урок музыки "Ночной пейзаж. Ноктюрн"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Дадоева Эльвира Шевкетовна

Музыка навеянная образами ночи. настроения спокойствия, умиратворения, тишины и размышлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_nochnoy_peyzazh.docx19.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Конспект урока по музыке

Учитель Дадоева Эльвира Шевкетовна.

Дата   19.01.21                                Класс   6.А.Б.В                           № Урока 18

Тема: «Ночной пейзаж. НОКТЮРН».

Цели(  образоват. воспит. Развивающие) 1.Образовательные:

- показать как и какими музыкальными средствами композиторы передают в своих поизведениях образы - развитите вокально – хоровых навыков пения, выработка слитного хорового звучания, чистоты интонирования, выразительности, фразировки, дикции.

2.Воспитательные:

- содействовать духовно – нравственному развитию учащихся, уважению к ценностям отечественной культуры.

- приобщить к русскому народному творчеству.

3.Развивающие:

- формирование самостоятельности мышления;

- развитие навыков анализа, синтеза;

- развитие эмоциональной сферы.

Планируемые результаты(ФГОС):

Метапредметные : формулировать и удерживать учебную задачу; узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. 

Предметные : приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Личностные : укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Тип урока комбинированный.

Оборудование проектор .ноутбук.

                                                                 Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний(. разминка ,фронтальный опрос.)

Музыкальное приветствие. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Ф. Шопен). С каким жанром мы познакомилисьЭпиграфом к уроку будут строки Афанасия Фета:

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,  Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,  Как тишиною грудь полна!

Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь? Как называются произведения, которые исполнялись в вечернее, ночное время?

- Серенада  - А что такое серенада?

- Это произведения, которые исполняются в вечернее, ночное время суток под окнами любимой, в знак признания.

Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке.

2. Формулирование темы урока. (Слайд 5)

Назовите тему сегодняшнего урока. (Что изображено на слайде, какое время суток, т.е. какой пейзаж?)  «Ночной пейзаж». Целеполагание .(мотивация)

- Определите цель нашего урока.

- Продолжить знакомство с образами камерной музыки, с жанром ноктюрн.

(Слайд 8) Запишите определение: Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Это пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом. Сочинения, которые передают настроение человека, находящего под впечатлением образов ночи.

Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку. Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается 
Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.

Физкультминутка

  1. Вспомните, что такое квартет? Основная часть урока(Новый материал)

Квартет — музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты. (Слайд 10)

Но по составу инструментов квартеты могут быть:

однородные (например, струнный квартет)

смешанные (например, фортепиано, скрипка, альт и виолончель).

Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа.

Чаще всего квартеты имеют четыре части:

1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа;

2-я часть – скерцо (шутка);

3-я часть – ноктюрн;

4-я часть – финал.

Квартет относится к камерной музыке. (Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого числа слушателей и исполнителей). Квартет №2 Бородин посвятил своей любимой жене Екатерине Сергеевне (фото на стр. 105).

Прежде чем послушать 3-ю часть квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, - прочитаем строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так далеко не уезжал…) Чтение.

Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.

Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин  Размышления:

В этой музыке сплетение голосов струнных инструментов напоминает разговор, беседу. Эта беседа-согласие или беседа-спор? Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?

  1. Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. 
  2. Первичное усвоение новых знаний

Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки: тишина,

  1. покой, созерцательность, страстность, нега, восторг, нежность, порыв, томление, трепетность. 
  2. Закрепление изученного материала

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, - 
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. Тютчев

Слушание Ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена.

Ответы детей: Сходство эмоционально-образного строя.

Сопоставить ноктюрны со стихами Тютчева.

Работа над песнями.

IV. Подведение итогов.Рефлексия.

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"

Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...

Урок рисования ПЕЙЗАЖ

МЕтодическая разработка урока рисования для дошкольников...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

8 класс Тема урока: Выполнение пейзажа, натюрморта.

Тема:  Вышивание натюрморта, пейзажа.Цели:  познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать ...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...