнению этюда в надлежащем темпе с соблюдением динамических и агогических оттенков. Завершающая стадия работы над этюдами- разучивание в домашних условиях на память и исполнение в классе наизусть.

        Методика разучивания этюда требует многократного проигрывания, в результате которого преодолеваются технические трудности, приобретается необходимая выдержка, позволяющая сохранять свободное дыхание, эластичность губ, языка, пальцев, «снимать» напряжение, усталость. Особое внимание обращать на работу с этюдами, имеющими длительное, непрерывное, однообразное, быстрое движение. При появлении признаков усталости дыхания, губ не следует через силу продолжать игру. Надо прекратить её или после непродолжительного перерыва играть в замедленном темпе. Соблюдать правило: не переходить к быстрому темпу, пока губы не привыкли к исполнению в умеренном темпе; увеличивать темп постепенно, не форсируя звучность. Побольше играть в умеренном темпе крупные разделы, имеющие различную фактуру, группировку, динамику, отрабатывая, совершенствуя различные виды технических приёмов; не следует много времени уделять этюдам, фактура которых основана на мелкой, однообразной по характеру технике, быстрых движениях языка, напряжении губных мышц и дыхания; все виды изложения должны разумно сочетаться и дополнять общую тренировку, приобретение универсальных навыков.

       Необходимо позаботиться о том, чтобы музыкально-технические навыки, приобретённые в работе над этюдами, прочно закрепились и развивались, совершенствовались. Полезно для этого периодически повторять пройденные этюды, осмысливая их ладогармоническую и ритмическую структуру, продолжая поиски новых способов успешного воспроизведения и красивого, полнозвучного исполнения. Игра этюдов вооружает ученика музыкально-техническими средствами и приёмами, воспитывает исполнительскую дисциплину, требовательность к себе, развивает музыкальное мышление. Всё это должно осуществляться одновременно, параллельно, в тесной взаимосвязи, начиная с первого этапа обучения, и продолжаться до зрелой поры музыканта.

       В заключение полезно напомнить, что учебной практикой в ДМШ выработан ориентировочный регламент работы над развитием исполнительской техники. Большинство педагогов рациональным распределением времени (при трехчасовой работе в день) считают примерно следующее: от 15 до 20 минут—звуки продолжительной длительности; 25 минут—гаммы и арпеджио, 35 минут-этюды; между каждым видом работы—небольшие перерывы. Изучение пьес не следует откладывать на самый конец занятий, когда наступает общее физическое утомление и ослабление исполнительского аппарата. По-видимому, надо чередовать работу над тренировочным музыкально-художественным материалом.

Использованная литература:

  1. И. Кобец «Основы обучения игре на трубе»
  2. В. Луб «Методика обучения трубачей и корнетистов»
  3. С. Болотин «Методика преподавания игры на трубе в ДМШ».

       Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

       образования «Восходненская детская музыкальная школа»

                   Красногвардейского района Республики Крым

             Методический доклад на тему:

                         «Работа над этюдами»

                                                      Шинкарецкий Виктор

                                                      Алексеевич

                                                              преподаватель первой

                                                              квалификационной категории

                                                              по классу духовых инструментов

          

                                2018-2019 уч. год                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы обучения в средних специальных учебных заведениях. Метод доклад

Содержание и методы обучения - это те компоненты учебного процесса,  которые наиболее активно влияют на результаты подготовки специалистов.Содержание и методы обучения - категории дидактики...

Доклад для выступления на заседании ШМО воспитателей по теме "Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам"

На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вр...

Методическая работа на тему: "Работа над этюдами"

Методический и исполнительский анализ сборника "Избранные этюды" К. Черни...

Доклад с заседания МО «Применение методов групповой работы на уроках технологии»

Пусть ум и руки Ваши родят лишь чудеса,И мир станет прекрасней от мудрости творца!...

Новые формы и методы краеведческой работы с учащимися. Доклад на педсовет 29 апреля 2019 г.

В содержании доклада описываются формы и методы образовательной краеведческой работы в ОУ РК....

Доклад по географии: «Нестандартные методы при работе с картой на уроках географии».

У каждой школьной дисциплины есть свои сложности, которые остаются неизменными при любых корректировках программ и учебников. Для географии это – научить школьников свободно владеть «языко...