Учебное занятие "Опера"
план-конспект по музыке

Талыпова Татьяна Викторовна

Используемая технология "ТРИЗ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия  по теме «Опера».

КДОП «Обучение игре на музыкальных инструментах».

Слушание музыки 4 класс.

Цель урока: развитие умений учащихся анализировать  музыкальное произведение, обобщать информацию, делать выводы и аргументировать свою точку зрения по теме "Опера.

Задачи:

  1. Образовательная:
  • Сформировать у учащихся представление о жанре оперы,  познакомить с историей его развития;
  • знакомство с жанром опера и  основными чертами оперы как музыкально-сценического жанра на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
  • разбор средств музыкальной выразительности, их роль в  раскрытии образа главного героя оперы. На примере Речитатива и арии Ивана Сусанина.
  1. Развивающая:
  • развитие способности размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох.
  • развитие познавательного интереса,
  • развитие творческих способностей учащихся.
  1. Воспитательная:
  • пробудить у учащихся интерес к жанру -опера, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.
  • воспитывать эстетический вкус.
  • воспитывать чувства патриотизма.

Ход учебного занятия

  1. Организационно-мотивационный этап

Деятельность педагога.

  • Рассказывает учащимся об истории возникновения жанра Опера.
  • Задает эвристические вопросы.
  • Подводит учащихся к определению темы занятия.

Деятельность учащихся.

  • Отвечают на вопросы педагога.
  • Слушают музыкальное произведение.
  • Анализируют его по средствам музыкальной выразительности.
  • Определяют тему учебного занятия.

История возникновения оперы.

Шел 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии.

Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них даже Винченцо Галилей – композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея.

Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.

 В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика, и он спустился за ней в подземное царство мертвых.  

Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с одним условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного царства. Но не сдержался Орфей, оглянулся на молившую сжалиться Эвридику и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда.

Грустная история юных влюбленных была разыграна как бы в назидание молодым. Однако поразил всех не сюжет – миф этот был уже давно всем известен, а то, как актеры исполнили его.

Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.

« - Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни…

- Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, - парировали другие…

- Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня. Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как некогда исполнялись в античной Греции трагедии, произносись нараспев. Мы вспомнили, что  в народе поются песни, баллады всегда одним певцом. Это похоже на исполнение древних греков. Мы стали прислушиваться к такому пению, а потом и к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то скорбя или радуясь, то умоляя, упрашивая горячо и страстно! Мы услышали музыку речи.

- Удачная находка! – воскликнул один из присутствующих музыкантов. »

Это действительно была удачная находка. Она положила начало созданию произведений, которые стали называть, в отличие от музыкальных драм, 

Как стали называться эти музыкальные драмы?

Операми, что означало по-итальянски «труд, сочинение».

Учащиеся определяют тему занятия – Опера.

  1. Основная часть

Деятельность педагога.

  • Задает вопросы.
  • Эвристическая беседа.
  • Кратко знакомит с творчеством М.И. Глинки.

Деятельность учащихся.

  • Заполняют схему.
  • Анализируют.
  • Делают обобщение.
  • Слушают музыку. Анализируют ее по средствам музыкальной выразительности.
  • Заполняют  схему.

Стадия вызова: Что вы знаете об Опере?

Аналитический метод. Производят отбор требуемой информации.

Задание. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа смотрит свою презентацию о жанре оперы. Делают свои выводы. (Приложение 1, 2, 3)

Метод. Объединение и систематизация. Стадия осмысления -Учащиеся дают общую характеристику жанра оперы.

Беседа выявляет знания учащихся об опере. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр;

б) в отличие от драматического театра, действующие лица оперы не говорят, а поют и в пении, прежде всего, выявляются характеры героев, выражаются их мысли и чувства;

в) оперный спектакль – красочное зрелище, способное воплотить жизнь народа, нарисовать фантастические и сказочные образы, правдиво передать глубокие человеческие переживания.

Опера быстро завоевала популярность и распространилась не только по всей Италии, но и по всем странам Европы. В каждой стране она приобрела особый национальный характер- это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из её сказаний и легенд), и в характере музыки.

Проблемный вопрос: Почему оперу называют синтетическим жанром? Заполняют кластер "Опера" (Приложение 5)

Учащиеся работают в группах , делают предположения.

Общий вывод: Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств:

  • Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки,
  • сценического действия
  • декораций.
  • Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей:
  • композитор, композитор пишет музыку на литературный текст-либретто
  • либреттист (автор либретто), текст оперы, написанный на сюжет уже существующего литературного произведения
  • балетмейстер,  сочиняет хореографию (от греческих слов: “хорео” - пляска, “графо” - пишу).
  • художник создаёт костюмы действующих лиц и декорации
  • режиссёр сочиняет спектакль.

Именно поэтому, оперу называют синтетическим жанром, от слияния в ней нескольких видов искусств.

Опера, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом.

Знакомство с жанром оперы на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Информация педагога: Михаил Иванович Глинка – родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться играть на фортепиано. Михаил воспитывался в русских народных традициях, до последних дней русская песня была любимой музыкой М.Глинки.

Грянули грозные события Отечественной войны 1812. События этих лет навсегда запечатлелись в юной душе будущего композитора. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки – художника и гражданина.

Второе событие, которое столь же сильно врезалось в память композитора, 14 декабря 1825 года. Утром в тот страшный день Глинка был на Дворцовой площади, потом на Сенатской .Он слышал пушечные выстрелы, направленные против «мятежников», ;среди  них были и его друзья.

Вопрос: По какой части Оперы мы можем определить жанр Оперы?  Слушаем увертюру. Анализируем по средствам музыкальной выразительности. (Приложение 6,7,8)

Делаем общий вывод. Увертюра-это большое оркестровое вступление к опере. Она вводит слушателя в настроение спектакля, воплощает общий характер данного произведения. Увертюра обычно написана в сонатной форме. В ней часто проходят главные мелодии оперы.

А почему опера называется «Иван Сусанин»? Кем он был?

Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.

Почему первое название оперы было «Жизнь за царя»?

Историки утверждают, что Сусанин являлся старостой в селе Домнино Костромского уезда. Интервенты из Польши не знали дорогу в село, в котором находился царь, и спросили у Сусанина, как им добраться. Иван Осипович вызвался лично проводить их до Домнино. Поляки обещали его за это вознаградить. Будущий народный герой вместо села привел их в огромный, непроходимый лес, который сам знал как пять пальцев. Поляки поняли, что деревенский староста их обманул и завел в лес, чтобы погубить. Они были вне себя от злости и убили крестьянина. Однако сами вскоре сгинули в болотах, находящихся в лесу.

Есть мнение, что данное событие произошло в 1612 году, осенью. В качестве доказательства этой даты имеются некоторые сведения. Предания гласят, что Сусанин спрятал Михаила Романова в яме, где на днях сожгли овина, и замаскировал яму обугленными досками.

Слушаем Речитатив и Арию Сусанина из Четвертого действия. Анализ по средствам музыкальной выразительности. Можно ли арию разделить на части? Какого героя вы себе представляете? (Приложение 9)

Видение целостного образа.

Задание (Приложение 10) Выберите из предложенных вариантов образ Сусанина, каким вы себе его представляете после прослушанной музыки. Учащиеся выбирают картинку. на основе выбранной картинки  сочиняют Синквейн - обобщенный образ Ивана Сусанина. (Приложение 9а)

А теперь послушайте, что говорят об Иване Сусанине историки. «Это был мужчина в возрасте 45-50 лет ростом примерно 160 см, с признаками восточно-балтийского типа. Кряжистый, с низким широким лицом и массивной нижней челюстью. Скорее всего, он имел короткий нос, светлые жесткие волосы и светлые маленькие глаза». К сожалению, достоверных фактов о личности Сусанина почти нет. Однако известно, что у него была дочка, которую звали Антонида. Также у него были внуки - Константин и Даниил. В год совершения подвига дочери Ивана было 16лет.

Относительно смерти Сусанина существует 2 версии. Первая, самая распространенная версия, гласит, что он погиб в лесу, на Исуповских болотах. Вторая – он погиб в самом селе Исупово. Данная версия наиболее правдива, так как это подтверждают документы.  Дело в том, что правнук Сусанина ездил с прошением к императрице Анне Иоанновне на получение особых льгот, так как являлся его потомком. В доказательство этому он привел свидетельство о смерти своего прадеда, где было указано данное село.

Иван Осипович Сусанин похоронен в Ипатьевском монастыре.

Рефлексия занятия.  

Деятельность педагога.

  • Задает вопросы.

Деятельность учащихся.

  • Анализируют.
  • Делают выводы.
  • Метод: "Создай паспорт". (Приложение 4 )
  • заполняют карту самооценки (Приложение 13).

Посмотрите на картину. Как вы думаете,  имеет ли эта картина какое-нибудь отношение к образу Ивана Сусанина? (Приложение 11)

Вывод. Сусанин – благороднейший человек, который может служить примером для современников. Его имя по сей день не забыто. О его подвиге рассказывают до сих пор. История нашей страны хранит немало героев, и один из них – крестьянский староста, Иван Осипович Сусанин.

 Иван Сусанин – национальный герой России, простой крестьянин деревни Домнино. Прославился тем, что спас царя Михаила Романова от смерти, увел в сторону польско-литовский отряд, имевший целью уничтожить российского царя. Всему миру известен подвиг Ивана Сусанина, совершенный им более четырех сотен лет назад.

Вот почему опера заканчивается Эпилогом и  заключительным хором «Славься» (Приложение 12). В котором народ славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов, отстоявших свободу России.

Как вы думаете, актуален ли этот Хор в наше время? Почему?

Можно ли образ Ивана Сусанина связать с сегодняшней жизнью?.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опера История и строение оперы Или Шел 1600год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии. Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-композиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей – композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монтеверди. (слайд № 6) Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее. (слайд № 7) « В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика, и он спустился за ней в подземное царство мертвых. Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с одним условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного царства. Но не сдержался Орфей, оглянулся на молившую сжалиться Эвридику и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда …» Грустная история юных влюбленных была разыграна как бы в назидание молодым. Однако поразил всех не сюжет – миф этот был уже давно всем известен, а то, как актеры исполнили его. Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров. « - Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни … - Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, - парировали другие … - Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. – Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как некогда исполнялись в античной Греции трагедии

Слайд 2

Первое место среди музыкально-драматических жанров занимает опера. Опера (от итальянского – «сочинение») - вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.

Слайд 3

В ней объединяются такие виды искусств: Музыка Литература Хореография Изобразительное искусство (декорации, костюмы). Опера – это синтетический вид искусства

Слайд 4

Родиной оперы считается ИТАЛИЯ (16-17вв.), её «отцом» - композитор Клаудио МОНТЕВЕРДИ . Но ещё в Древней Греции актёры исполняли трагедии нараспев , чтобы усилить воздействие на зрителей, а хор под музыкальное сопровождение выражал основную идею произведения.

Слайд 5

Создание оперы начинается с литературной основы – либретто

Слайд 6

Опера открывается увертюрой (с французского – «открытие»).

Слайд 7

Опера состоит из: Действий (актов), а каждое действие состоит из эпизодов: Арий Речитативов Ансамблей (дуэты, трио) Хоровых и инструментальных разделов.

Слайд 8

Проверь себя О П Е Р А М Н Т Е В Е Р Д И Р Б И Л Т Т О Е В У Т Ю Р А Т И Л И Я По горизонтали: Кого называют «отцом» оперы Краткое содержание оперы С неё начинается опера 4. Родина оперы

Слайд 9

АРИЯ – занимает в опере главное место, исполняемая только соло, она полно характеризует героя и раскрывает его мир чувств и переживаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПЕРА

Слайд 2

Опера - это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.

Слайд 3

ИТАЛИЯ

Слайд 5

ФЛОРЕНЦИЯ …Все те искусства, которые служат к развитию лучших духовных сил человека, имеют сродство и связаны между собой как будто некою общей цепью. Цицерон

Слайд 6

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ. V-IV ВВ. ДО Н. Э. САФО И АЛКЕЙ. ПОЭТЫ VII В. ДО Н.Э. РОСПИСЬ КРАТЕРА. V В. ДО Н.Э.

Слайд 7

Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия, декораций и танца.

Слайд 9

Декорация – это оформление сцены и спектакля, общий вид места действия. ХУДОЖНИК А.ВАСНЕЦОВ ХУДОЖНИК А.РОЛЛЕР ХУДОЖНИК И.СУМБАТАШВИЛИ

Слайд 10

ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ ХУДОЖНИК К.КОРОВИН

Слайд 11

ХУДОЖНИК В.ВАСНЕЦОВ ХУДОЖНИКИ Ф.ШЛОССМАН И Х.ЛООСЕН

Слайд 12

Либретто – это литературный текст оперы. Текст может быть издан отдельной книжечкой небольшого формата. Она тоже называется «либретто».

Слайд 13

сцены СТРОЕНИЕ ОПЕРЫ

Слайд 14

Опера может начинаться с пролога (вступительной картины), а заканчиваться эпилогом (заключительной картиной).

Слайд 15

ВОКАЛЬНЫЕ НОМЕРА Вокальные номера – это законченные эпизоды для вокального исполнения. Их можно разделить на сольные, ансамблевые и хоровые.

Слайд 16

Сольные номера предназначены для одного исполнителя.

Слайд 17

Ария – это основное средство музыкальной характеристики оперного героя. Итальянское слово «ария» переводится как «песня», «воздух», «дыхание».

Слайд 18

К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина.

Слайд 19

К сольным номерам относятся песня, романс и монолог. Монолог – сольное музыкальное высказывание персонажа, написанное в свободной форме.

Слайд 20

Речитатив – род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях.

Слайд 21

АНСАМБЛИ

Слайд 22

Ансамблевые номера предназначены для нескольких исполнителей. К ним относятся дуэт, терцет (или трио), квартет, квинтет и т. д. Названия ансамблевых номеров – это латинские и итальянские термины, которые указывают количество певцов в ансамбле.

Слайд 23

ХОРОВЫЕ НОМЕРА

Слайд 24

Хоровые номера – это номера для коллектива исполнителей. Они различаются по составу хоров: мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков.

Слайд 25

ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА Певческие голоса различаются по высоте и характеру звучания – тембру.

Слайд 26

ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА Сопрано Меццо-сопрано Контральто

Слайд 27

Роли юношей и мальчиков-подростков часто пишутся для контральто.

Слайд 28

МУЖСКИЕ ГОЛОСА Тенор Баритон Бас

Слайд 29

ОРКЕСТР Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева

Слайд 30

«…дело оркестровки… дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии, всегда несколько неопределённой в отношении драматического смысла: оркестр должен придать музыкальной мысли определённое движение и колорит – одним словом, придать ей характер, жизнь». М.И.Глинка

Слайд 31

Лейтмотив – это музыкальная тема, связанная с определённым персонажем, чувством, явлением или идеей данного произведения.

Слайд 32

Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения. К ним относятся увертюра, музыкальный антракт, балетные сцены и музыкальные картины.

Слайд 33

Музыкальный антракт – это оркестровое вступление к какому-либо действию оперы. Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене.

Слайд 34

БАЛЕТНЫЕ СЦЕНЫ

Слайд 35

Увертюра – оркестровое вступление к опере. Дирижёр Евгений Светланов

Слайд 37

…Относитесь к опере без всякой предвзятости. Опера-искусство демократическое и доступно каждому, кто хочет им воспользоваться. Познакомьтесь с оперой, быть может, вы её полюбите, и она обогатит вас духовно. Понять оперу не так уж трудно. Надо только захотеть! Борис Покровский. «Путешествие в страну ОПЕРА»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опера

Слайд 2

О́ПЕРА ( итал . opera , букв. — сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас). Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Слайд 3

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка. Римский-Корсаков. Опера Сказка о царе Салтане . Ариозо Царевны-Лебедь В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру , симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет , хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Слайд 4

Разновидности оперы Большая опера (фр. grand-opéra , ранее фр. tragedie lyrique — лирическая трагедия) — возникла во Франции после Великой французской революции из элементов серьёзной и комической опер и сменившая лирическую трагедию в качестве главенствующего направления в музыкальном театре XIX века. Для большой оперы типичны монументальность, драматизм, красочность и декоративность, изобилие сценических эффектов. Большие оперы создавались главным образом на исторические сюжеты, включали развитые массовые сцены. В них использовались большие исполнительские составы — оркестр, хор, балет. Комическая опера — имеет разные направления в зависимости от страны, где она зародилась. В каждой стране сохранялись некоторые формальные особенности комического оперного жанра. В Италии это опера-буффа , во Франции опера-комик , в Германии и Австрии зингшпиль , в Испании тонадилья , в Англии балладная опера . Опера комедийного содержания.

Слайд 5

Любимая зрителями и постановщиками опера - буффа Моцарта в 4-х действиях

Слайд 6

Романтическая опера — музыкально-драматическое произведение, написанное на романтический сюжет, зародившееся в Германии в начале XIX века. Опера-балет (фр. opera-ballet ) — музыкально-театральный жанр, зародившийся во Франции на рубеже XVII -XVIII веков и характерный для придворного театра периода барокко. Оперы-балет красочны и декоративны, состоят обычно из ряда картин, сюжетно почти не связанных, в которых развитые танцевальные сцены сочетаются с ариями, речитативами, ансамблями и другими оперными формами. Опера спасения (фр. opéra de sauvetage ) — получила особое развитие в годы революции, поднимает темы борьбы с тиранией, разоблачения духовенства, прославляет верность, преданность. Этот новый героико-бытовой жанр синтезирует возвышенную героику и бытовой реализм, черты комической оперы и героической трагедии. Опера спасения проложила путь романтической опере XIX веке. Опера-балет

Слайд 7

Оперетта ( итал . operetta , уменьшит. от итал . opera — маленькая опера) — появилась от комической оперы, получив особенное распространение во второй половине XIX века. Смысл термина «оперетта» с течением времени менялся. С XVII века до середины XIX века — небольшая опера. В современном понимании оперетта — один из видов музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором вокальные и хореографические номера чередуются разговорными сценами, а основу музыкальной драматургии составляют формы массово-бытовой и эстрадной музыки. В оперетте используются и специфические оперные формы — арии, ансамбли, хоры, но они обычно более просты и тоже выдержаны в песенно-танцевальном характере. Родственная опере с разговорными диалогами, оперетта отличается от неё общедоступностью музыки. Оперетта Летучая мышь

Слайд 8

Оперный театр Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной. Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йоре (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест). Театр Ла-Скала (Милан) Екатеринбургский театр оперы и балета

Слайд 9

Бородин – Опера «Князь Игорь» («Улетай на крыльях ветра» – песня невольниц).



Предварительный просмотр:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА (ПАСПОРТ) ЖАНРА.

1. Имя.

2. Дата рождения.

3. Место рождения.

4. Особые приметы.

5. Сфера деятельности.



Предварительный просмотр:

Таблица.



Предварительный просмотр:

«Калейдоскоп эмоций – копилка чувств»

( словарь музыкальных терминов для анализа музыкальных произведений)

  1. Радостно
  • Празднично
  • Блестяще
  • Игриво
  • Легко
  • Живо
  • Лучисто
  • Бодро
  • Полётно
  • Ярко

  1. Торжественно
  • Величаво
  • Победно
  • Призывно
  • Роскошно
  • Пышно
  • Шумно
  • Бравурно
  • Грандиозно
  • Ликующе

  1. Энергично
  • Решительно
  • Смело
  • Сильно
  • Гордо
  • Уверенно
  • Отважно
  • Напористо
  • Настойчиво
  • Независимо

  1. Властно
  • Сурово
  • Твердо
  • Чеканно
  • Повелительно
  • Угрожая
  • Царственно

  1. Сосредоточенно
  • Сдержанно
  • Степенно
  • Размеренно
  • Обстоятельно
  • Солидно
  • Строго
  • Чинно
  • Устойчиво

  1. Широко
  • Масштабно
  • Размашисто
  • Весомо
  • Космично
  • Огромно
  • Громадно
  • Бесконечно
  • Емко
  • Веско

  1. Монументально
  • Тяжело
  • Громоздко
  • Грузно
  • Массивно
  • Мощно
  • Могуче

  1. Поэтично
  • Сердечно
  • Напевно
  • Чутко
  • Трепетно
  • Душевно
  • Невинно

  1. Спокойно
  • Мирно

  1. Нежно
  • Ласково
  • Любовно
  • Радушно
  • Приятно
  • Мило

11.Мудро

  • Благостно
  • Покаянно
  • Смиренно

12.Сонливо

  • Вяло
  • Лениво
  • Безвольно
  • Дремотно

13. Сумрачно

  • Хмуро
  • Пасмурно
  • Угрюмо
  • Мрачно
  • Тоскливо
  • Скрыто
  • Глухо

14. Аскетично

  • Надуманно
  • Механически
  • Рассудочно

15. Беспечно

  • Безразлично
  • Отвлеченно
  • Равнодушно
  • Опустошенно
  • Отчужденно
  • Окаменело
  • Рассеянно


Предварительный просмотр:

Средства музыкальной выразительности.

Средства музыкальной выразительности.

Характеристики.

  1. Какая это музыка- Программная или нет.

Программная музыка имеет название, которое помогает нам раскрыть содержание произведения.

  1. Мелодия.

Плавная ,протяжная, отрывистая, широкая, напевная, бодрая, четкая. Восходящая, нисходящая, движение на одном звуке, поступенное, скачками.

  1. Интонация.

Повествовательная.

Вопросительная.

Восклицательная.

  1. Лад.

Мажорный- светлый, радостный, веселый.

Минорный- темный, печальный, грустный.

  1. Жанр.

Песня, танец, марш, вариации, этюд, сонатина, инвенция, соната, пьеса.

  1. Тембр.

Какой инструмент исполняет.

Какой оркестр играет (симфонический, народный, духовой, эстрадный, джазовый)

Какой голос поет (мужской, женский). Солист или ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет)

Какой хор исполняет( мужской, женский, смешанный, детский)

  1. Темп.

Быстрый. Умеренный. Медленный.

  1. Ритм.

Четкий , акцентированный, пунктирный, ровный.

  1. Регистр.

Высокий. Средний. Низкий.

  1. Динамика.

Форте. Пиано. Крещендо. Диминуэндо.

  1. Фактура.

Тип аккомпанемента.

Аккордовая –плотная тяжелая, массивная, звучная.

Арпеджированнная – прозрачная, изящная. Ровные или ломаные арпеджио.

  1. Штрихи.

Легато – плавно, протяжно, певуче.

Нон легато – подчеркнуто, бодро.

Стаккато – отрывисто, легко, изящно.

  1. Форма музыкального произведения.

Можно ли произведение разделить на части. Сколько частей?



Предварительный просмотр:

План построения синквейна

1 строка – заявленная тема или термин (1 существительное или местоимение).

2 строка  – описание признаков, свойств (2 прилагательных или причастия).

3  строка  – образована  3  глаголами  или  деепричастиями,  описывающими

характерные действия предмета или темы.

4  строка – фраза  из  4  слов,  выражающая  личное  отношение  автора  к

описываемому предмету, теме.

5 строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета, темы.



Предварительный просмотр:

Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения

учащегося_____________________

п/п

Критерии оценки

Да

Нет

Затрудняюсь

1

Внимательно слушал произведение

2

Смог точно определить средства музыкальной выразительности

3

Правильно определил форму произведения

4

Точно определил характер музыкального произведения

5

Определил музыкальный образ произведения

Поставьте знак  «+»  в нужной колонке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"

   Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча...