Мастер-класс. "Развитие дикции и речи"
материал по музыке (5 класс)

Комарова Анна Юрьевна

Этот мастер-класс был проведён для родителей. Развитие дикции и речи с помощью скороговорки "Лигурия". Можно использовать и на уроках и во внеурочной работе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpg

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpg

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpg

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpgC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\Мастер класс\рефлексия.jpg



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Развитие дикции и речи.

Скороговорка «Лигурия».

Цели:

  • познакомить с понятием «скороговорки», его происхождением и значением в жизни русского народа;
  • развивать речь (темп, скорость, четкость произношения слов), мышление, память обучающихся;
  • приобщать к традициям русского народа, воспитывать любовь к устному народному творчеству, культуру поведения, умение работать в коллективе.

Оборудование: презентация, плакат с названием темы занятия; наборные слоговые таблицы, карточки со скороговорками, жетоны для голосования, памятки.

Форма организации занятия: групповая, индвидуальная.

Приёмы и методы обучения:

-по источнику передачи и восприятия учебного материала: словесный, практический.

-по особенностям поисковой деятельности: репродуктивный.

Контроль: устный опрос, взаимопроверка, самооценка.

Ход занятия

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Анна Юрьевна, я учитель музыки. Рада видеть вас на своём мастер-классе. Садитесь поудобнее. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбки.

Подготовительный этап

Разминка речевого аппарата.

Учитель: Давайте с вами вспомним, что представляет собой речевой аппарат?

Дети, родители: Легкие, гортань, язык, зубы, неба, губы.

Учитель: Как «рождаются» звуки?

Дети, родители: Мы вдыхаем воздух, он при выдохе проходит через гортань и доходит до ротовой полости, а там с помощью языка, неба, зубов, губ он превращается в различные звуки.

Распевка.

- Поем звуки: а, у, е, ю, и.

- Поем слоги (по слоговой таблице).

МА НЕ СО МЯ ЛУ

ДО ГА РЫ БО ПЁ

ВО ЛИ ЗО ЖИ ВЮ

Артикуляционная гимнастика:

«Солнышки и тучки»

Учитель: Когда произношу слово «Солнышки» растягиваю губы в улыбке, когда говорю «тучки» – вытягиваю трубочкой и нахмуриваюсь (и так чередую).

«Лошадка».

Учитель: Помним, что щелкаем язычком 4 раза после произношения каждой строки стихотворения.

Я маленькая лошадка, цок-цок-цок-цок,

Моя шерстка гладка, цок-цок-цок-цок.

Я чисто умыта, цок-цок-цок-цок,

От хвоста до копыта, цок-цок-цок-цок

Овса поела, цок-цок-цок-цок

И снова за дело, цок-цок-цок-цок.

«Задуваем свечи».

Учитель: Представьте, что перед вами большой праздничный торт. Вы должны вдохнуть столько воздуха, чтобы вам хватило короткими выдохами посчитать количество ваших лет.

«Егорка».

После произношения четверостишия мы должны вдохнуть и на выдохе посчитать Егорок.

Как на горке на пригорке

Жили тридцать три Егорки (глубокий вдох).

Раз Егорка, два Егорка,

Три Егорка…

Изучение нового материала

Учитель: 

В развитии  дикции и речи большую помощь нам оказывают… (скороговорки.)

- Что такое скороговорки, кто знаком со значением этого слова?

Слово скороговорки произошло от двух слов «скоро» и «говорить».

Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке.

Скороговорки бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько.

- Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного время препровождения или для детского праздника.

- Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции. (Учитель раздает карточки со скороговорками)

Сегодня я хочу вас познакомить с самой длинной скороговоркой, которая состоит из 40 коротких, известных и не очень. Называется она «Лигурия».

 За одно занятие, конечно, выучить её невозможно, но мы попытаемся понять принцип разучивания.

Итак, скороговорка «Лигурия»: 

(проговариваю наизусть текст  быстро и чётко).

Конкурс «Скороговорка»

Учитель: Проведем конкурс на лучшую скороговорку. Вы должны, заучить её и быстро, без ошибок произнести всю скороговорку целиком. Вам поможет памятка по разучиванию скороговорок.

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно и четко, разбивая на слоги.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5.Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее (не менее пяти раз). (Родители выполняют задание).

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

Итог занятия

Учитель: Давайте подведем итог сегодняшнего мастер-класса.

-Что нового узнали?

-От каких слов произошло слово скороговорки? Почему они так названы?

- Для чего нам нужны скороговорки? (Оказывается, они нужны нам, чтобы речь наша становилась чистой, внятной, яркой, красивой!)

-Что показалось интересным?

На доске размещён плакат, на каждой парте для каждого участника лежит жетон для голосования (рефлексии).

(Родители подходят и  размещают на плакате лайк-дизлайк (палец вверх-вниз),в зависимости от впечатления о мастер-классе).

-На этом наш мастер-класс окончен, всем спасибо.

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным!

Спасибо за внимание!

В конце мастер – класса учитель вручает всем присутствующим родителям Памятки по  работе со скороговорками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Развитие дикции и речи » Скороговорка «Лигурия» МАОУ СОШ № 70 города Тюмени Подготовила и провела : Комарова Анна Юрьевна учитель музыки 1 категория

Слайд 2

ДИКЦИЯ это чёткое и ясное произношение звуков и слов.

Слайд 3

Скороговорка – 1.Быстрая речь. 2.Искусственно , ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. С . И.Ожегов .

Слайд 4

Слово СКОРОГОВОРКА составлено из основ двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ . Скороговорки учат чёткому и внятному произношению , помогают овладеть техникой речи.

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика. «Солнышки и тучки» «Лошадки» «Вальс»

Слайд 6

Упражнение « Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки»…

Слайд 7

Конкурс Скороговорок

Слайд 8

, два. Пусть ваш ребенок говорит красиво ! Пусть он вырастет успешным! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

s-699f6ae349f86431049b74e86bdbb9b11a8ba5dc (1).jpg

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно и четко, разбивая на слоги.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5.Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее

 И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

s-699f6ae349f86431049b74e86bdbb9b11a8ba5dc (1).jpg

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно и четко, разбивая на слоги.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5.Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

s-699f6ae349f86431049b74e86bdbb9b11a8ba5dc (1).jpg

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно и четко, разбивая на слоги.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5.Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно и четко, разбивая на слоги.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5.Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее (не менее пяти раз). (Родители с детьми выполняют задание)

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.



Предварительный просмотр:

В четве́рг четвёртого числа́ в четы́ре с че́твертью часа́ 
лигури́йский регулиро́вщик регули́ровал в Лигу́рии. 

Три́дцать три корабля́ лави́ровали, лави́ровали, 
да так и не вы́лавировали.

Жужжи́т, как жу́желица, жужжи́т, да кру́жится. 


Пять ребя́т съе́ли пять опя́т 
с полче́твертью четверика́ чечеви́цы без червото́чины. 


Ты́сяча шестьсо́т шестьдеся́т шесть пирого́в 
с творого́м из сы́воротки и́з-под простоква́ши. 


Все колокола́ не переколоколова́ть, 
не перевы́колоколовать, 


Всех скорогово́рок не перескороговори́ть, 
не перевы́скороговорить. 


Цыплёнок же ца́пли це́пко цепля́лся за цепь. 


Ца́пля ча́хла, ца́пля со́хла, ца́пля сдо́хла. 


Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.



Предварительный просмотр:


В четве́рг четвёртого числа́ в четы́ре с че́твертью часа́ 
лигури́йский регулиро́вщик регули́ровал в Лигу́рии. 
Но три́дцать три корабля́ лави́ровали, лави́ровали, 
да так и не вы́лавировали. 
А пото́м протоко́л про протоко́л протоко́лом запротоколи́ровал. 
Как интервьюе́ром интервьюи́руемый, 
лигури́йский регулиро́вщик, 
речи́сто, да не чи́сто рапортова́л. 
Да не́ дорапортова́л, дорапорто́вывал. 
Да так зарапортова́лся про размо́кропого́дившуюся пого́ду, 
что да́бы инциде́нт не стал претенде́нтом на суде́бный прецеде́нт, 
лигури́йский регулиро́вщик акклиматизи́ровался 
в не́конституцио́нном Константино́поле. 
Где хохла́тые хохоту́шки хо́хотом хохота́ли и крича́ли ту́рке, 
кото́рый на́черно обку́рен тру́бкой: 
не кури́, ту́рка, тру́бку, 
купи́ лу́чше ки́пу пик, лу́чше пик ки́пу купи́. 
А то придёт бомбарди́р из Бранденбу́рга — 
бо́мбами забомбардиру́ет за то, что не́кто черноры́лый 
у него́ полдвора́ ры́лом изры́л, вы́рыл и подры́л. 
Но на са́мом де́ле ту́рка не́ был в де́ле, 
да и Кла́ра-кра́ля в то вре́мя кра́лась к ларю́, 
пока́ Карл у Кла́ры кора́ллы крал. 
За что Кла́ра у Ка́рла у кра́ла кларне́т. 
А пото́м на дворе́ дёготниковой вдовы́ Варва́ры 
два э́тих во́ра дрова́ ворова́ли. 
Но грех — не смех — не уложи́ть в оре́х. 
О Кла́ре с Ка́рлом во мра́ке все ра́ки шуме́ли в дра́ке. 
Вот и не до бомбарди́ра вора́м бы́ло, 
и не до дёготниковой вдовы́, и не до дёготниковых дете́й. 
Зато́ рассерди́вшаяся вдова́ убрала́ в сара́й дрова́: 
раз дрова́, два дрова́, три дрова́ — не вмести́лись все дрова́. 
И два дровосе́ка, два дровоко́ла - дровору́ба 
для расчу́вствовавшейся Варва́ры 
вы́дворили дрова́ вширь двора́ обра́тно на дровяно́й двор. 
Где ца́пля ча́хла, ца́пля со́хла, ца́пля сдо́хла. 
Цыплёнок же ца́пли це́пко цепля́лся за цепь. 
Молоде́ц про́тив ове́ц. 
А про́тив молодца́ сам овца́, 
кото́рой но́сит Се́ня се́но в са́ни. 
Пото́м везёт Се́нька Со́ньку с Са́нькой на са́нках: 
са́нки - скок, Се́ньку - в бок, Со́ньку - в лоб, все - в сугро́б, 
а Са́шка то́лько ша́пкой ши́шки сшиб. 
Зате́м по шоссе́ Са́ша пошёл. 
Са́ша на шоссе́ саше́ нашёл. 
Со́нька же, Са́шкинаподру́жка, 
шла по шоссе́ и соса́ласу́шку. 
Да прито́м у Со́ньки-верту́шки во рту ещё и три ватру́шки — 
аккура́т в медови́к, но ей не до медовика́.

Со́нька и с ватру́шками во рту 
пономаря́ перепономари́т - перевы́пономарит. 
Жужжи́т, как жу́желица, жужжи́т, да кру́жится. 
Была́ у Фро́ла— Фро́лу на Ла́вра наврала́. 
Пойдёт к Ла́вру - на Фро́ла Ла́вру наврёт, 
что ва́хмистр — с ва́хмистршей, 
ро́тмистр — с ро́тмистршей, 
что у ужа́ — ужа́та, а у ежа́ — ежа́та, 
а у него́ высоко́поста́вленный гость унёс трость. 
И вско́ре опя́ть пять ребя́т съе́ли пять опя́т 
с полче́твертью четверика́ чечеви́цы без червото́чины. 
И ты́сячу шестьсо́т шестьдеся́т шесть пирого́в 
с творого́м из сы́воротки и́з-под простоква́ши. 
О всём о том, о́коло кола́, колокола́ зво́ном раззва́нивали. 
Да так, что да́же Константи́н — 
за́льцбургский бесперспективня́к — 
и́з-под бронетранспортёра констати́ровал: 
как все колокола́ не переколоколова́ть, 
не перевы́колоколовать, 
так и всех скорогово́рок не перескороговори́ть, 
не перевы́скороговорить. 
Но попы́тка — не пы́тка.



Предварительный просмотр:

Удивлённо

Испуганно

Таинственно

Радостно

Печально

Возмущённо

Восторженно

Торжественно

Слёзно

Рассерженно

Боязливо

Высокомерно

Безразлично

Разочарованно

Секретно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....

Мастер - класс "Развитие скорости в беге на короткие дистанции". 5 класс

Урок физической культуры для учащихся 5 классов.  Цель: Развитие скоростных индивидуальных качеств обучающихся.Задачи урока:1. Обучение технике бега на короткие дистанции – низкого старта, старто...

Мастер-класс «Развитие интереса учащихся начальных классов к естественным наукам на примере кружка «Занимательная физика»

Открытое мероприятие в виде одного из занятий кружка "Занимательная физика" состоялось в рамках проведения педагогического совета ГБОУ Школа №950 17 ноября 2015г. На занятии присутствовали учителя ком...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Мастер-класс "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"...

Мастер-класс "Развитие образно-монтажного мышления учащихся 8 класса средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС."

Мастер-класс для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования.Согласно требованиям ФГОС программа по изобразительному искусству в 8 классах приобрела новое содержан...

Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"

Мастер-класс содержит  сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...