Метапредметность на уроках музыки
статья по музыке

Доржиева Жаргалма Батодалаевна

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

Метапредметный урок – это урок, на котором: ученик учится общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы; ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий; обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире.

 «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире»  - В. А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statja-metapredmetnost-na-urokah-muzyki.docx44.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование метапредметного подхода на уроках музыки с целью достижения метапредметных результатов обучения.

Доржиева Ж.Б., учитель музыки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оерская средняя общеобразовательная школа»

Джидинский район, Республика Бурятия

«Урок- это зеркало общей и педагогической деятельности учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

В. А. Сухомлинский

Сегодня мы говорим о метапредметном уроке. Что следует понимать под метапредметным уроком? Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

Метапредметный урок – это урок, на котором: ученик учится общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы; ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий; обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире.

 «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире»  - В. А. Сухомлинский

Здесь нам на помощь приходит метапредметный подход, который предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук», а подлинное мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологического, экономического мышления, которое становится целью образования.

Поэтому для каждого учителя важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовывать развивающий потенциал общего образования.

Немалая роль при этом отводится музыкальному искусству, важности реализации его воспитательно образовательной функции. Всестороннее музыкальное развитие обогащает внутренний мир ребёнка, помогает не только глубже и полнее воспринимать и понимать музыкальное искусство, но и заставляет чутко и внимательно относиться ко всему окружающему: к жизни, людям, событиям.  

В. А. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, –научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства.»  Для меня, как учителя музыки, главная задача – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, память, но и душа. Я должна научить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им музыкально-эстетический вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личными для каждого школьника. Как этого добиться, достичь? Ответ на этот вопрос сегодня дают ФГОСы, определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так называемые метапредметные результаты. Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий.

Пути формирования метапредметных результатов: метапредметные задания, метапредметные проблемные ситуации, метапредметные технологии. Итак, примеры метапредметных заданий и метапредметных проблемных ситуаций: например, при знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр. Различать военные, спортивные, траурные марши. Найти общие для них черты. Но можно построить «наоборот». Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию: - Пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей, ЧТО ты сделаешь? – Крикну, созову всех…- Ну и кричи, созывай. Все услышат твой призыв? – Тогда возьму трубу, сыграю «зов» …. Ребята «выращивают» интонацию зова, как необходимость собрать всех вместе…-Итак – все собрались. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь людей – все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу…-Что делать...- Надо сочинить марш!

Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию. Какие УУД формируются в данном случае?  Познавательные – умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального образа, владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации, умение строить высказывание. Регулятивные- планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации); прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные- формирование умения планировать учебное сотрудничество; поиск способов разрешения конфликтных ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли…

Урок в 4 классе: А. П. Бородин Квартет № 2 (Ноктюрн) Задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета…. Для этого организовывается работа в группах. 1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке. 2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки. 3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей.

 Каждая группа представила результаты своей деятельности, прошло обсуждение – дискуссия, повторное слушание. В заключение я предлагаю определения нескольких музыкальных жанров, а дети выбрали нужное. В результате все поставленные задачи были решены. Какие УУД формировались в процессе этой работы?  Познавательные - усвоение терминов и понятий         музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта, владение навыками работы с различными источниками: словарь Ражниковой, схема расположения инструментов симфонического оркестра; самостоятельный поиск, извлечение и классификация информации. Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств. Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями.  

Напомню о метапредметных технологиях:

  • проектная и исследовательская деятельность;
  • технология развития критического мышления;
  • ИКТ - технологии,
  • интегративная технология;
  • технология «Дебаты»;
  • обучение в сотрудничестве (парная, групповая работа);
  • личностно – ориентированные технологии.

Я лишь хочу остановиться на приемах метапредметной технологии развития критического мышления, которую использую на уроках вот уже 3 год. Приемы технологии развития критического мышления:

Прием «Составление кластера»;

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали» (З – Х – У)

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Приём «Синквейн»

Приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» …

 Кластер (гроздь) – графический прием систематизации материала, развивающий вариативность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы. Суть приема – выделение смысловых единиц темы в определенном порядке в виде грозди – схемы и связанных с ключевым словом смысловых единиц, конкретизация фактами и мнениями. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.    Взаимосвязанные понятия соединяются стрелкой.

Пример: Кластер «Песня», который учащиеся составляют при изучении темы «Вокальная музыка. Песня»:

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали... было ли... согласны ли вы... верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...

Концептуальная таблица, очень полезна, если необходимо сравнить два и более объекта. Пример: сравнение жанров «песня» и «романс». Помогает классифицировать информацию, сравнивать ее, анализировать.

Пример таблицы, которую учащиеся заполняют при изучении темы «Хоровая музыка»:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сколько человек в хоре?

На сколько голосов делится женский хор?

Можно ли песню исполнять хором?

Можно ли романс исполнять хором?

Почему появилась хоровая музыка?

В чем особенность хоровой музыки?

Предположите, что будет, если люди перестанут петь хором?

Приём «Толстые и тонкие вопросы»: тонкие вопросы – более простые, толстые требуют пояснения, объяснения…

Приём «Синквейн» - слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

 1 строка – тема или предмет (одно существительное);

 2 строка – описание предмета (два прилагательных);

 3 строка – описание действия (три глагола);

 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

Приведу пример синквейна на уроке в 7 классе по теме «Музыкальный образ».

Образ

лирический пленительный

завораживает восхищает вдохновляет

мне нравятся лирические образы

любовь

Подводя итоги выше сказанного, хочется привести строки Вальтера Скотта «Самое полезное в жизни – это собственный опыт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.Тема урока: «Музыка вокруг нас»....

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2 класс

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2класс.Тема урока: «Симфоническая сказка Петя и Волк»...

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.Тема урока: «Радуйся, Мария!», «Богородице Дево, радуйся!»...

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»....

Метапредметный подход на уроках музыки

О метапредметном подходе...

Формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки

Данная работа описывает формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки...

Метапредметность на уроках музыки, как этап в достижении результатов обучения.

Общий подход и примеры метапредметной работы на уроках музыки....