Рабочая программа "Музыка" 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс)

Еремеев Владимир Сергеевич

Изучение музыки как вида искусства в 6 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у обучающихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon uchebno_-_tematicheskoe_planirovanie.doc124.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы, а также планируемыми результатами основного общего образования, с учётом возможностей авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой и др. (М.: Просвещение, 2016) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2018.

2. Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс : творческая тетрадь  [Текст] :  учебное  пособие  для  общеобразоват.  организаций  /  Г. П.  Сергеева,  Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2017.

3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты] : пособие для учителей общеобразоват.  учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014.

4. Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] /  сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2013. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).

5. Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5–6 классы. Поурочные разработки [Текст] : пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2014.

6. Музыка. 5–7 классы. Искусство. 8–9 классы. Сборник рабочих программ.  Предметная  линия  учебников Г. П.  Сергеевой,  Е. Д.  Критской  [Текст]  :  учебное  пособие  для   общеобразоват.   организаций  /  Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. – М. : Просвещение, 2016.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Изучение музыки как вида искусства в 6 классе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у обучающихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи:

– приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

– развитие первоначальных пОписание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных организаций Российской Федерации отводит музыкальны занятиям 35 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 6 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами «Изобразительное искусство», «Литература», «Мировая художественная культура».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Искусство предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе.

Курс «Музыка» в 6 классе нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность обучающимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Содержание учебного предмета

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18 ч)

Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси моё сердце в звенящую даль…» Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинные песни. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея.

Раскрываются следующие содержательные линии: лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Характерные интонации романсовой лирики. Музыкальная и поэтическая речь. Единство поэтического текста и музыки. Мелодия и аккомпанемент. Формы музыки (вариации, рондо, куплетная форма). Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приёмы развития (повтор, контраст). Выразительность и изобразительность в музыке. Диалог. Песня, ария, речитатив, хор в оперном спектакле. Народные напевы. Фразировка, ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Обобщение материала I четверти.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. Молитва.

Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Фортуна правит миром». «Кармина Бурана».

Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится…». Песни Б. Окуджавы. «Песенка об открытой двери».

Джаз – искусство XX века. Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка лёгкая или серьёзная?

Раскрываются следующие содержательные линии: музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение a cappella, хоровое многоголосие).

Духовный концерт, полифония. Музыка в народном стиле. Особенности развития (вариантность, контраст, сопоставление). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки.

Хор – солист. Единство поэтического текста и музыки.

Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Сценическая кантата. Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора.

Взаимодействие различных видов искусства в процессе раскрытия образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Джаз. Спиричуэл. Блюз. Импровизация. Особенности джазовых ритмов и тембров. Джазовая обработка.

Обобщение материала II четверти.

Музыкальный материал

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье… М. Глинка, слова А. Пушкина. Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море утушка купалася, русская народная свадебная песня. Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Серенада. Ф. Шуберт, слова Л.  Рельштаба,  перевод  Н.  Огарева.  Аве, Мария.  Ф.  Шуберт,  слова  В. Скотта, перевод А. Плещеева. Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт. Жаворонок. М. Глинка – М. Балакирев. Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский  текст B. Жуковского.

Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице. Комара женить мы будем, русские народные песни. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Шестопсалмие. Свете тихий. Гимн (киевский распев). Да исправится молитва моя. П. Чесноков. Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). C. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин. В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах. Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д.  Перголези.  Реквием  (фрагменты).  В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (фрагменты) К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн. Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов,  русский  текст  Л. Гинзбурга. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского. Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы. Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы. Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого. Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора. Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского. Атланты. Слова и музыка А. Городницкого. Снег. Слова и музыка А. Городницкого. Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича. Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой. Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой. Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко. Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова.

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др. Город Нью-Йорк. Блюз и др. Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской. Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской. Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Караван.  Д.  Эллингтон  (сравнительные интерпретации).

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Старый рояль. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова  Д. Иванова. Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.

Мир образов камерной и симфонической музыки (17 часов)

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Рождаются великие творения. Ноктюрн. Картинная галерея.

Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт», «Космический пейзаж», «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С Пушкина. «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Над вымыслом слезами обольюсь».

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен.

Раскрываются следующие содержательные линии: жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Форма. Сходство и различия как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Синтезатор, особенности его звучания (колорит, гармония, лад, тембр, динамика).

Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы.

Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Обобщение материала III четверти.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». «Скорбь и радость». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Рок-опера «Орфей и Эвридика». Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.

«Исследовательский проект».

Раскрываются следующие содержательные линии: музыкальное воплощение литературного сюжета. Программная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические и драматические образы.

Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

Темы исследовательских проектов: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, извечные исполнители и исполнительские коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего», «Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему», «Музыка серьёзная и лёгкая: проблемы, суждения, мнения», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке».

Обобщение материала IV четверти.

Музыкальный материал

Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. Итальянский концерт для клавира (фрагменты). И.-С. Бах.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра. Ч.  Айвз.  Мозаика.  Пьеса  для  синтезатора.  Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрлёнис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова неизвестного автора. Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский. Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть).  А. Бородин.  Симфония  №  3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен. Увертюра  к  опере  «Руслан  и  Людмила».  М. Глинка.

Ave, verum. В.-А. Моцарт. Моцартиана.  Оркестровая  сюита  № 4  (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского. Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского. Мир сверху. Слова и музыка  А. Дольского. Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко. Как здорово… Слова и музыка О. Митяева.

Результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

– сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

– сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

– развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

– сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицировании, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

– воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

– расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

– овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

– приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

– сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Планируемые результаты обучения

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая её конкретными примерами;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

– компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

– участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

– признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

Регулятивные УУД:

– умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

– умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

– смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

– определение сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

– умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Коммуникативные УУД:

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованиюЦелевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретной образовательной организации

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 6 классе обучаются дети 12–13 лет, которые владеют разными видами музыкальной речевой деятельности и на разных уровнях. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне и в своём темпе. Для обучающихся, которые будут осваивать учебный материал на репродуктивном уровне, предусматриваются зрительные опоры, инструкции, подсказки, алгоритмы действия. Для продуктивного уровня освоения – задания, требующие осуществления поиска необходимой информации в дополнительных источниках. Также обучающиеся умело ведут дискуссии на уроках, работают над проектами, используя справочную литературу, могут контролировать и оценивать работу.

Формы и средства контроля по музыке

Формы организации учебного процесса:

– групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

– выставка, экскурсия, путешествие, музыкальные викторины, уроки-концерты, самостоятельная работа.

Виды контроля:

– вводный, текущий, итоговый, периодический.

1. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

2. Письменная проверка – учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы, на которые они в течение 10–12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Тестирование.

3. Программированный контроль, или метод выбора. Обучающемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ.

Нормы оценок всех видов работ соответствуют общепринятым требованиям.

Описание материально-технической базы

Печатные средства обучения

Для учителя:

1. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1–8 классы [Текст] : метод. пособие с электрон. прил. / Л. В. Золина. – М. : Глобус, 2008.

2. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. – М. : Глобус, 2008.

3. Курушина, Т. А. Музыка. 1–6 классы [Текст] : творческое развитие учащихся. Конспекты уроков / Т. А. Курушина. – Волгоград : Учитель, 2009.

4. Музыка в 4–7 классах  [Текст] :  пособие  для учителей / под ред. Э. Б. Абдуллина. – М. : Просвещение, 1988.

5. Алиев,  Ю.  Б.  Настольная   книга  школьного  учителя-музыканта  [Текст] / Ю. Б. Алиев. – М. : ВЛАДОС, 2002.

Для обучающихся:

1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. – М. : Музыка, 1984.

2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] /  И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. – СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

3. Музыка [Текст] : большой энциклопедический словарь  /  гл. ред. Г. В. Келдыш. – М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. – СПб. : Композитор, 1997.

5. Булучевский, Ю. С. Краткий  музыкальный  словарь  для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. – Л. : Музыка, 1988.

6. Агапова, И. А. Лучшие  музыкальные  игры  для  детей  [Текст]  / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения

1. Печатные пособия.

Комплект портретов композиторов.

2. Учебно-практическое оборудование.

1. Музыкальные инструменты (для учителя): пианино, аккордеон и др.

2. Комплект детских музыкальных инструментов.

3. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

3. Технические средства обучения.

Музыкальный центр, видеомагнитофон/видеоплеер, CD/DVD-проигрыватели, компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотокамера цифровая, видеокамера цифровая, интерактивная доска.



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Тема,
тип урока

Основное
содержание
темы, термины
и понятия

Планируемые результаты

Виды дея-
тельности,
форма
работы

Формы
контроля

Самостоятельная деятельность
обучающихся,

домашнее задание

Предметные
умения

Универсальные учебные
действия (УУД) и личностные

1

Удивительный мир музыкальных образов (открытие нового знания)

Что роднит му-зыкальную и разговорную речь?
(Интонация.)

Мелодия – душа музыкального произведения.

Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление
о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная, инструментальная музыка

Познакомятся с понятиями: мелодия, музыкальный образ; с классификацией музыкальных жанров: вокальная, инструментальная музыка.

Научатся различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке

Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель; понимать, что изучает музыка, учиться практически применять музыкальные знания; знать единство музыки
и разговорной речи.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в тетради и учебнике.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой
и точностью.

Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению музыки, нравственно-этически оценивать усваиваемое содержание

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

Устный контроль

Творческая тетрадь (с. 4–5).

Подготовить сообщение на тему: «Лирические образы в русской музыке и поэзии»

2

Образы романсов и песен рус-ских композиторов. Старинный рус-ский романс.

Песня-романс. Мир чарующих звуков

(постановка и решение учебных задач)

Романс – вокальное произведение для голоса
в сопровождении какого-либо инструмента.

Взаимосвязь разговорных и му-
зыкальных интонаций в романсах. Триедин-ство «композитор – исполнитель – слушатель»

Познакомятся 
с понятиями: романс, аккомпанемент, рефрен, лирические образы, песня-романс.

Научатся:

– различать лири-
ческие, эпические, драматические му-
зыкальные образы в вокальной музыке;

– определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю –
народная, композиторская;

– отличать романс от песни

Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные: слушать других, определять способы взаимодействия.

Личностные: оценивать усваиваемый материал; проявлять эмоциональную отзывчивость,
личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении; выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным
образам в слове, жесте, пении

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение

Устный контроль

Найти в Интернете аудио- и видеозаписи русских романсов, информацию об их создателях

3

Два му-

зыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея (решение учебных задач)

Знакомство с шедеврами: вокальной музыки – романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки – «Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка М. Глинки

Познакомятся
с приемами развития музыкального образа, особенностями музыкальной формы.

Научатся анализировать различные трактовки одного
и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; добывать новые знания (информацию) из различных источников.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, формулировать свои затруднения.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, иметь мотивацию к учебной деятельности

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

Устный контроль

Подготовить
мини-проект
«Романсы
М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина». Выписать фамилии известных исполнителей романсов

4

Портрет
в музыке
и живописи. Картинная галерея

(открытие нового знания)

Музыкальный портрет. Единство содержания
и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок

Познакомятся
со способами создания различных образов: музыкальный портрет.

Научатся соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М. Глинки

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы, анализировать средства художественной выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, уметь определять приемы развития, форму музыкальных произведений.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о различных трактовках одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора, высказывать свое отношение к прослушанным музыкальным произведениям

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный контроль

Устный контроль. Хоровое пение

Творческая тетрадь (с. 8–9).

Найти в Интернете женские портреты разных художников.

Подобрать к ним музыкальные
и литературные произведения

5

«Уноси мое сердце в зве-
нящую даль…»

(решение учебных
задач)

Жизнь и творчество С. В. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии
и аккомпанемента. Исполнитель-ские интерпретации

Познакомятся с романсами С. В. Рахманинова: сл. Е. Бекетовой. «Сирень»,

сл. Г. Галиной. «Здесь хорошо», «Островок».

Научатся:

– проводить интонационно-образный анализ музыки;

– сравнивать исполнительские интерпретации

Познавательные: ставить

и формулировать проблемы, знать музыкальные термины, помогающие передать му-

зыкальные и поэтические
образы романса.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать свое отношение к различным трактовкам исполнения романса С. Рахманинова

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Беседа

Устный контроль. Хоровое пение

Творческая тетрадь (с. 10–12)

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

(открытие нового знания)

Жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов.

Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства

Познакомятся
с понятиями: ария, песня, речитатив, рондо.

Научатся:

– проводить интонационно-образный анализ музыки;

– сравнивать му-
зыкальные интонации с интонациями картин художников

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрыть сюжеты, темы, образы искусства, понимать красоту
и правду в искусстве.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную
задачу.

Коммуникативные: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО (на материале о творчестве Ф. Шаляпина).

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Хоровое пение.

Беседа.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ

Найти в Интернете информацию о жизни и творчестве великого русского певца Ф. И. Шаляпина.

Творческая деятельность.

Подготовить презентацию на тему «Образы природы в музыке, литературе и живописи»

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

(открытие нового знания)

Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе, включенной в оперный жанр)

Познакомятся
с особенностями
народной музыки
и жанрами народной песни.

Научатся:

– проводить интонационно-образный анализ музыки;

– определять приемы развития му-

зыкальных произведений;

– чисто интонировать мелодии русских народных свадебных песен и фрагментов хоров из опер

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; знать, как при помощи интонаций раскрывается образ.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятель-
ности.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять, что связывает тебя с культурой, судьбой твоего
народа

Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение

Устный опрос, практика

Творческая тетрадь (с. 16–17).

Исследовательская деятельность.

Узнать у родных и знакомых, какие свадебные песни пели в вашем крае, республике

8

Образы песен зарубежных композиторов.

Искусство прекрасного пения

(открытие нового знания)

Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными

Познакомятся с понятиями бельканто, баркарола.

Научатся:

– называть имена великих оперных певцов мира;

– сопоставлять,
находить сходство прослушанной
музыки

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выполнять универсальные логические действия.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, самостоятельно сравнивать мелодические линии музыкальных произведений.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятель-
ности.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

Интонационно-образный анализ музыки.

Беседа. Хоровое пение

Тест, практика

Выбрать произведения в исполнении современных певцов в стиле бельканто

9

Мир старинной песни

(открытие нового знания)

Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта. Освоение нового вокального жанра – баллады. Выявление средств выразительности разных видов ис-кусства (литературного, музыкального и изобразительного)
в создании еди-
ного образа

Познакомятся с понятием баллада.

Научатся определять основную мелодику музыкальных произведений
Ф. Шуберта

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, самостоятельно сравнивать язык трех художественных произведений: литературы, музыки, ИЗО.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства, определять основное настроение и характер музыкального произведения

Хоровое
пение.

Беседа.

Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Устный опрос

Исследовательская деятельность.

Творческая тетрадь (с. 18–19).

Используя Интернет, создать собственную коллекцию картин к балладе «Лесной царь»

10

Образы русской народной и духовной музыки.

Народное искусство Древней Руси (постановка
и решение учебной
задачи)

Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора
с жизнью чело-
века.

Роль музыки в народных праздниках. Скоморохи – странствующие актеры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на му-

зыкальных инструментах. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, современные исполнители народных песен

Познакомятся
с особенности му-

зыкального языка
народных песен; ролью народной музыки в жизни человека, с понятием скоморохи.

Научатся называть народные музыкальные инструменты
и имена исполнителей народной музыки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания
о представителях народного творчества Руси, знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы, разыгрывать народные песни.

Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов
и их взаимодействия; проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека, испытывать чувство сопричастности к истории своей Родины и народа; выражать в музыкальном исполнительстве свои чувства и настроения

Интонационно-образный анализ музыки.

Беседа.

Хоровое пение. Игра
в оркестре или игра на шумовых музыкальных инструментах

Музыкальная игра «Угадай-ка»

Подготовить мини-сообщение по выбору:

«Кто такие скоморохи?», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Современные исполнители народных песен».

Разучить шуточные народные песни своего края

11

Русская духовная музыка
(открытие нового знания)

Особенности развития духовной
(церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте
(от знаменного распева до партесного пения).

Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. С. Березовского

Познакомятся 
с понятиями: знаменный распев, партесное пение, а capella, унисон, духовный концерт, полифония.

Научатся:

– проводить интонационно-образный анализ музыки;

– составлять и находить общее в интонациях музыкальных произведений

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений.

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания
о музыкальном жанре – опера.

Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека

Интонаци-онно-образный анализ.

Сопоста-

вление му-

зыкального и художественного искусства.

Слушание
музыки

Устный контроль

Творческая тетрадь (с. 26–27).

Подготовить сообщение на тему «Творчество

композитора

М. С. Березовского»

12

В. Г. Кикта «Фрески Софии Киевской»

(постановка и решение учебных задач)

Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской»

Познакомятся с понятиями: фреска, орнамент; с особенностями музыкального языка жанра молитвы.

Научатся:

– проводить об-

разный анализ му-

зыкального произведения;

– выявлять средства музыкальной выразительности

Познавательные: осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет, расширяющей и дополняющей знания об орнаменте, фреске, молитве.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; принимать учебную задачу
и следовать инструкциям учителя; работая по составленному плану, использовать наряду с основными дополнительными средствами справочную литературу.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений

Устный контроль.

Интонаци-

онно-образный анализ

Устный опрос.

Рисунок

Творческая деятельность.

Творческая тетрадь (с. 25).

Написать сочинение на тему

«В чем современность музыкальных образов, созданных В. Киктой»

13

Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина.

Молитва

(открытие нового знания)

Углубление знакомства с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством

Познакомятся
с понятиями: хор,
солист, симфония, ударные инстру-
менты.

Научатся:

– проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

– выявлять средства музыкальной выразительности, особенности.

Узнают особенности музыкального языка жанра мо-
литвы

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: осваивать способы отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Беседа по теме занятия.

Выявление средств му-зыкальной выразительности

Устный опрос, отзыв

Выучить стихотворение (по выбору) в жанре молитвы

14

Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке

И.-С. Баха

(постановка и решение учебных задач)

Мир музыки
И.-С. Баха: светское и церковное искусство.

Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала

Познакомятся с понятиями: токката, фуга, хорал, полифония (контрапункт).

Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о светской и духовной церковной музыке.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств му-зыкальной выразительности, принципа му-

зыкального развития

Устный опрос.

Практика

Найти стихи, отрывки прозы, созвучные музыке Баха. Составить презентацию из гравюр
Г. Доре к «Библии» и озвучить ее музыкой Баха. Найти в Интернете рассказ Д. Гранина «Могила Баха». Обсудить с одноклассниками, в чем его главная мысль

15

Образы скорби
и печали

(коррекция знаний)

Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема. Образцы скорби и печали в религиозной музыке
(кантата «Stabat Mater» Дж. Перголези и «Реквием» В. Моцарта

Познакомятся с понятиями: кантата, реквием, полифония.

Научатся:

– проводить интонационно-образный анализ музыки;

– выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей знания о сходстве и различии музыки и искусства (живописи, скульптуры).

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность, самостоятельно определять полифонический склад музыки.

Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности

Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно-образный анализ. Сопоста-

вление му-

зыкального и художественного искусств

Тестирование

Подобрать стихи отечественных поэтов в жанре реквиема

16

«Фортуна правит миром...»

(открытие нового знания)

Знакомство со сценической кантатой К. Орфа «Кармина Бурана»

Познакомятся с понятиями: фортуна, ваганты.

Научатся:

– проводить интонационно-образный анализ музыки;

– применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, самостоятельно определять полифонический склад музыки.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать, в чем значение музыкального искусства в жизни человека; осознавать роль прекрасного в жизни человека

Слушание
музыки.

Хоровое
пение.

Сопоста-

вление му-

зыкального и художественного искусств.

Выявление средств му-зыкальной выразительности и принципов развития музыки

Устный опрос

Творческая деятельность.

Оформление афиши концерта, его программы, эскизов декораций к воображаемому действию

17

Авторская песня: прошлое
и настоящее. Песни вагантов (открытие нового знания)

История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни

Познакомятся
с историей развития авторской песни; особенностями и жанрами авторской песни.

Узнают имена исполнителей авторской песни

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания
о взаимосвязи художников
и композиторов; использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи.

Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия
в устной форме.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать свое мнение
о музыке в процессе слушания и исполнения.

Личностные: развивать му-
зыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ му-
зыкальных
и художественных произведений

Устный контроль

Творческая тетрадь (с. 30–31).

Подготовить беседу о творчестве Б. Окуджавы, подобрать к ней фонограммы песен

18

Джаз – искусство XX века

(открытие нового знания)

История развития джазовой музыки, ее истоки
(спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфо-джаз)

Познакомятся
с понятиями: спиричуэл, джаз, блюз, импровизация, джазовая обработка;
с историей развития джаза; с отличительными особенностями блюза
и спиричуэла.

Узнают имена джазовых музыкантов

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания
о джазе, блюзе; расширять свои представления о джазовой музыке.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с по-ставленными задачами; само-стоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, понимать настроение других людей; эмоционально отзываться на доступные и близкие по настроению музыкальные произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ му-
зыкальных
и художественных произведений

Устный контроль

Творческая тетрадь (с. 32–33).

Подготовить мини-сообщение на тему «Джазовые оркестры мира»

Мир образов камерной и симфонической музыки

19

Вечные темы искус-ства и жизни (постановка и решение учебных задач)

Единая основа всех искусств – жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения
(вокальные, инструментальные) и условиям исполнения
и восприятия
(камерные, симфонические).

Программная
и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития
(повтор, контраст, вариационность)

Познакомятся
с различными жанрами инструментальной музыки.

Узнают основные принципы развития и построения музыкальной формы
(сходство – различие; повтор – контраст)

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о взаимосвязи художников
и композиторов; использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи.

Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия
в устной форме.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения.

Личностные: развивать му-
зыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ му-
зыкальных
и художественных произведений

Устный контроль

Творческая тетрадь (с. 34–35)

20

Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена (решение учебных задач)

Творческий облик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир.

Истоки творчества композитора. Контраст му-

зыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства

Познакомятся с понятиями прелюдия, инструментальная баллада.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о биографии и творчестве Шопена, сопоставлять, музыке какого композитора созвучны произведения Шопена; расширять свои представления о музыке.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, выражать в музыкальном исполнительстве свои чувства и настроения, понимать настроение других людей; эмоционально отзываться на доступные и близкие по настроению музыкальные произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ му-
зыкальных
и художественных произведений

Устный контроль

Найти в Интернете факты из биографии Ф. Шопена и сопоставить их с характером его музыкальных произведений. Подготовить презентацию на тему «Могучее царство Шопена». Творческая тетрадь (с. 37, 39)

21

Ночной пейзаж

(решение учебных задач)

Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка – выражение личных чувств композитора. Картинная галерея

Познакомятся:
с понятием ноктюрн.

Научатся: 

– проводить интонационно-образный анализ музыки;

– выявлять средства художественной выразительности

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы, значение жанра «пейзаж» в русском искусстве.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы
и оценивать меру освоения каждого.

Коммуникативные: воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: проявлять
в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Слушание музыки. Хоровое пение. Поиск общих
средств художественной выразительности. Интонационно-образный анализ

Устный опрос

Творческая деятельность.

Используя Интернет, составить коллекцию картин русских художников, созвучных «Ноктюрну» А. Бородина.

Нарисовать пейзаж-настроение

22

Инструментальный концерт «Времена года». «Итальянский концерт» И.-С. Баха

(сообщение и усвоение новых знаний)

Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна»
(из цикла «Времена года»).
И.-С. Бах «Итальянский концерт». Особен-ности стиля барокко

Познакомятся с понятием инструментальный концерт;

с особенностями стиля барокко.

Научатся:

– называть полные имена композиторов: И.-С. Баха
и А. Вивальди;

– проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

– определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания
о красоте звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского
человека.

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность,
самостоятельно определять
части инструментального концерта Вивальди (быстро – медленно – быстро).

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, развивать эмоциональное восприятие произведений искус-ства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Сопоставление образов поэзии и музыки. Определение формы музыкального произведения

Устный контроль

Творческая тетрадь (с. 49).

Творческая деятельность.

Подготовить мини-проект на тему «Времена года в музыке, литературе, живописи»; презентацию на тему «Образы Италии в творчестве рус-ских композиторов»

23

Космический пейзаж (сообщение и усвоение новых знаний)

Знакомство обучающихся с новым «звуковым миром» через про-
изведения
Ч. Айвза «Космический пейзаж» и Э. Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов.

Выразительные возможности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная
галерея

Познакомятся с понятиями: синтезатор, мозаика.

Научатся:

– называть полные имена композиторов: Ч. Айвза
и Э. Н. Артемьева;

– проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

– определять тембры музыкальных инструментов, выразительные и изобразительные возможности музыки;

– рассказывать о современном электромузыкальном инструменте – синтезаторе, его возможностях

Регулятивные: определять
и формулировать цель деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания
о музыке для синтезатора.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное
поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный контроль. Хоровое пение

Устный опрос

Исследовательская и творческая деятельность.

Подобрать в Интернете электронную музыку на тему «Космические фантазии». Найти в Интернете репродукции картин, стихи и рассказы, в которых воплощены образы фантастики, космоса, Вселенной.

Творческая тетрадь (с. 42–43)

24–

26

Образы симфонической

музыки. «Метель». Музыкальные иллю-страции к повести
А. С. Пушкина (сообщение и усвоение новых знаний)

Знакомство

с музыкальными иллюстрациями Г. В. Свиридова к повести
А. С. Пушкина «Метель». Связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г. В. Свиридова

Познакомятся с понятиями: вальс, пастораль.

Научатся: 

– определять форму, приемы развития музыки, тембры;

– выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

– применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность,
самостоятельно отличать

главные мелодики музыки
Г. В. Свиридова.

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые энциклопедии, справочники.

Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, развивать эмоциональное
восприятие произведений искусства

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Игра в «дирижера», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов

Письменный контроль (карточки)

Выучить

стихотворение
А. С. Пушкина
о природе (по выбору)

27

Симфоническое

развитие музыкальных образов (сообщение и усвоение новых знаний)

Основной принцип музыкального развития – сходство и различие. Основной прием симфонического развития музыки – контраст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры – симфония, сюита; чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта и оркестровой сюиты № 41 («Моцартиана») П. И. Чайковского

Познакомятся с понятиями: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка. 

Научатся:

– называть полные имена композиторов: В. А. Моцарт, П. И. Чайковский;

– проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

– определять тембры музыкальных инструментов

Регулятивные: планировать свою учебную деятельность,
самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане».

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: развивать му-
зыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Устный контроль, тест

Творческая тетрадь (с. 50–51).

Придумать вопросы к дискуссии «Каждая нота в симфонии – чистое золото»
(Р. Шуман)

28

Программная увертюра Л. Бетховена «Эгмонт»

(усвоение новых знаний)

Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт»

Познакомятся с понятиями: увертюра, программная музыка; со строением сонатной формы.

Научатся: определять тембры му-

зыкальных инструментов и приемы музыкального раз-
вития

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы.

Личностные: выражать эмоциональное содержание му-
зыкальных произведений в ис-полнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемы развития музыки

Устный опрос

Творческая тетрадь (с. 52, 55)

29

Увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта»
(усвоение новых знаний)

Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии (Ромео, Джульетта и др.)

Познакомятся с понятиями: увертюра, программная музыка; строением сонатной формы.

Научатся:

– проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

– определять приемы развития и средства выразительности музыки

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о творчестве Баха и о его любимом инструменте – органе.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное
поведение; воспринимать му-
зыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности

Слушание музыки. Хоровое пение

Устный контроль

Творческая тетрадь (с. 56–57)

30–

32

Мир му-
зыкального театра 

(решение учебных задач, усвоение новых знаний)

Интерпретация литературного произведения
(трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: балете
С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», мюзикле Л. Бернстайна «Вестсайдская история», опере К. В. Глюка, рок-опере А. Б. Журбина «Орфей и Эвридика». Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искус-ства, хореографии, легкой и серьезной музыки

Познакомятся с понятиями: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты.

Научатся: 

– называть полные имена композиторов: С. С. Прокофьев, Л. Бернстайн, К. В. Глюк,
А. Б. Журбин;

– проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

– определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки

Регулятивные: научиться планировать свою учебную деятельность и следовать инструкциям учителя; выполнять действия в устной форме.

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания
о взаимодействии музыки, изобразительного искусства
и литературы.

Коммуникативные: понимать содержание вопросов
о музыке и воспроизводить
их; оформлять свои мысли
в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные: различать основные нравственно-этические
понятия

Слушание музыки. Хоровое пение.

Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Устный контроль, тест

Написать эссе
на тему «Если звезды зажигают, значит, это
кому-нибудь нужно» (В. Маяковский)

33–

34

Образы киномузыки
(сообщение и усвоение новых знаний, рефлексия знаний)

Продолжение воплощения сюжета трагедии
В. Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке (Л. Бернстайн, Н. Рота). Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа

Познакомятся с понятиями: вокальная и инструментальная музыка.

Узнают имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, контролировать свои действия в коллективной
работе.

Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять эмоциональное отношение к искусству, эстетический взгляд на мир в его целостности, художественном
и самобытном разнообразии

Слушание музыки. Хоровое пение.

Интонационно-образный анализ.

Определение формы

Устный контроль

Подобрать любимое музыкальное произведение

к кинофильму
(саундтрек)

35

Мир образов вокальной и инс-трументальной музыки «Исследовательский проект» (рефлексия знаний)

Обобщение представлений об интонации
в музыке и литературе. Обобщение знаний о понятии музыкальный образ. Повторение классификации музыкальных жанров

Познакомятся с понятием реквием.

Научатся определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; защищать творческие исследовательские проекты.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей
о музыке.

Личностные: различать основные нравственно-этические понятия

Слушание музыки. Хоровое пение

Защита проекта

Исследовательская деятельность.

Темы проектов в учебнике
(с. 164–165)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...