Открытый урок "Симфония звучала - пушки молчали".
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Миронова Екатерина Викторовна

Открытый урок "Симфония звучала - пушки молчали".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vov.docx36.83 КБ
Файл urok_vov_-_razrabotka.pptx746.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока: «Звучала симфония – пушки молчали»

Д.Д. Шостакович. Симфония №7 (Ленинградская)

Цель: Определить значение музыки в годы ВОВ. Совершенствование навыков анализа музыкальных произведений, формирование у учащихся музыкально–образного мышления на примере Симфонии №7 Д. Д. Шостаковича.

        

УУД:

 Личностные:

- умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию;

- умение уважительно относиться к мнению окружающих;

 - умение оценивать свою точку зрения в сравнении с мнением других обучающихся.

 Метапредметные:

Регулятивные:

 - умение осуществлять поиск информации, структурировать  знания, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого);

- формирование согласованных действий, норм общения, способности регулировать своё поведение.

Познавательные:

- смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей;

- умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства и реальной жизнью.

Предметные:

-  умение дать  характеристику музыкальному произведению;

- умение обучающихся входить в мир ценностей музыкального искусства;

- умение определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности.

        Тип урока: урок открытия новых знаний.

        Форма урока: урок–исследование.

             Этапы урока: 1. Мотивация.

2. Актуализация знаний.

3. Создание проблемной ситуации

4. Исследование (может быть в малых группах).

5. Обмен информацией.

6. Подведение итогов: рефлексия.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный метод

проблемный метод

репродуктивный метод

исследовательский метод

Форма обучения: групповая

Оборудование урока: медиа аппаратура, ноутбук, наглядные пособия, запись музыкального произведения, материал к заданиям.

Виды деятельности учеников: чтение, рассматривание фотографий, слушание музыки, определение её характера и образа, рефлексия.

Ход урока

1 этап урока (репродуктивный)

Организационный момент.

У.: Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас всех.  Давайте приветливо посмотрим друг на друга. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и ранее полученные знания. Сегодня у нас особенный урок. Особенный потому, что посвящён людям, благодаря стойкости, смелости, жертвенности которых мы сейчас можем наслаждаться мирным небом над головой; посвящён событиям, которые по своему трагизму ни с чем не могут быть сравнимы. Итак, приступим.

     Посмотрите, пожалуйста, на экран (фотографии фронта, блокады Ленинграда, портрет Д. Д. Шостаковича). Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке?

Д.: О ВОВ, блокаде Ленинграда и музыкальных произведениях Д. Д. Шостаковича.

У.: А с каким музыкальным произведением мы познакомились в 7 классе?

Д.: С «Ленинградской» симфонией №7.

У.: Совершенно верно. Сегодня мы продолжим изучать это замечательное произведение, но гораздо глубже. Постараемся понять её место в культуре и исторических событиях нашей страны.

У.: «Ленинградская» симфония, произведение не простое. Она была исполнена в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года, музыкантами – героическими людьми. Для исполнения симфонии необходимо было не менее 100 человек, тогда как в самом городе нашлось всего около двух десятков. Остальных музыкантов везли из госпиталей, тащили на санях, т. к. они не могли сами идти, других, понимая важность этого музыкального события для выживающего блокадного города, отпускало командование из войсковых частей. А партитура была доставлена в город на самолёте из места эвакуации композитора Д. Д. Шостаковича. Первая репетиция длилась всего 15 минут. На большее у людей не хватило сил. Чтобы подарить ленинградцам возможность услышать музыку, 14-й артиллерийский полк сыграл свою «симфонию», обрушив на врага шквал огня. И ни один вражеский снаряд не упал за все 80 минут концерта на  филармонию или рядом, хотя немцы целились именно в неё. Концерт транслировался по громкоговорителям и радио на весь город. Сейчас внимательней рассмотрите на экране фотографии. На них показаны все ужасы войны. Фронт – кровавая работа. Тыл – голод, холод, труд сверх сил. В таких катастрофических условиях жизни было ли место музыке? Как вы считаете? (Дети высказывают своё мнение)

     Существует два противоположных утверждения:

  1. «Когда говорят пушки – музы молчат»
  2. «Война преходяща, а музыка вечна» (высказывания выведены на экране), то есть нужна всем, всегда, в любых условиях.

Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Д.: Выбрать верное утверждение.

У.: Вы правы. И сделаем мы это на примере Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Она была написана во время блокады Ленинграда. Это произведение о войне и мире. Мире до и после войны, о нашествии фашистов, страдании народа, о Ленинграде, о стойкости и победе, о скорби по погибшим.

У.: Как видите, вы сегодня будете работать в группах. Вам необходимо выбрать командира своей группы.

Ваша задача в ходе деятельности установить верное высказывание о значении музыки на войне. Итак, задача звучит следующим образом: «Определить, какое из высказываний о значении музыки на войне, верно».

У вас на столе лежат чистые карточки, заполните их, согласно дальнейшим заданиям.

        В прошлом году мы уже знакомились с «Ленинградской» симфонией. Но, несмотря на это, мы прослушаем сегодня I часть симфонии, для того чтобы вспомнить или освежить в памяти эту потрясающую музыку. (Слушание).

У.: Задание 1.Как вы можете охарактеризовать эту музыку? Из предложенных слов (выводим на экран), запишите те, которые на ваш взгляд являются верными.

Ученики вписывают  нужные слова в пустые карточки:

Характер музыки: жизнерадостная, зловещая, печальная, заунывная, грубая, скорбная, плавная, резкая, игривая, шутливая, драматичная.

У.: Задание 2. О чем это музыкальное произведение? Запишите, верные по вашему мнению определения. (Определения выведены на экран).

Содержание музыки: о любви, о борьбе, о войне, о судьбе, о смерти, о счастье, о горе, о победе.

У.: Ребята, какой вывод мы можем сделать, подводя итоги первых двух заданий?

(Дети совещаются, и командиры определяют отвечающего)

Д.: Музыка способна выразить многогранность жизни во всех её проявлениях. От самых трагических событий до светлых времён. (Запишем этот вывод в тетрадь).

 Задание 3. Сейчас вы прослушаете три аудиозаписи, распечатанные тексты которой я вам раздам, чтобы вы могли лучше сориентироваться. Ваша задача, определить - какой из отрывков соответствует музыкальной теме «нашествия фашистов»?

  1. Страницы из дневника Тани Савичевой (фото дневника вывести на экран):

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». (Женя – это сестра Тани)

 «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год»

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год» (Лёка – это брат Тани)

 «Дядя Ваня умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год»

«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»

«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»

«Савичевы умерли»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда её вывезли на большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

  1. Письмо солдата (фото солдата, пишущего письмо вывести на экран):                                                                                                                         Стихотворение найдено в шинели солдата Александра Зацепы, погибшего в Великую Отечественную Войну в 1944 году.

Послушай, Бог…

Ещё ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звёздное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,

Что, как ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

  1. Воспоминания Агнэсы Николаевны Толкачёвой (фото на экране), жительницы Железногорска, 5-летней девочкой пережившей блокаду Ленинграда.  

«Блокада города длилась 872 дня: с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. В городе и пригородах от бомбежек, обстрелов, голода, холода, болезней погибло 1300 тысяч человек. 400 тысяч детей Ленинграда не дожили до дня освобождения города, так и не увидев ни одного пленного фашиста. Тогда, в начале блокады Ленинграда в 1941 году, командование 18-ой армии группы немецких войск «Север» не представляло, что в замкнутом ими «блокадном кольце» созреет их поражение. Они считали, что город падет уже через 5-7 дней. Уже были выданы офицерам пригласительные билеты на банкет победы в ресторан «Астория», что на Исаакиевской площади. Но военный и гражданский патриотизм защитников Ленинграда не позволил немцам пить шампанское в лучшем ресторане Ленинграда, где когда-то бывали Блок, Маяковский, Есенин.

 Желание ленинградцев победить было сильнее голода и смерти. Фашисты даже не могли предположить, что для коренного ленинградца (даже смертельно голодного) будет честью умереть в своем непокоренном городе, чем в позорном немецком плену влачить остаток жизни. Если бы мне, девочке-дистрофику, во время блокады предложили:

 - Девочка, ты хочешь много-много хлеба?

- Да, - ответила бы маленькая Агнэса.

- Тогда пусть войдут в город немцы: они дадут хлеба. Ты согласна?

 - Нет! Нет… - сказала бы девочка-ленинградка, и слезы покатились бы по впалым щекам умирающего от голода маленького ленинградского ребенка.

Я всю жизнь одевалась в белое. Это моя дань памяти жертвам Ленинградской блокады, в первую очередь моим родным. Спросите почему? Просто когда я, четырехлетняя кроха, лежала в выстывшей квартире, не имея сил подняться с постели, меня окружали лежащие под белыми простынями мертвые родные. Ни у кого не было сил отвезти их похоронить».

  У.: Скажите, а какой вывод мы можем сделать теперь? (Дети совещаются, и командиры определяют отвечающего)

Д.: Музыка может отразить гнетущую тревогу, боль за Родину, непреклонное стремление преодолеть все тяготы. (Запишем в тетрадь).

 У.: Ребята, конечно же, в то трагическое время, в блокаду, одним из самых больших желаний ленинградцев было желание  - поесть и согреться. Но ещё больше людям хотелось просто жить.

У.: Задание 4. На экране вы видите фотографии военных лет.  Выберите из них те, которые показывают, в чем люди черпали силы для боевых и трудовых подвигов. (Фотографии с фронта и блокадного Ленинграда). Ученики выбирают необходимые репродукции.

У.: Ребята, какой вывод вы можете сделать? (Дети совещаются, и командиры определяют отвечающего).

Д.: Музыка сопровождала человека не только во время мирной жизни, но и во время войны. (Запишем вывод в тетрадь).

2 этап (поисковый)

У.: Ребята, у вас на столе лежит большой конверт – «Роль музыки на войне», конверт под  названием «Документы», конверт «Литературные отрывки», конверт «Музыка».

 Сейчас вы наполните большие конверты соответствующими фотографиями из конверта «Документы».

          Из конверта «Литературные отрывки» выберите из 4-х предложенных фрагментов подходящий.

        Теперь прослушаем несколько музыкальных отрывков. Найдите на столе конверт с названиями музыкальных произведений, после прослушивания вложите в большой конверт название подходящей музыки.

Учитель демонстрирует музыкальные отрывки:

  1. Песня «Священная война»;
  2. Симфония №7 Д. Д. Шостаковича
  3. Песня «Ландыши, ландыши»
  4. Песня «Я люблю тебя, жизнь»
  5.  «Песня фронтового шофера»

Ученики выбирают название и кладут в свой конверт.

Учитель: Какой вывод вы можете сделать на данном этапе? (Дети совещаются, и командиры определяют отвечающего).

Д.: Музыка нужна была людям на войне для того, чтобы вспоминать счастливые мирные времена, не терять надежду, получать от музыки моменты радости, поднимать боевой дух. (Запишем в тетрадь этот вывод).

Учитель: Остальные согласны с данным утверждением? (Согласны). Запишем в тетрадях вывод по данной работе  «Музыка нужна была людям на войне для того, чтобы вспоминать счастливые мирные времена, не терять надежду, получать от музыки моменты радости, поднимать боевой дух, то есть давала силы продолжать жить и бороться в этих нечеловеческих условиях».

3 этап

Учитель: Командиры,  выложите, пожалуйста, содержимое своих конвертов на общий стол. Озвучьте их содержимое. (Выясняется, что у всех содержимое одинаково).

У.: Какой вывод вы можете сделать? Какое высказывание верно? (Командиры совещаются между собой).

Д.: Верным является выражение «Война преходяща, а музыка вечна».

У.: Дети, все ли согласны с решением командиров?

Д.: Да.

У.: Итак, мы с вами постарались найти и обосновать ответ, нужна ли музыка на войне и для чего, какой она должна быть.

Давайте обобщим, к чему мы пришли в ходе нашей совместной работы. Да, музыка в военное время очень востребована – об этом в годы Великой Отечественной войны свидетельствовали толпы изможденных людей, которые из последних сил собирались на площадях Ленинграда под рупорами, чтобы услышать Седьмую, Ленинградскую, симфонию Дмитрия Шостаковича. Люди плакали, ведь слушая это великое произведение, они сильней утверждались в мысли, что Победа придет обязательно, что огромные, даже запредельные, жертвы не напрасны, враг получит неотвратимое возмездие, а в их любимый город и родную страну вернется мир, и жизнь станет еще прекрасней.

        У.: Ребята, а какие чувства вы испытывали во время урока?

              Возникло ли у вас желание прослушать другие музыкальные произведения военных лет?

              Какие музыкальные произведения, прослушанные на сегодняшнем уроке, вы предложили бы послушать своим близким и родным, своим сверстникам?

              Почему?

        У.: На этом мы с вами завершаем сегодняшний урок всего вам доброго. Пусть ваш день сложится хорошо. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» Разработка урока «Звучала симфония – пушки молчали» Автор: учитель музыки Миронова Е. В. г. Железногорск 2020 г.

Слайд 2

УУД: Личностные: - умение ответственно относится к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию; - умение вести дискуссию, оценивать свою точку зрения в сравнении с мнением других обучающихся. М етапредметные : регулятивные: - умение осуществлять поиск информации, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль; к оммуникативные: - умение работать в команде; - формирование согласованных действий, норм общения; познавательные: - смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; - умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства и реальной жизнью. Предметные: - умение дать характеристику музыкальному произведению; - умение определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности.

Слайд 3

ТИП УРОКА: УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ФОРМА УРОКА: УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

Слайд 4

ЦЕЛЬ : определить значение музыки в годы ВОВ; совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений, формировать у учащихся музыкально – образное мышление на примере Симфонии №7 Д. Д. Шостаковича . ЗАДАЧИ: - обучающие : сформировать представление о роли искусства в годы ВОВ и блокады Ленинграда на примере творчества Д. Д. Шостаковича, научить работать с новой информацией по теме; - развивающие : развивать познавательный потенциал учащихся, а также способность – работать в группе и участвовать в диалоге; - воспитательные : воспитание патриотизма и чувства любви к Родине, нравственных качеств личности на примерах мужества народа в годы ВОВ и через знакомство с музыкальным шедевром, созданным в военное время.

Слайд 5

ТЕХНОЛОГИИ: - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ; - РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ; - ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ; - ЛИЧНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. МЕТОДЫ: - ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ; - ПРОБЛЕМНЫЙ; - РЕПРОДУКТИВНЫЙ; - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

Слайд 6

РАБОТА ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ

Слайд 7

В нечеловеческих условиях блокадного Ленинграда готовилось исполнение 7-ой симфонии Д. Шостаковича. 14-ый артиллерийский полк заставил на время концерта замолчать вражеский огонь, а симфония транслировалась по радио на весь город.

Слайд 8

«Когда говорят пушки «Война приходяща , – музы молчат» а музыка вечна»

Слайд 9

Александр Зацепа Таня Савичева Агнэса Толкачёва

Слайд 10

Люди черпали в музыке силы для боевых и трудовых подвигов

Слайд 11

РАБОТА С КЕЙСАМИ

Слайд 12

Тема Великой Отечественной войны вечно живая, именно потому, что люди хранят её в себе – непосредственно в своих знаниях и сердце.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

Открытый урок "Звучит нестареющий Моцарт"

Методическая разработка Открытого урока "Звучит нестареющий Моцарт" с конспектом и презентацией...

Конспект открытого урока Мелодией одной звучит печаль и радость

Конспект открытого урока Мелодией одной звучит печаль и радость...

Открытый классный час (урок мужества) в 5 классе по теме "Сталинград - это звучит гордо!"

Открытый классный час, посвящённый 75-й годовщине битвы под Сталинградом. В классном часе использовалось следующее  оборудование: видеозаписи:«Сталинград» учеб. фильм, клип к пес...

Пушки говорили, но музы не молчали

Методическая разработка к дню снятия Блокады Ленинграда...

Разработка урока музыки в 7 классе "Пушки говорили ,но музы не молчали"

В основе данного урока лежит патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Технологическая карта урока музыки "Когда гремели пушки, музы не молчали"

Технологическая карта урока "Когда гремели пушки, музы не молчали" 8 класс...