Конспекты уроков музыки
план-конспект урока по музыке

Бардин Сергей Дмитриевич

Примеры конспектов уроков музыки для раззных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_1_urok_pravilny.doc61 КБ
Microsoft Office document icon 6_klass_1_urok_kopia.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата 15.10.2020                                                                                                  Учитель музыки

Школа №104                                                                                                      Руководитель практики

Класс 5                                                                                                                Преподаватель вокала

Студент ЧПК№1                                                                                               Преподаватель ф-но

40 группы  

Бардин Сергей                                                                                                          

Тема урока музыки:  «Жанр вокальной музыки Баркарола»

 

Цель: Формирование представлений о сходствах  и различиях вокальной музыки и инструментальной музыки

Планируемые результаты:

Метапредметные: 

1.Получат возможность анализировать прослушанный материал
2.Получат возможность развивать музыкальную память , расширять кругозор и умение рассуждать
3 Научатся анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства

Предметные: 

1.Познакомится с понятиями «вокализ»; «песни без слов»; «баркарола»
2.Прослушать Ф.Мендельсон «Песня венецианских гондольеров»
3.Выявить сходства Ф.Мендельсон «Песня венецианских гондольеров» и П. Чайковского «Баркарола;

Личностные:

1. Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать.

2.Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами исполнения романсов отечественных исполнителей

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, магниты

Музыкальный репертуар:

1. «Песня венецианских гондольеров» Ф. Мендельсон

2. «Баркарола» П.Чайковский

3. «Венецианская ночь» М. Глинка

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

5. Рефлексия.

                                                                                         

Конспект

Этап урока

УУД

             Содержание урока, деятельность учителя.

Деятельность учащигося

t(мин)

1

Орг.момент

Р. Организовать своё рабочее место.

 Р– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Какие жанры вокальной музыки вы знаете?

-А знаете ли такой жанр как баркарола?

-А для того, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно отгадать ребус. Как отгадаете поднимайте руку

-Правильно тема нашего урока «Жанр вокальной музыки баркарола»

-И не забывайте ребята, когда вы хотите дать ответ, мы не выкрикиваем, а поднимаем руку.

-(ответ детей)

-(ответ детей)

-да

3

2

Организация слушательской деятельности

П – расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Жанры вокальной и инструментальной музыке»);

Л – эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;

-И так ребят Давайте запишем что такое баркарола

(баркарола. (от barca - лодка), песня венецианских гондольеров; типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер.)

-Баркарола очень распространённый жанр вокальной музыки среди композиторов как Европейских, так и русских

-Сегодня мы познакомимся с баркаролой немецкого композитора XIX в. Феликса Мендельсона, вы уже знакомились с ним? Какие произведения его вы уже слушали?

-Сегодня мы познакомимся с пьесой из его цикла «Песни без слов.»  с «Песней венецианских гондольеров»

-знаете ли вы кто такие гондольеры?

-Эта песня написана в жанре Баркаролы, как вы думаете как она переводится?

-Но мы знаем, что песни поются со словами (включить «Песня венецианских гондольеров» Ф. Мендельсон) Ребят слышите слов то и нет.

-Композитор Феликс Мендельсон, как мы уже знаем немецкий композитор, а баркарола поётся на итальянском языки и из истории говорится что мало кто в Германии взялся бы исполнять на итальянском языке, именно поэтому наш композитор убрал текст из своего произведения.

-И такое произведение называется песня без слов, давайте запишем это понятие

(Песня без слов – это небольшие инструментальные пьесы лирического характера)

-Как вы думаете, как еще называют песни без слов

-Мне нравится ход ваших мыслей, песни без слов также называют мелодии, арии, серенады, скажите, а эти названия заимствованы от куда –то?

-Совершенно верно, Многообразие чувств и мыслей, переданных в них, мелодичность, певучесть и удивительная красота позволяет слушателям воспринимать эту инструментальную как выразительную речь.

 -Правильный ответ, сейчас вы её услышите, и ответьте мне на вопрос, Какими чувствами и настроением наполнена музыка? Какие характерны черты песен на воде вы можете в ней выявить?

(слушание Ф.Мендельсон «Песня венецианских гондольеров»)  Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?

-Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования

-Но мы сегодня с вами говорили, что к баркароле обращали своё внимание и композиторы из России, и я предлагаю вам сегодня сравнить баркаролу Мендельсона и баркаролу П.И.Чайковского.

-И так мы с вами прослушаем еще раз баркаролу Мендельсона после послушаем Чайковского и скажите мне, в чем схожесть этих произведений

(Слушание двух баркарол)

-Ваши предположения?

-Вы дали правильные ответы, молодцы.

-(ответ детей)

-(ответ детей)

-да они заимствованы из вокальной музыки

-(ответ детей)

-Гребцы

-Песня на воды

-(ответ детей)

-(ответ детей)

- мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер

20

3

Организация Исполнительской деятельности

 К – исполнять музыкальные произведения со сверстника ми, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

Л – интерес к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности

-Многие вокалисты используют песни и убирают слова и исполняют её

Это называется вокализ, запишите определение

(Вокали́з — вокальная миниатюра для голоса. Вокализ — пение, в котором не используются слова; это бессловесная, почти всегда минорная музыкальная конструкция (часть песни, романса, этюда, пьесы), в которой пропеваются гласные звуки, слоги или сольфеджио.)

-И сегодня мы с вами попробуем исполнить

«Венецианская ночь» М. Глинки используя вокализ, но для начала мы должны с вами распеться.

(распевки будут также на вокализе)

-И так встаньте ровно, руки опустите вниз.

(разучивание)

-Теперь поют только девочки

-теперь мальчики

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные: - Повтор одного звука; - Нисходящее движение мелодии.

Слуховая наглядность; Показ звуковысотности; Хормейстерский жест;

-Скажите какой жанр имеет это произведение?

-Правильный ответ.

-Ответ детей

Баркарола

13

4

Итог урока

П. - систематизировать, обобщить изученное.

К. - строить устное высказывание в соответствие с

коммуникативной задачей;

-Что такое Песня без слов

-Как называется произведение Мендельсона?

-Из какой страны этот композитор

-Как переводится баркарола

-Как называется песня, которую мы с вами разучивали

-Какой жанр это песни?

- Песня без слов – это небольшие инструментальные пьесы лирического характера

-«Песня венецианских гондольеров»

-Германия

-Песня лодочника на лодке

-«Венецианская ночь»

-Баркарола

2

5

Рефлексия

Р. - соотносить цели урока с результатом работы и со

способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной

деятельности;

 -У вас на партах лежат распечатанные лодки, напишите на них что у вас получилось на уроке, а что нет, и напишите оценку которую вы достойны получить за этот урок .

2



Предварительный просмотр:

Дата 08.04.2021                                                                                                  Учитель музыки

Школа №104                                                                                                      Руководитель практики

Класс 6                                                                                                            

Студент ЧПК№1                                                                                              

40 группы  

Бардин Сергей                                                                                                          

Тема урока музыки:  «УВЕРТЮРА – ФАНТАЗИЯ  П. И. ЧАЙКОВСКОГО «РОМЕО  И ДЖУЛЬЕТТА»

 

Цель: Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры – фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

Планируемые результаты:

Метапредметные: 

1.Получат возможность  устанавливать причинно-следственные связи
2.Получат организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
3 Научатся анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов

Предметные: 

1.Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.)
2.
Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации

3.Закрепить и углубить понятия – программное произведение, увертюра, сонатная форма.
Личностные:

1. Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать.

2.Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами исполнения романсов отечественных исполнителей

Тип урока: Урок закрепления

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, магниты

Музыкальный репертуар:

1. Увертюра-фантазия «Ромэо и Джульета» П.И. Чайковский

2. Романс «Горные вершины» Сл. М. Ю. Лермонтова Муз. А. Е Варламова

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

5. Рефлексия.

                                                                                         

Конспект

Этап урока

УУД

             Содержание урока, деятельность учителя.

Деятельность учащигося

t(мин)

1

Орг.момент

Р. Организовать своё рабочее место.

 Р– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Здравствуйте! На прошлом уроке мы с вами познакомились с программной увертюрой. Как называется это произведение? Кто его автор?

– Да, правильно. Сегодня мы познакомимся еще с одним программным произведением, но для начала, давайте вспомним, что же такое программное произведение? И что такое увертюра?

– Познакомимся мы сегодня с увертюрой - фантазией «Ромео и Джульетта», а автор этого произведения, русский композитор, чье имя нам уже знакомо - Петр Ильич Чайковский.

Скажите, а какое литературное произведение положено в основу увертюры? Кто его автор?

- В основу этого музыкального произведения положена одноименная трагедия английского писателя и драматурга У. Шекспира, которую мы прочитали дома.

- Скажите, о чем это произведение?

– Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.

– Давайте прочитаем отрывок из пролога трагедии. СЛАЙД 4.

Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.

Две равноуважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

– Увертюра «Эгмонт», а автор – Людвиг Ван  Бетховен.

Программное произведение - это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями разных искусств или рожденная фантазией композитора.

Увертюра – это не только вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, но и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с программным названием.

3

2

Организация слушательской деятельности

П – умение использования общих приемов сравнительного анализа произведений

П--способность применять навыки речевого высказывания о прослушанном произведении по принципу сходство-контраст;

– Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним какие разделы составляют сонатную форму?

– Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.

– Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо, мы все помним с вами этого героя трагедии. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли  меняться его речь (звучит вступление в записи)?

– Итак, давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы.

– Тема патера Лоренцо  очень сдержанная, сосредоточенная, аккордового склада, она рассказывает о человеке, который посвятил свою жизнь богу. Тема проводится несколько раз и характер ее меняется. В конце она становится более напряженной. Эта тема хорального характера вводит нас в мир средневековья.

– Очень хорошо, молодцы! Вступление заканчивается небольшой паузой, после которой следует экспозиция. И мы с вами знаем из предыдущих уроков, что в этом разделе, само слово за себя говорит экспозиция (выставка) произойдет показ, демонстрация двух основных тем. Первая тема - это тема вражды, борьбы, ненависти двух семейств Давайте послушаем ее, а затем охарактеризуем (звучит первая тема экспозиции).

Учитель:

– Пожалуйста, кто хочет рассказать о своем впечатлении.

– Тема вторгается неожиданно. В ней энергичный быстрый темп. Синкопированный, судорожный ритм создает картину яростной схватки.

– Очень хорошо. И за первой темой следует вторая, которая представит нам образ любви двух героев СЛАЙД 8. Послушайте, как прозвучит эта тема (звучит вторая тема экспозиции).

– Как мы услышали с вами, эта тема совершенно контрастна, противоположна первой. Очень вдохновенная, широкая и томительно прекрасная. Какие образы нам нарисовала эта тема?

– Эта лиричная тема передала нам возвышенное чувство любви Ромео и Джульетты.

– Итак, мы подошли пожалуй  к самому напряженному разделу- разработке. В этом разделе темы, показанные в экспозиции, могут высветиться с совершенно неожиданных сторон. Давайте послушаем, а затем поговорим, что же произойдет с этими двумя темами (звучит разработка).

– Поговорим о ваших музыкальных впечатлениях.

– В этой части произошло столкновение, сражение, схватка двух тем.

– Ребята, а доминировала какая тема?

– Тема вражды, с каждым ее новым проведением  возрастало напряжение.

– Молодцы ребята, вы очень хорошо чувствуете эту музыку. Давайте послушаем репризу, а затем  поговорим, что же мы там услышим (звучит реприза).

– Тема вражды звучала еще более уверенно и настойчиво.

– Да, действительно. В репризе тема вражды звучит еще более неистово, она уничтожает тему любви, дробит ее, оставляя от нее лишь фрагменты. Этот натиск зловещей силы разбивает жизнь и счастье героев. И разработка заканчивается ударом  китайского гонга. Как вы думаете, какой момент здесь показал нам Чайковский?

– Смерть главных героев.

– Да, это смерть главных героев. За репризой следует заключительная часть - кода. Слушаем (звучит кода).

– О чем рассказала нам заключительная часть?

– Мы услышали траурные аккорды, завершающий рассказ патера Лоренцо,  а также появилась тема любви.

– Да правильно ребята. В коде мы почувствовали выражение глубокой скорби о Ромео и Джульетте.. Но одновременно это и утверждение нерушимости возвышенных идеалов человека. Тема любви звучала как гимн человеческому чувству. Настоящая любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти. Смерть главных героев послужила примирением для двух семейств.

 

-(ответ детей)

-(ответ детей)

20

3

Организация Исполнительской деятельности

 К – исполнять музыкальные произведения со сверстника ми, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

Л – интерес к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности

 - Ребята сегодня мы будем повторять песню с прошлого урока

-Обратите внимание на экран на нём будет текст

-А сейчас встаньте со своих мест будем распеваться

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные: - Повтор одного звука; - Нисходящее движение мелодии. Ритмические; -пунктирный ритм

Собственный показ; Слуховая наглядность;
Показ звуковысотности; Хормейстерский жест;

-Теперь поют мальчики

-Теперь девочки

-Ответ детей

13

4

Итог урока

П. - систематизировать, обобщить изученное.

К. - строить устное высказывание в соответствие с

коммуникативной задачей;

-Какое произведение мы слушали

-Кто композитор

-Как зовут писателя по произведению которого написана эта увертюра фантазия

-Какие есть части соннаты

-«Плывёт, плывёт лебёдушка»

-обычаи и обряды

-Модест Петрович Мусоргский

-Свадебная игра

2

5

Рефлексия

Р. - соотносить цели урока с результатом работы и со

способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной

деятельности;

 -у вас на партах лежат распечатанные рояли, напишите на них что у вас получилось на уроке, а что нет, и напишите оценку которую вы достойны получить за этот урок.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...