Программа по кружковой деятельности "В мире танца"
рабочая программа по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ольга Владимировна Виноградова

Программа "В мире танца" для обучающихся 1-11 классов. В программе 3 раздела: "Ритмика, или элементы музыкальной грамоты"; "Танцевальная азбука"; ""Танец". Программа расчитана на 4 года обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Масляногорская                                                                                                                                                                      средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено

на педагогическом

совете

                                             Утверждена

Директор МОУ Масляногорская СОШ

__________________Н. Н. Корнилова

« _____» _____________ 2020 г.

Приказ № _________

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

художественной        направленности

«В мире танца»

Возраст обучающихся: 7 – 17 лет

Срок реализации: 4 года

Разработчик:

Виноградова Ольга Владимировна

 педагог дополнительного образования

с. Масляногорск

2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время танец – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Танцевать может каждый ребенок, и танец для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому в руках умелого руководителя танца – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В танце соединены такие многогранные средства музыкально-эстетического воспитания человека, как движение и музыка.

Новизна программы заключается в том, что она лабильна (от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется, каждый новый танец подбирается под определённого ребёнка или группу детей с учётом их музыкальных возможностей, двигательных способностей, психологических особенностей. Интерес обучающихся к танцевально-эстрадной деятельности позволяет привлекать детей, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.

Целью программы является личностный рост ребенка в художественно-эстетической сфере, приобщение к миру танца и профессиям, связанным с музыкой.

Программа направлена  на  решение следующих  задач:

Обучающие:

  • развивать танцевальные способности
  • учить школьников выразительно исполнять народные и бальные танцы
  • обучение  детей  работать  в  группе;
  • вовлечение детей в мир красивых танцев  и музыкальных  произведений;
  • обучение свободному ориентированию в работе с техникой (различный реквизит)

Развивающие:

  • развитие  и  поддержание  устойчивого  интереса  ребенка  к  танцевально-эстрадному  творчеству;
  • развитие  активности  детей,  снятие  закрепощенности;
  • развитие у детей воображения и музыкальной фантазии,  эмоциональности  в  исполнении,  а  также  двигательной  культуры  и  артистизма.
  • развивать художественное восприятие и вкус, воспитывать культуру поведения и общения.

Воспитательные:

  • формирование личностных качеств у обучающихся: гражданственность,  патриотизм, бережного отношения к природе, любви  к  Родине, нравственно – эстетических  норм, межличностных отношений;
  • создание  комфортных  условий  для  интересной  творческой  работы  в  коллективе, способствующих развитию коммуникативных навыков  личности;
  • создание  оптимальных условий  для  развития и реализации  потенциальных  способностей одаренных  детей.

Ожидаемые результаты

В первый год обучения дети овладевают:

Теоретическими знаниями: характер музыки, строение музыкального произведения, музыкальный оттенок, интервал, ансамбль. Строением музыкальной речи (длительность, рисунок, построения и перестроения).

Практическими знаниями: перестроение в колонну, парами, в круг, построение «воротца».

Овладевают танцевальной азбукой:

  • Позиции рук, ног
  • Переход из одной позиции в другую
  • Парный танец
  • Овладевают позициями классического танца
  • Переменный ход в народном танце.

Знают:

  • Основные танцевальные движения, основные требования к исполнению танцев: народных, бальных
  • Могут исполнять несложные образы, простые вальсовые движения.

К концу второго года обучения дети:

  • Знают что такое размер, такт и выход из-за такта
  • Могут исполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием
  • Могут передавать характер музыки
  • Могут анализировать музыку разучиваемых песен и танцев
  • Дети овладевают музыкальным жанром (вальс, менуэт). Из теории знают: переменный счет, построение и перестроение «корзиночки», «цепочки».

Из раздела танцевальной азбуки:

  • Могут исполнять усложненные движения классического танца, бального танца, народного танца
  • Овладевают усложненными движениями классического танца. В народном стиле: дроби, хлопушки; в бальном стиле: дорожки, повороты.

             К концу второго года обучения дети исполняют: хоровод, польку. Они могут исполнять усложненный народный танец – кадриль, танцы, построенные на элементах исторического бального.

К концу третьего года обучения:

Дети овладевают особенностями танцевальной музыки разных народов мира (по выбору и интересам учащихся), овладевают современными бальными танцами.

Из раздела музыкальной азбуки:

Владеют круговыми движениями рук, плеча, туловища. Знают основные движения народных танцев. Дети овладевают усложненными позициями. (5, 6). Могут передать точные характерные особенности музыки и танцевальной лексики танцев разных эпох.

В практике владеют историческим бальным танцем «Полька».

К концу четвертого года обучения:

Дети знают музыкальные жанры, и знакомятся с джазовой музыкой. Знают исполнителей и самые известные музыкальные композиции. Во всех разделах происходит закрепление знаний полученных за весь курс обучения.

Из раздела музыкальной азбуки:

Дети владеют усложненной формой классического танца (различные усложненные шаги и передвижения и перестроения в процессе танца), с танцевальным этикетом.

Дети могут исполнять на практике: вальс, танго, танцы народов мира, современные ритмические танцы. Подбор репертуара происходит с учетом интересов обучающихся.

Направленность кружка – художественная

Уровень - базовый

Программа предполагает обучение детей  в возрасте от 7  до  17  лет. Группы  формируются  с  учетом  возрастных  особенностей  детей. Различием в работе со старшими детьми будет  более  взрослый  танцевальный  материал по  содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы  сохраняются  общие. Состав танцевальной группы, как правило, постоянен, но может  пополняться новыми учащимися, обладающими музыкальными  способностями.  Иногда  для  решения  художественных  задач  может  создаваться  небольшой  танцевальный ансамбль,  состоящий  из  сводных  танцевальных групп, но он будет иметь временный  характер. Учащиеся, проявляющие наибольшие способности, могут быть  определены в группы солистов, цель которой – раскрытие творческой  индивидуальности. Таким образом, учащиеся будут закреплять знания,  полученные  на  групповых занятиях,  т.е. индивидуально, при этом сочетая  сольную  работу  с танцевально – ансамблевой.  Для  работы  по данной программе  учитываются  возрастные  и  танцевальные данные  учащихся. При  приеме детей  для  обучения  обязательно  проверяется  музыкальный   слух,   чувства  ритма,  музыкальная  память.  

Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию танцевальных навыков, помогает реализовать потребность в общении. В основу программы легли разработки занятий О.В. Иванниковой «Танцуют все» и «Школа танца для юных» К. Силаевой.

Объем и срок освоения программы: 4 года, общее количество учебных часов на весь период обучения - 369 часов (каждый год)

Форма обучения -  очная

Особенности организации образовательного процесса: основная форма работы на занятии групповая – группа от 12 до 15 человек. Группы обучающихся разного возраста

Состав группы- до 15 человек

Режим занятий -  2 занятия в неделю по 2.15 часа (369 ч. в год)

Обоснованность актуальности.  

В настоящее время процесс освоения ребенком духовных ценностей и становления его личности сопряжены с рядом трудностей. Одной из них является - противоречивые представления молодежи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь - это касается размышления границ между истинными и мнимыми ценностями, нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным.

Сознание детей не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации, поэтому в нем легко происходит подмена ценностей, мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, не свойственным исконно русской культуре. В таких условиях предлагаемая дополнительная образовательная программа «В мире танца» носит актуальный характер. Ведь именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества.

Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияние своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В мире танца» направлена на развитие у детей способности понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил творческих возможностей хореографические произведения. Особое внимание  уделяет тому,  чтобы  музыка постепенно, незаметно проникала в жизнь ребенка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное – давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, помочь сформировать положительную самооценку, способствовала социализации и адаптации в современном обществе.

Программная организация образовательного процесса, с одной стороны, позволяет ребенку пройти путь от овладения элементарными приемами танца, до сознательного выбора и приобщения к одной из профессий, связанных с музыкой. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон информации. Достижение целей и выполнение задач программы обеспечивает каждому ребенку требуемый  уровень образования; у каждого ребенка формируются потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки.

Танец – один из распространенных  видов искусства для всех времен и народов.

Танцорами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам зрителей. Танцоры бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать ритмом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Танец – искусство музыкальное, поэтому у танцоров должен быть музыкальный слух и музыкальный ритм.

Всем известно, что многие музыканты от природы имеют музыкальный слух и ритм, не обладая особыми знаниями. Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере способностей, а восстановление их, процесс длительный. Существуют разные методики обучения танцу. Практика показывает, что обучение танцу проходит несколько лет. Данная программа представляет иной подход к обучению основам танца, не растянутый на долгий срок.

Работа по программе направлена, прежде всего, на подготовку обучающихся к танцу в группе и сольному танцу (высокомотивированные обучающиеся). Номера художественной самодеятельности в исполнении обучающихся готовятся для выступления на концертах школы, сельских, районных конкурсах, фестивалях и для других мероприятиях. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Особенность новизны программы  заключена  в  обязательном   развитии  личностных  качеств  ребенка.  Поэтому  результатом обучения  должны  быть  такие  показатели,  как:  любовь ко  всему  прекрасному, что существует  в  жизни, эмоционально-ценностное к нему отношение, потребность к новым  знаниям об искусстве танца, наличие музыкально-эстетических идеалов,  критическое,  избирательное  отношение  к  различным  музыкальным  явлениям,  самостоятельность в их оценке. Занятия по танцу дают возможность обучающимся активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный ритм, слух, вкус, помогают  обучающимся  более  полно  раскрыть  образ  избранного  им  персонажа.  Ребенок  с  помощью  средств  музыкальной  выразительности доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции.  Однако прежде, чем все  это увидит  зритель,  предстоит огромная совместная  работа педагога и обучающихся.

Основные формы и методы обучения. В качестве методов работы избраны следующие: творческий, игровой, метод импровизации, наглядности и словесный метод.

Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое.

Игровой метод - целью является не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Метод импровизации – умение использовать свое воображение и совмещать его с уже приобретенными знаниями и навыками.

Метод наглядности - наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ).

Словесный - словесное (образное) объяснение, сочетающееся с  правильным  показом.

Практическая значимость. В условиях танцевального кружка дети получают возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и реализовать способности, радовать социум своим творчеством, получить оценку и общественное признание в школе, селе, районе. Увлеченные любимым  делом, каждый ребенок может найти свою нишу, способен реализовать свои способности, обогатить себя творчески, интеллектуально и духовно.

Обоснованность.

Танец – это способ выразить своё настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела.

Хореография – это искусство постановки танца

Темп – скорость, с которой танцуют или исполняют музыкальное произведение

Акцент на современный репертуар (современные  ритмы  песен,  стили  и т.д.),  использование  современного  оборудования, а  также  уклон  на  индивидуальное  музыкальное  развитие  детей. В тоже время, огромное  место  в  репертуаре  занимают  танцы  прошлых  лет, в  которых на лицо  гармония  высокой  поэзии  и  прекрасной  мелодии.  Данная программа предполагает приобретение учащимися знаний, умений и навыков, способствующих развитию танцевальных возможностей воспитанников, развитие их танцевальной  культуры.

В целом программа направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям танцевального искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков в музыкальном искусстве. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о танцевальной музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Педагог  на  занятиях  решает  5  групп  задач:

  1. координационные;
  2. мышечно-тренировочные;
  3. эстетические;
  4. музыкально-исполнительские;
  5. свободное ориентирование в работе с техникой (магнитофонами,  фонограммами  и т.д.).

Набор на обучение производится при

-наличии у ребенка желания к занятиям;

-наличии чувства ритма, слуха;

-отсутствии противопоказаний.

-согласия  родителей

В процессе работы ведется карта индивидуальных достижений, а также 1 раз в полугодие проводится промежуточная аттестация.

Учебный план

Материал программы включает несколько разделов:

  • Ритмика, или элементы музыкальной грамоты;
  • Танцевальная азбука;
  • Танец.

 Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получить дети в процессе обучения. В практическую часть входит перечень умений и навыков, упражнений, движений, танцев.

РАЗДЕЛ «Ритмика, или элементы музыкальной грамоты» включает: ритмические упражнения и музыкальные игры для младших школьников, слушание и разбор танцевальной музыки для средних и старших школьников. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развивать чувство ритма и лада, обогащать музыкально-слуховые представления, развивать умения координировать движения с музыкой.

РАЗДЕЛ «Танцевальная азбука» включает изучение основных позиций и движений классического, народно-характерного бального танца. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

РАЗДЕЛ «Танец» включает изучение народных плясок, исторические и современные бальные танцы.

Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей школьников, их возможностей и интересов. В процессе разучивания народных и бальных танцев необходимо добиваться, чтобы школьники исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно. Основными показателями танцевальной культуры можно считать: выразительность и грамотность исполнения; сдержанность и благородство манеры; осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению отражающему чувство и мысли, национальную специфику; понимания выразительности отдельных элементов танца и музыки в передаче определенного содержания; способность самостоятельно оценивать хореографическое произведение.

Для своей реализации программа подразумевает систему. Для каждого года занятий определяется набор специальных упражнений  (с каждым годом упражнения становятся сложнее). Учитываются цели и текущие задачи, а также предполагаемые конечные результаты на каждом этапе обучения.

Набор предметов для каждого года занятий обусловлен спецификой текущего момента. Он может диктоваться новыми идеями для воплощения.

Содержание программы выступлений определяется педагогом, исходя из полученных теоретических знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть обучающиеся, их психолого-возрастными особенностями, степенью подготовленности к восприятию материала, общим кругозором. Учитываются пожелания, интересы и потребности ребёнка реализоваться в творчестве. Предпочтение отдаётся наиболее важным в достижении основных целей и конечного результата предметам:

  • Основы музыкальности
  • Сценическая пластика
  • Основы театрального мастерства

на 1 –ый год обучения

(369 часов)

Год

п/п

Название разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Форма мониторинга

(контроля)

Теория

Практика

1

1

Введение. Инструктаж.

Цели и задачи кружка. Прослушивание музыкального материала.

5

3

2

Тест

2

Ритмика

Упражнения.

Элементы танца. Разминка. Ритм. Рисунок. Лад.

90

25

65

Тест,

Карта достижений

3

Танцевальная азбука

Основные позиции

80

20

60

Тест,

Карта достижений

4

Танец

Народный танец вальс, хоровод

194

30

164

Тест,

Карта достижений,

Концерт

Учебный план  на   2-ой год обучения

(369 часов)

Год

п/п

Название разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Форма мониторинга

(контроля)

Теория

Практика

1

1

Введение. Инструктаж.

Цели и задачи кружка. Прослушивание музыкального материала.

5

3

2

Тест

2

Ритмика

Упражнения.

Элементы танца. Разминка. Ритм. Рисунок. Лад.

90

25

65

Тест

Карта достижений

3

Танцевальная азбука

Основные позиции

80

20

60

Тест

Карта достижений

4

Танец

кадриль, исторический бальный

194

30

164

Тест

Карта достижений

Учебный план на   3-ий  год обучения

(369 часов)

Год

п/п

Название разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Форма мониторинга

(контроля)

Теория

Практика

1

1

Введение. Инструктаж.

Цели и задачи кружка. Прослушивание музыкального материала.

5

3

2

Тест

2

Ритмика

Упражнения.

Элементы танца. Разминка. Ритм. Рисунок. Лад.

90

25

65

Тест

Карта достижений

3

Танцевальная азбука

Основные позиции

80

20

60

Тест

Карта достижений

4

Танец

Полька, восточный танец

194

30

164

Тест

Карта достижений

Учебный план на   4 - ый  год обучения

(369 часов)

Год

п/п

Название разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Форма мониторинга

(контроля)

Теория

Практика

1

1

Введение. Инструктаж.

Цели и задачи кружка. Прослушивание музыкального материала.

5

3

2

Тест

2

Ритмика

Упражнения.

Элементы танца. Разминка. Ритм. Рисунок. Лад.

90

25

65

Тест

Карта достижений

3

Танцевальная азбука

Основные позиции

80

20

60

Тест

Карта достижений

4

Танец

Русский перепляс, классическое танго

194

30

164

Тест

Карта достижений

Содержание

Первый год обучения

Организационная программа. Беседа с детьми о целях и задачах на 1 год обучения, о правилах поведения на занятиях и выступлениях, о форме одежды для занятий. Подготовка и проведение открытых мероприятий. Проведение открытого урока для родителей.

РИТМИКА. Элементы музыкальной грамоты:

Характер музыки, темп, строение музыкального произведения, динамические оттенки.

Практические занятия. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Начало и окончание движения вместе с музыкой, различения музыкальных частей. Движения в различных темпах. Определение характера музыки словами и передача изменения характера в движении. Построения и перестроения. Построение в колонну по одному и по два, по три, по четыре, на месте и в движении, перестроения из колонны по одному и обратно, на месте и на шагах. Построения в шеренгу, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, построение «цепочки», построение «воротца».

Строение музыкальной речи, длительности, ритмический рисунок. Передача в движении длительностей и ритмического рисунка. Перестроение из троек и четвёрок в кружок и звёздочки. Перестроение в парах: обход одним партнёром другого.

Танцевальная азбука.

Повторение пройденного. Позиции и упражнения классического танца. Тренировочные упражнения классического танца. Постановка корпуса. Положение анфас. Позиции ног: 1, 2, 3, 6. Подготовительное положение и 1, 2 , 3 позиция рук. положение рук: за платье (для девочек), руки вниз, ладонь повернута назад (для мальчиков), руки в бок (ладонями и кулаками на поясе). Выдвижение ноги назад из 1 и 3 позиции. Выдвижение ноги с полуприседанием из 1 и 3 позиций вперед, в сторону, назад. Поднимание ноги из 1 и 3 позиций вперед и в сторону. Маленькие броски ногой из 1-1 и 3 позиции вперед и в сторону. Полукруг ногой по 1 позиции, в сторону – назад и обратно. Круг ногой по точкам. Проведение ноги через 1 позицию вперед – назад. Подъем на полупальцы в сочетании с полуприседанием, подъем на полупальцы по 6 и 1 позициям. Прыжки на двух ногах по 1 позиции. Слитное движение руками по позициям рук. полуприседание по 1, 2, 3, 6 позициям. Полукруг ногой вперед и в сторону вперед по 1 позиции. Ритмические прыжки по 6 позиции. Перевод рук из подготовительного положения через 1 и 3 позиции и возвращение обратно. Перевод рук через 1 в 3 позиции и возвращение обратно. Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса вперёд и назад. Упражнения народно-характерного танца. Вытягивание ноги в сторону и вперед, с переводом с носка и обратно. Раскрывание рук вперёд – в сторону из положения «на поясе», в характере русского танца, соединяя потом это упражнение с поворотом головы и корпуса.

Основные танцевальные движения. Танцевальный шаг вперед и назад, на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком, удары стопой по 6 и 3 позициям. Тройной притоп. Боковой галоп по 6 позиции. Поклон в реверанс. Хлопки в ладоши по одному и в парах.

Положение рук в парных танцах: за одну руку, накрест, за две руки.

Народные и бальные танцы.

Первоначальное представление о танцевальном образе. Основные требования, предъявляемые к исполнителю танцев: музыкальность, грамотность, красота и выразительность. Понятие об интервалах. Понятие о движении по линии и обратно. Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Понятие об ансамбле. Практические занятия. Народные и детские бальные танцы. Русские танцы, зарисовки, миниатюры, танцы в ритме вальса.

Содержание

Второй год обучения

              Организационная работа. Беседа с учащимися о задачах кружка на данный учебный год. Подготовка и проведение открытого урока для родителей.

Ритмика. Элементы музыкальной грамоты:

           Строение музыкальной речи, длительности, ритмический рисунок. Знакомство с музыкальными размерами. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Передача в движении длительностей и ритмического рисунка. Построения и перестроения. Перестроение с колонны по одному, по три, по четыре на месте и в движении. Знакомство с различными видами синкоп, переменным счетом. Перестроение в парах: обход одним партнёром другого. Передача в движении характера музыки, размера и ритмического рисунка. Прослушивание и анализ музыки разучиваемых танцев. Построения из одного круга в два. Движение в колонны по диагонали с переходом в центре через одного. Прослушивание и разбор русской, украинской, белорусской танцевальной музыки. Построение «корзиночки», «цепочки».

Танцевальная азбука.

          Практические занятия. Тренировочные упражнения классического танца. Повторение пройденного. Выдвижение ноги назад из 1 и 3 позиций. Выдвижение ноги с полуприседанием из 1 и 3 позиций вперед, в сторону, назад. Поднимаем ноги из 1 позиции вперед и в сторону. Маленькие броски ногой из 1 и 3 позиции вперед и в сторону. Полукруг ногой по 1 позиции, в сторону – назад и обратно. Круг ногой по точкам. Вытягивание ноги в сторону с опусканием и подниманием пятки. Проведение ноги через 1 позицию вперед – назад. Подъем на полупальцы в сочетании с полуприседанием. Прыжки на двух ногах по 1 позиции. Слитное движение руками по позициям рук. скользящие движения по полу. Перегибание корпуса вперед, назад и в сторону. Прыжки  по 6, 1, 3 позициям.

           Упражнения народно – характерного танца. Упражнения на развитие подвижности стопы: перевод стопы с носка на пятку и с пятки на носок. Разучивание простейшего припляса на тройном притопе. Подготовительные упражнения для выполнения ковырялочки, веревочки, присядки. Каблучное движение в характере русских плясок. Упражнения с ненапряженной стопой. Открытие и скрещивание  рук перед грудью. Основные танцевальные движения. Элементы русских плясок. Русский переменный ход, разновидности шага. Русский поклон. Боковые ходы, припадания, гармошка, движение на месте. Шаг польки по 6 позиции вперед, назад и в повороте. Одинарный скользящий шаг вперед, назад. Двойной скользящий шаг вперед, назад. Вальсовая дорожка вперед, назад, вращение по одному. Основные движения. Элементы русской пляски: дроби, ключ, хлопушки для мальчиков, присядка с подъемом ноги вперед и в сторону.

Танцы.

Расширение представления о танцевальном образе. Знакомство с особенностями русских и белорусских плясок. Народные и детские бальные танцы. Первоначальные сведения по историческому бальному танцу, происхождение и особенности полонеза и польки. Специфические особенности танцевального языка русских, украинских плясок.

Практические занятия: танцы в ритме вальса, русский хоровод, кадриль.

Содержание

Третий год обучения

           Организационная работа. Беседа с учащимися о задача кружка на данный учебный год. Подготовка и проведение открытого урока для родителей.

Ритмика. Элементы музыкальной грамоты:

           Знакомство с особенностями танцевальной музыки народов Закавказья, Средней Азии. Сведения о танцевальном жанре: менуэт, полонез. Расширение представлений об историческом танце. Первоначальное знакомство с музыкой современных бальных танцев.

Практические занятия. Прослушивание и анализ музыки разучиваемых танцев.

Танцевальная азбука.

         Практические занятия. Упражнения классического танца в более быстром темпе, в различных комбинациях, с использованием пройденных движений. Упражнения по 6 позиции: медленные и быстрые шаги в различных ритмах  вперед, назад и в сторону; движения рук и корпуса, характерные для современного бального танца, основные танцевальные движения. Элементы исторического бального танца: шаг польки вперед, назад и в повороте; вальс в повороте. А также упражнения народно – характерного танца. Круговые вращательные движения рук от плеча, от локтя и в запястьях, сбрасывание и отгибание кистей рук, волнообразные движения руками, прищелкивание пальцами, переводы рук в характере восточных танцев. Опускание на колено.

Танцы.

Система знаний по народному и историческому танцу. Музыкальное и пластическое разнообразие танцев разных народов. Происхождение, характерные особенности музыки и танцевальной лексики, манера исполнения танцев разных эпох. Связь пляски с жизнью, бытом, нравами и обычаями народа.

Практические занятия. Народный танец. Разучивание двух – трёх танцевальных композиций на элементах танцев народов Закавказья, Средней Азии.

Исторический бальный танец: «Полька», свободная композиция на разученных элементах.

Содержание

Четвёртый год обучения

              Организационная работа. Беседа с учащимися о задачах кружка на данный учебный год. Подготовка и проведение открытого урока – показ для родителей. Проведение концертов и участие в различных конкурсах.

Элементы музыкальной грамоты.

             Закрепление знаний и навыков трёх лет обучения. Знакомство с новыми танцевальными ритмами. Роль музыки в танце. Понятие о танцевальных жанрах. Некоторые сведения о джазовой музыке.

Танцевальная азбука.

             Упражнения классического танца в более сложной форме. Упражнения по 6 позиции. Вынос ноги вперед на каблук, назад на носок, в сторону на внутреннее ребро. Шаг вперед – назад с противо - движением корпуса. Шаг вперед и назад с протягиванием ноги, с одной ноги вперед, с другой назад.

Танцы.

            Расширение знаний о современном бальном танце. Танцевальный этикет. Систематизация знаний по современному бальному танцу. История развития отечественной бальной хореографии. Связь бальных танцев с народными. Особенности ритмической структуры и танцевальной лексики. Импровизация под современные танцевальные ритмы.

Практические занятия. Танго, вальс, танцы народов мира, современные бальные, современные ритмические.

Календарный учебный график

на 2020-2021 г.

Учебная четверть

Сроки уч.деят-ти

Кол-во уч. недель

Кол-во уч.дней

Сроки каникул

Кол-во каникулярных дней

I

1.09.20-25.10.20

8

39

26.10.20-04.11.20 (рабочие)

10 / 2

II

05.11.20.-27.12.20

7.5

37

28.12.20-10.01.21 (рабочие)

14

III

11.01.21-21.03.21

10

48

22.03.21-28.03.21 (рабочие)

7

IV

29.03.21-22.06.21

12

58

23.06.21-31.08.21 (нерабочие)

70

37.5

182

101

Учебно-тематический план на 1 –ый год обучения

(369 часов)

Год

п/п

Название разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Форма мониторинга

(контроля)

Теория

Практика

1

1

Введение. Инструктаж.

Цели и задачи кружка. Прослушивание музыкального материала.

5

3

2

Тест

2

Ритмика

Упражнения.

Элементы танца. Разминка. Ритм. Рисунок. Лад.

90

25

65

Тест,

Карта достижений

3

Танцевальная азбука

Основные позиции

80

20

60

Тест,

Карта достижений

4

Танец

Народный танец вальс, хоровод

194

30

164

Тест,

Карта достижений,

Концерт

Учебно-тематическое планирование  на   2-ой год обучения

(369 часов)

Год

п/п

Название разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Форма мониторинга

(контроля)

Теория

Практика

1

1

Введение. Инструктаж.

Цели и задачи кружка. Прослушивание музыкального материала.

5

3

2

Тест

2

Ритмика

Упражнения.

Элементы танца. Разминка. Ритм. Рисунок. Лад.

90

25

65

Тест

Карта достижений

3

Танцевальная азбука

Основные позиции

80

20

60

Тест

Карта достижений

4

Танец

кадриль, исторический бальный

194

30

164

Тест

Карта достижений

Методы работы

  • Объяснительно – иллюстративный (показ элементов, объяснение, использование фольклора)
  • Репродуктивный (разучивание, закрепление материала)
  • Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка)
  • Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное)
  • Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности)

В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения: музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, микрофон). Это используется для: отработки элементов танца, в ритмической тренировке, при знакомстве с музыкальным репертуаром, для самооценки.

Планируемый результат

  • Танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные  фразы.
  • Уметь воспринимать и передавать в движении образ.
  • Уметь импровизировать под знакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па»
  • Ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души
  • Понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе

Методы оценки результативности программы

  • Количественный анализ
  • Качественный анализ
  1. Посещаемость, статистические данные; формирование навыков и умений
  2. Фиксация занятий в рабочем журнале
  3. Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика); анализ диагностического материала
  4. Практический результат

Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Критерии определения результативности программы:

  • Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ основными средствами выразительности, изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
  • Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гемму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
  • Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющее исполнить несложные акробатические упражнения
  • Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце
  • Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных движений, а также придумывать собственные оригинальные «па»
  • Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок)
  • Память – способность запоминать музыку и движения

Способы определения результативности программы

Каждый год изучаются русские народные танцы и с каждым годом на более глубоком, серьёзном уровне:

  • Хоровод
  • Полька
  • Кадриль
  • Плясовая

Сольное и коллективное исполнение песен и танцев (младшая и старшая группы)

Выступление танцевального коллектива «Акварель» на школьных, муниципальных, районных праздниках или мероприятиях, участие в различных конкурсах.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Конкурсы на лучшее исполнение сольных или коллективных песен или танцев
  • Праздничные выступления (день знаний, день учителя, день матери и т.п.
  • Развлечения и досуги (тематические дискотеки, осенние и новогодние представления)
  • Отчётные концерты
  • Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях

                   

                   Прогнозируемые результаты

  • Физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности
  • Ответственные, самостоятельные
  • Умение работать в коллективе
  • Дети культурного поведения и общения

Условия реализации программы

Материально техническое оснащение:

  1. Актовый зал
  2. Музыкальная аппаратура
  3. Методическая литература
  4. Костюмы
  5. Фотоаппарат, камера
  6. Реквизит к танцам
  7. Коврики, маты
  8. Спортивный инвентарь

Электронные ресурсы:……….

Информационные технологии……

Сетевые ресурсы

Методические материалы

Дистанционные технологии

Список литературы

Для педагога:

  1. А. Степанова «Сюжетные танцы» государственное издательство «Искусство» - М.: 2004г.
  2. В. Швец «Танец живота. Я всё могу!» - М.: ОЛМА ПРЕСС Инвест, 2014 г.
  3. З.П. Резникова «Встаньте, дети, встаньте в круг…», издательство «Советская Россия», - М.: 2013 г.
  4. З.Я. Роот «Танцевальный калейдоскоп» - М.: «АРКТИ» 2015 г.
  5. К. Силаева  «Школа танца для юных» - М.: ЭКСМО Санкт Петербург издательство «Теория» 2013 г.
  6. Л.Смит «Танцы. Начальный курс» - М.: издательство «АСТРЕЛЬ» АСТ 2012 г.
  7. О.В. Иванникова «Классические танцы» Государственное издательство «Искусство» - М.: 2011 г.
  8. Т. Устинова «Современность в танце» издательство «Искусство» - М.: 1998 г.

Для обучающихся:

  1. А. Степанова «Сюжетные танцы для младшего возраста» издательство «Искусство» - М.: 2008г.

  1. В. Швец «Танец живота. Я всё могу!»  детская литература - М.: ОЛМА ПРЕСС Инвест, 2012 г.

3    Л.Смит «Танцевальная азбука» - М.: издательство «АСТРЕЛЬ» АСТ 2013 г.

Приложение № 1

Мониторинга индивидуальных достижений обучающихся

Уровень освоения

1 – не может выполнить элемент танца

2 – частично исполняет элемент танца

3 – хорошее исполнение элемента танца

Название танца «__________________»

Ф.И. учащегося, согласно списка в журнале

Элементы танца

                         Месяц

Зачет

                     Месяц

Зачет

Результат

Дата

                   

Дата

1

2

3

4

1

2

3

4

1 И.Л.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приложение 2

Тест на знание ключевых понятий о танце

Название танца

Происхождение

Размер

Количество участников

Основной элемент танца

ПРОЕКТ «ТАНЕЦ»

Учащиеся о танце

Создание костюма к танцу

(разрабатывает группа детей)

Изучение элементов танца

(мониторинг)

Участие данного танца в мероприятии

  1. История танца
  1. Рисунок
  2. Макет
  3. Изготовление частей костюма
  4. Реквизит к костюму

(Отдельная таблица)

-

-

-

-

Приложение 3

Форма итоговой аттестации - отчетный концерт, посвященный 9 мая

3б. – отличный

2б. – хороший

1б. – удовлетворительный

Ф.И. учащегося

Критерии

  • Танцевать индивидуально и в коллективе,

соблюдая ритм,

темп и музыкальные  фразы.

  • Уметь воспринимать и передавать в

движении образ.

  • Уметь импровизировать под знакомую музыку

на основе освоенных на занятиях движений, а также

придумывать собственные оригинальные «па»

  • Ритмично двигаться, соблюдая колорит

и удаль русской души

  • Понимать и чувствовать ответственность за

правильное исполнение в коллективе

Приложение 4

Формы промежуточной аттестации

Теория

Практика

Тест на знание основных элементов танца, истории происхождения танца

(приложение 2)

Заполнение мониторинга индивидуальных достижений обучающихся

(приложение № 1)

Приложение 5

Календарно-тематический план первого года обучения

Дата

Раздел, тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

1

Введение

(5)

1. Техника безопасности

2. Прослушивание музыкального материала

3. Просмотр видео с народными танцами и хоровод

2

2

1

Групповая

Тест

2

Ритмика

(90)

  1. Разучивание элементов танца. Упражнения

  1. Разминка
  2. Ритм

  1. Рисунок

  1. Лад
  2. Просмотр видеоматериалов

25

15

15

15

15

5

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений

зачёт

3

Танцевальная азбука

(80)

1. Основные позиции рук и ног

2. Упражнения

3. Разминка

4. Музыкальные игры

27

23

20

10

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений

зачёт

4

Народный танец

(194)

1. Работа на сцене

2. Работа с реквизитом в танце

3. Работа над пластикой танцевальных движений

65

55

74

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт,

Концерт

Итого

369

Календарно-тематический план второго года обучения

Дата

Раздел, тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

1

Введение

(5)

1. Техника безопасности

2. Прослушивание музыкального материала

3 Просмотр видео с народными танцами и хоровод

2

2

1

Групповая

Тест

2

Ритмика

(90)

  1. Разучивание элементов танца. Упражнения
  2. Разминка
  3. Ритм
  4. Рисунок
  5. Лад
  6. Просмотр видеоматериалов

25

15

15

15

15

5

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт

3

Танцевальная азбука

(80)

1. Основные позиции рук и ног

2. Упражнения

3. Разминка

4 Музыкальные игры

27

23

20

10

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт

4

Народный танец

(194)

 1 Работа на сцене

 2 Работа с реквизитом в танце

3. Работа над пластикой танцевальных движений

65

55

74

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт,

Концерт

Итого

369

Календарно-тематический план третьего года обучения

Дата

Раздел, тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

1

Введение

(3)

1. Техника безопасности

2. Прослушивание музыкального материала

3 Просмотр видео с народными танцами и хоровод

2

2

1

Групповая

Тест

2

Ритмика

(40)

  1. Разучивание элементов танца. Упражнения

  1. Разминка
  2. Ритм

  1. Рисунок

  1. Лад
  1. Просмотр видеоматериалов

25

15

15

15

15

5

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт

3

Танцевальная азбука

(37)

1. Основные позиции рук и ног

2. Упражнения

3. Разминка

4 Музыкальные игры

27

23

20

10

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт

4

Народный танец

(55)

1  Работа на сцене

2 Работа с реквизитом в танце

3. Работа над пластикой танцевальных движений

65

55

74

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт,

Концерт

Итого

369

Календарно-тематический план четвёртого года обучения

Дата

Раздел, тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

1

Введение

(3)

1. Техника безопасности

2. Прослушивание музыкального материала

3. Просмотр видео с народными танцами и хоровод

2

2

1

Групповая

Тест

2

Ритмика

(40)

  1. Разучивание элементов танца. Упражнения

  1. Разминка
  2. Ритм

  1. Рисунок

  1. Лад
  2. Просмотр видеоматериалов

25

15

15

15

15

5

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт

3

Танцевальная азбука

(37)

1. Основные позиции рук и ног

2. Упражнения

3. Разминка

4. Музыкальные игры

27

23

20

10

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт

4

Народный танец

(55)

1 Работа на сцене

2 Работа с реквизитом в танце

3. Работа над пластикой танцевальных движений

65

55

74

Индивидуальная

групповая

Тест,

Карта достижений,

Зачёт,

Концерт

Итого

369


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "

Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...

Рабочая программа внеурочной (кружковой) деятельности

Информация по внеурочной деятельности - программа кружка...

программа "в мире танцев"

программа  "в мире танцев"...

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...

Программа внеурочной деятельности учителя-дефектолога по хореографии «В мире танца».

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание и приобрело широкое распространение. Танец воспитывает выразительность движений, формирует осанку, развивает физическую силу, выносливость,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»

Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...