Программа "Детское пение"
учебно-методический материал по музыке

Шаломеева Наталья Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа  «Детское пение» детского творческого объединения «Вдохновение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_progr._detskoe_penie.doc271.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КРАСНЫЙ ЯР

  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

     

                                                                                   

                                                                                                              «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                           

                                                                     Директор ГБОУ СОШ с. Красный Яр

                                                                            _________________С. Н. Жаднова

                                                                            «____» ____________2018 г.

                                                                                                                   «ПРИНЯТО»

                                                                           на заседании педагогического Совета

                                                                     Протокол №___ от «____»_________2018 г.  

                                       

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

  «Детское пение»

детского творческого объединения

«Вдохновение»

Тип программы: адаптированная

Возраст детей: от 5 до 18 лет

Срок реализации: 6 лет

Разработчик

Шаломеева Н.Н.

Педагог дополнительного образования

2016 год

с. Красный Яр


с. Красный Яр

  1. С О Д Е Р Ж А Н И Е

                                                                                                     Стр.

           

  1. Введение……………………………………………………………….
  2. Пояснительная  записка……………………………………………...
  3. Учебно-тематический план…………………………………………..
  4. Содержание программы………………………………………………
  5. Ожидаемый результат………………………………………………...
  6. Коллективно-творческая деятельность ……………………………..
  7. Контрольно-измерительные материалы…………………………….
  8. Воспитательная деятельность педагога……………………………..
  9. Примерный репертуарный список для солистов…………………....
  10. Примерный репертуарный список для вокального ансамбля……...
  11. Приложения
  1. Список литературы, используемой  педагогам …………………..
  2. Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей…….
  3. Перечень оборудования, необходимого для реализации Программы………………………………………………………..…

  1. 3

4

8

9

15

17

18

20

21

22

23

26

27

  1. ВВЕДЕНИЕ

                                               

                                            «Российский Педагог  XXI века

 только  в  том  случае выполнит

свою    ответственную      миссию,

 если его педагогическими приоритетами

 станут духовность, здоровье и творчество…»

                                В.И. Андреев,

чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, профессор

     

            

     Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины и др. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности.

     О развитии детского голоса можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. В то же время, добиваясь определенного качества звучания, педагог может влиять и на его развитие в нужном направлении.

     Однако не всякое пение способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голоса.

     Чем раньше и целенаправленней мы организуем вокальную деятельность ребенка, тем большее влияние окажем на развитие его вокальных задатков и способностей. Никогда не вызывало сомнения в решающем значении воспитания и обучения в детстве.

      Поскольку считается, что и после мутации «центральные механизмы фонации остаются без кардинальной перестройки», то, очевидно, что основные свойства голосового аппарата, воспитанные в детстве, должны сохраняться и у взрослых, развиваясь в течение всей его дальнейшей жизни. Длительное невнимание к воспитанию детского голоса в школе может привести     даже    к     деградации   голосовой  функции. И,  наоборот, путем вокального воспитания в детских школьных учреждениях  можно значительно поднять общий уровень вокальной культуры в нашей стране.

     Опыт показывает, что соответствующим образом поставленное  вокальное воспитание младшего школьника  благотворно сказывается и на развитии его речевой функции.

      В последние два десятилетия можно отметить значительный рост числа детских певческих коллективов, которые доказали свою жизнеспособность и открываются повсюду не только у нас в стране, но и за рубежом. Настало время обратить более серьезное внимание на качество звучания детских голосов с точки зрения его влияния на их физическое, психическое и духовное развитие.

         

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Данная образовательная программа разработана для детского вокального  коллектива «Вдохновение» на основе авторской программы педагога дополнительного образования И.Ю. Гришиной “Детское пение”.

       

       

Уровень программы – учрежденческий.

       

Направление образовательной деятельности:

  • По содержанию – художественно-эстетическая.
  • По функциональному предназначению – учебно-познавательная.
  • По форме организации – кружковая.
  • По времени реализации – трехступенчатая система дополнительного образования детей.

Педагогическая целесообразность создания данной программы  продиктована  интересами детей и подростков, потребностями семьи, запросами социума, а также наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля.

        

Новизна, актуальность программы: 

  • Выявление проблем, которые можно решить с помощью данной программы.

Руководители вокальных студий и других  творческих объединений пользуются чаще всего программами и популярными учебниками известных педагогов-академистов Стуловой Галины Павловны, Апраксиной Ольги Александровны, Добровольской Нины Николаевны, Огороднова Дмитрия Ерофеевича, Емельянова Виктора Владимировича, перерабатывая их на свой страх и риск. Разумеется, есть  замечательные педагоги, имеющие огромный положительный опыт работы в сфере детского эстрадного вокала. Однако они стараются скрыть от всех свои знания, методики от «сглаза» конкурента. Отсюда, разобщенность и обособленность.

Сегодня композитор, написавший замечательную или даже простую детскую песенку, не станет публиковать ее в нотном изложении для массового спроса, а хорошо продаст конкретному исполнителю.

  • Выполнение социального заказа.

Однако время диктует нам свои правила: потребности детей всё более направлены в сторону современной популярной музыки, исполнение которой требует яркой зрелищности, владения хореографией, пластикой, театральным искусством, немалых капиталовложений.

Педагогическая значимость программы заключается в том, что по авторскому замыслу за основу взяты самые высокие требования областных, всероссийских и международных конкурсов.

Отличительные особенности образовательной программы  вокального творческого объединения «Вдохновение» от типовых программ состоят в том, что она значительно расширяет пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений, поскольку имеющиеся на данный момент типовые программы являются узкопрофильными, направленными на формирование у детей определенных умений и навыков без учета их физических возможностей, а также интересов и потребностей. Обучение по ним ведется в строго академической манере, в рамках, не допускающих отклонений. Однако детей и взрослых привлекает своей яркостью и театральностью более демократичная и понятная для широких масс слушателей эстрадная музыка. Желающих заниматься эстрадным пением очень много, а школ, где обучают этому виду искусства крайне мало. В результате мы получаем большое количество невежественных и неумелых эстрадных певцов. Только тогда, когда педагоги-музыканты обратят свои взоры на «бесхозную» эстрадную музыку, разберутся в ней сами и научат разбираться своих учеников, появятся грамотные эстрадные артисты, а самое главное - публика, которая сможет их оценить. Однако данное направление вовсе не исключает изучение вокальных шедевров мировой классики. Дети с огромным удовольствием разучивают  произведения, включающие в себя обработки русских народных песен, духовную музыку  (a`capella), классические произведения русских и зарубежных композиторов. Каждый ребенок проходит школу классической музыки, ее лучших образцов. 

        

Данная программа - долгосрочная.  Она рассчитана на 6 лет обучения для детей от 5 до 18 лет, обладающих необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющих здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, а также проявляющих интерес к пению.

Обучение проходит по трем этапам, курсам:

Начальный этап (алгометрический, эмоционалоьно-мотивационный, развивающий (образовательный):  - младшая группа = 216 часов.

Средний (рационально-продуктивный, развивающий (образовательный):                    - средняя группа = 216 часов.

 Высокий (креативный, комплексный и  творческий)): - старшая группа = 216 часов.

Каждый курс рассчитан на 2 года обучения.  Комплектование вокального коллектива происходит в первую учебную неделю в зависимости не столько от качества голоса детей, сколько от желания   каждого   ребенка   заниматься   коллективным   пением.  При приеме  ребенку   предъявляется   очень   простая  программа  (тест), реализация которой позволяет руководителю определить группу, в которой он может заниматься на начальном этапе обучения пению. Постепенно, с приобретением певческого стажа, школьники переводятся из младшей группы в среднюю и старшую группы.

     Количество занимающихся в группе составляет 15 человек на 1-м и 2-м году обучения и 12 человек на 3-м и последующих годах обучения. При комплектовании групп учитывается возраст детей.

 Занятия  проводятся 3 раза в неделю по 2 часа в каждой группе. Годовой объем часов - 216 часов.  Работа по подгруппам тоже проводится. Распевание проводится со всей группой, а потом, если это необходимо, идёт работа по подгруппам.

   

  Программа обучения детскому  пению  ставит своей ЦЕЛЬЮ посредством вокального искусства:

  • дать возможность каждому ребенку получить основы вокального и музыкального образования с тем, чтобы он смог  реализовать потребность к самовыражению и творчеству в области эстрадной вокальной деятельности, тем самым создать благоприятную почву для появления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области  музыки для профессионального самоопределения.

     Для  достижения   этой   цели  программа   предусматривает   следующие  

ЗАДАЧИ:

 1.      Развивать:

  • здоровый голосовой аппарат;
  • высокую вокальную позицию и точное интонирование;
  • высокую музыкальную и эстетическую культуру каждого ребенка, способного к разным видам музыкальной деятельности;
  • индивидуальные вокально-творческие способности детей;
  • исполнительскую культуру.

 2. Прививать навыки коллективного музицирования, чувства ответственности за общее дело.

 3. Научить пользоваться современными техническими средствами, необходимыми для эстрадной, концертной деятельности.

Важная задача при обучении детей пению - раскрыть содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением.

     В детском вокальном коллективе необходимо культивировать особую эмоциональную атмосферу, что вполне естественно, ведь музыка – "язык чувств". Музыка волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Кроме того, музыка "управляет" их чувствами, дисциплинирует, помогает овладевать волнением, подчиняя его художественным задачам, учит переключать эмоциональный строй чувств, ведь на одном занятии, в концертном выступлении дети исполняют произведения разного характера. Эмоциональное восприятие музыки подкрепляется работой голосового аппарата. Развитие музыкальных способностей и воспитание любви к вокальному исполнительству может стать основой выбора профессии для воспитанников.

Для успешной реализации данной программы созданы все необходимые  условия: учебный класс для занятий пением, ритмикой, танцами, постановочной работой, оборудованный звукоусилительной аппаратурой, комплектом микрофонов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой (CD-плеер,  синтезатор, компьютор для просмотра видеозаписей, в том числе выступлений самих обучающихся с целью анализа качества исполнения и пр.).

Для сценической деятельности обязательно используются яркие, современные  концертные костюмы.

В учебном процессе применяются различные дидактические материалы: карточки с нотами, карточки с длительностями, плакаты и таблицы,  нотная литература, аудио и видеозаписи, набор разнообразных фонограмм «- 1».

Педагогическая диагностика производится при помощи разработанных педагогом  диагностических карт. Оцениваются не только успеваемость учащихся, но и более субъективные показатели, такие как профессиональный рост концертного вокального ансамбля по шести основным параметрам (строй, качество звука, эмоциональность, дикция, сложность репертуара, сценическая органичность), а также наиболее успешных солистов (качество звука, эмоциональность, дикция, сложность репертуара, сценическое мастерство).

При помощи анкетирования учащихся и их родителей выясняются также степень удовлетворенности ходом реализации программы творческого объединения; пожелания и предложения с целью что-то изменить, дополнить или улучшить в жизни коллектива.

Показателем успешности занятий детей в творческом объединении являются  выступления на различных концертах, конкурсах, фестивалях. По результатам участия детей в конкурсах и фестивалях достижения воспитанников имеют Всероссийский и Международный уровень.

Успешность работы по данной программе во многом определяется личностью педагога. Это обусловлено тем, что методической и учебной литературы по эстрадному вокалу очень мало и практически отсутствуют нотные сборники современных детских эстрадных песен. Такое положение вещей ставит перед педагогом дополнительные задачи и требует усилий для их решения.

Педагог творческого объединения должен обладать следующими качествами: представлять собой неординарную творческую личность, умеющую привлечь обучающихся к творческой деятельности; быть примером и авторитетом для них в стремлении к самосовершенствованию и самообразованию. Кроме специальных музыкальных знаний  педагог должен обладать интуицией в поиске новых идей, нетрадиционных подходов; уметь делать современные эстрадные вокальные и инструментальные аранжировки; обладать некоторыми техническими знаниями (уметь обращаться со звуковоспроизводящей и звукозаписывающей техникой).

     


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Название

 разделов/тем

Общее количество часов

В том числе:

Теоретические (час)

Практические (час)

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

2.

Теория музыки и история эстрадного вокального жанра

8

5,5

2,5

3.

Слушание музыки

8

8

-

4.

Вокально-ансамблевая работа: пение учебно-тренировочного материала; пение программных произведений

102

9

81

5.

Музыкально — ритмические движения

18

0,9

17,1

6

Творческая деятельность и актерское мастерство

40

4

36

7

Концертная деятельность

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

34

-

34

8

Итоговое занятие

2

-

2

9

ИТОГО:

216

26

190


  1. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

     Учебный план включает в себя комплекс специальных разделов (блоков по определенным темам), обеспечивающих строгую последовательность в овладении жанра современной детской  песни. Характерная особенность программы в том, что из года в год темы занятий не изменяются, а объем ЗУН усложняется и увеличивается.

  1. ВОКАЛЬНО-АНСАМБЛЕВАЯ  РАБОТА включает в себя:

  • Обучение детей пению естественным голосом, без напряжения, протяжно.
  • Правильно передавать мелодию в диапазоне, индивидуальном для каждого ребенка (примерно от h до h1).
  • Внятно произносить слова, брать дыхание между музыкальными фразами.
  • Вместе начинать и заканчивать песню.
  • Уметь петь с инструментальным сопровождением и без него.
  • Петь выразительно, передавая характер песни.
  • Петь в ансамбле, не выделяясь из общего звучания.

  1. ВОКАЛЬНО-ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА включает в себя:

  • Развитие творческих способностей участников эстрадного коллектива.
  • Развитие всех видов музыкального слуха, особенно звуковысотного, гармонического и вокального.
  • Дальнейшее совершенствование вокально-певческой эстрадной манеры.
  • Развитие диапазона голоса, выравнивание всех его звуков.
  • Владение дыханием, ясный унисон, единая манера звукообразования, одинаковое формирование гласных звуков.
  • Формирование верного певческого тона.
  • Работа над дикцией.
  • Формирование потребности в музыкально-творческой деятельности.

  1. ПЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО  МАТЕРИАЛА

  • Подробное объяснение цели и задачи каждого упражнения, сознательное его исполнение.
  • Упражнения на развитие вокального слуха и певческого голоса.
  • Упражнения на развитие дыхания, звукообразование, дикцию.

  1. ХОРЕОГРАФИЯ

  • Развитие и совершенствование навыков хореографии.

  • Изучение различных видов танцевальных движений.
  • Использование элементов танцевальности в исполнении вокальных произведений.

  1. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

  • Создание образа через мимику, пластику, хореографию.
  • Обучение элементам сценической речи.
  • «Я» в предлагаемых обстоятельствах.

     На первом этапе обучения особенно важна доступность произведения. Песня должна быть интересна и понятна своим содержанием, мелодикой, ритмом, возможностью создать форму общения. Безусловно, на более поздних этапах обучения детей и подростков, когда они уже серьезно занимаются  жанром современной детской  песни, следует знакомить их с произведениями повышенной сложности.

     Большую роль в овладении данным видом искусства играет зрелищность. Поэтому особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика (танец или его элементы). Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с детальным обыгрыванием содержания. Все это нацелено на возможно более полное раскрытие художественного образа. Однако сценическим оформлением следует заниматься после того, как освоен музыкальный материал.

     Песни с танцевальными движениями или театрализованными элементами значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребенка, кроме пения, занято танцем или же актерской игрой.

    Рекомендуемый репертуарный список является примерным и может дополняться или изменяться педагогом. Подбирая программный репертуар, автор данной программы руководствовался несколькими принципами:

1.Идейная значимость для исполнителя.

2. Художественная ценность.

3. Воспитательное значение произведения.

4. Доступность музыкального и литературного текста.

5. Разнообразие жанровой и музыкальной стилистики.

6. Логика компановки будущей концертной программы.

     Концертная программа подбирается с учетом восприятия ее слушателя, она достаточно динамичная, яркая, разнообразная по характеру и содержанию.

     В работе над вокальным произведением учитываются:

а) степень вокально-музыкальной подготовленности учащегося;

б) подбор репертуара по степеням трудности в каждом отдельном случае;

в) уровень приобретения учащимся навыков сознательного освоения музыкально-художественного содержания исполняемого произведения (делать с учащимися – до исполнения – подробный музыкальный и текстовой анализ).

   

 Состав ансамбля и исполняемый репертуар подбирается с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося.

     Начинается работа  вокального ансамбля с небольших, несложных дуэтов, постепенно переходя к работе над более сложными ансамблями.

 

  1.                   МЛАДШАЯ  ГРУППА

1. Вокальные навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Особое место в работе с учащимися уделяется использованию  фонопедического метода развития голосовой функции и певческого голоса  вокалиста  (автор: В.В.Емельянов). Данный метод состоит из 3-х больших комплексов фонопедических упражнений, осваиваемых последовательно.

     I комплекс: фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования.

     II комплекс: фонопедические упражнения перехода к художественному вокализированию.

     III комплекс: прохождение художественного материала при помощи фонопедических приемов.

     Время для распевания определяется в зависимости от учебно-творческих целей и конкретной ситуации. Иногда пению упражнений посвящается не 10-15 минут, а гораздо больше, так как дальнейший ход репетиции во многом зависит от вокальной «формы» поющего, а иногда несколько меньше, в зависимости от состояния «вокалиста».

     Большое внимание в коллективе уделяется воспитанию у ребят культуры восприятия музыки, расширению их музыкального кругозора. Слушание музыки, посещение концертов, просмотр видео-передач, беседы о музыке – все это помогает развивать художественный вкус, пробуждает слушательский интерес.

а). П е в ч е с к а я   у с т а н о в к а

     Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего.

б). Р а б о т а   н а д   д ы х а н и е м

     Спокойный бесшумный вдох; правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох); смена дыхания между фразами; задержка дыхания; опертый звук; одновременный вдох перед началом пения; пение более длинных фраз без смены дыхания; быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.

в). Р а б о т а    н а д    з в у к о м

     В меру открытый рот; естественное звукообразование; пение без напряжения; правильное   формирование  и   округление   гласных;   твердая    атака;   ровное

звуковедение; протяженность отдельных звуков; пение закрытым ртом; достижение чистого, красивого, выразительного пения. Постепенное расширение общего диапазона в пределах: «до» – первой октавы – «ми» («фа») – второй октавы.

  1.                
  2.                  г). Р а б о т а   н а д   д и к ц и е й

     Активность губ без напряжения лицевых мышц; элементарные приемы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные; отнесение согласных к следующему слогу; короткое произношение согласных в конце слова; раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

д). В о к а л ь н ы е   у п р а ж н е н и я - р а с п е в а н и я

     Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время – наилучшему усвоению изучаемого репертуара. Например:

  1. нисходящие трех- пятиступенные построения, начиная с середины регистра (секвенции); то же в восходящем движении, начиная с нижних звуков регистра.
  2. Смена гласных на повторяющемся звуке.
  3. Гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения ее небольших отрезков).
  4. Трезвучие по прямой и ломаной линии (отрывки песен, попевки).

II. Строй и ансамбль

а). Р а б о т а   н а д   с т р о е м   и   а н с а м б л е м

     Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение. Слитность голосов и устойчивость интонации (чистота унисона); умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания.

Двухголосное пение. Легкие примеры a` capella. Ровность звучания партий. Усвоение дирижерских указаний: «Внимание», «Дыхание», «Начало» и «Окончание», усиление и ослабление звучности, фермата, ударения и др.

б). Р а б о т а   н а д   т е к с т о м   и   п а р т и я м и

   Уверенное знание текста, как предпосылка для более свободного пения и чистого интонирования. Умение правильно и стройно петь партию с сопровождением и без  него.

III. Работа  над исполнением  произведения

а). Р а з б о р

     Общая характеристика содержания. Разбор текста и музыки в доступной учащимся форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строению. Средства выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки.

б). И с п о л н е н и е

     

     Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. Логические ударения, мягкие окончания, кульминация.

  1. СРЕДНЯЯ И  СТАРШАЯ  ГРУППЫ

I. Вокальные навыки

а). П е в ч е с к а я   у с т а н о в к а

     Укрепление навыков певческой установки, приобретенных в младшей группе.

б). Р а б о т а   н а д   д ы х а н и е м

     Дыхание при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Владение дыханием на выдержанном звуке. Приемы «цепного» дыхания. Непрерывность полноты звучания ансамбля при «сцепленном» дыхании. Закрепление навыков дыхания, усвоенных в младшей группе ансамбля.

в). Р а б о т а   н а д   з в у к о м

     Закрепление навыков по формированию гласных. Углубленная работа над кантиленой, владением legato. Пение non legato и staccato. Полнота звучания хора без форсировки, при правильном звуковедении. Работа над расширением звуковой шкалы ансамбля (постепенно доходить вниз – до «соль» малой октавы, вверх – до «фа» («соль») второй октавы).

     Диапазон сопрано: «соль» – малой октавы – «до» – второй октавы.

     Диапазон альтов: «соль» – малой октавы – «до» – второй октавы. Укрепление звучания крайних регистров при бережном отношении к голосам отдельных учащихся, еще не владеющий крайними звуками.

г). Р а б о т а   н а д   д и к ц и е й

     Дальнейшее укрепление дикционных навыков, приобретенных в младшей группе ансамбля. Усложненные дикционные упражнения.

д). В о к а л ь н ы е   у п р а ж н е н и я

     Пение упражнений, укрепляющие навыки звукообразования и приемы артикуляции. Упражнения, помогающие работе над расширением и укреплением звукового диапазона ансамбля. Пение небольших каденций одноголосно и трехголосно; пение гармонических последовательностей, укрепляющих строй.

II. Строй и ансамбль

а). Р а б о т а   н а д   с т р о е м   и   а н с а м б л е м

     Выравнивание унисона в интонационном отношении (горизонтальный строй). Стройное пение двух- и трехголосия с сопровождением (не поддерживающим голоса) и a` capella. Работа над чистотой интонации, интервальной и аккордовой (вертикальный строй). Выравнивание партий по звучанию (количество поющих может быть не одинаковое) и слитность их в аккорде. Солисты при условии выделения ведущей партии ансамбля (аккомпанемент).

б). Р а б о т а   н а д   т е к с т о м   и   п а р т и я м

     Освоение навыка четкого произношения текста в случаях несовпадения его между партиями; переплетающийся текст в произведениях полифонического склада. Соотношение партий в многоголосии, - зависимость их друг от друга. Например: интервальное соотношение, параллельное и противоположное движение голосов, совпадение и несовпадение ритма.

в). У п р а ж н е н и я  н а   р а з в и т и е   л а д о в о г о  ч у в с т в а

     Пение упражнений, указанных в работе с младшей группой ансамбля, с усложненными элементами двухголосия. В зависимости от подвинутости ансамбля – пение каденций трехголосно, секвенциобразных построений и аккордов.

III. Работа над  исполнением   произведения

а). Р а з б о р

     Разбор идейно-художественного содержания произведения. Связь литературных и музыкальных произведений.

б)  И с п о л н е н и е

     Выразительность и эмоциональность исполнения; нюансы от pianissimo до forte; кульминация. Использование всех средств выразительности, которыми владеет вокальный коллектив на данном этапе своего развития. Владение различными темпами, в соответствии с характером музыкального содержания. Координация   метроритмических   и    динамических    элементов    в      общем

художественном нюансе, подчинение их основной задаче – правдивой передаче содержания произведения.

                         УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СОЛИСТАМИ
 
1.
Ознакомление с песней, работа над дыханием:

  • знакомство с мелодией и словами песни;
  • переписывание текста;
  • ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
  • регулирование вдоха и выдоха.
     

 2. Работа над образованием звука:

  • проверка усвоения текста песни;
  • работа по закреплению мелодической основы песни;
  • постановка корпуса, головы;
  • рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
  • атака звука;
  • закрепление материала в изучаемой песне.
     

 3. Работа над чистотой интонирования:

  • проверка усвоения песни и мелодии в целом;
  • слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
  • исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
     

 4. Работа над дикцией:

  • музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
  • выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков.
     

 5. Работа с фонограммой:

  • повторение ранее усвоенного материала;
  • определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
  • определение темпа, динамических и агогических оттенков;
  • исполнение песни с учетом усвоенного материала.
     

 6. Работа над музыкальной памятью:

  • музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
  • запоминание ритмической основы аккомпанемента;
  • запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
  • запоминание тембров аккомпанемента.
     

 7. Работа над сценическим имиджем:

  • закрепление ранее усвоенного материала;
  • воссоздание сценического образа исполнителя песни;
  • практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
     

 8. Умение работать с микрофоном:

  • технические параметры;
  • восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
  • сценический мониторинг;
  • малые технические навыки звуковой обработки;
  • взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.
     

  1. ОЖИДАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ

 Решение поставленных задач и реализация цели данной дополнительной образовательной  программы при условии последовательного их выполнения и творческого подхода    педагога   к    своей    работе     позволят   получить    следующие РЕЗУЛЬТАТЫ:

- учащийся имеет опыт сценической деятельности (участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях), достигая  самых высоких показателей (Лауреат областных, Всероссийских и Международных конкурсов детского вокального творчества);

      -   обладает  устойчивой  положительной  мотивацией   к   познанию, творчеству, здоровому образу жизни;

  • формирует и воспитывает в себе чувство коллективизма, потребность

и готовность к эстетической певческой деятельности, эстетическому вкусу, высоким нравственным качествам;

  • профессионально   ориентируется    на   дальнейшее   поступление    в

профессиональные учебные заведения искусств (профориентация перспективных учащихся): независимо от профориентации выпускник должен найти практическое применение знаниям, умениям  и навыкам, приобретенным в ходе изучения данного курса.

В результате освоения первого (Развивающего и Образовательного) курса обучения каждый воспитанник должен:

- иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах;

- знать, что такое правильная установка корпуса при пении;

- чисто интонировать, уметь правильно пользоваться певческим дыханием;

- правильно певчески формировать гласные в сочетании с согласными,

- уметь петь в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;


 При работе с учащимися необходимо пользоваться средним регистром и интервалами в медленном темпе: большой и малой секундой, большой и малой терцией и, возможно, квартой. Обращать особое внимание на чистоту интонаций. Следить за тем, чтобы не было форсированного пения. Не завышать репертуар.

     На втором курсе проводится работа над углублением вокально-технических и музыкально-художественных навыков, приобретенных на первом курсе.

     В результате освоения второго (Комплексного) курса обучения учащийся должен:

-   петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
-   петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;

-   понимать дирижёрские жесты и следовать им;
-   знать средства музыкальной выразительности; 
-   петь под фонограмму в группе и соло;  
-   уметь преодолевать мышечные зажимы;  
-   выравнивать звучность гласных и добиваться правильного, четкого произношения согласных;

-  работать над  организацией дыхания, связанного с ощущением опоры,

-  петь в диапазоне: первые голоса — си м. октавы – ми 2-ой октавы; вторые голоса – ля малой октавы – ре 2 октавы;

-  соблюдать при пении певческую установку;
-  петь на цепном дыхании;
-  уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
-   уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
-   уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
 -   уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
-   петь под фонограмму 2-голосные произведения; 
-   обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
-   испытывать потребность к певческой деятельности;
-   уметь петь в ансамбле;

-  уметь вести себя в коллективе.

     При работе над вокализами необходимо следить за тем, чтобы учащийся умел певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии и кульминацию произведения.

     При работе над вокальными произведениями с текстом следует добиваться смыслового единства текста и музыки.

     При выборе индивидуального репертуара для учащегося избегать высокой или слишком низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке.  В основном работать над средним регистром.

     В течение учебного года учащийся должен регулярно выступать на   концертах, вечерах, музыкальных праздниках и др.

   

 На третьем (Творческом) курсе учащийся должен:

-   петь в диапазоне: первые голоса – ля малой октавы – фа # — 2-ой октавы; вторые — фа # м.октавы – ми 2-ой октавы; третьи – фа малой октавы – ре 2-ой октавы;

- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;

- уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;

-   уметь петь на три голоса с сопровождением, без сопровождения;

-   уметь держаться на сцене;

-  обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами;
-   петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;

-   знать правила охраны голоса в предмутационный период;

-  уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;

-  уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;

-  иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;

- быть настойчивым, выдержанным, целеустремлённым и трудолюбивым.  
        В зависимости от способностей учащегося начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выявлением тембра, над выработкой всевозможных динамических оттенков и т.п.

            В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося, его творческую мысль.

            В течение учебного года учащийся должен выступать как сольно, так и в ансамбле в различных концертах, музыкальных праздниках, вечерах и др. мероприятиях.

  1. КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Концертная деятельность в течение года.

  • Участие в зональных и областных фестивалях-конкурсах детского вокального творчества («Музыкальная мозаика», «Серебряный микрофон» и др.).

  • Участие во Всероссийских фестивалях-конкурсах.

  • Участие в Международных фестивалях-конкурсах детского и юношеского творчества.

  • Участие в благотворительных мероприятиях.

  • Культурно-просветительская деятельность на селе, в районе и др.

        

  1. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ

     

             Подход к разработке системы требований идет от сформированного содержания программы.

             Оценка результатов обученности осуществляется в процессе контрольно-оценочной деятельности педагога, реализующего данную программу. Проверка результатов учебной работы  проходит в форме контрольных опросов, тестов, упражнений, концертных выступлений, фестивалей-конкурсов.

         Педагог, оценивая обученность воспитанников, в основном дает не количественные, а качественные характеристики, сравнивая достижения отдельного воспитанника на разных этапах обучения, оценивая рост и развитие каждого.

  1. Этапы педагогического контроля

                                                                                1-й этап  обучения

№№

Сроки

Какие знания, умения, навыки

приобретают дети

Форма  контроля

   1.

Октябрь

1-я четверть

Умение чисто интонировать. Выравнивание всех звуков допустимого диапазона

Упражнения

   2.

Декабрь

2-я четверть

Умение пользоваться грудным

 и фальцетным механизмом

Контрольные задания

   3.

Март

3-я четверть

Формирование навыков певческой установки и исполнительского мастерства

   Зачет

   4.

Апрель

4-я четверть

Формирование навыков хореографии и сценического мастерства

Концертные выступления

2-й этап обучения

№№

Сроки

Какие знания, умения, навыки

приобретают дети

Форма контроля

   1.

 Октябрь

1-я четверть

Развитие диапазона голоса, выравнивание всех его звуков. Чистое интонирование

Упражнения

   2.

Декабрь

2-я четверть

Свободное, естественное исполнение песен с элементами хореографии и сценического мастерства

 Тренинг

   3.

Март

3-я четверть

Умение раскрыть содержание произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности

Участие в концертных выступлениях

   4.

Май

4-я четверть

Итоговый контроль по всем разделам обучения

Зачет

3-й  этап  обучения

№№

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма контроля

1.

Октябрь

1-я четверть

Владение дыханием, чистое интонирование, единая манера звукообразования, правильное формирование гласных звуков

АнкетированиеУпражнения

2.

Декабрь

2-я четверть

Свободное владение вокалом в определенной певческой установке

Творческие задания

3.

Март

3-я четверть

Знание  основных принципов и специфических особенностей  жанра современной детской  песни. Умение анализировать музыкально-выразительные средства (структуру, форму, лад, ритм, и т.д.)

Контрольные задания

Диагностиче-ский  тест

4.

Апрель

4-я четверть

Умение каждого участника петь с элементами хореографии и сценической постановки

Тренинг

   5.

Май

4-я четверть

Итоговый контроль по всем разделам обучения

Концертные выступления

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА,
  1. РЕАЛИЗУЮЩЕГО  ДАННУЮ  ПРОГРАММУ

Воспитательная деятельность имеет свое логическое продолжение в сформулированной педагогом целостной системе детского творчества. Процесс воспитания направлен на  развитие здоровой, свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной знаниями, эстетически развитой, готовой к созидательной, трудовой и творческой деятельности и нравственному поведению.

Организация воспитывающих мероприятий для более полной и успешной работы с коллективом учащихся строится на сотрудничестве с другими преподавателями, педагогами школы, влияющими на формирование личности воспитанников, на работе с родителями, социумом. Только комплексная совместная деятельность всех заинтересованных лиц позволит достичь желаемых образовательных (учебно-воспитательных) результатов.

  Кроме работы с детьми, педагог, реализующий данную программу,  уделяет особое внимание работе с родителями, чья помощь всегда очень ценна. Педагог изучает воспитательные возможности семьи, социального окружения учащихся коллектива для дальнейшего построения взаимодействия и сотрудничества, а также оптимального достижения образовательных результатов. Родители могут принимать участие в изготовлении костюмов для концертных выступлений, помогать в организации совместных мероприятий, посещений выставок и концертов. Задача педагога – пробудить в родителях интерес к любимому делу детей.

             Педагог  использует следующие группы методов воспитания:

  • методы   формирования   сознания   личности   (взглядов, убеждений,

идеалов): тесты-анкеты для изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни и пр., лекции, беседы, рассказы, доклады, диспуты и др.;

  • методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта общественного поведения: педагогические требования, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы   стимулирования   деятельности   и    поведения: поощрения,

порицания, соревнование и др.;

  • работа   с   родителями     (групповые  и   индивидуальные   беседы, анкетирование, методические    рекомендации,    консультации,   организация   участия   в проведении совместных мероприятий с детьми).

  1. ПРИМЕРНЫЙ   РЕПЕРТУАРНЫЙ  СПИСОК ДЛЯ  СОЛИСТОВ

  • «Ах, мамочка» муз. А. Флярковского, сл. Л. Дербенёва
  • «Бабушкина юность» муз. Т. Попатенко, сл. И.Черницкой
  • «Бу-ра-ти-но!» муз. А. Рыбников, сл. Ю Энтин
  • «Веселый сапожник» муз. В. Соколова, сл. М.Садовского
  • «Верность» муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова
  • «Верность» муз. А. Новикова, сл. В. Харитонова
  • «Ветром стать» муз. и сл. Макsим
  • «Ворчуны из Уныллоу» муз. А. Зарубы, стихи Д. Ривза
  • «Все отлично» муз. Гр. Гладкова-Югина, сл. А.Хайта
  • «Где музыка берет начало?» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина
  • «Девочка, которая хотела счастья» из репертуара группы «Город 312»
  •  «Джинсовый мальчишка» муз. С. Сорокина, сл. О. Шамиса
  •  «Джованнино-потеряй» муз.А. Зарубы, стихи Д. Родари и Ю. Мориц
  • «Доброта» муз.Т. Назаровой-Метнер, сл.  Николаенко
  • «Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварц
  • «Дорога добра» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина
  • «Дороги России» муз. А. Костюк, сл. В. Степанова
  • «Дорогой длинною» муз. Б. Фомина, сл. К. Подревского
  • «Жил да был брадобрей» муз. М. Дунаевский, сл. Н. Олев
  • «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова
  • «Журавлиная песня» муз. К. Молчанова, сл. Г.Полонского
  • «Зачем это лето» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
  •  «Звездочёт» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
  •  «Зимы я вовсе не боюсь» муз. И. Кадомцева, сл. Н. Бакай
  • «Зимний сон» муз. и сл. А. Шевченко
  • «Золушка» муз. и сл. Д. Блинова
  • «Игорёк» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
  • «Из жизнеописания одного тигра» муз. А. Зарубы, сл. Т. Собакина
  • «Из чего сделаны сны?» муз. С. Старобинского, стихи О. Дриза
  • «Иней» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
  • «Качели» муз. А. Вараламова, сл. Р. Паниной
  • «Куда уходит детство?» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва
  • «Лесной олень» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина
  • «Лунный мальчик» муз. В. Соколова, на слова французского поэта
  • «Мама» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной
  •  «Мама» муз. и слова Ю. Началова
  • «Мама – Мария» муз. и сл. А. Губина
  • «Мамины глаза» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
  • «Мой учитель» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
  •  «На забытом берегу» муз. А. Костюк, сл. Л. Рубальская
  •  «Не ругайся, мама» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
  •  «Новогодняя ночь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
  • «Новый год» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
  •  «Облака» муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова
  • «Отечества солдат» муз. Л. Семёнова, О. Безымянной
  •  «Первая тайна» муз. и сл. ToryYutt
  •  «Первоклассник» муз. А.Зарубы, стихи М. Бородицкой
  • «Песенка о погоде» муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова
  • «Песенка о смешном человечке» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Шемятенковой
  • «Песня Альки» муз. Ю. Чичкова, сл. Г. Демыкиной
  • «Песня о моем щенке»  муз. В..Бибергана, сл. Н. Голя
  •  «Песня об оранжевых подтяжках» муз и сл. К. Попова
  •  «Поздняя любовь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
  •  «Прощальный звонок» муз. А. Варламова, сл. Е. Сырцовой
  •  «Раз, два – радуга!»  муз. О. Хромушина, сл. В. Семернина
  •  «Рождество» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоной
  •  «Ромашки» муз. и сл. З. Рамазанова
  • «Русские солдаты» муз. Я.  Кучерова, сл. О. Безымянной
  •  «Сапожки» (в стиле польской танцевальной музыки) стихи В.Викторова
  •  «Серебряный олень» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоновой
  •  «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурского, сл. М. Максимова
  • «Случайный вальс» муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского
  • «Стеклышко» муз. М. Славкина, сл. В. Лунина
  • «Сто веселых лягушат» муз. С. Старобинского, стихи О. Дриза
  • «Собачкины огорчения» муз. А. Зарубы, сл. Б. Заходера
  • «Страшная история» муз.А. Зарубы, слова Б. Заходера
  • «С чего начинается Родина?» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского
  • «Там, за полосой дождя» муз. и сл. П. Степанова
  • «Ты меня на рассвете разбудишь» муз. А. Рыбников из оперы «Юнона и Авось»
  • «Школьный бал» муз. С. Дьячкова, П. Леонидова
  •  «Утро туманное» муз. А. Абаза, сл. И. Тургенева
  • «Цветные сны» муз. М. Дунаевского
  • «Я в весеннем лесу» муз. и сл. Е. Аграновича
  • «Я люблю тебя, Россия!» муз. Д. Тухманова, сл. М. Ножкина
  • «Я у бабушки живу» муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана
  •   «Капитошка» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
  •   «Балаганчик» муз. и сл. В. Осошник
  •   «Лучшее слово на свете» муз. и сл. В. Цветков
  • и др.
  1. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО  АНСАМБЛЯ

  • Варламов А., сл. И. Трубочкиной «Надо верить молодым»
  • Варламов А., сл. Р. Паниной  «Топ по паркету»
  • Варламов А., сл. Е Сырцовой  «Время»
  • Варламов А., сл. О. Сазоновой  «Мечта».
  • Варламов А., сл. И. Трубочкиной «Мы станичный запомним вечера»
  • Варламов А., сл. Р. Паниной «Мотылёк»
  • Варламов А. ,сл. О. Сазоновой «Подари улыбку миру»
  • Варламов А., сл. Р. Паниной  «Вальс Победы»
  •  Варламов А., сл. Р. Паниной «Праздник детства»
  •  Варламов А., сл. В. Кузьминой «Лягушачий джаз»
  • Газманов О. «Господа офицеры»
  • Гершвин  Дж. «Радость ритм»
  • Глиэр  Р. «Здравствуй, гостья зима»
  • Дубравин  Я. «Сочиненье о весне», «Россия Россией останется»
  • Дунаевский И.   «Под луной золотой», «Пути-дороги», «Летите, голуби», «Скворцы прилетели»
  • Иванов  О. «Клевые ботинки»
  • Кикта  «Баба Яга»
  • Колмановский Э., сл. М. Танич «Чёрное и белое»
  • Лиманская  Е. «Балалайка», «Черемуха».                    
  • Марченко  Л. «Колыбельная маме», «Бегемот»
  • Мендельсон  Ф. «Осень»
  • Металлиди  Ж. «Отчего вы плачете, березы?»
  • Намин С. «Мы желаем счастья вам»
  •  Никольский Д. «Звёзды молчат». 
  • Новиков  А. «Белая береза»
  • Орехов И. «Вороны»
  • Осошник В., сл. Н. Осошник «Васильковая страна»
  • Осошник Н. «Лети, лето»
  • Парцхаладзе, «Зеленый мир», «Все дороги впереди»
  •  Попов К.  «Письма»
  • Поппури на тему песен Ретро
  •  Разумов М., сл. А. Фоломьева «Добрые дела»
  • Раинчик  В. «Музыка для всех»
  • Рамо «Сверчок»
  • Семёнов Л., сл. О. Безымянной «Нам нужен мир»
  • Семёнов Л., сл. О. Безымянной «Праздник детства»
  • Славкин  М. «Старушка и пират».
  • Соловьев-Седой В.«Соловьи»
  • Струве Г. Медленная песенка.  Пестрый колпачок.    
  • Тухманов Д., сл. В. Харитонов  «Как прекрасен этот мир»
  • Флярковский  А. «Что такое родина?»
  • Цветков  И., сл. М. Ицкова «Звездное небо»
  •  Цветков В.  «Снова вместе»
  • Цветков В. «Планета детства»
  • Шевердин  В. «Весна»
  • Шостакович Д. «Хороший день»
  • и др.

Приложение 1

  1. СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ,  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ПЕДАГОГОМ

  1. А б р а м о в   А. «Живи, родник». М., 1990.
  2. А б р а м о в   А. «Моей стране». М., 1989.
  3. А в а н е с я н  И.Д. Творчество и воспитание. Материалы для специалиста образовательного учреждения. «КАРО», Санкт-Петербург, 2004.
  4. А л е к с е е в а  Л. «Земля отцов». М., 1989.
  5. А л и е в  Ю.Б., Б е л о б о р о д о в а  В.К., Р и г и н а  Г.С. Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
  6. А н д р е е в  В.И. Тест-анкета для изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни: Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, здоровьесберегающего обучения и воспитания. Казань, 2000.
  7. А н д р е е в  В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Казань, 2000.
  8. А н д р е е в  В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития. Казань, 2000.
  9. А п р а с к и н а О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983
  10. А с а ф ь е в  Б. О хоровом искусстве. Л., 1980.
  11. А х р а м к о в  В. «Радуга по весне». М., 1990.
  12. Б а р ы ш е в а Т.А. Диагностика эстетического развития личности. С.-Петербург, 1999.
  13. Б е к е т о в а  В. «Листья в саду шелестят». М., 1989.
  14. В а й к л ь Б е р н д. О пении и прочем умении. «Аграф», 2000.
  15. В е т л у г и н а   Н. «Музыкальный букварь». М., 1988 г., №90.
  16. В ы г о т с к и й  Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  17. Г р и б к о в  С. «Когда тебе шестнадцать…» . М., 1989.
  18. Г р и г о р ь е в  Л. «В мире музыки». М., 1990 г.
  19. Г у л ь я н ц  Е.И. Детям о музыке. М., 1988.
  20. Д и в н е н к о  О.В. Хрестоматия по эстетике. М., 1995.
  21. Д м и т р и е в  Д.Б. Основы вокальной педагогики. М., 1968.
  22. Д м и т р и е в  Л.Б.  Голосовой аппарат певца. М., 1964.
  23. Д м и т р и е в а  Л.Г. Методика музыкального воспитания. М., 1977.
  24. Д о б р о в о л ь с к а я  Н.Н., О р л о в а  Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972.
  25. Д ы м о в  О. «Поёт хор». М., 1980.
  26. Е м е л ь я н о в  В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С.-П., М., 2003.
  27. З а в и д о в  В. «Родная песня». Куйбышев, 1991.
  28. З а р у б а А. Перемена.  М., 1993.
  29. З а р у б а А. Вредные советы.. М., 1996.
  30. З е л е н о в  Л.А. Эстетотерапия и этика врача // Эстетические проблемы медицины. Горький, 1967. С.106-115.
  31. К а б а л е в с к и й  Д. «Разговор с кактусом». М., 1981.
  32. К а д а м ц е в  И. «Солнечные песенки». М., 1990.
  33. К а з и н  Э.М.  и др. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. Кемерово, 1997.
  34. Л е в к о д и н о в  Г. «Разноцветные песенки». М., 1990.
  35. Л е й ч е н к о  Л. «Звонкие голоса». М., 1989.
  36. Л и с и ц ы н  Ю.П., Ж и л я е в а  Е.П. Искусство и здоровье. М., 1974.
  37. Л о б а н о в а М. Популярные песни из детских радиопередач. М., 1968.
  38. М а р ч е н к о Л. Детские песни о разном. Вып. 1. «Феникс», 1999.
  39. М а р ч е н к о Л. Детские песни о разном. Вып. 2. «Феникс», 2001.
  40. М а р ч е н к о Л. Детские песни о разном. Вып. 3. «Феникс», 2002.
  41. М а к ш а н ц е в а  Е. «Детские забавы». М., 1991.
  42. М и л ь к о в и ч  Е. «Систематизированный вокально-педагогический репертуар» - Часть 1. М., 1962.
  43. М и х а й л о в а М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 1997.
  44. М е д у ш е в с к и й  В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
  45. М е т к о в  Н.А. Музыка детям.  М., 1985.
  46. М и х а й л о в с к а я  Н. Музыка и дети. М., 1977
  47. М о р о з о в  В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977.
  48. П о л у х и н  Ю. «От пяти до десяти». М., 1991.
  49. П о п к о в  Н.Н. Постановка голоса /для вокалистов/. М., 2002.
  50. Р ы ж к о в а  В. «Мы землю эту родиной зовём». М., 1989.
  51. С а в о с т ь я н о в  А.И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания. П/о «Россия», М., 2002.
  52. С о к р а т о в  Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  53. С о к р а т о в Н.В. Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования // Медико-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников. Оренбург, 2001.
  54. С о к р а т о в  Н.В., К о р нн е в а  И.Н. Мониторинг здоровья и здорового образа жизни детей. Метод. Рек. Ореньург, 2000.
  55. С о к о л о в В. Живи и здравствуй, наша школа. С-П., 2000.
  56. С т а р о б и н с к и й С. Из чего сделаны сны?  С-П., 2000.
  57. У ш а к о в а  Е. Еще раз о воспитании искусством. Музыкальная терапия // Директор школы. 1998. № 7.
  58. Х о л м о г о р о в а  А.Б., Г а р а н я н  Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2.
  59. Щ е т и н с к а я  А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования учреждений дополнительного образования детей. Казань, 1999.
  60. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
  61. Ю с с о н  Рауль. Певческий голос. Пер. Е. Рудакова. М., 1974.
  62. Сб. Дополнительное  профессиональное образование: времен связующая нить. СИПКРО, Самара, 2004.
  63. Сб. Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века. Сборник трудов II-ой международной научно-практической конференции 8-9 июня 2004 г. в г. Самаре. Москва-Самара, 2005.
  64. Сб. Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века. Сборник трудов III-ой международной научно-практической конференции 8-9 июня 2005 г. в г. Самаре. Москва-Самара, 2006.
  65. Сб. Мониторинг образовательной деятельности в школе // Книга современного завуча. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005.
  66. Сб. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. Сб. 1/Под ред. Д.Б. Кабалевского М., 1978; Сб. 2/Под ред. Г.С. Тарасова. М., 1981.
  67. Сб. Праздники для всех. Вып.2-3. М., 2001.

Приложение 2

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. А б е л я н  Л. «Как  Рыжик  научился  петь»
  2. А к и м о в а  Л.Ю. Учимся  слушать музыку. Вып. 1-4 под ред. Е.Б.
  1. Лисянской, М., 1997.
  1. Б а р е н б а й Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
  2. Б а г а д у р о в В.А., О р л о в а Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.В а й к а л ь  Б е р н д. О пении и прочем умении.. «Аграф», 2000.
  3. Г у л ь я н ц  Е.И. Детям о музыке. М., 1988.
  4. Е н у к и д з е  Н.И. Популярные музыкальные жанры. М., 2004.
  5. Ж и г а л к о  Е.В. От стихов к музыке. Хрестоматия для чтения и

обучения. «Композитор», Санкт-Петербург, 1999.

  1. К а б а л е в с к и й  Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
  2. Л е й т е с  Н.С. «Способности  и  одаренность  в  детские  годы»
  3. М а д о р с к и й  Л.Р. «Музыка начинается  в  семье»
  4. М а л а х о в а  И.Н. «Первые  шаги  в  мире  звуков»
  5. М е т к о в  Н.А. Музыка детям. М., 1995.
  6. М и х а й л о в с к а я  Н. Музыка и дети. М., 1977.
  7. М и х е е в а  Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., «Советский

композитор», 1986.

  1. О г о р о д н и к о в  Д. «Воспитание  певца  в  самодеятельном  ансамбле»
  2. С а р к и с я н  К.Б. И слово в музыку вернись… Самара, 2000.
  3. Хоровой  коллектив  М. Профиздат  1976 г.
  4. Ю с с о н  Рауль. Певческий голос. Пер. Е. Рудакова. М., 1974.

 


                           Приложение 3

          ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО

                             ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Синтезатор «YAMAHA-3000».
  2. Музыкальный центр.
  3. Телевизор.
  4. Колонки активные – 4 шт.
  5. CD-плеер.
  6. MD-проигрыватель «SONI».
  7. Микрофон радио «SINHAYZER»- 8 шт.
  8. Микрофон радио (головной) – 3 шт.
  9. Микрофон «SONI» – 2 шт.
  10. Микрофон радио  «SHUR»– 1 шт.
  11. Микрофон шнуровой – 4 шт.
  12. Шкаф для хранения нот, книг, костюмов.
  13. Учебные и методические пособия для руководителя, книги и сборники

детских песен (см. Приложения 1,2).

  1. Компакт-диски (CD, DVD, MD)  с записями концертных программ

и фестивалей детского эстрадного творчества, фонограммы «-1» для

разучивания концертных номеров и пр.

  1. Концертные костюмы:
  • Комплект (комбинезон, блузка, жилет) – 15 к-тов.
  • «Художник» (бриджи, манто, берет) – 1 к-т.
  • «Лето» (желтая юбка, блузка с цветочной отделкой) – 25 к-тов.
  • Военный (камуфляжные брюки, майка, берет) – 2 к-та.
  • Русский, стилизованный под российский Триколор (брюки. юбка, жилент, блузка) - 28 к-тов.
  • «Апельсины (майка, юбка) – 22 к-та.
  •  «Жанна Д, Арк (платье, плащ)– 1 к-т.
  • Белый (мужской: брюки, рубашка) – 1 к-т.
  • Желтый (сарафаны, гетры, подъюбники) – 4 к-та.
  • Рубашка желтая (мужская) – 1 шт..
  • Славянский (стилизованный: штаны, рубаха) – 1 к-т.
  • «Красный с золотом» - 30 к-тов.
  • «Шаляй-валяй» - 8 к-тов.
  • «Желтые ботинки» - 1 к-т.
  • Ретро  (юбки  и блузки в черно-белые горохи, брюки черные)– 15 к-тов.
  • «Заезжие музыканты (полосатые брюки и рубашки с галстуками) – 30 к-тов.
  • «Колыбельная (белые) – 30 к-тов.
  • Платье голубое (блестящее) – 1 шт.
  • «Катюша» (юбки, гимнастерки, сапожки) – 15 к-тов.
  • Голубые с золотом (боди, брюки, юбки) – 30 к-тов.
  • «Хомяки» (комбинезоны, шапочки, жабо) – 12 к-тов.
  • «Шоколадки» - 16 к-тов.
  • «Шизгаре» - 8 к-тов.
  • «Российские с голограммой» - 30 к-тов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

"Культура пения", Е.А.Ведищева

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок можт пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко, глубоко переживать их содержание, вызывать эст...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...

Искусство пения

Тема урока    Искусство пения                      Цель урока: познакомить учащ...