Программа "Лейся песня" для детей с ОВЗ
рабочая программа по музыке

Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmma_leysya_pesnya.docx54.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Рассмотрена

на заседании методического объединения учителей физической культуры, ИЗО, музыки, технологии.

Протокол № 8 от  «25» мая 2020 года

Согласована

 Заместитель директора по ВР

       Утверждена

       Приказом № 221

       от 31.08.2020 года

Руководитель ШП (М)О

____________________

Н.И. Нинилина.

______________Н.В. Тищенко.

31.08.2020г.

       Директор школы

       _______________ С. В. Бугаев.

Рабочая  адаптивная общеобразовательная программа

дополнительного образования

«Лейся песня»

Программа рассчитана для обучающихся 1-8 классов

              Срок реализации: 1 год

                                                                     

                                                                          Составитель: Н.И.. Нинилина,

                                                                          учитель музыки,

                                                                          педагог дополнительного образования

                                                             

Надым

2020

Пояснительная записка

Рабочая адаптивная программа дополнительного образования  «Лейся песня»  художественно-эстетической направленности составлена для учащихся 1-8 х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма».

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования данная адаптивная программа предназначена для детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа  составлена на основе:    

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  • Концепции  развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства  РФ от 04 сентября 2014 г. №1726-р;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2013 г. № 30468 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций (Утверждены на заседании Ученого совета ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» протокол от «18» декабря 2013г. №4);
  • Концепция развития естественнонаучного образования  в Ямало-Ненецком автономном округе. (Приказ об утверждении Концепции №20 от 25.01.2017г.);
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – План Стратегии), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р.;
  • Региональный компонент эколого-краеведческого направления;

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. (с изменениями и дополнениями);

 Введение:

Всюду, где живет, трудится и отдыхает человек,- звучит музыка. Она может выражать самые высокие чувства и самые тонкие переживания, рисовать звуковыми красками картины природы, создавать портреты, раскрывать характер и рассказывать целые истории. Музыка дарит людям радость, надежды, мечты. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это  он (голос) помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Актуальность программы:

Развитие познавательной сферы учеников с ограниченными возможностями здоровья имеет следующие особенности: кратковременная зрительная и слуховая память соответствуют норме. Однако, отсроченное воспроизведение визуального и аудиального материала затруднительно.  Чтобы качественно запомнить материал, ученикам требуется несколько большее время для усвоения.

Все знают, какой притягательной силой для детей обладает вокальная музыка, она раскрепощает, убирает комплексы, помогает самовыражению и самоутверждению в нашем сложном мире. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении и самореализации через занятия  и выступления, тренирует память, музыкальный слух и даже помогает в изучении иностранных языков. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на ребенка. Это помогает ему, разобраться в огромном количестве вокальной музыки, показывает, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее. Поэтому в данной программе большая роль отводится прослушиванию произведений мировой классической музыки, знакомство с жизнью и творчеством русских и зарубежных композиторов.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной музыки, народных и современных песен с  фортепианным сопровождением и под фонограмму, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Освоение данной образовательной программы способствует приобретению  знаний элементарной теории музыки: музыкальные знаки, чтение и запись нот, основные понятия теории музыки, развитие музыкального слуха, чувства ритма. Параллельно с изучением теоретического материала учащиеся занимаются практическими упражнениями для  достижения правильного звукоизвлечения (вокала) и элементарными упражнениями на дыхание, артикуляцию, сценические движения.

 Эти занятия позволяют учащимся выразительно исполнять различные сольные и ансамблевые произведения.  

В течение года планируется совместное посещение спектаклей и концертов. Обучающиеся знакомятся с основными стилями и жанрами музыки, а также с музыкальными инструментами.

Здоровьесбережение:

 Программа позволяет организовать жизнедеятельность детей с ограниченными возможностями здоровья так, чтобы они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными, удачливыми, любящими людей и вполне уверенными в своих силах, умеющими общаться друг с другом. Большое значение придается здоровьесбережению каждого ребенка, так как голос – очень хрупкий инструмент и его надо беречь.  В данной программе предусмотрено несколько бесед с детьми о том, как беречь голос, вести себя при  заболеваниях голосового аппарата, даются конкретные рекомендации, как беречь голосовой аппарат от заболеваний.  

 Данная программа объединяет классические и современные методы и формы работы с детьми и подростками («Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой;  «Музыка в сказках, стихах и картинках»; «Актерские упражнения, сценическое движение» т. д.)

Творческий подход к работе заставляет детей всегда искать что-то новое и интересное в игре, танце, движении и музыке, то есть заставляет их постоянно импровизировать.

Образовательная программа является модифицированной, разработана на основе программ: В.В. Кашляев, Л.Ф. Черемисова «Музыкальное воспитание и основы вокала»; Г.А. Суязова  «Мир вокального искусства».

Реализация образовательной программы  предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства. Подчинение основному образовательному принципу -  от  простого к сложному, от знаний к творчеству.

В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в ансамблевом и сольном пении. Вокальный ансамбль – это совместное, гармоничное, слаженное пение несколькими исполнителями музыкальных произведений, требующее особых навыков и умений (унисон, многоголосие)

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие учащихся в различных фестивалях, а так же наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий и участие (выступление) в них.

Новизна образовательной программы  

В центре работы объединения ставится:

  • личность учащихся;
  • создание условий для оптимального  раскрытия и развития в выбранном направлении.  

Трактовка индивидуального роста предполагает идти от тех возможностей, которыми располагает воспитанник, с учетом потенциальных возможностей. Результаты продвижения по маршруту фиксируются в индивидуальном дневнике «Мои достижения». Родители поддерживают их увлечение, сами включаются в эту деятельность, как бы заново проживая свое детство, так как хоровое пение воздействует на эмоциональную сферу личности. Таким образом, совместное исполнение песен осуществляет связь поколений.

                                                

Цель программы: создать условия для самореализации воспитанников через приобщение к вокальному исполнительству.

Достижение цели обеспечивается решением следующих

задач:

  • познакомить учащихся с  основами вокальной и мировой музыкальной культуры, классическим  наследием и современным творчеством отечественных и зарубежных композиторов;
  • овладеть практическими умениями  и навыками в различных видах  вокальной и музыкально-творческой деятельности;
  • воспитать потребность учащихся в творческой самореализации,

Отличительной особенностью адаптивной образовательной программы «Музыка и дети»  дополнительного образования от уже существующих  является

  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;
  • комплексность решения задач обучения учащихся с ОВЗ и воспитания;
  • единство развития коллективных свойств, творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка.
  • Интеграция видов искусств (ИЗО, музыка, литература.)

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Процесс обучения делится на два этапа:

I – ознакомительный - погружение в мир музыкального искусства, знакомство в игровой форме с нотными знаками (стихи, музыкальные сказки,), знакомство с произведениями мировой классики по возрасту, игровые технологии,  исполнение песен на концертах и  праздниках.)

Возраст детей - 7 – 14 лет.

Основная форма работы: индивидуальная (1 человек).

Занятия проводятся:

1 раз в неделю по 1 академическому часу;

144 часа в год

Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределять время для теоретической и практической работы.

Используемые методики:

  • методика работы над певческим дыханием (гимнастика Стрельниковой)
  • методика развития артикуляционного аппарата (скороговорки)
  • методика сценической культуры (Теория и практика сценической школы автор-составитель Адрачников С.Г.)
  • методика   интонационно-корректирующих  упражнений по Емельянову.

В результате освоения данной образовательной программы учащиеся владеют элементарной теорией музыки, исполняют  вокальные произведения различных стилей и жанров, могут инсценировать музыкальное произведение, разбираются в различных  музыкальных жанрах.

Планируемые результаты:

В результате освоения образовательной программы «Музыка и дети» учащиеся должны

 знать:

  • основные понятия теории музыки;
  • правила поведения при исполнении
  • правильно формировать гласные и согласные;
  • творчески подходить к исполнению песен;
  • петь небольшие нотные примеры;
  • петь в ансамбле с учителем
  • умело пользоваться микрофоном, фонограммой.

уметь:

  • правильно формировать гласные и согласные;
  • творчески подходить к исполнению песен;
  • петь небольшие нотные примеры;
  • умело пользоваться микрофоном, фонограммой.
  • Уметь записывать в программе  элементарные аранжировки.

Формы подведения итогов, реализации адаптивной образовательной программы дополнительного образования «Музыка и дети»    Согласно учебному плану каждое полугодие завершается праздничным мероприятием, а в конце года – отчетным концертом  с применение конференцсвязи.

Результативность освоения адаптивной образовательной программы дополнительного образования «Музыка и дети»    позволяет отследить разработанная программа мониторинга, которая включает в себя школьные конкурсы и фестивали, концерты.


Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-ансамблевая работа

100

10

90

Прослушивание голосов

2

-

2

Певческая установка. Распевание

12

2

10

Певческое дыхание

4

2

2

Унисон

4

2

2

Вокальная позиция (беседа о гигиене певческого голоса)

2

2

-

Работа над репертуаром

76

2

74

3

Музыкально – теоретическая подготовка

20

5

15

Основы музыкальной грамоты (звуки, ступени)

10

5

5

Развитие музыкального слуха

6

-

6

Развитие чувства ритма

4

-

4

4

Мировая музыкальная культура

12

2

10

Народное творчество

4

2

2

Беседа о творчестве композиторов- песенников (Крылатов; Шаинский; Варламов)

8

4

4

5

Концертно-исполнительская деятельность

11

-

11

Открытое занятие.

1

-

1

Праздники, выступления

8

-

8

Отчетный концерт (декабрь, май)

2

-

2

Итого:

144

18

126

Содержание адаптивной образовательной программы дополнительного образования «Музыка и дети»

1.    Вводное занятие - знакомство с детьми, определение приоритетов в музыкальном искусстве (песни, музыкальные произведения, спектакли, кинофильмы),пение знакомых и любимых песен, игры, загадки) инструктаж по Т.Б.

2.   Вокально-ансамблевая работа 

  •  Прослушивание голосов. Пение  любой знакомой  песни без музыкального сопровождения в удобной тесситуре (тон не задается), простучать заданный ритм; установить нижний предел голоса  путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда, установить верхнего предела голоса -  исполнить попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполнение беспрерывного восходящего звукоряда на гласный «а» в мажорной гамме.
  • Певческая установка. Распевание:

Теория: понятия – певческая установка, гортань, диафрагма.

Практика:   использование  считалок, попевок, дразнилок, ранее знакомых. Распевания на слова «дай», «бай» для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра» «Ля» и др.

  • Певческое дыхание: 

теория: понятия – шумный вдох (вдыхаем аромат цветка), безвольный выдох; цепное дыхание.

практика: дыхательные упражнения: «Ладошки». (Дыхательная система Стрельниковой) см.  приложение №1

  • Унисон

Теория: понятие унисон.

Практика: приведение  к общему тону, длительное исполнение одного звука примарной зоны, внимательно вслушиваясь в  общее звучание.

  • Вокальная позиция

Теория:  понятие - мягкое небо (его работа), работа резонаторов, «купол», тембр.

Практика: упражнения на установление вокальной позиции (см. в приложении №  )

  • Работа над репертуаром:

Теория: обсуждение содержания, средств музыкальной выразительности.

    Практика: Разучивание репертуарных произведений,

3.    Музыкально – теоретическая подготовка

  • Основы музыкальной грамоты:

Теория: понятия: звук (шумовые и музыкальные), Нота, нотный стан (нотоносец). Длительности (половинная, четвертная). Знакомство с фортепиано клавиши, клавиатура скрипичный ключ, длительности. Все понятия даются в игровой форме (инсценировки небольших попевок, чтение и запоминание стихов о муз знаках, инсценировка муз, сказок).        

Практика:

Изобретение шумовых инструментов из подручного материала, шумовой оркестр. Запись в нотной тетради нот; скрипичный ключ.

  • Развитие музыкального слуха:

Практика: Упражнение «Речевой портрет»; Определение основных ступеней на слух(1,3,5) и в пределах 1 октавы; Пение распевок на развитие музыкального слуха: «Кукушка»; «Дин, дан, дон» и др.

  • Развитие чувства ритма:

Практика: Упражнения: «Хлопай в такт»; «Маршируем под музыку»

4. Мировая музыкальная культура

Теория. Беседы о русском народном творчестве. Сообщения о творчестве композиторов Варламов; Крылатов, Шаинский.

Практика. Прослушивание народных песен «У меня ль во садочке»; «Посеяли девки лен»; «Во поле березка стояла» и др. Прослушивание песен детских композиторов - песенников: Варламов: «Черепаха»; «Солнечные зайчики»; Шаинский-песни из мультфильмов «Чунга чанга», «Голубой вагон» и др.; Крылатов- «Колокола»; из кинофильма про «Про Электроника»

5.     Концертно-исполнительская деятельность

Практика: Открытое занятие; выступления на праздничных мероприятиях посвященных общенародным праздникам (Новый год, 8 марта и др).

В конце года – отчетный концерт (инсценировка песен.)

К концу обучения учащиеся

знают:

  • понятия: Звук (шумовые и музыкальные), нота; нотный стан (нотоносец); длительности (половинная, четвертная); знакомство с фортепиано (клавиши, клавиатура скрипичный ключ, длительности; гамма «до» мажор
  • понятия – певческая установка, гортань, корень языка;
  • понятия – шумный вдох (вдыхаем аромат цветка), безвольный выдох;
  • понятия: общий тон, цепное дыхание, унисон, сила голоса
  • стихи, сказки о музыкальных знаках;
  • понятия: мягкое небо, резонаторы, купол, тембр
  • средства музыкальной выразительности;
  • длительности нот;
  • знают биографии композиторов
  • узнают темы прослушанных музыкальных произведений.

умеют:

  •      правильно брать дыхание;
  •      чисто интонировать мелодию;
  •      петь по нотам несложные попевки;
  •      различать жанры музыки (марш, танец, песня);
  •      узнавать знакомые музыкальные произведения, определять их характер.
  •      записывать ноты, скрипичный ключ, длительности.
  •      определять на слух и повторять ритмический рисунок.

Проверка знаний и умений проводится в игровой форме в середине и в конце года. Уровень освоения теоретических знаний определяется в ходе «Музыкальной викторины» на итоговых занятиях (январь, май). Практические навыки воспитанники реализуют, участвуя в творческих вечерах, концертных программах в  школе.

Учебно-методический комплекс

Направленность

Дополнительная общеобразовательная программа

Список литературы

Электронные ресурсы

Художественно-эстетическая направленность

Звуки музыки.

Учащимся

  • Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 классов. M 2009
  • Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. М., 2010
  • Г. Науменко Русское народное детское музыкальное творчество М., 2010
  • Кабкова Е.П., Стукалова О.В. ФГОС: Русская поэзия в музыке для детей: Учебно-метод. пособие. доп/преподавания. Учебного предмета "Музыка" М.: Музыка, 2016
  • ФГОС: Музыкальный театр. Хрестоматия. Выпуск 2:Для преподавания учебного. предмета. "Музыка" в школе. - М.: Музыка, 2016.

not-only-3d.narod.ru/music.html

Педагогу

  •  "Мир музыки" Зильберквит М.  АСТ Астрель
  • Автор: Струве Г.А.  «Нотный бал» Издательство: Дрофа, 2011 г.

Серия: Музыка

  • Мекабени А.Г. Методика обучению сольного пения. «Просвещение», 2013 г.
  • Дмитриева Л.Г., Черноиваненка Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. «Просвещение», 2013г.

      not-only-3d.narod.ru/music.html

Родителям

  • Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-7 классов. M 2009
  • Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. М., 2010
  • Кабкова Е.П., Стукалова О.В. ФГОС: Русская поэзия в музыке для детей: Учебно-метод. пособие. доп/преподавания. Учебного предмета "Музыка" М.: Музыка, 2016

  • Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. М.: ООО МЦ «Искусство и образование», 2009. – 41 с.
  • LOGO Studio Как написать музыку на компьютере Издательство: МедиаХауз, 2009

.

Календарно-тематический план «Лейся песня».

№ блока

Название темы блока программы

Количество часов

Всего

в том числе

Т

П

К

И

1

Введение

6

2

2

1

1

2

Дыхание

16

5

6

2

3

3

Распевание

16

3

9

2

2

4

Дикция и артикуляция

22

5

11

2

4

5

Основы нотной грамоты

24

6

10

5

3

6

Сценическая культура

20

2

12

2

4

7

Элементы танцевальной культуры

22

2

14

2

4

8

Концертно-исполнительская деятельность

18

18

Итого

144

25

82

16

21

Условные обозначения: Т- теория, П- практическое занятие, К – контроль, И – индивидуальные занятия.

Учебно-тематический план

№ блока

№ заня-

тия

Название темы блока программы

( Название темы занятия)

Количество часов

Всего

в том числе

Т

П

К

И

1

Введение

6

2

3

1

1

Введение. Диагностика стартовых вокальных умений и навыков

2

1

1

2

Певческая установка

2

1

1

3

Вокально-хоровая работа

2

2

2

Дыхание

16

5

6

2

3

4

Дыхание – основа пения. Гигиена певческого голоса

2

1

1

5-6

Компоненты правильного певческого дыхания

4

2

1

1

7-8

Дыхательная гимнастика

4

2

1

1

9-10

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани не издав звука»

4

2

1

1

11

Вокально – хоровая работа

2

2

3

Распевание

16

5

6

2

3

12

Звук и способы его извлечения

2

2

13

Правила вокальных упражнений Порядок распевания.

2

2

14

Чистота интонирования и унисона

2

1

1

15-19

Вокально-хоровая работа

10

6

2

2

4

Дикция и артикуляция

22

5

11

2

4

20

Взаимосвязь речи и пения как проявление голосовой активности

2

2

21-22

Артикуляционная гимнастика. Отработка вокально-логопедических упражнений.

4

1

2

1

23

Тембры певческого и речевого голоса

2

2

24-25

Тренажёры дикции и артикуляции – скороговорки.

4

3

1

26-30

Вокально-хоровая работа

10

6

2

2

5

Основы нотной грамоты

24

6

10

5

3

31-32

Ноты как точный и удобный способ записи музыки

4

2

1

1

33-34

Изобретение нотоносца. Высота звука

4

2

1

1

35-37

Элементы сольфеджио- как основа пения.

6

2

2

1

1

38-42

Вокально-хоровая работа

10

6

2

2

6

Сценическая культура

20

2

12

2

4

43-44

Культура поведения на сцене

4

2

1

1

45

Работа с микрофоном

2

2

46

Мимический тренинг

2

1

1

47

«От улыбки хмурый день светлей…»

2

2

48-52

Вокально-хоровая работа

10

6

2

2

7

Элементы танцевальной культуры

22

2

14

2

4

53-54

Движения вокалистов на сцене

4

2

2

55-56

Элементы ритмической гимнастики

4

4

57-58

Движения вокалиста и сценический образ

4

2

2

59-63

Вокально-хоровая работа

10

6

2

2

8

Концертно-исполнительская деятельность

18

18

Итого:

144

25

82

16

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...