Музыкально – игровая деятельность в ДОУ
методическая разработка по музыке

Музыкально-игровая деятельность в ДОУ является активным средством музыкального воспитания дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-igrovaya_deyatelnost.docx19.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – игровая деятельность в ДОУ

Составила

Музыкальный руководитель

МАДОУ №64

Асхадуллина А.В.

      Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память.

        Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития музыкальной игровой деятельности. В игре ребёнок самосознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности.

        В настоящее время музыка и игра чрезвычайно важны для ребенка, погружаясь в них, он узнает свой внутренний мир и успешно познает внешний мир. Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств .Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
         Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

            Основной принцип музыкально-игровой деятельности : тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.

           Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Чтобы у ребят появилось желание заниматься вне занятий в групповых комнатах необходимы соответствующие условия: кроме музыкальных инструментов, пособий в уголках мы помещаем атрибуты, побуждающие детей к исполнению танцевальных движений, хороводов, инсценированию знакомых песен.

          Значение игровой деятельности :

1) Обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков;

2) Способствует всестороннему развитию ребенка;

3) Расширяет сферу его интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе;

4) Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий;

5) Ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности, укрепление саморегуляции поступков.

Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
Эстетическое отношение к окружающему;
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес к действованию;
Саморегуляцию и самоконтроль;
Внимание, память, мышление;
Ориентировку в пространстве.

Я предлагаю музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением.

Можно выделить три группы музыкальных игр.

Первая группа- игры на развитие внимания.

Вторая группа- игры на развитие памяти.

Третья группа- игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность.

Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третей группы содействуют развитию умственных действий- сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
       Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра.

        Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры мы стараемся проводить или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются.

По форме проведения игры подразделяются на:
— статистические (стоя или сидя);
— игры с движением;
— речедвигательные игры;
— игры- шутки;
— игры- песни;
— артикуляционные игры;
— игры- забавы;
— игры- загадки;
— ритмические игры.
        Статистические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

          Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
         Игры с речью развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

          Игры- шутки активируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально- слуховых представлений.

          Игры- песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

          Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

          Игры- забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Музыкальная игра:

"Мы на луг ходили"

(слова В.Кукловской, перевод с украинского Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко).

Любого ребеночка садят в середину зала (спящий зайчик), а остальные детки становятся

уже полчаса как спит.

Мы на луг ходили, (Дети, взявшись за руки, идут вправо по кругу.)

Вот так, на лугу

Мы ромашки рвали, (Рвут ромашки, наклоняясь к полу)

Вот так, на лугу

Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к щеке.)

Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то вправо, то влево)

Зайка в холодочке

Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке. Обращать особое внимание на работу

В дудочку дудели

В дудочку дудели

Зайку мы будили( Показывают игру на барабане.)

В барабаны били

В барабаны били

Ну-ка просыпайся (Грозят зайке указательным пальчиком в такт музыки.)

Вот так не ленись (Хлопают в

ладоши в такт музыки.)

Ну-ка просыпайся. (Зовут к себе

зайчика, он скачет в середину

круга. Все хлопают, а зайчик

Мы с тобой попляшем

(Свободный танец, прыжки)

        Играя, ребенок все время двигается, жестикулирует, мимирует, перевоплощаясь то в одно, то в другое существо, выражая в своих жестах все переживания воображаемых им существ. Музыкальные игры помогают разностороннему развитию музыкальности детей. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы и т.д. Сюжеты, образы и действия музыкальных игр приближают содержание музыкального произведения к пониманию детей, углубляют переживание и запоминание музыки.

Список используемой литературы

 

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Весёлые праздники и игры для детей и родителей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом 21 век», 2008.

2.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

3.Комисарова Л.И. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников/ Л.И. Комисарова. – М.: Просвещение, 1986. – с.10-12

4.Васько Е.В. Развиваем музыкальные способности. – М.: Мой Мир, 2007.

5.Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, Образовательные проекты, ТЦ Сфера, 2009.

6.Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.:Просвещение, 1981.

7. Гераскина Л. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. –

8.Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980.

9. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.

10. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности

Материалы статьи помогут педагогам  развить у детей младшего школьного возраста музыкальные способности....

Развитие творческого воображения младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности.

Игровые творческие задания для всех видов музыкальной деятельности....

"Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста"

Музыкально-игровая деятельность является не маловажной формой  организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....

«Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей»

Работая с детьми, мы должны помнить,что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить,а факел – который нужно зажечь»....

"Творческое начало ребенка в музыкально-игровой деятельности".

Творческие проявления детей в танцевальной деятельности являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у него...

Статья: музыкально-игровая деятельность

Рекомендации и советы по проведению эффективной музыкально-игровойй деятельности...

Музыкально-игровая деятельность на уроках адаптивной физической культуры для обучающихся 4 класса с ОВЗ

Можно использовать в работе при планировании внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре....