ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Ольга Александровна Кочурова

УРОК   МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ-"УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР БАРОККО.ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ АНТОНИО ВИВАЛЬДИ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

                                                                                                                                                                               

Класс

Предмет

Дата проведения урока

Тип урока

6

Музыкальное искусство

18.03.2022г.

Урок путешествие

Тема:

«Удивительный мир барокко. Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года».

Цель

  • Образовательная цель: дать представление о роли и месте музыки А.Вивальди в истории искусства в разные эпохи; рассмотреть правила исполнения инструментального концерта, раскрытие художественного содержания музыкального концерта «Времена года», его живописных особенностей, особенностей звучания камерной музыки эпохи барокко; 
  • Деятельностная цель: раскрыть правила исполнения инструментального концерта при анализе музыкального произведения рассуждать о живописных особенностях музыки А.Вивальди, анализировать музыку Вивальди и выражать чувства передаваемой музыке в творческих работах. Исполнение песен: «Под музыку Вивальди» и «Непогода». Выявить обобщающий характер музыки эпохи барокко

Планируемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия, ключевые компетенции

Обучающийся научится:

  • различать и характеризовать виды камерной музыки эпохи барокко;
  • называть имена выдающихся зарубежных композиторов и художников эпохи барокко и определять их произведения;
  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров музыкального и изобрази-тельного искусства), об значении музыки Вивальди в истории музыкального искусства, роли и месте жанра концерт в истории искусства;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • активно использовать язык музыкального искусства для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, история, ИЗО, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

Личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; потребность в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  • Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, планировать пути достижения целей, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по плану, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свой результат;
  • Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия членов группы; обсуждать результаты совместной деятельности.
  • Познавательныепроявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, строить сообщения в устной и письменной форме.

Критерии достижения планируемых результатов

Базовый уровень «ученик научится»:

  • А1. Знает и может охарактеризовать инструментальный концерт А.Вивальди Времена года
  • А2. Может рассказать правила исполнения жанра концерт для скрипки   с оркестром (тембр, динамика, мелодика, ритм).
  • А3. Умеет пользоваться вокально-хоровыми навыками при исполнении песен (дикция, звуковедение, дыхание).
    Повышенный уровень «ученик получит возможность научиться»
  • В1. Может назвать имена выдающихся зарубежных композиторов и художников - эпохи барокко и называть их произведения.
  • В2. Умеет рассуждать (с опорой на восприятие музыкальных произведений - шедевров музыкального искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства, роли и месте жанра концерт в истории музыкального искусства.
  • В3. Умеет оценить особенность в исполнения жанра концерт для скрипки с оркестром, с позиции своей эпохи и используя средства выразительности и правила исполнения данного жанра.

 

Опорные: искусство, эпоха, век, оркестр, скрипка, виды музыки, мастер, автор, музыкант, жанр.
Новые: инструментальный концерт, камерная музыка, барокко, рококо.

Организация образовательного
пространства

Формы, приемы работы

Методы и технологии работы

Ресурсы

Приемы: беседа, рассказ, игра «искусствоведы», технологии ИКТ

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: 1.эмоциональный метод мотивации (создание ярких наглядно-образных представлений), наглядный, практический, словесный.

2.Педагогические технологии: Технология продуктивно-творческой деятельности; Игровые технологии;

Информационно-коммуникационные технологии

Аудиовизуальные: видеоряд «Эпоха барокко»,
презентация «музыка А.Вивальди», отрывки из фильма " «Вивальди, рыжий священник»"; видео клипы на музыка А.Вивальди "Времена года"; запись музыки композитора
Оборудование: музыкальные инструменты, музыкальный центр
карточки с алгоритмами работы, репродукции картин, работы учащихся, карточки с заданием,

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика/ Осуществляемые и формируемые УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задачи этапа: организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Улыбнитесь друг другу, мне, ведь «С маленькой удачи начинается большой успех!»

Проверьте готовность к уроку. Садитесь на свои места ровно, спинки выпрямили. Начинаем работать.

Эмоциональный метод мотивации (создание ярких наглядно-образных представлений):

  •  Посмотрите, пожалуйста на видеоряд, определите, в какую эпоху мы сегодня отправимся и определите, какой жанр музыкального искусства представлен в презентации? (инструментальная)
  • Что такое концерт? (это изображение человека; это жанр музыкального искусства)
  • Что вкладывает композитор в изображение человека?
  • Что вы уже знаете о портрете из предыдущих уроков? (узнали этапы развития оркестровой музыки, историю возникновения жанра концерт, некоторые особенности инструментальной музыки разных эпох, виды музыки)

Фиксируют задачу.
Учебно-познавательный интерес к работе.

Формулируют для себя учебно-познавательную задачу.

Активно взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

 

Демонстрируют эмоциональную готовность к уроку и к выполнению требований учителя.
Принимают и сохраняют учебно-познавательную задачу.

Осуществляют самоконтроль.

II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения

Задачи этапа: повторение изученного материала, актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

- Проверим прочность наших знаний.

Задание: работая самостоятельно в карточке, определите № репродукции, который будет соответствовать виду инструментального концерта
по значению композиции:

1.Камерная

2.Симфоническая

По жанровым особенностям:

Концерт, Опера, Симфония

по тембровой структуре:

1) струнные 2) духовые 3) ударные

По виду исполнения:

1) Оркестровая 2) Ансамблевая 3) Сольная

Проверка выполнения заданий по эталону на слайде презентации (Взаимооценка - учащиеся меняются карточками и оценивают правильность выполнения)
Выявления затруднения:

- Определение какого вид задания вызвал у вас затруднение? Почему?

Осуществление поставленной задачи.

Выполнение задания.

Построение логических рассуждений.

Строят сообщения в устной форме
Проявляют учебно-познавательный интерес к работе.

Формулируют собственное мнение.

Принимают и сохраняют учебную задачу.
Осуществляют деятельность по плану.

Осуществляют контроль, оценку действий одноклассников по эталону.
Осуществляют самоконтроль восприятия, осмысления полученных знаний.

Определяют затруднение.

III этап. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Задачи этапа: постановка целей и задач урока, выстраивание плана будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели

На основы выявленного затруднения определите тему урока. (инструментальный концерт)

- Ребята, какие задачи вы поставите перед собой?

Узнать: что такое инструментальный концерт, камерный оркестр, музыка в стиле барокко и рококо; творчество композитора

А. Вивальди писавший музыку в данном жанре

Уметь: давать характеристику данному жанру и её музыкальным особенностям)

Научиться: Определять на слух струнные музыкальные инструменты; определять характер музыки А.Вивальди и композиторов эпохи барокко, её живописные особенности и внутреннюю сущность музыки, портрет с различными музыкальными и живописными материалами

Предложите продуктивную форму работы по решению поставленных вами задач (знакомство с теоретическим материалом, индивидуальная работа по выполнению теста)

Построение логических рассуждений.

Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Формулируют собственное мнение (про себя).
Строят сообщения в устной форме.

Активно взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Формулирование темы и цели урока, определение значимости темы.

Планирование учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

IV этап. Реализация построенного проекта. Осуществление деятельности. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Задачи этапа: Выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности.

Работа с презентацией: Подготовленный учащийся представляет сообщение на тему:

Барокко. В конце 16в. В Италии возник новый стиль. Это название проще всего объяснить с помощь слова «необычное». Слово «барокко» предположительно происходит от Португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.

- Я предлагаю отправиться в небольшое путешествие в эпоху барокко, где жанр концерт для скрипки с оркестром был особенно популярен:

Задание: необходимо внимательно слушать и смотреть, так как для выполнения следующего задание потребуется знание, представленной информации:

1 слайд. Видео ряд

- Какой он - этот мир барокко? – причудливый (красочный, живописный, яркий, галантный, чувственный)

  1. слайд. Кем бы вы хотели представить себя, стать, если бы попали в эту эпоху, и куда бы отправились, чтобы захотели посмотреть? (Дворцы, храмы, пройтись по шикарным залам).
  • Какая должна быть музыка, чтобы соответствовать (гармонировать) с этим картинами, архитектурным стилем
  • Какая это музыка? (живописная, красочная, выразительная, радостная)

4 – 5 слайд. Что общего, между людьми эпохи барокко (17 век) и современными людьми? (Мы также любим, страдаем, любуемся природой, печалимся, радуемся, чувствуем).

6 – 12 слайд. Давайте унесёмся в мир вечной красоты, в мир прекрасного, в мир эпохи барокко?

«Под звуки прошлое встаёт
и близким кажется и ясным
То для меня душа поёт
То веет таинством прекрасным.»

-Давайте определим жанровые и стилевые особенности музыки барокко.

13 слайд Самым популярным жанром этой эпохи был жанр концерт (в особенности концерт для скрипки с оркестром)

Определение понятия «концерт».

Дадим характеристику жанру концерт.

14 - 17 слайд. В эту эпоху, в Венеции, жил композитор А.Вивальди. Среди множества дворцов, соборов была огромная обитель «Приют скорби», состоявший целиком из девочек сирот. Но на самом деле в монастыре никто не скучал. Этим руководил приютом и руководил известный композитор, скрипач, монах А.Вивальди. (Портрет композитора)
Попробуем вглядеться в портрет где изображен А.Вивальди, и определить: характер его музыки по портрету, внешнему виду (весёлый, жизнерадостный, живой)

Прозвище Petro Rosso - рыжий монах  композитор получил   за свой весёлый нрав.

По ассоциации с именем Вивальди

-Как бы вы представили, изобразили слово Вивальди, его фамилию?(вьющаяся, завиток Vivo-живо). Изобразите.
-Охарактеризуйте музыку А.Вивальди;

19 -20 слайд.

-На каком инструменте играл А.Вивальди? Он является создателем такого жанра как инструментальный концерт

21 слайд Назвать состав камерного оркестра

22-23 слайд.

-Какие инструменты звучали в инструментальном концерте?

24-25 слайд 

Самое популярное произведение Вивальди- это концерт «Времена музыки» Владимир Спиваков назвал его «Фреской человеческой жизни», ведь человек проходит тот же путь, что и природа от рождения до смерти. Эти картины природы понятны каждому. Какая же фреска жизни самого А.Вивадьди (история из жизни композитора)

26 слайд Сколько всего концертов в цикле «Времена года»?Почему именно четыре концерта?

  • О чём говорится в этом концерте "Времена года"?
  •  Почему его музыка нравилась народу.

27 слайд 

  • Почему эта музыка живописна?.
  • Что изображал Вивальди в своей музыке? (состояние чувств и душевных переживаний);

28 слайд 

Определить политуру чувств музыки А. Вивальди, в концерт Весна:

1.Характер.

2.Средства Музыкальной Выразительности.

3.Время Года. Месяц.

4.Перечислите все явления природы изображённые в концерте «Времена года»; Угадайте явления природы по звучащему музыкальному отрывку; Соотнесите: явления природы и с чувствами и переживаниями человека:

  • Весна радостная: динамичная, моторная и яркая, ритмичная, подвижная.
  • Весна грустная, дождливая: медленный темп, тихая, грустная, интонация капель дождя.
  • Весна поздняя: тихая, прозрачная (инструмент флейта), светлая, минорная и мажорная (изменчивая), вся тёплая, цветущая природа, медленная.
  • Весна бурная (разгар весны): быстрая бурлящая, динамичная, мажорная.

29 слайд. Композитор А.Вивальди сам пишет поэтические сонеты к своим концертам «Времена года». А слушатель сам угадывает о чём говорится в том или ином концерте.

30 слайд.

(Звучит видео клип на музыку «Гроза» из концерта «Лето»)

Послушайте и определите:

  • Время года
  • Месяц
  • Явления природы
  • Чувства человека на фоне природы
  • Образную сущность музыки
  • Особенность исполнения музыки и средства выразительности

Гроза в душе человека, её неукротимая энергия, страстный порыв чувств, отчаянная решимость»
Разбушевавшаяся стихия выражена:

  • Быстрый темп, стремительная, зажигательная.
  • Виртуозная, «моторная» и повторяющаяся как в роке.
  • Динамичная (много динамичных контрастов)
  • Музыка запоминающаяся
  • Мелодии состоят из коротких повторяющихся мотивов (секвенции)
  • Ритмичная
  • Эмоциональная
  • Эстрадная манера игры.

31слайд.  -Черты какого современного стиля прослеживается в музыке композитора А.Вивальди?:

-В  концерте «Лето» и «Осень» из цикла «Времена года»?

-В пьесе  «Гроза»?

-В каком современном стиле возможно исполнить музыку А.Вивальди.(Метод мотивной экспансии как в роке.)

32 слайд. -В чём секрет музыки Вивальди?

-Почему она оказалась так близка человеку XX века? Почему музыка Вивальди очень популярна в наше время?

  • -Какая должна быть музыка, чтобы соответствовать, гармонировать со стилистикой современной музыки
  • -Назовите общие стилистические особенности музыки Вивальди близкие нашему времени, близкие рок-музыке.

33 слайд. 

Композиторы и художники Итальянского барокко стремились к изображению возвышенного и прекрасного, передавали чувства человека во всей глубине своих переживаний, а природа была частью этих чувств. Композитор А.Вивальди достиг совершенства в своём творчестве .Его Музыка нашла отражение в сердцах людей нашего времени

34 слайд.

 - Давайте создадим формулу красоты эпохи барокко.

- Охарактеризуйте эту эпоху  тремя ключевыми словами.

(Музыка, природа, человек)

35 слайд

«Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души!»

«Чувственная красота искусства»

барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.»

-Дайте развёрнутый ответ этому изречению.

36 слайд. Обобщим общий характер музыки эпохи барокко на примере музыки А.Вивальди.

-В какую эпоху жил композитор А.Вивальди. Дайте краткую характеристику .

37-39 слайд. Исполнение песни «Под музыку Вивальди» или «Непогода». Вокально-хоровая работа.
40 слайд. – А сейчас я предлагаю вам выступить в роли художников реставраторов. Для этого поработаем в группах - четверках. Развернитесь к друг другу и выполните задание. Ребята получают конверты с разрезанными репродукциями.

Задание. Восстановите портрет, склейте его, назовите название и имя автора картины и соотнесите с музыкой А.Вивальди:

Проверка выполнения заданий по эталону на слайде презентации (самооценка группы)

Соотнесите картины с произведениями А.Вивальди

Тесты:

1  группа – Портрет Антонио Вивальди (Франсуа Морелон)

2  группа – Картина художника Клода Лорана- А.Вивальди Концерт «Осень», пьеса ноябрь;

3группа - «Весна» С. Батичелли - А.Вивальди концерт «Весна»;

4 группа – Айвазовский «Девятый вал» -А.Вивальди концерт «Лето», пьеса «Гроза»

41-55 слайд. Тесты:

  • Назовите самый популярный музыкальный жанр эпохи барокко(Инструментальный концерт)
  • Кто из композиторов написал Вариации на тему рококо, а кто концерт «Времена года»
  • Какие иллюстрации соответствуют эпохе барокко? Что лишнее? (инструмент Скрипка, камерный Оркестр или клавесин, рояль )
  • В чём разница между Камерным оркестром и симфоническим?
  • Основная характеристика искусства эпохи барокко: это, изображение природы, светский характер искусства, камерный оркестр и популярность  инструмента скрипки.
  • Музыка эпохи барокко: где исполняли, кто являлся исполнителем этой музыки, вид исполнения, что изображали образы музыки.
  • Узнать по картинке: Музыкальные инструмент эпохи барокко

-Орган

-Клавесин

-Барочная лютня

  • Назовите самый популярный музыкальный жанр эпохи барокко(Инструментальный концерт)
  • Назвать картины великих художников (С.Батичелли «Весна», Клода Лорран «Вики» и Франсуа Морелон «Портрет Вивальди»)
  • Рококо и барокко

Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве .В чем разница?

  • Назовите музыкальные инструменты изображённые на картине художника эпохи барокко.

56-57 слайд. 

 «Я сорвал цветок - и он увял в моей руке

Я поймал мотылька и он умер у меня на ладонях

И тогда я понял, что прикоснуться

к красоте можно только сердцем»

Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Выполняют задания.

Строят сообщения в устной и письменной форме.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Изучают задание, контролируют ход работы по алгоритму.
Осуществляют деятельность по плану.
Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.
Принимают и сохраняют учебную задачу.

ФИЗМИНУТКА

(танец под музыку Вивальди)

V этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (первичное закрепление с комментированием во внешней речи)

Задачи этапа: самостоятельное решение типовых заданий на новый способ действия с проговариванием результатов вслух

Перед выполнением практического задания учитель показывает на доске как правильно нужно работать над созданием словесного портрета.

Задание: создать живописный словесный портрет выраженный в музыке Вивальди. - Подумай, какие музыкальные сочетания (средства выразительности) лучше выразили характер и настроение музыки.

Учащиеся выполняют творческое задание.
Работают над созданием «Музыкального портрета»

Обсуждают качество выполнения задания.
Указывают на пути исправления ошибок и улучшения результатов.

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха

VI этап. Рефлексия деятельности

Задачи этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Обсуждение итогов урока.

- Каковы были тема и цель урока?

- Достигли поставленной цели?

- Назовите известного композитора эпохи барокко; художников эпохи барокко.

Рефлексия:

Взаимооценивание:

- Объясните, почему вам понравилась музыка Вивальди?

Нарисовать музыку Вивальди и выразить чувства передаваемой в музыке на бумаге

Оценка учителя: учитель анализирует работу обучающихся на уроке, отмечает положительные результаты.

«Я сорвал цветок - и он увял в моей руке

Я поймал мотылька и он умер у меня на ладонях

И тогда я понял, что прикоснуться

к красоте можно только сердцем»

Рефлексия деятельности и содержания деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Выражение своих мыслей полно и точно

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Оценивают достижение поставленной цели урока.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Осуществляют контроль по результату действия.

VII этап. Домашнее задание

Задачи этапа: намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

 

Формулируют себе задание или задачу на дом.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Планирование своих действий.

Зам.директора по УМР                                                                 Комольцева О.И


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем

Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем                 ...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....